Автор: Санникова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад№8 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Ханты- Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно-тематическое планирование по теме "Я живу в Югре"
Раздел: дошкольное образование
Календарно-тематическое планирование по теме: «Я живу в Югре»
Старший дошкольный возраст
Задачи
Познавательное
развитие: Развивать желание узнать что-то новое и интересное. Расширять знания детей о
родном городе, крае, о природных условиях, о своеобразии жизни коренных народов Севера (жилище, одежда,
труд, традиции).
Социально-коммуникативное
развитие: Воспитывать любовь к родному краю через историческое прошлое.
Развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться,
считаться с мнением других, справедливо решать споры, дружелюбность). Предоставлять детям возможность
реализовывать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей
Речевое развитие: Учить детей составлять связный, последовательный рассказ о своём крае.
Развивать речевую активность, рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Обогащать словарный запас детей.
Художественно-эстетическое развитие: По средствам литературных произведений способствовать воспитанию
у детей любви к родному краю.; продолжать знакомить с народным орнаментом ханты и манси; развивать
художественное восприятие и воображение детей;
Физическое развитие: развивать двигательную активность, координацию движения, глазомер, ловкость,
ориентировку в пространстве посредством проведения подвижных игр.Формировать осознанную потребность в
двигательной активности и физическом совершенствовании.
Первая неделя
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Первая половина дня
Уроки «Югорки» Беседа
«Путешествие в прошлое
нашего края» - развивать
желание узнать что-то новое и
интересное. Расширять знания
детей о родном крае, его
историю. Познакомить с
символикой края: флаг, герб.
Рассматривание иллюстраций
ХМАО. (чем славится, история
появления города).
Уроки «Югорки» Беседа
«Путешествие в прошлое
нашего края» - развивать
желание узнать что-то новое и
интересное. Расширять знания
детей о родном крае, его
историю. Познакомить с
символикой края: флаг, герб.
Рассматривание иллюстраций
ХМАО. (чем славится, история
появления города).
Ритуал приветствия
«Здравствуй, небо!» - создание
положительного настроя в
группе; развивать умение
использовать в общении друг с
другом ласковые слова.
-
Слайдовая
презентация
«Достопримечательности
города»
-
Проблемная
ситуация:
Конверт с рассыпанным флагом
Ханты-Мансийска. (Решение
проблемы)
-
Д/игра:
«Собрать
фланг»
«Найди герб своего города»
Что
изображено
на
флаге
города?
Р а с с к а з
и
п о я с н е н и е
воспитателя.
Прослушивание
гимна,
как
о
самой главной песне города.
- Самостоятельное
художественное творчество в
ИЗО центре - раскраски с
достопримечательностями города.
-
Рассматривание
альбома.
«Наш
город»
-
закрепить
з н а н и я
о
достопримечательностях
города.
П о
ф о т о г р а ф и я м
узнавать знакомые места, уметь
о п и с ы в а т ь
д а н н у ю
Тема дня: «Богатство
Югры»
Появление в группе
сундучка.
Предположение детей что в
нем может быть.
В сундучке лежат колба с
нефтью, кусочек коры
дерева, колба с водой, в
течение дня дети
выясняют, почему же это
считается богатством.
-Уроки «Светофорика» -
Нарисовать с детьми
маршрут от детского сада
до музея нефти и газа. Во
время работы закрепление
правил ПДД.
Ситуативный разговор.
«Встреча с нефтяником»
Расширять и углублять
знания и представления
детей о работе людей,
работающих в нефтяной
промышленности.
Расширять словарь детей
(буровая вышка, геологи,
лаборант, оператор,
бурильщик...).
Рассматривание
альбома
« И з д е л и я
и з
н е ф т и »
-развивать
познавательный
интерес детей
Просмотр
Тема дня «Животный мир
Югры»
Проблемная ситуация
«Как сохранить животных
Югры?»
Аутотренинг "Мы - друзья
природы"
- Уроки «Олимпика» -
«Какие спортивные
движения подарили нам
звери» Развивать
познавательный интерес
детей.
- Ситуативный разговор
«Животные нашего края»
(рассматривание
иллюстраций)
Расширять знания о диких
животных, учить детей
составлять небольшой
рассказ по картине с опорой
на имеющиеся у них знания
о внешнем виде животного
и его повадках.
Воспитывать у детей
умение слушать друг друга.
Презентации «Азбука
природы», «Животные
Югры»
развивать познавательный
интерес детей.
Д/и «Птицы северного
края»
Обобщить знания о птицах,
Уроки – «Доктора
Неболейкина»
Проблемная ситуация: «
В аптеках исчезли все
витамины? Как быть?»
«Лекарственные растения
ХМАО-Югры»
Формировать осознанное
стремление быть
здоровыми.
- Ситуативный разговор
о растениях, занесенных
в «Красную книгу ХМАО-
Югры». Расширять знания
детей о родном крае,
вызвать желание
заботиться о растительном
мире края.
