Автор: Зырянова Ирина Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС "
Раздел: среднее образование
Тема: Технологическая карта как эффективное средство повышения
качества образования в условиях реализации ФГОС
Что такое «технологическая карта»?
Термин “технологическая карта” пришел
в педагогику из технических, точных
производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан
весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы,
производственное
оборудование,
инструмент,
технологические
режимы,
время,
необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического
взаимодействия учителя и обучающихся.
Технологическая
карта
—
это
новый
вид
методической
продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной
школе
и
возможность
достижения
планируемых
результатов
освоения
основных
образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС
второго поколения.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по
темам.
Исходя
из
определения
“технологическая карта”, можно выделить те позиции, на
которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
Необходимость
реализации
в
образовательном
процессе
системно -
деятельностного
и
личностно ориентированного подходов требует от учителя не
только детальной операционально -деятельностной структуризации урока, но и
четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.
Сущность
проектной
педагогической
деятельности
с
применением
технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с
информацией,
описании
заданий
для
ученика
по
освоению
темы,
оформлении
предполагаемых
образовательных
результатов.
Технологическую
карту
отличают:
интерактивность,
структурированность,
алгоритмичность,
технологичность
и
обобщенность информации.
Что дает использование технологической карты
Моделирование
и
проведение
урока
с
использованием
технологической
карты
позволяет
организовать
эффективный
учебный
процесс,
обеспечить
реализацию
предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на
подготовку
учителя
к
уроку.
Составлением
технологических
карт
урока
занимаются
продвинутые учителя давно.
Задача
технологической
карты,
как
известно,
–
отразить
так
называемый
“деятельностный подход” в обучении.
На
каждом
этапе
урока
мы
отслеживаем
свою
деятельность
и
ожидаемые
действия
учеников.
Технологическую
карту
урока
можно
рассматривать
как
продукт
мозгового
штурма
учителя. И для него важен визуальный образ урока.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по
освоению темы с учетом цели курса математики;
- полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при
более
тщательном
планировании
всех
этапов
урока,
приводящих
к
намеченному
результату;
-
корректировать,
варьировать
и
синхронизировать
действия
всех
субъектов
педагогической деятельности;
- согласовывать действия учителя и ученика;
- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
Технологическая карта урока позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;
- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного
результата;
- выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом
этапе освоения темы;
- соотнести результат с целью обучения;
- обеспечить повышения качества образования.
Технологическая
карта
позволит
администрации
школы:
контролировать
выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять
необходимую методическую помощь.
При
самоанализе
урока
учитель
нередко
просто
пересказывает
его
ход
и
затрудняется
в
обосновании
выбора
содержания,
используемых
методов
и
организационных
форм
обучения.
В
традиционном
плане
расписана
в
основном
содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический
анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально
детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную
эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности
на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора
содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и
аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование
развивающих
методов,
способов
активизации
познавательной
деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую
карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наи большие затруднения
вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов
своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.
Возможности технологической карты:
- тщательного планирования каждого этапа деятельности;
- максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и
операций, приводящих к намеченному результату;
- координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
- введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с
выставлением
отметок,
а
связана
с
процедурой
оценивания
себя.
Преимущество
самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные
стороны.
Этапы работы над технологической картой
Параметрами
карты
могут
быть
этапы
урока,
его
цели,
содержание
учебного
материала,
методы
и
приемы
организации
учебной
деятельности
обучающихся,
деятельность учителя и деятельность обучающихся.
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Данный
материал
может
быть
использован
учителями
начальной
школы,
работающим по разным УМК.
Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно
большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками,
пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не
существует.
Структура технологической карты
Обучение
с
использованием
технологической
карты
позволяет
организовать
эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и
личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с
требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Структура
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
-
межпредметные
связи
и
особенности
организации
пространства
(формы
работы
и
ресурсы);
- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый
результат,
даются
практические
задания
на
отработку
материала
и
диагностические
задания на проверку его понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологические
карты
разработаны
на
основе
технологии
развития
информационно-интеллектуальной
компетентности
(ТРИИК),
которая
раскрывает
общедидактические
принципы
и
алгоритмы
организации
учебного
процесса,
обеспечивающие
условия
для
освоения
учебной
информации
и
формирования
личностных,
метапредметных
и
предметных
умений
школьников,
соответствующих
требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Этапы
На
первом
эт апе
«Самоопределение
в
д еятельности» организуется
стимулирование
интереса
учащихся
к
изучению
конкретной
темы
посредством
ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в
контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника,
основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его
изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение
содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап
имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной
информации
и
является
лишь
частью
содержания
всей
темы.
Количество
блоков
определяется
учителем
с
учетом
принципов
необходимости
и
достаточности
для
реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по
освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на
уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на
2
шаге
—
организацию
деятельности
учащихся
по
освоению
этой
же
учебной
информации на уровне «понимания»;
на
3
шаге
—
организацию
деятельности
учащихся
по
освоению
этой
же
учебной
информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения
этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение»,
но его цель - установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом
требований
логико-информационной
корректности.
Последовательное
выполнение
учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений
работать
с
информацией,
которые
соответствуют
метапредметным
(познавательным)
умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению
следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные
знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на
первом этапе.
На
третьем
этапе
«Интеллектуально-преобразовательной
деятельности» для
выполнения
ситуативного
задания,
учащиеся
выбирают
уровень
выполнения
(информативный,
импровизационный,
эвристический),
способ
деятельности
(индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного
задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта
решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного
задания.
На
четвертом
этапе
«Рефлексивной
деятельности» соотносится
полученный
результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной
деятельности
по
выполнению
ситуативного
задания
в
рамках
изучаемой
темы.
Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для
формирования
личностных,
метапредметных
(познавательных,
регулятивных,
коммуникативных),
но
и
развития
информационно-интеллектуальной
компетентности
младших школьников.
Вывод
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица,
позволяющая
структурировать
урок
по
выбранным
учителем параметрам.
Такими
параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и
приемы организации
учебной
деятельности обучающихся,
деятельность
учителя
и
деятельность обучающихся.
Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя
и
учащихся
и
результаты
каждого
этапа.
Новый
стандарт
впервые
обязал
вводить
деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется
организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую
учебную
деятельность,
которая
обеспечит
достижения
новых
образовательных
результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь
внимательно
слушает
учителя,
сколько
в
процессе
деятельности
осваивает
знания
и
умения.
Поэтому
в
разработке
каждой
темы
важно
понимать,
какую
деятельность
учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
Литература
o
Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с
требованиями ФГОС/ Г.Л. Копотева // Управление начальной школой.- 2011.-№12.-
с.13-18.
o
Безрукова
В.С.
Достоинства
и
недостатки
современного
урока/В.Безрукова//
Директор школы.-2004.-№2.-с.33-37.
o
Лаврентьев В.В.Требования к уроку как к основной форме организации учебного
процесса
в
условиях
личностно-ориентированного
обучения:
методические
рекомендации/В.В.Лаврентьев// Завуч для администрации школ.- 2005.-№1.- с.83-
88.
o
Источник: Конструирование технологической карты урока: научно-методическое
пособие. -Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.Автор: Н.Я.Мороз, доцент
кафедры психологии, педагогики и частных методик.