Напоминание

"Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"


Автор: Кондакова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №53"
Населённый пункт: г. Миасс Челябинской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

Развитие изобразительного творчества детей дошкольного

возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

В

соответствии

с

ФГОС

ДО,

художественно-эстетическое

развитие

«предполагает…

реализацию

самостоятельной

творческой

деятельности

детей

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Формирование

активной

творческой

личности

-

одна

из

важнейших

задач

современной педагогической теории и практики. Этот процесс начинается в дошкольном

детстве, когда ребенок через общение со сверстниками и со взрослыми, в широком

контакте с окружающим миром, искусством, творчеством, осваивает социальный опыт.

Дошкольный возраст является сенситивным к творческой деятельности, которая

способствует самовыражению, самоутверждению личности ребенка.

Большой

потенциал

для

раскрытия

детского

творчества

заключен

в

изобразительной деятельности дошкольников и в частности, в рисовании.

Богатейшая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В

меру своих сил и понимания дети легко откликаются на нее, стремятся выразить свои

чувства и мысли в рисунке.

Обязанность воспитателя- приобщить всех своих воспитанников к рисованию -

этому чудесному источнику творческой радости, свойственной даже самым маленьким.

Педагогическая

практика

не

может

быть

сведена

к

одинаковым

приемам

и

методам обучения и задача каждого из нас, искать наиболее эффективные пути обучения

для

формирования

творческой

индивидуальности

ребёнка.

Ведь

в

результате

таких

поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и

успешной!

В

последние

годы

многие

педагоги

всё

чаще

и

чаще

обращаются

к

нетрадиционным художественным техникам. Хотя в учебно- методической литературе

такие техники пока ещё не получили достаточно широкого распространения и являются

скорее

экспериментальными,

практика

убедительно

подтверждает,

что

применение

доступных

нестандартных

изобразительных

материалов

и

техник

рисования

даёт

уникальную

возможность

развивать

изобразительное

творчество

дошкольников,

обеспечивать

живость

и

непосредственность

детского

восприятия,

воображения

и

деятельности.

В

изобразительном

искусстве

имеет

место

большое

многообразие

нетрадиционных художественных техник. Мы подобрали и апробировали несколько видов

техник, доступных детям дошкольного возраста. Среди них есть такие, которые дают

самые неожиданные варианты художественного изображения, так как демонстрируют

необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным достоинством которых

является универсальность использования. Рассмотрим их на примере работы с детьми

средней группы.

Рисование пальчиками («Золотой подсолнушек», «Цыплята гуляют» …);

рисование ладошками («Петушок- красавец в дворике живёт», «Весёлая

семейка» …);

оттиск

печатками

из

овощей

и

фруктов

(картофеля,

моркови,

яблок)

(«Ягодки и яблочки на тарелочке», «Божьи коровки» …);

оттиск

различными

печатками

и

штампами

(«Красивая

кружка

для

бабушки», «Нарядное платье для мамы» …);

тычок ватной палочкой («Яичко расписное», «Душистая черёмуха» …);

оттиск поролоном, ватой, смятой бумагой, кусочком ткани («На что похоже

моё облачко?», «Мой пушистик», …);

тычок

жесткой

полусухой

кистью

(«Заинька

был

серенький,

а

стал

беленький», «В снежных шубках ёлочки» …);

рисование

пластилином

(«Ёлочка

нарядная

в

гости

к

нам

пришла»,

«Выросли цветы небывалой красоты» …);

рисование зубной щеткой, как кистью («Ёлочка, зелёная иголочка», «Мой

кораблик в синем море» …);

восковые мелки + акварель («Праздничный салют», «Рыбки в аквариуме»

…);

свеча + акварель («Вьюга- завируха», «Льдинки и снежинки» …).

Нетрадиционные

техники

рисования

мы

применяем

в

различных

формах

образовательной работы в соответствии с тематикой недели, календарными праздниками,

сезонными изменениями.

Их внедрение вносит разнообразие в занятия изобразительной деятельностью и

эффекты новизны, позволяет шире использовать каждому ребёнку свои изобразительные

возможности,

наиболее

полно

и

ярко

выражать

в

рисунке

свои

представления

и

впечатления об окружающей жизни, создавать свой неповторимый выразительный образ.