-Составление
описательных загадок о
лесе, ягодах и грибах.
Расширять и обогащать
словарный запас детей.
Развивающие игры:
«Разрезные картинки»,
«Путаница», «Растения
луга и поля» развивать
логическое мышление,
-Выставка книг, о
достопримечательность.
- Игровое упражнение: « Кто
больше назовет улиц
города?» (с передачей фишки)
- развивать слуховое внимание
мультимедийного фильма
«От
капельки
нефти
до
зубной щётки».
Центр игры
Д/и «Назови деревья»
закрепить знания о
деревьях родного края»
Словесная игра «Для чего
нужна вода» подвести
детей к пониманию того,
что пресная вода является
настоящим богатством.
Изготовление карты
ХМАО с обозначением
богатств развивать
познавательный интерес
которые обитают в тайге,
дать представление о
перелетных и зимующих
птицах, воспитывать
любовь и бережное
отношение к природе.
Словесное
экспериментирование
«Придумай рифму»
развивать умение подбирать
рифму к словам
Свободное рисование
(трафареты животных)
карандаши.
-
Наблюдения
в
уголке
природы за изменениями
в
календаре
наблюдений
з а
п о г о д о й
– развивать
умение
а н а л и з и р о в а т ь
и з м е н е н и я
п о г о д н ы х
условий
лесном богатстве нашего
края. Расширять
познавательный интерес.
-Экспериментальная
деятельность.
« Г д е
м о ж е т
ж и т ь
растение?»,
«Как
и
чем,
дышит растение?»
Прививать
интере с
к
экспериментированию,
умение делать выводы по
ходу эксперимента.
Пластилинография
«ягоды» -развивать
творческие
способностидетей,
умение выполнять
работу в технике
пластинографии,
Прогулка
Наблюдение за небом –
развивать у детей
наблюдательность, умение
объяснять состояние погоды в
зависимости от явлений в
окружающем мире.
Поисково -
исследовательская
деятельность «Снег» -
рассматривание снега через
лупу, обращать внимание на
изменения.
- Наблюдение за деревьями в
зимнем
убранстве
- обратить
внимание
детей
на
красивые
деревья, укрытые снегом, учить
различать
деревья
в
зимний
период
по
стволу
и
веткам;
развивать
наблюдательность,
интерес к природе, стремление
беречь и охранять её.
-
П/игры:
«Куропатки
и
о х о т н и к и »
« Х е й р о »
-
-Экскурсия в музей
нефти и газа.
-П. и.: « «Беги к дереву,
которое назову»,
«Ручейки и озера»
Цель: закрепить умение
двигаться змейкой, быстро
организовывать круг
Целевая
прогулка
п о
территории детского сада.
Наблюдение
за
птицами,
отметить
какие
п т и ц ы
прилетают
на
у ч а с то к .
В о с п и т ы в ат ь
ж е л а н и е
заботиться о птицах зимой.
-Ассоциативное рисование
на снегу «Следы диких
животных».
-
Т р у д
– отчистить
кормушки от снега насыпать
в них зерно для птиц.
Наблюдение
за
кустарниками, их
приспособлением к
сезонным изменениям.
Формировать умение быть
наблюдательным .
-
Опыт
с
в о з д у хо м .
Потихоньку
выпускают
воздух из надувного шара.
Если подставить руку под
с т р у ю
в ы х о д я щ е г о
в о з д у х а ,
е г о
м о ж н о
почувствовать.
Воздух
Подвижные игры: Подвижные
игры народов Севера:
«Снежная карусель».
Цель: учить действовать по
сигналу воспитателя,
постепенно убыстряя темп бега
в хороводе
Труд: очистить от снега горки.
Игры с элементами
соревнования:
Индивидуальная
р а бот а.
Челночный бег
познакомить с играми народов
ханты, развивать двигательную
активность детей, упражнять в
беге.
-
П р о б л е м н а я
и г р о в а я
с и т у а ц и я
- использовать
с ч и т а л о ч к у
д л я
в ы б о р а
водящего.
-
Т р у д
– сбор
выносного
материала
–
в о с п и т ы ват ь
трудолюбие П/и «Перебежки»
-
развитие
двигательной
активности детей.
-
Кон с т рук ти в н ая
и г р а
«Строим мы дома» - развивать
конструктивные
способности
детей.
- Игры с выносным
материалом – развивать
умение играть дружно со
своими сверстниками. .
- П/и - «Пастухи и олени»
развивать ловкость,
глазомер
«Охотники и куропатки»
закрепить умение бросать
мяч, развивать глазомер,
ловкость
постоянно
перемещается.
Движение
воздуха
–
это
ветер. Надувая воздушный
шар, спросить детей, чем
его надувают. (Воздухом.)
А откуда он берется?
-
Делается
вывод:
в
человеке тоже есть воздух,
которым
мы
при
выдохе
заполняем
воздушный
шар.
