Автор: Кондакова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №53"
Населённый пункт: г. Миасс Челябинской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Развитие изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования"
Раздел: дошкольное образование
Доклад
Развитие изобразительного творчества детей дошкольного
возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
В
соответствии
с
ФГОС
ДО,
художественно-эстетическое
развитие
«предполагает…
реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
Формирование
активной
творческой
личности
-
одна
из
важнейших
задач
современной педагогической теории и практики. Этот процесс начинается в дошкольном
детстве, когда ребенок через общение со сверстниками и со взрослыми, в широком
контакте с окружающим миром, искусством, творчеством, осваивает социальный опыт.
Дошкольный возраст является сенситивным к творческой деятельности, которая
способствует самовыражению, самоутверждению личности ребенка.
Большой
потенциал
для
раскрытия
детского
творчества
заключен
в
изобразительной деятельности дошкольников и в частности, в рисовании.
Богатейшая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В
меру своих сил и понимания дети легко откликаются на нее, стремятся выразить свои
чувства и мысли в рисунке.
Обязанность воспитателя- приобщить всех своих воспитанников к рисованию -
этому чудесному источнику творческой радости, свойственной даже самым маленьким.
Педагогическая
практика
не
может
быть
сведена
к
одинаковым
приемам
и
методам обучения и задача каждого из нас, искать наиболее эффективные пути обучения
для
формирования
творческой
индивидуальности
ребёнка.
Ведь
в
результате
таких
поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и
успешной!
В
последние
годы
многие
педагоги
всё
чаще
и
чаще
обращаются
к
нетрадиционным художественным техникам. Хотя в учебно- методической литературе
такие техники пока ещё не получили достаточно широкого распространения и являются
скорее
экспериментальными,
практика
убедительно
подтверждает,
что
применение
доступных
нестандартных
изобразительных
материалов
и
техник
рисования
даёт
уникальную
возможность
развивать
изобразительное
творчество
дошкольников,
обеспечивать
живость
и
непосредственность
детского
восприятия,
воображения
и
деятельности.
В
изобразительном
искусстве
имеет
место
большое
многообразие
нетрадиционных художественных техник. Мы подобрали и апробировали несколько видов
техник, доступных детям дошкольного возраста. Среди них есть такие, которые дают
самые неожиданные варианты художественного изображения, так как демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов, несомненным достоинством которых
является универсальность использования. Рассмотрим их на примере работы с детьми
средней группы.
•
Рисование пальчиками («Золотой подсолнушек», «Цыплята гуляют» …);
•
рисование ладошками («Петушок- красавец в дворике живёт», «Весёлая
семейка» …);
•
оттиск
печатками
из
овощей
и
фруктов
(картофеля,
моркови,
яблок)
(«Ягодки и яблочки на тарелочке», «Божьи коровки» …);
•
оттиск
различными
печатками
и
штампами
(«Красивая
кружка
для
бабушки», «Нарядное платье для мамы» …);
•
тычок ватной палочкой («Яичко расписное», «Душистая черёмуха» …);
•
оттиск поролоном, ватой, смятой бумагой, кусочком ткани («На что похоже
моё облачко?», «Мой пушистик», …);
•
тычок
жесткой
полусухой
кистью
(«Заинька
был
серенький,
а
стал
беленький», «В снежных шубках ёлочки» …);
•
рисование
пластилином
(«Ёлочка
нарядная
в
гости
к
нам
пришла»,
«Выросли цветы небывалой красоты» …);
•
рисование зубной щеткой, как кистью («Ёлочка, зелёная иголочка», «Мой
кораблик в синем море» …);
•
восковые мелки + акварель («Праздничный салют», «Рыбки в аквариуме»
…);
•
свеча + акварель («Вьюга- завируха», «Льдинки и снежинки» …).
Нетрадиционные
техники
рисования
мы
применяем
в
различных
формах
образовательной работы в соответствии с тематикой недели, календарными праздниками,
сезонными изменениями.
Их внедрение вносит разнообразие в занятия изобразительной деятельностью и
эффекты новизны, позволяет шире использовать каждому ребёнку свои изобразительные
возможности,
наиболее
полно
и
ярко
выражать
в
рисунке
свои
представления
и
впечатления об окружающей жизни, создавать свой неповторимый выразительный образ.
