Напоминание

Школьная научно–практическая конференция как форма оценки качества знаний обучающихся в условиях реализации ФГОС.


Автор: Михейкина Наталья Геннадьевна
Должность: заместитель директора
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 п. Нарышкино
Населённый пункт: Орловская область Урицкий район п. Нарышкино
Наименование материала: статья
Тема: Школьная научно–практическая конференция как форма оценки качества знаний обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая

группа

учителей

школьной

инновационной

площадки

МБОУ

СОШ

1

п

.

Нарышкино

Школьная научно–практическая конференция как форма оценки

качества знаний обучающихся в условиях реализации ФГОС.

В настоящее время одной из основных задач современного образования

становится

раскрытие

потенциала

всех

участников

образовательного

процесса,

представление

им

возможностей

проявления

творческих

способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности оценки

образовательного

процесса.

Поэтому

от

учителя

на

сегодняшний

день

требуется

владение

новыми

педагогическими

технологиями,

формами,

методами обучения и воспитания, которые позволяют всесторонне развивать

личность ребенка, его индивидуальность, творчество.

Ребенку свойственно

проявление инициативы в разных видах

деятельности. Учителю очень важно заметить эту инициативу, поддержать и

развить ее, положив в основу задачу формирования способности, мыслить

самостоятельно, добывать и применять знания на практике, планировать свои

действия, плодотворно сотрудничать. На наш взгляд, наибольший эффект в

достижении

поставленных

задач

может

быть

достигнут

в

условиях

организации проекто-исследовательской деятельности учащихся.

Уже в начальной школе мы выявляем таких учеников, которые читают

словари

и

специальную

литературу,

ищут

ответы

на

свои

вопросы

в

различных областях знаний, помимо учебников. Поэтому так важно именно

в школе выявить детей, которые интересуется различными областями науки и

техники, помочь им претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников

на

дорогу

поиска

в

науке,

помочь

наиболее

полно

раскрыть

свои

способности. Для этой цели в образовательной организации как одно из

основных форм работы с одаренными детьми создано и существует научное

общество учащихся «Эрудит». Оно имеет несколько направлений: физико-

математическое, филологическое, естественно-научное.

Работа

по

проекто-исследовательской

деятельности

учащихся

в

школе начинается с 1 класса. Дети учатся наблюдать и экспериментировать,

проходят

весь

путь

исследовательской

деятельности

от

определения

проблемы до представления

полученных результатов. Особое внимание

уделяется

внеурочной

деятельности

учащихся.

Система

внеурочной

деятельности

у

нас

в

школе

предусматривает

кружковые

занятия

исследовательской направленности:

«Умники и умницы», «Учусь создавать

проект»,

«Юный

академик»,

«Занимательная

математика»,

которые

способствуют

развитию

логического

мышления,

познавательных,

исследовательских способностей учащихся. Начало любого исследования –

выбор темы. В основном она носит экспериментальный характер (проведение

собственных

опытов,

наблюдение

за

определенными

явлениями)

или

теоретический (изучение и обобщение сведений, содержащихся в книгах,

фильмах

и

других

источниках

информации).

Ребят

интересует

разное:

и

поведение

домашних

животных,

и

планеты

Вселенной,

и

героические

страницы Великой Отечественной войны, и загадочные явления культуры.

На первых занятиях учитель знакомит учащихся с темами исследований,

которые могут быть даны как в рамках учебно-методического комплекса, так

и

предложены

самими

учащимися.

Как

правило,

рекомендации

к

этим

проектам не ограничивают свободы учителя и учеников, дают возможность

проявлять

инициативу

и

предлагают

возможность

выполнять

другие

проекты.

В процессе работы над проектом у ребенка

могут возникнуть

трудности,

и

здесь

на

помощь

приходит

учитель,

роль

которого-

быть

координатором, участником и помощником. Наши учителя обозначают тему

так, чтобы учащиеся сумели развить идею и успешно воплотить ее в проект.

В течение учебного года с учащимися ведутся занятия под руководством

учителей-предметников, педагога- библиотекаря, психолога, дети работают с

различными

источниками

информации,

обобщают

полученные

знания,

обсуждают

с учителем промежуточные

результаты.

Лучшие работы

предоставляются

на

общешкольную

научно-практическую

конференцию.

Цель

школьной

конференции

повышение

уровня

владения

навыками

исследовательской

деятельности

учащихся,

развитие

коммуникативных

навыков,

повышение

уровня

образования

школьников,

популяризация

научных

знаний

среди

молодежи, совершенствования

знаний

учащихся

в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания,

приобретения,

а также

понимания

глубокой

связи,

существующей

между

отдельными учебными дисциплинами.

В конце 2016-2017 учебного года у нас в школе прошла научно-

практическая

конференция

«Эрудит

-2017».

Обучающиеся

2-10

классов

защищали свои исследовательские и творческие проекты, используя разные

формы

защиты

проектов.

Защита

проектов

проводилась

по

нескольким

направлениям

(научным

секциям):

«Математика»,

«Русский

язык

и

литература», «Естествознание», «Проекты обучающихся начальных классов».

Руководство

по

подготовке

конференции

осуществляла

группа

старшеклассников,

входящие

в

состав

школьного

научного

общества

«Эрудит».

На

их

плечи

легли

все

организационные

вопросы,

которые

согласовывались

с

заместителем

директора.

На

общем

собрании

представителей

секций, руководством научно-практической конференции

была

составлена

программа

работы

конференции

(темы

докладов,

подготовка

стендовых

материалов,

вопросы

для

дискуссии,

руководители

секций, критерии оценивания работ).

На торжественном закрытии конференции дети, подготовившие

лучшие

работы

были

награждены

дипломами

1,

2,3

степени

и

вошли

в

состав

школьного научного общества.

По завершении конференции был организован «круглый стол», в

котором

принимали

участие

учащиеся,

руководители

методических

объединений,

учителя-предметники.

Участники

подводили

итоги,

высказывали

замечания

и

предложения.

В

течение

всего

дня

работали

корреспонденты школьной газеты. Они присутствовали на заседаниях, брали

интервью, фотографировали участников мероприятия. Лучшие работы будут

опубликованы

в

школьном

сборнике

материалов

научно-практической

конференции «Я- исследователь».

Система работы школы организована таким образом, что одаренные

дети

участвуют

в

целом

комплексе

мероприятий,

способствующих

их

всестороннему развитию: муниципальная ученическая конференция «Первые

шаги

в

науку»,

областной

конкурс

водных

проектов

старшеклассников,

областной

конкурс

«

Юные

исследователи

сельскохозяйственного

производства»,

муниципальная краеведческая конференция «Русь Великая»,

региональный информационно- поисковый проект «Мы помним твой подвиг,

Отчизны Солдат»,

Международный детский экологический форум «Зеленая

планета»,

всероссийский конкурс проектов

«Человек и космос»,

«Мир

вокруг нас. Солнечная система». Банк данных одаренных детей пополняется

именно за счет данного рода мероприятий.

Подводя

итоги

можно

сказать,

что

научно-исследовательская

деятельность

как

личностно-ориентированная

технология

способствует

умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формирует

и

развивает

компетентность

в

области

использования

информационно-

коммуникационных технологий. Такая форма организации учебного процесса

повышает качество образования, результативность учебного процесса.



В раздел образования