-
П / и г р а
«Оленья
упряжка»
Формировать
умение
согласовывать
движения согласно тексту.
Упражнять в ориентации в
пространстве по указанию
взрослого
- Труд – сбор выносного
материала – воспитывать
трудолюбие.
Вторая половина дня
Дид, игра «Подумай и ответь»
- формировать представления о
том, в каких случаях
используется гимн ХМАО.
Сюжетно- ролевая игра:
«Гости» - Формировать у детей
понимание разных
эмоциональных состояний
людей.
Развивать умение
свободно общаться со
взрослыми и детьми.
Заучивание «Гимн Югры»
помочь понять содержание в
целом и отдельных трудных
- Подготовка руки к письму
«Штрихуем дома» - упражнять
в вертикальной штриховке.
-
Трудовые
поручения
–
приводим в порядок группу –
развивать
у м е н и е
р а с п р е д е л я т ь
обязанности.
- Театрализованная
деятельность по сказкам
бабушки Аннэ.
-
Д / и
« Ге р б
го р од а »
-
закрепить представление детей
о гербе родного города; уметь
Викторина «Лес – наше
богатство» закрепить
знания детей. Обогащать
словарный запас детей.
-Оформление выставки
«Экознаки для детей, о
сохранение богатства края »
-Индивидуальная
работа
по
развитию
речи
–
закрепить умение способов
обобщения
-
объединения
предметов
в
группы
по
- Игра – развлечение «По
звериной тропинке»
Повторить
и
обобщить
представления
детей
о
животном
мире
Севера.
Формировать представление
об
услов иях
среды ,
к
которой приспосабливались
животные.
Воспитывать
бережное
отношение
к
природе, любовь к родному
краю,
интерес
к
жизни
коренных жителей
-Д\и «Я знаю…», «Угадай, о
-Р а з в л е ч е н и е
«По
экологической
тропе"
закрепить знания детей о
р а с т и т е л ь н о м
м и р е
родного
края.
Помочь
детям
увидеть
мир,
как
экологическую систему.
-Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие
в
ле с »
з а к р е п л я т ь
у м е н и е
развивать сюжет игры.
Настольно
–
печатные
игры:
« Р а з в и в а ю щ е е
лото», «Северные ягоды и
мест и слов; добиваться
хорошего запоминания .
Коллективная работа плакат-
поздравление к юбилею
округа.- Развивать чувство
композиции
.
Создать
эмоциональный настрой на
выполнение коллективной
работы
Самостоятельная
художественная,
деятельность – «Изготовление
российского герба» развитие
творческих способностей.
Опыты: Тема: «Путешествие
по реке Юганке».
Формировать представление у
детей о свойстве бумаги.
Поощрять выдвижение детьми
гипотез. Воспитывать умение
договариваться друг с другом
для решения общей задачи.
Рассматривание
иллюстраций
выделять герб родного города
из других
знаков.
- Индивидуальная работа по
культурно
–
гигиенических
навыков развивать в мальчиках
и девочках черты свойственные
их
полу
(у
ма льчиков
–
стремление
помочь
девочкам:
уступить место, подать им стул,
первому
п р и в е т с т в о в а т ь ,
пропустить
вперёд
себя
в
дверь; у девочек – умение быть
благодарным,
заботиться
о
других);
-Самостоятельная
д е я т е л ь н о с т ь
в
ц е н т р е
конструирования.
П р е д л о ж и т ь
п о с т р о и т ь
Гостиный двор.
-И г р а
« З а к о л д о в а н н ы й
г о р о д »
- закрепить
п р е д с т а в л е н и я
д е т е й
о б
архитектуре
современных
з д а н и й
и
с о о р у ж е н и й ;
познакомить с архитектурными
особенностями города.
-
Х уд о ж е с т в е н н о
–
продуктивная деятельность -
«Маленькие
художники»
-
(обводить
трафареты
силуэты
м а л ь ч и к а
и
д е в о ч к и ,
раскрасить,
создать
образ
картины)
-
развивать
мелкую
м о т о р и к у
п а л ь ц е в
р у к .
Воспитывать
аккуратно сть,
усидчивость, терпение.
существенным признакам
-Опыты с нефтью, водой,
п е р ы ш к а м и
н е ф т и
развивать
познавательный
интерес детей, дать понять
через
проведенный
опыт,
почему нужно заботиться о
природе.
-Игры с конструктором.
Лего - конструирование.
«Нефтяная буровая »
умение работать по схемам
-С/р игра « Нефтянники» -
закреплять умение
развивать сюжет игры,
распределять роли, вести
ролевое взаимодействие,
использовать в игре ранее
полученные знания.
ком скажу» развивать и
обогащать словарный запас
детей.
-Коллективное создание
книжки - малышки
«Животные наших лесов »
развивать умение
договариваться о
совместном выполнении
работы.
Центр искусства.