Для
содействия
развитию
изобразительного
творчества
детей
и
обогащению
художественной
практики
мы
разнообразили
предметно-
пространственную
художественно- эстетическую среду в группе. В дополнении к традиционным средствам
изображения
для
детского
творчества,
в
нашем
эстетическом
центре
развития
располагаются
разнообразные
необычные
изобразительные
материалы.
Активную
помощь в их подборе оказали родители совместно с детьми.
Это простейшие «печати» из бросового материала: разные пробки, крышечки,
стаканчики,
пуговицы
на
«ножке»,
катушки
от
ниток,
камушки,
детали
от
лего-
конструктора, кубики и т.п.), самодельные печати- клише: из овощей, стиральной резинки,
из верёвочки (на грань кубика или дно крышки приклеиваются узоры из верёвочки);
шаблоны, трафареты, штампы, зубные щётки, кисти с жесткой щетиной, ватные палочки,
стиральные
резинки,
поролон,
вата,
кусочки
ткани,
картона,
бумаги,
свечи,
листья
растений и т. д.
Весь материал хранится в отдельных, ярких, красивых коробках, украшенных
руками
детьми,
с
применением
различных
нетрадиционных
техник
рисования.
Он
доступен
каждому
ребёнку.
Дети
с
большим
интересом
экспериментируют
с
ним
в
самостоятельной художественной деятельности, что принципиально важно для развития
изобразительного творчества дошкольника. Новый изоматериал вводится постепенно, по
мере ознакомления с ним.
Используемые
разнообразные
методы
и
приемы
в
различных
формах
образовательной работы, в которых применялись нетрадиционные техники рисования,
оказали
положительное
влияние
на
развитие
изобразительного
творчества
детей,
их
инициативы, самостоятельности дошкольников. Анализ детских работ показал, что дети с
удовольствием
применяют
выразительные
возможности
нетрадиционных
техник
рисования,
доступных
их
возрасту,
при
создании
художественных
образов.
Об
этом
свидетельствуют результаты диагностик и анкетирования родителей.
Мой
педагогический
опыт
показал,
рисовать
необычными
способами
и
использовать при этом предметы, которые окружают нас в жизни, вызывают у детей
положительные
эмоции.
Разнообразные
нетрадиционные
материалы
и
средства
изображения любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает, и вовлекает их в
творческий
процесс,
побуждает
фантазировать,
пробовать,
думать,
искать,
экспериментировать. Рисуя этими способами, дети уже не боятся ошибиться, ведь они
просты, интересны и доступны каждому. Они обрели уверенность в себе, почувствовали
себя «маленькими художниками». Дети стали творчески смотреть на окружающий мир,
видеть
необычное
в
обычных
предметах
и
явлениях.
Их
рисунки
«живут,
дышат,
улыбаются», а главное, каждый из них стал самоценным для ребёнка произведением,
обладающий
художественной
образностью,
несущий
в
себе
специфические
черты
понимания и отражения им впечатлений об окружающем мире.
Список используемой литературы.
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. -
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 80 с.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. -
М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
3.
Давыдова
Г.Н.
Пластилинография
для
малышей.
-
М.:
«Издательство
Скрипторий 2003», 2012. - 84 с. (серия «Детский дизайн»)
5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми
3- 7 лет. Рисуем и познаем окружающий мир - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе
детского сада. - М.: Мозайка- Синтез, 2010- 128 с.
6.
Лыкова
И.А.
Цветные
ладошки.
Парциальная
программа
художественно-
эстетического развития детей в изобразительной деятельности. - М.: ИД «Цветной мир»,
2014. - 144с.
7. Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе
художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно- методическое
пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. - 144 с.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа:
учебно- методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011. - 208с.
9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие
для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2008.
10.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста:
нетрадиционные
техники,
планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128с.
(Серия «Вместе с детьми»)
11. Рисуем без кисточки/ А.А. Фатеева; худож. А.А. Селиванов. - Ярославль:
Академия
развития.
2007-
96
с.:
ил.
(Детский
сад:
день
за
днём.
Практическое
приложение).