Автор: Серикова Марина Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МУ "Центр образования"
Населённый пункт: п.г.т. Пангоды, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Школьная библиотека XXI века
Раздел: среднее образование
Школьная библиотека XXI века
С е р и ко в а
М . В . ,
д и р е к т о р
М ОУ
« Ц е н т р
образования», п.г.т. Пангоды
Школьная библиотека сегодня – это информационный ресурс, а не «вспомогательная» структура
ш кол ы . Зон
ирование
коммуникативно-информационного
библиотечно-издательского
медиа
центра
позволяет реализовать современные образовательные стандарты, которые предполагают формирование
метапредметных компетенций обучающихся.
Начнем
с общекультурной компетенции. Мы приняли на себя функции социо-культурного
центра, организующего досуг обучающихся. Большое внимание уделяется овладению эффективными
способами организации свободного времени. Выполняя культурные и досуговые функции, Библиотека
поддерживает ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину
мира. Например, традиционные праздники, игры
«Славянская письменность», «Праздник книги»,
«Библиотекарь - звучит гордо».
Компетенция личностного самосовершенствования определяется тем, что наши обучающиеся
овладевают умениями и навыками саморазвития и самоопределения, построением индивидуальной
образовательной траектории. Для этого нами разработан Календарь самосовершенствования, в котором
обучающиеся ставят цели и строят успешные жизненные планы.
Коммуникативные
компетенции развиваются
на
Дискуссионной
площадке
Библиотеки
«Преодолей себя». Работа на этой площадке развивает навыки работы в группе, обеспечивает овладение
различными социальными ролями в коллективе. Чудо-шкаф «Книговорот» позволяет обучающимся
развивать навыки взаимодействия с удаленными людьми.
Информационные
компетенции. Возможность
овладеть
современными
средствами
информации
и
информационными
технологиями
обучающиеся
получают
при
работе в
информационной зоне. На уровне дошкольного образования, дети в целях релаксации прослушивают
аудиопроизведения.
Работа
клуба
дистанционного
клуба
«Информина»
в
рамках
внеурочной
деятельности позволяет повышать информационную культуру школьников. Организовать обучение без
границ
и
расширить
спектр
источников
информации
позволяет
использование
ЭФУ
издательства
«Просвещение» в образовательном процессе 5 и 6-х классов.
Социально-трудовые компетенции обучающихся развивают Библиотечные профессионально-
деятельностные
игры:
«Библиотекарь
–
звучит
гордо!»,
выставки
«Кто
ты,
газовик?»,
«Профессиональные
династии»
и
др.
Они
несут
глубокую
профориентационную
направленность.
Старшеклассники
учатся
анализировать
ситуацию
на
рынке
труда,
овладевать
этикой
трудовых
и
гражданских взаимоотношений.
Учебно-познавательная компетентность. Библиотека проводит по субботам День семейного
чтения, где обучающиеся и родители читают по ролям, участвуют в литературных миниатюрах, задают
различные
вопросы.
Мы
рассматриваем
семейное
чтение
как
совместную
по
формированию
читательской
грамотности
1, стр.76
. По выражению В.А. Сухомлинского это книги составляют
«книжное ядро», «золотую библиотеку детства». Мы считаем, что важен уровень понимания и
восприятия
текста
ребенком,
а
он
зависит
от
осознания
родителями
важности
проведения
подготовительного этапа к чтению и умению правильно организовать сам процесс чтения. Кроме
того, семейное чтение является способом развития навыков общения. Л.Н. Толстой говорил, что
«если ребёнку не дали рассказать, то тем самым убили у него интерес к познанию, задержали его
психическое развитие, ограничили его понимание»
2, стр.56
. Положительным в нашем опыте
является организация послечтения, которое основано на анализе творческих работ детей
3, стр.25
.
Внедрение
новых
форм
работы
в
практику
работы
библиотеки,
выход
в
глобальную
сеть
Интернет значительно повышает роль библиотеки в формировании ключевых компетенций учащихся.
Список литературы
1.
Чтение как увлечение / сост. О.Л. Кабачек. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. -
176 с.
2.
Л. Н. Толстой : сборник статей : пособие для учителей / под общ. ред. Д. Д. Благого . –
Москва : Учпедгиз, 1955 . – 472 с.
3.
Читающая Россия: роль библиотек в создании культа книги и чтения: выступления участников
научно-практической конференции 27-29 сентября 2005 г. - Нижний Новгород, 2005. - 115 с.