Рассматривание альбомов
«Животные Югры в
картинах художников»
прививать любовь к
прекрасному.
-
Конструирование из
бумаги «Где-то на белом
свете» развивать у детей
умение создавать из фигур
декоративные композиции;
учить сопоставлять фигуры
по размеру, располагать их в
определённом порядке,
сочетая по цвету
грибы», «Лиственное или
хвойное»,
Центр искусства.
-Выкладывание
д е р е в ь е в ,
ц в е т о в,
п у г о в и ц а м и
р а з н о г о
размера.
-Хозяйственно-бытовой
труд-
Прививать желание
заботиться о чистоте
игрушек, выполнять
коллективные трудовые
поручения.
Вечерняя прогулка
- Подвижные игры: «Пастухи
и олени» Цель: развивать
ловкость, глазомер
- «Самостоятельная
деятельность детей
воспитывать дружеские
отношения, умение
договариваться и делиться
игрушками
Наблюдение за снегопадом -
уточнить
представления о
свойствах
снега;
закрепить
знания о сезонном явлении —
снегопаде.
- Исследовательская
деятельность - Из какого
снега можно лепить?
Попробовать слепить ком
снега.
- Труд - сбор снега в кучу для
постройки горки - продолжать
работать сообща.
- П/и «Ворона — воробей» -
учить
внимательно
слушать
к о м а н д у
в о с п и т а т е л я ;
р а з в и в а т ь
в н и м а н и е ;
п р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
пространстве.
- Индивидуальная работа по
ФИЗО – «Не сбей флажок» -
продолжать ходить «змейкой»
между предметами, не сбивая
их; развивать внимание и
наблюдательность.
Наблюдение:
совершенствовать умение
самостоятельно наблюдать за
погодой и учиться
передавать свои мысли.
-Подвижные игры:
«Охотники и куропатки»
Закрепить умение бросать
мяч, развивать глазомер,
ловкость,
«Силачи» (перетягивание
каната) учить выполнять
упражнение сообща.
-Индивидуальная работа
по ФИЗО –
«Северные
олени» – упражнение в
ходьбе с соблюдением
равновесия, прыжках,
развивается быстрота,
ловкость, координация
движений
Наблюдение за вечерним
небом. Развивать
наблюдательность, умение
делать умозаключения.
- П/и «Нарты и сани»
прыжки через бумы с ноги
на ногу
-Спортивная эстафета
«ЗОВ Тайги» развивать
двигательную активность
детей .
- Индивидуальная работа
по ФИЗО ( с подгруппой
детей) закрепить умение
двигаться змейкой, быстро
организовывать круг.
И г р ы
с
в ы н о с н ы м
материалом.
- Исследовательская
деятельность – следы на
снегу, развивать умение
определять следы
животных.
П/и
«Найди
пару»
-
упражнять
в
быстром
беге; развивать
ловкость,
б ы с т р о т у
д е й с т в и й ,
умение ориентироваться.
Т р уд предложить
убрать
с н е г
с о
с к а м е е к .
Формировать
желание
трудиться.
Работа с родителями
Беседа с родителями:
«Символика ХМАО, как
доступно рассказать детям»
- Ширма «Зимушка – Зима».
-
Помощь
в
оформлении
центра книги.
П р и в л еч ь
р од и т е л е й
к
о ф о р м л е н и ю
в ы с т а в к и
поделок
«Богатства
нашего
края»
Предложить
родителям
совместно
с
их
детьми
создать
дома
альбом
«Красная книга Югры».
Предложить детям
родителям список
художественных
произведений для
чтения дома
Богатырь и кедровое
зёрнышко» - мансийская
сказка
«Гордый олень» -
мансийская сказка
«Как ворон землю мерил»
-мансийская сказка
«Три сына» -ненецкая
сказка
«Мышка и лось»
-хантыйская сказка
« Кукушка»- ненецкая
народная сказка
«Нарты с золотом» -
хантыйская сказки
Вторая неделя
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Первая половина дня
Утренний
сбор:
Культура
народов
ханты
и
манси.
Приветствие на хантыйском
языке (северный диалект) -
с о з д а т ь
р а д о с т н о е
н а с т р о е н и е ,
з а р я д и т ь
позитивом на весь день.
-
Проблемная
ситуация:
пришла в гости хантыйская
кукла
по
имени
Акань
-
рассказ,
куклы
что
ей
в
школе
задали
домашнее
задание, сделать стенгазету,
приготовить рассказ о своем
малочисленном
народе,
но
она
одна
справиться
не
может
и
просит
помощи
у
ребят.
-
Ур о к и
« Ю г о р к и »
-
Презентация
«В
гости
к
малочисленным
народам
севера».
Д/и
« К о л л е к ц и я »
-
формировать
и
закреплять
знания
детей
о
предметах
обихода, быте народов ханты
и
манси
и
их
традициях,
праздниках.
Игры на развитие мелкой
моторики.
