Напоминание

"Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС "


Автор: Зырянова Ирина Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС "
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Технологическая карта как эффективное средство повышения

качества образования в условиях реализации ФГОС

Что такое «технологическая карта»?

Термин “технологическая карта” пришел

в педагогику из технических, точных

производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан

весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы,

производственное

оборудование,

инструмент,

технологические

режимы,

время,

необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического

взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая

карта

это

новый

вид

методической

продукции,

обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной

школе

и

возможность

достижения

планируемых

результатов

освоения

основных

образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС

второго поколения.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по

темам.

Исходя

из

определения

“технологическая карта”, можно выделить те позиции, на

которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

Необходимость

реализации

в

образовательном

процессе

системно -

деятельностного

и

личностно ориентированного подходов требует от учителя не

только детальной операционально -деятельностной структуризации урока, но и

четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Сущность

проектной

педагогической

деятельности

с

применением

технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с

информацией,

описании

заданий

для

ученика

по

освоению

темы,

оформлении

предполагаемых

образовательных

результатов.

Технологическую

карту

отличают:

интерактивность,

структурированность,

алгоритмичность,

технологичность

и

обобщенность информации.

Что дает использование технологической карты

Моделирование

и

проведение

урока

с

использованием

технологической

карты

позволяет

организовать

эффективный

учебный

процесс,

обеспечить

реализацию

предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в

соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на

подготовку

учителя

к

уроку.

Составлением

технологических

карт

урока

занимаются

продвинутые учителя давно.

Задача

технологической

карты,

как

известно,

отразить

так

называемый

“деятельностный подход” в обучении.

На

каждом

этапе

урока

мы

отслеживаем

свою

деятельность

и

ожидаемые

действия

учеников.

Технологическую

карту

урока

можно

рассматривать

как

продукт

мозгового

штурма

учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Технологическая карта урока позволяет учителю:

- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по

освоению темы с учетом цели курса математики;

- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при

более

тщательном

планировании

всех

этапов

урока,

приводящих

к

намеченному

результату;

-

корректировать,

варьировать

и

синхронизировать

действия

всех

субъектов

педагогической деятельности;

- согласовывать действия учителя и ученика;

- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.

Технологическая карта урока позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного

результата;

- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом

этапе освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

Технологическая

карта

позволит

администрации

школы:

контролировать

выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять

необходимую методическую помощь.

При

самоанализе

урока

учитель

нередко

просто

пересказывает

его

ход

и

затрудняется

в

обосновании

выбора

содержания,

используемых

методов

и

организационных

форм

обучения.

В

традиционном

плане

расписана

в

основном

содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический

анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально

детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную

эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности

на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора

содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и

аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

реализацию учителем целей урока;

использование

развивающих

методов,

способов

активизации

познавательной

деятельности обучающихся;

осуществление оценивания и контроля.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую

карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наи большие затруднения

вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов

своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Возможности технологической карты:

- тщательного планирования каждого этапа деятельности;

- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и

операций, приводящих к намеченному результату;

- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

- введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с

выставлением

отметок,

а

связана

с

процедурой

оценивания

себя.

Преимущество

самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные

стороны.

Этапы работы над технологической картой

Параметрами

карты

могут

быть

этапы

урока,

его

цели,

содержание

учебного

материала,

методы

и

приемы

организации

учебной

деятельности

обучающихся,

деятельность учителя и деятельность обучающихся.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный

материал

может

быть

использован

учителями

начальной

школы,

работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно

большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками,

пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не

существует.

Структура технологической карты

Обучение

с

использованием

технологической

карты

позволяет

организовать

эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и

личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с

требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

-

межпредметные

связи

и

особенности

организации

пространства

(формы

работы

и

ресурсы);

- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый

результат,

даются

практические

задания

на

отработку

материала

и

диагностические

задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологические

карты

разработаны

на

основе

технологии

развития

информационно-интеллектуальной

компетентности

(ТРИИК),

которая

раскрывает

общедидактические

принципы

и

алгоритмы

организации

учебного

процесса,

обеспечивающие

условия

для

освоения

учебной

информации

и

формирования

личностных,

метапредметных

и

предметных

умений

школьников,

соответствующих

требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Этапы

На

первом

эт апе

«Самоопределение

в

д еятельности» организуется

стимулирование

интереса

учащихся

к

изучению

конкретной

темы

посредством

ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в

контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника,

основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его

изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение

содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап

имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной

информации

и

является

лишь

частью

содержания

всей

темы.

Количество

блоков

определяется

учителем

с

учетом

принципов

необходимости

и

достаточности

для

реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по

освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на

уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на

2

шаге

организацию

деятельности

учащихся

по

освоению

этой

же

учебной

информации на уровне «понимания»;

на

3

шаге

организацию

деятельности

учащихся

по

освоению

этой

же

учебной

информации на уровне «умения»;

на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения

этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение»,

но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом

требований

логико-информационной

корректности.

Последовательное

выполнение

учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений

работать

с

информацией,

которые

соответствуют

метапредметным

(познавательным)

умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению

следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные

знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на

первом этапе.

На

третьем

этапе

«Интеллектуально-преобразовательной

деятельности» для

выполнения

ситуативного

задания,

учащиеся

выбирают

уровень

выполнения

(информативный,

импровизационный,

эвристический),

способ

деятельности

(индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного

задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта

решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного

задания.

На

четвертом

этапе

«Рефлексивной

деятельности» соотносится

полученный

результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной

деятельности

по

выполнению

ситуативного

задания

в

рамках

изучаемой

темы.

Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для

формирования

личностных,

метапредметных

(познавательных,

регулятивных,

коммуникативных),

но

и

развития

информационно-интеллектуальной

компетентности

младших школьников.

Вывод

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица,

позволяющая

структурировать

урок

по

выбранным

учителем параметрам.

Такими

параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и

приемы организации

учебной

деятельности обучающихся,

деятельность

учителя

и

деятельность обучающихся.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя

и

учащихся

и

результаты

каждого

этапа.

Новый

стандарт

впервые

обязал

вводить

деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется

организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую

учебную

деятельность,

которая

обеспечит

достижения

новых

образовательных

результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь

внимательно

слушает

учителя,

сколько

в

процессе

деятельности

осваивает

знания

и

умения.

Поэтому

в

разработке

каждой

темы

важно

понимать,

какую

деятельность

учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Литература

o

Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с

требованиями ФГОС/ Г.Л. Копотева // Управление начальной школой.- 2011.-№12.-

с.13-18.

o

Безрукова

В.С.

Достоинства

и

недостатки

современного

урока/В.Безрукова//

Директор школы.-2004.-№2.-с.33-37.

o

Лаврентьев В.В.Требования к уроку как к основной форме организации учебного

процесса

в

условиях

личностно-ориентированного

обучения:

методические

рекомендации/В.В.Лаврентьев// Завуч для администрации школ.- 2005.-№1.- с.83-

88.

o

Источник: Конструирование технологической карты урока: научно-методическое

пособие. -Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.Автор: Н.Я.Мороз, доцент

кафедры психологии, педагогики и частных методик.



В раздел образования