Для

содействия

развитию

изобразительного

творчества

детей

и

обогащению

художественной

практики

мы

разнообразили

предметно-

пространственную

художественно- эстетическую среду в группе. В дополнении к традиционным средствам

изображения

для

детского

творчества,

в

нашем

эстетическом

центре

развития

располагаются

разнообразные

необычные

изобразительные

материалы.

Активную

помощь в их подборе оказали родители совместно с детьми.

Это простейшие «печати» из бросового материала: разные пробки, крышечки,

стаканчики,

пуговицы

на

«ножке»,

катушки

от

ниток,

камушки,

детали

от

лего-

конструктора, кубики и т.п.), самодельные печати- клише: из овощей, стиральной резинки,

из верёвочки (на грань кубика или дно крышки приклеиваются узоры из верёвочки);

шаблоны, трафареты, штампы, зубные щётки, кисти с жесткой щетиной, ватные палочки,

стиральные

резинки,

поролон,

вата,

кусочки

ткани,

картона,

бумаги,

свечи,

листья

растений и т. д.

Весь материал хранится в отдельных, ярких, красивых коробках, украшенных

руками

детьми,

с

применением

различных

нетрадиционных

техник

рисования.

Он

доступен

каждому

ребёнку.

Дети

с

большим

интересом

экспериментируют

с

ним

в

самостоятельной художественной деятельности, что принципиально важно для развития

изобразительного творчества дошкольника. Новый изоматериал вводится постепенно, по

мере ознакомления с ним.

Используемые

разнообразные

методы

и

приемы

в

различных

формах

образовательной работы, в которых применялись нетрадиционные техники рисования,

оказали

положительное

влияние

на

развитие

изобразительного

творчества

детей,

их

инициативы, самостоятельности дошкольников. Анализ детских работ показал, что дети с

удовольствием

применяют

выразительные

возможности

нетрадиционных

техник

рисования,

доступных

их

возрасту,

при

создании

художественных

образов.

Об

этом

свидетельствуют результаты диагностик и анкетирования родителей.

Мой

педагогический

опыт

показал,

рисовать

необычными

способами

и

использовать при этом предметы, которые окружают нас в жизни, вызывают у детей

положительные

эмоции.

Разнообразные

нетрадиционные

материалы

и

средства

изображения любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает, и вовлекает их в

творческий

процесс,

побуждает

фантазировать,

пробовать,

думать,

искать,

экспериментировать. Рисуя этими способами, дети уже не боятся ошибиться, ведь они

просты, интересны и доступны каждому. Они обрели уверенность в себе, почувствовали

себя «маленькими художниками». Дети стали творчески смотреть на окружающий мир,

видеть

необычное

в

обычных

предметах

и

явлениях.

Их

рисунки

«живут,

дышат,

улыбаются», а главное, каждый из них стал самоценным для ребёнка произведением,

обладающий

художественной

образностью,

несущий

в

себе

специфические

черты

понимания и отражения им впечатлений об окружающем мире.

Список используемой литературы.

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. -

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 80 с.

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. -

М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.

3.

Давыдова

Г.Н.

Пластилинография

для

малышей.

-

М.:

«Издательство

Скрипторий 2003», 2012. - 84 с. (серия «Детский дизайн»)

5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми

3- 7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе

детского сада. - М.: Мозайка- Синтез, 2010- 128 с.

6.

Лыкова

И.А.

Цветные

ладошки.

Парциальная

программа

художественно-

эстетического развития детей в изобразительной деятельности. - М.: ИД «Цветной мир»,

2014. - 144с.

7. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе

художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно- методическое

пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. - 144 с.

8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа:

учебно- методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011. - 208с.

9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие

для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.

10.

Рисование

с

детьми

дошкольного

возраста:

нетрадиционные

техники,

планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128с.

(Серия «Вместе с детьми»)

11. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванов. - Ярославль:

Академия

развития.

2007-

96

с.:

ил.

(Детский

сад:

день

за

днём.

Практическое

приложение).



В раздел образования