Конструирование
«Хантыйский орнамент»
по схемам - развитие мелкой
Составление
к р о с с во рд а
«Югра»
- расширять
знания
детей о родном крае.
- Музыкальная игра
«Музыкант в чуме» -
знакомить детей с
музыкальными инструментами
и напевами народов манси и
ханты.
-
Рассказывание
по
картине
«Северные олени» - развивать
у
д е т е й
в о о б р а ж е н и е
в
с о с т а в л е н и и
р а с с к а з о в ;
активизировать
лексический
запас
по
теме
(характерные
особенности
внешнего
вида
животного; антонимов: слабый
-
с и л ь н ы й ,
м а л е н ь к и й
–
б о л ь ш о й ) .
У ч и т ь
д е т е й
составлять
небольшой
рассказ
п о
ка рт и н е
с
о п о р о й
н а
имеющиеся
у
них
знания
о
внешнем виде животного и его
повадках. Воспитывать у детей
умение слушать друг друга.
л ь н о е
х у д о ж е с т в е н н о е
творчество
в
ИЗО
центре
-
раскраски животный мир Югры
–
развивать
аккуратность
при
Ритуал
п р и в е т с т в и я
«Котик»
- создание
положительного настроя в
группе; развивать умение
использовать
в
общении
друг
с
другом
ласковые
слова.
- Проблемная ситуация: В
группе
э н ц и к л о п ед и я
виды
спорта
Югры,
но
с т р а н и ч к и
п у с т ы ,
отдельно лежат картинки с
видами
спорта
(решение
проблемы)
-
Беседа
«Люблю
тебя,
мой
край
родной»
-
систематизировать знания
детей
о
родном
крае,
закрепить знания детей о
знаменитых
спортсменах
Югры.
- Слайдовая
презентация: «Виды
спорта Югры» -
расширить знания детей о
видах спорта Югры.
- Д/и «Замри» - развивать
у м е н и е
и з о б р а з и т ь
спортсмена
зимнего
вида
спорта.
- Музыкальное
упражнение - Ходьба
приставным шагом,
Р и т у а л
п р и в е т с т в и я
«Солнышко»
- создание
положительного
настроя
в
группе;
развивать
умение
использовать в общении друг
с другом ласковые слова.
- Работа с картой - в группу
вносится карта Югры, на ней
п е р е в е р н у т ы е
г о р о д а
написанные на карточке.
Открываем те города, которые
известны детям.
- Поэтическая студия «Моя
Югра» - продолжать
знакомить детей с поэтами
Югры.
- Познавательная беседа
«Города Югры» - знакомство
с гербом каждого города.
Н а б л юд е н и я
в
у г о л к е
природы
– развивать умение
отмечать состояние погоды в
календаре
наблюдений
за
погодой.
Д/и
«Здравствуй,
правая
р у к а …
»
-
с о з д а н и е
эмоционального
настроя
и
мотивационной
готовности
к
участию в работе.
-
Ур о к и
« Д о к т о р а
Неболейкина»
- «Как
укрепить
свой
организм
з и м о й »
-
формировать
осознанное
стремление
быть
здоровыми.
- Этическая беседа на тему:
«
Правила
поведения
в
работе с книгой» - закрепить
и
обобщить
знания
детей
о
правилах поведения в работе с
книгой.
Развивать
внимание.
В о с п и т ы в а т ь
б е р е ж н о е
обращение с книгами.
-Творческая
мастерская
« Бра слет
из
б ис ера »
-
закреплять
умение
украшать
б р а с л е т
х а н т ы й с к и м
орнаментом.
Р а з в и в а ю щ и е
и г р ы:
«Разрезные
ка рт и н к и » ,
«Путаница», «Растения луга
и
поля»
-
р а з в и в а т ь
логическое мышление,
- Экспериментирование
«Почему все звучит?» -
подвести детей к пониманию
моторики, закрепление
хантыйского орнамента.
раскрашивании.
- Д/и « Дикие животные»
-
уточнить и расширить
представления детей об образе
жизни ежа, белки, зайца,
медведя, лося, способах их
самозащиты от врагов; учить
замечать основные признаки,
характеризующие понятие
«дикие животные»; учить детей
давать развернутые
высказывания, развивать
фантазию, воображение;
воспитывать интерес, добрые
чувства к животным.
танцевальным.
причин возникновения звука:
колебание предмета.
- Материалы: бубен,
стеклянный стакан, газета,
балалайка или гитара,
деревянная линейка,
металлофон.
Прогулка
Наблюдение за объектами и
явлениями живой природы,
птицами.
- Поисково-
исследовательская
деятельность - «Следы на
снегу»
- П/ игры: (народов ханты
и манси) «Торэх -
журавль», «Щёл» -
развивать быстроту реакции,
координацию, двигательную
активность.
- Труд: собрать выносной
материал, навести порядок
на участке.
