Напоминание

Школьная библиотека XXI века


Автор: Серикова Марина Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МУ "Центр образования"
Населённый пункт: п.г.т. Пангоды, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Школьная библиотека XXI века
Раздел: среднее образование





Назад




Школьная библиотека XXI века

С е р и ко в а

М . В . ,

д и р е к т о р

М ОУ

« Ц е н т р

образования», п.г.т. Пангоды

Школьная библиотека сегодня – это информационный ресурс, а не «вспомогательная» структура

ш кол ы . Зон

ирование

коммуникативно-информационного

библиотечно-издательского

медиа

центра

позволяет реализовать современные образовательные стандарты, которые предполагают формирование

метапредметных компетенций обучающихся.

Начнем

с общекультурной компетенции. Мы приняли на себя функции социо-культурного

центра, организующего досуг обучающихся. Большое внимание уделяется овладению эффективными

способами организации свободного времени. Выполняя культурные и досуговые функции, Библиотека

поддерживает ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину

мира. Например, традиционные праздники, игры

«Славянская письменность», «Праздник книги»,

«Библиотекарь - звучит гордо».

Компетенция личностного самосовершенствования определяется тем, что наши обучающиеся

овладевают умениями и навыками саморазвития и самоопределения, построением индивидуальной

образовательной траектории. Для этого нами разработан Календарь самосовершенствования, в котором

обучающиеся ставят цели и строят успешные жизненные планы.

Коммуникативные

компетенции развиваются

на

Дискуссионной

площадке

Библиотеки

«Преодолей себя». Работа на этой площадке развивает навыки работы в группе, обеспечивает овладение

различными социальными ролями в коллективе. Чудо-шкаф «Книговорот» позволяет обучающимся

развивать навыки взаимодействия с удаленными людьми.

Информационные

компетенции. Возможность

овладеть

современными

средствами

информации

и

информационными

технологиями

обучающиеся

получают

при

работе в

информационной зоне. На уровне дошкольного образования, дети в целях релаксации прослушивают

аудиопроизведения.

Работа

клуба

дистанционного

клуба

«Информина»

в

рамках

внеурочной

деятельности позволяет повышать информационную культуру школьников. Организовать обучение без

границ

и

расширить

спектр

источников

информации

позволяет

использование

ЭФУ

издательства

«Просвещение» в образовательном процессе 5 и 6-х классов.

Социально-трудовые компетенции обучающихся развивают Библиотечные профессионально-

деятельностные

игры:

«Библиотекарь

звучит

гордо!»,

выставки

«Кто

ты,

газовик?»,

«Профессиональные

династии»

и

др.

Они

несут

глубокую

профориентационную

направленность.

Старшеклассники

учатся

анализировать

ситуацию

на

рынке

труда,

овладевать

этикой

трудовых

и

гражданских взаимоотношений.

Учебно-познавательная компетентность. Библиотека проводит по субботам День семейного

чтения, где обучающиеся и родители читают по ролям, участвуют в литературных миниатюрах, задают

различные

вопросы.

Мы

рассматриваем

семейное

чтение

как

совместную

по

формированию

читательской

грамотности

1, стр.76

. По выражению В.А. Сухомлинского это книги составляют

«книжное ядро», «золотую библиотеку детства». Мы считаем, что важен уровень понимания и

восприятия

текста

ребенком,

а

он

зависит

от

осознания

родителями

важности

проведения

подготовительного этапа к чтению и умению правильно организовать сам процесс чтения. Кроме

того, семейное чтение является способом развития навыков общения. Л.Н. Толстой говорил, что

«если ребёнку не дали рассказать, то тем самым убили у него интерес к познанию, задержали его

психическое развитие, ограничили его понимание»

2, стр.56

. Положительным в нашем опыте

является организация послечтения, которое основано на анализе творческих работ детей

3, стр.25

.

Внедрение

новых

форм

работы

в

практику

работы

библиотеки,

выход

в

глобальную

сеть

Интернет значительно повышает роль библиотеки в формировании ключевых компетенций учащихся.

Список литературы

1.

Чтение как увлечение / сост. О.Л. Кабачек. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. -

176 с.

2.

Л. Н. Толстой : сборник статей : пособие для учителей / под общ. ред. Д. Д. Благого . –

Москва : Учпедгиз, 1955 . – 472 с.

3.

Читающая Россия: роль библиотек в создании культа книги и чтения: выступления участников

научно-практической конференции 27-29 сентября 2005 г. - Нижний Новгород, 2005. - 115 с.



В раздел образования