Наблюдение
за
деревьями
в
зимнем
убранстве
- обратить
внимание
детей
на
красивые
деревья,
укрытые
снегом,
учить
различать
деревья
в
зимний
период
по
стволу
и
веткам;
развивать
наблюдательно сть,
интерес
к
природе,
стремление
беречь и охранять её.
-
П / и г р ы :
« Ку р о п ат к и
и
о х о т н и к и »
« Х е й р о »
-
познакомить
с
играми
народов
ханты,
развивать
двигательную
активность
детей,
упражнять
в
беге.
- Проблемная игровая ситуация
- Наблюдение за
снегопадом - формировать
представление о свойствах
снега; закреплять знания о
сезонном явлении —
снегопаде; развить чувство
прекрасного.
- Исследовательская
деятельность - Поймать
летящую снежинку на
чистый лист бумаги, рас-
смотрев, определить
свойства снега (снежинка,
пыль, крупа, хлопья).
- Труд - засыпка снегом
корней деревьев на своем
- Экскурсия в городскую
библиотеку – познакомить
д е т е й
с
в ы с т а в к о й
литературы
в
городской
библиотеке,
посвященной
юбилею округа. Поощрять
ж е л а н и е
д е т е й
с а м о с т о я т е л ь н о ,
с
родителями
п о с е щ ат ь
библиотеку,
воспитывать
грамотного читателя.
Б е с е д а
о
п р а в и л а х
поведения на улице и в
библиотеке
– закрепить
ПДД, правила поведения в
общественных местах.
-
П/игры:
«Попади
в
Наблюдение
за
кустарниками, их
приспособлением к сезонным
изменениям. Формировать
умение быть наблюдательным.
-
О п ы т
с
в о з д у х о м .
Потихоньку выпускают воздух
из
надувного
шара.
Если
подставить
руку
под
струю
выходящего
воздуха,
его
можно почувствовать. Воздух
постоянно
перемещает ся.
Движение воздуха – это ветер.
Надувая
воздушный
шар,
спросить
детей,
чем
его
надувают.
(Воздухом.)
А
откуда он берется?
- Делается вывод: в человеке
тоже есть воздух, которым мы
- Игра с элементами
соревнования
«Перетягивание каната»
Индивидуальная работа по
ФИЗО - упражнять в беге с
препятствиями.
- использовать считалочку для
выбора водящего.
- Труд – сбор выносного
материала – воспитывать
трудолюбие.
-
П/и
«Перебежки»
- развитие
двигательной активности детей.
- Конструктивная игра «Строим
м ы
д о м а »
- развивать
конструктивные
спо собно сти
детей.
- Игры с выносным материалом
– развивать умение играть дружно
со своими сверстниками.
участке - развивать умение
работать сообща.
- Игра-соревнование:
«Бой медвежат», «Меткий
оленевод», «Наперегонки»
- развитие двигательной
активности детей,
развивать интерес к
эстафетам, желаю
побеждать.
- Игровая проблемная
ситуация: Нет лыж для
катания, что делать?
(решение ситуации). Учить
детей находить выход из
сложившихся ситуаций
- Индивидуальная работа
по ФИЗО - учить метать
снежки вдаль.
цель»
- учить следить за
направлением
летящего
п р ед м е т а ,
п р а в и л ь н о
рассчитывать и выполнять
движения.
- «Встречные перебежки»
-
развивать умение бегать
и прыгать, не наталкиваясь
друг на друга.
-
Т р у д
- расчистка
от
с н е г а
к о р м у ш е к ,
кормление
птиц
-
воспитывать
положительное отношение
к труду.
п р и
в ы д о х е
з а п о л н я е м
воздушный шар.
- П/игра «Оленья упряжка»
Ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
согласовывать
д в и же н и я
согласно тексту. Упражнять в
ориентации в пространстве по
указанию взрослого
- Труд – сбор выносного
материала – воспитывать
трудолюбие.
П о и с к о в о -
–
исследовательская
дея-ть
« Да леко
-
близко »
-
познакомить детей с тем, как
удаленность от солнца влияет
на температуру воздуха.
- Самостоятельная
деятельность – игры на
участке, на качелях -
воспитывать дружеские
отношения, умение играть в
коллективе
Вторая половина дня
-
Слайдовая
презентация
«Мой
край,
моя
Югра»
-
расширять
знания
детей
о
родном крае.
-
Д / и «Национальная
одежда» - закреплять знание
д е т е й
о
н а ц и о н а л ь н о й
одежде
ханты
и
манси,
называть
из
чего
сделана,
чем украшена, когда, кто и
где носили.
-
С/р
игра
«Экскурсия
в
Подготовка
руки
к
письму
«Штрихуем дома» - упражнять в
вертикальной штриховке.
-
Тр уд о в ы е
п о р у ч е н и я
–
приводим
в
порядок
группу
–
развивать
умение
распределять
обязанности.
-
Интеллектуа льная
и г р а
«Край, в котором мы живем» -
п о в т о р и т ь
и
о б о б щ и т ь
представления детей о животном
мире
Севера.
Ф о рм и р о ват ь
представление об условиях среды,
к
которой
приспосабливались
Организация
д е т с к и х
м и н и
-
с т у д и й
д л я
продуктивной
досуговой
д е я т е л ь н о с т и
-
«Оформление
энциклопедии» - развивать
творческие
способности
детей.
-Деятельность
в
центре
физического
развития.
«Настольный
теннис»
-
развивать
умение
детей
соблюдать правила игры.
- Лего - конструирование
Повествовательные
рассказы из личного и
коллективного опыта: А
что вы знаете о городах,
которые вы назвали? –
развивать умение
составлять связный
рассказ.
- Работа с картой -
измерить линейкой
расстояние между
городами, какой город
ближе всех к Ханты-
Мансийску.
Кве ст
-
п у т е ш е с т в и е
«День
рождения
Ханты-
Мансийска» – закрепление
животных,
лекарственных
растений
и
рыб
Югры.
Р а з в и в а т ь
ч у в с т в о
коллективизма,
сосредоточенность,
внимание,
пространственное
воображение,
фантазию.
Воспитывать
с а м о с т о я т е л ь н о с т ь
в
р а б о т е ,
т в о р ч е с к у ю
стойбище» - обучение детей
реализовывать сюжет игры.
- Индивидуальная работа -
Графические диктанты –
подготовка руки к письму.
Деятельность
в
центре
к
н
и
г
. Рассматривание
а л ь б о м а
« О б ы ч а и ,
праздники,
т р а д и ц и и » ,
ч т е н и е
п о с л о в и ц
и
поговорок.
ж и в о т н ы е .
Воспитывать
бережное
отношение
к
природе,
любовь к родному краю, интерес к
жизни коренных жителей.
-
Индивидуальная
работа
по
КГН
- развивать в мальчиках и
девочках черты свойственные их
полу (у мальчиков – стремление
помочь девочкам: уступить место,
п о д а т ь
и м
с т ул ,
п е р в о м у
приветствовать,
пропустить
вперёд себя в дверь; у девочек –
умение
быть
бл а год а р н ы м ,
заботиться о других);
-Конструирование
из
бумаги
«Где-то
на
белом
свете»
-
р а з в и ват ь
у
д е т е й
у м е н и е
создавать из фигур декоративные
композиции;
учить
сопоставлять
фигуры
по
размеру,
располагать
их
в
определённом
порядке,
сочетая по цвету.
- Создание фотоальбома «Север
– край удивительный» -
воспитывать аккуратность,
усидчивость, терпение.
«Биатлонный
центр»
-
развивать
конструктивные
способности.
- Викторина «Мой край –
Ю г р а
- развивать
у
дошкольников
интерес
к
р о д н о м у
к р а ю ,
е г о
достопримечательностям,
событиям
прошлого
и
настоящего;
обогащать
знания
дошкольников
о
нашей
многонациональной
Родине, познакомить детей
с обычаями и традициями,
народный
т во рч е с т вом
народов Севера – ханты и
манси, воспитывать чувство
уважения
к
традициям
и
обычаям других народов.
В ы с т а в к а
д е т с к и х
р и с у н к о в
« К р а й ,
в
котором я живу»
- Настольные игры: «Я -
спортсмен», « Шахматы»,
«Шашки»,
«Хоккей»
-
развивать
внимательность,
у с и д ч и в о с т ь ,
у м е н и е
соблюдать правила игры.
- Самостоятельное
художественное
творчество в ИЗО центре
- лепка «Раз, два, три,
спортивная фигура
замри» - развивать
творческие способности
детей.
-
Деятельность по
- С/и «Назови
правильно» - тренировать
память, мышление.
- Индивидуальная работа
по
ИЗО
- воспитывать
желание
довести
начатое
дело до конца.
-
С/р
игра
«Почта»
-
развивать
умение
детей
классифицировать
п р е д м е т ы
п о
о б щ и м
признакам,
расширять
с л о в а р н ы й
з а п а с ,
в о с п и т ы ват ь
ч у в с т в о
взаимопомощи.
- « А з б у к а
Ю г р ы »
-
с о с т а в л е н и е
с л о в а р я
терминов.
Художественное
творчество
-
раскрась
герб
п о н р а в и в ш е го с я
города
-
р а з в и в ат ь
а к к у р а т н о с т ь
п р и
раскрашивании.
и н и ц и а т и в у,
у м е н и е
ко н т р о л и р о в ат ь
с в о ю
деятельность.
-
Настольно
–
печатные
игры:
«Развивающее
лото», «Северные ягоды и
грибы», «Лиственное или
х в о й н о е »
- развивать
внимание, усидчивость.
Ц е н т р
и с к у с с т в а
-
к о н с т р у и р о в а н и е
и з
бу м а г и
-
развивать
чувство
коллективизма,
сосредоточенность,
внимание,
пространственное
воображение, фантазию.
-
Хозяйственно-бытовой
труд
- прививать
желание
з а б от и т ь с я
о
ч и с т о т е
и г р у ш е к ,
в ы п о л н я т ь
коллективные
трудовые
поручения.
интересам детей в
игровых зонах - учить
находить занятие по душе,
умение договариваться с
партнером в игре.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за сезонными
изменениями - формировать
п р е д с т а в л е н и я
о б
изменениях
в
природе
в
н а ч а л е
з и м ы
( н о ч ь
становится длиннее, а день
убывает);
учить
различать
характерные приметы начала
з и м ы ,
у з н а в а т ь
и х
в
стихотворениях.
-
Т р у д
- засыпка
корней
д е р е в ь е в
с н е г о м
-
в о с п и т ы в а т ь
ж е л а н и е
оказывать
помощь
живым
объектам.
Цель: воспитывать
чувство
равновесия.
-
Индивидуальная
работа
п о
Ф И З О
-
развитие
д в и ж е н и й
-
о б у ч а т ь
с а м о с т р а х о в к е
п р и
выполнении
движений
на
соблюдение равновесия
-
П / и г р ы «Нарты-сани»,
«Тройной
прыжок»
-
развивать
двигательную
активность детей.
- П/игры: Игра в снежки -
з а к р е п л я т ь
н а в ы к и
в
метании предметов.
- Прыжки на одной ноге.
Наблюдение за снегопадом -
уточнить представления о
свойствах снега; закрепить знания
о сезонном явлении — снегопаде.
- Исследовательская
деятельность - Из какого снега
можно лепить? Попробовать
слепить ком снега.
- Труд - сбор снега в кучу для
постройки горки - продолжать
работать сообща.
- П/и «Ворона — воробей» -
учить внимательно слушать
команду воспитателя; развивать
внимание; продолжать учить
ориентироваться в пространстве.
- Индивидуальная работа по
ФИЗО – «Не сбей флажок» -
продолжать ходить «змейкой»
между предметами, не сбивая их;
развивать внимание и
наблюдательность.
. Наблюдение за рябиной -
расширять знания о рябине;
продолжать наблюдение за
рябиной зимой.
- Исследовательская
деятельность - Сравнить
ягоды до мороза и после.
- Труд - расчистка дорожек
о т
с н е г а
-
оказывать
помощь дворнику.
-
П /и г р а «Кто
скорее
добежит
до
флажка?»
-
о т р а б ат ы в ат ь
н а в ы к и
подлезания под дугу.
- Индивидуальная работа
по ФИЗО - продолжать
отработку техники прыжка
в длину с места;
использовать зрительные
ориентиры.
Сравнительное
наблюдение за воробьем и
с и н и ц е й
- на
примере
с р а в н е н и я
в о р о б ь я
с
синицей
знакомить
с
о с о б е н н о с т я м и
и х
строения,
образа
жизни;
воспитывать
доброжелательное
отношение
к
б р ат ь я м
нашим меньшим.
- Труд - укрепление снегом
корней молодых деревьев -
п о б у ж д а т ь
к
природоохранной
деятельности.
-
П/игры
«Птицы
и
к у к у ш к а »
- развивать
л о в ко с т ь ,
б ы с т р о т у ;
выполнять
характерные
движения по содержанию
игры.
- «Перепрыгни через
нарты» - упражнять в
прыжках на двух ногах с
продвижением вперед.
Индивидуальная работа
по ФИЗО - упражнять в
прыжках в длину с места.
-
П/и
«Найди
пару»
-
упражнять
в
быстром беге;
развивать ловкость, быстроту
д е й с т в и й ,
у м е н и е
ориентироваться.
- Труд предложить убрать снег
со
скамеек
-
формировать
желание трудиться.
- П/ и «Охотники и
куропатки» - закрепить
умение бросать мяч, развивать
глазомер, ловкость.
- Самостоятельная
деятельность детей на
свежем воздухе с выносным и
природным материалом.
Работа с родителями
-Индивидуальные
беседы
« К а к
с д е л ат ь
з и м н ю ю
прогулку с детьми приятной
и полезной».
-
Вернисаж детского
рисунка «Город, в котором я
живу»
Создание
фотоальбома
«Север
–
край удивительный».
- Помощь в составлении
коллекции «Мамонты»
-Индивидуальное
п о ру ч е н и е ;
п ом о щ ь
в
организации
предметно-
развивающей среды;
- Индивидуальные беседы.
В е р н и с а ж
д е т с к о г о
рисунка «Город, в котором
я живу»
- Наглядно -
информационный
материал «Что наблюдать
в природе зимой»
Индивидуальные беседы с
родителями по
интересующим их
вопросам.
- Выставка рисунков «Если
ты
увидишь
Север
–
не
забудешь никогда»