Напоминание

"Воспитание у дошкольников основ патриотизма через внедрение регионального содержания в образовательную деятельность"


Автор: Калужских Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Северяночка"
Населённый пункт: город Снежногорск Мурманская обл.
Наименование материала: статья (из опыта работы МБДОУ)
Тема: "Воспитание у дошкольников основ патриотизма через внедрение регионального содержания в образовательную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание у дошкольников основ патриотизма через внедрение

регионального содержания в образовательную деятельность (из

опыта работы МБДОУ)

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на

которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад

жизни,

быт,

историю,

культуру

своей

страны,

края,

постичь

законы

и

взаимосвязи окружающего мира, найти себя в его многообразии

,

установить

связь с прошлым и будущим страны и родного края – Кольского Заполярья.

Таким образом, нравственно-патриотическое и экологическое воспитание

детей является одной из основных задач МБДОУ.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным

местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем

окружающим миром, и желание приумножать и сохранять богатства своей

Родины.

Первой и самой доступной ступенью в формировании у дошкольников

нравственных понятий, патриотизма является воспитание любви к родному

дому, семье, Малой Родине, а, впоследствии, и к России.

Поэтому педагогический коллектив поставили перед собой цель:

Внедрение

регионального

содержания

в

образовательную

деятельность

МБДОУ,

как

одно

из

важных

условий

воспитания

у

детей

основ

патриотизма.

Для реализации цели были поставлены задачи:

*воспитывать у детей интерес к родной стране, природе, культуре и традициям

своего народа и других народов России;

*формировать представления у детей о символике Государства и малой Родине;

* формировать толерантность, чувство уважения к другим людям, народам;

*формировать элементарные знания о правах человека;

*воспитывать

у

ребёнка

любовь

и

привязанность

к

семье,

родному

дому,

д е т с к о м у

с а д у ,

р о д н о й

у л и ц е ,

г о р о д у ;

*формировать бережное

отношение к родной

природе и всему

живому;

* в о с п и т ы в а т ь

у в а ж е н и е

к

т р у д у

л ю д е й ;

*развивать чувство ответственности и гордости за свою Родину.

Решение задач невозможно без качественно подготовленной предметно-

пространственной образовательной развивающей среды:

В МБДОУ имеется

*комната

патриотического

воспитания

детей

«Снежногорск»,

где

собран

материал

о

городе,

его

прошлом

и

настоящем,

имеется

уголок

геральдики

России и города, рисунки детей, рукописные книги, посвящённые северному

краю и др.;

*«Зимний

сад»

и

живой

уголок,

экологическая

тропа,

мини

огород,

центр

опытно-экспериментальной деятельности.

В « Зимнем саду» и живом уголке содержится 42 вида комнатных растений,

животные:

морские

свинки,

хомяки,

декоративные

лягушки,

черепахи,

волнистые попугайчики, попугаи – кореллы, аквариумные рыбки.

*экологический

кабинет,

в

котором

имеется

подборка

методической

и

энциклопедической

литературы

по

ознакомлению

детей

с

родным

краем,

городом,

гербарии

северных

растений,

коллекции

семян

и

плодов,

дидактические игры, фотоальбомы: «Мой край», «Мой город», экологические

плакаты, видеоматериал: « Мир вокруг нас», « Тайны морских глубин» и др.

С целью ознакомления с «тайнами природы» в МБДОУ в 2015г. была создана

детская

мини-лаборатория

«Маленькие

исследователи»

новый

элемент

развивающей среды.

Находится она в Зимнем саду. Основная цель привлечения

дошкольников к экспериментальной работе — приобщить их с ранних лет к

получению

новых

знаний

и

представлений.

Лаборатория

оснащена

необходимым оборудованием и материалами для реализации предполагаемой

работы.

*в группах созданы центры по ознакомлению дошкольников с родным краем,

где

содержится

подбор

разнообразного

материала

о

городе

Снежногорске,

Мурманске, природе края и др. В методическом кабинете организован уголок

нравственно-патриотического

воспитания

с

подбором

методической

и

художественной

литературы.

Социальным

педагогом

организован

уголок

правового воспитания детей;

*разработано содержание нравственно-патриотического воспитания на каждую

возрастную группу, план мероприятий по повышению эффективности

воспитательной работы по формированию толерантного сознания у педагогов и

дошкольников;

*разработан перспективный план введения РС в образовательную деятельность

с детьми в каждой возрастной группе.

Квалификация педагогов, их профессиональный уровень позволили работать

на

уровне

требований

современного

дошкольного

образования.

Наши

воспитанники посещают городской и заводской музеи, центр патриотического

воспитания молодёжи «Роза ветров», библиотеку,

Дом детского творчества.

Кроме

того,

наш

детский

сад

находится

в

непосредственной

близости

от

живописных озёр, сопок, что даёт возможность чаще выходить на природу.

Педагоги решают задачи во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребёнке патриота вся его

жизнь:

в

детском

саду

и

дома,

его

взаимоотношения

с

взрослыми

и

сверстниками.

Основной формой остаётся непосредственно образовательная деятельность.

Используются комплексные и интегрированные занятия, которые позволяют

объединить разные виды деятельности детей на основе единого содержания.

Наряду

с

занятиями

проводятся

праздники

(«Осенины»,

«Масленица»,

«Колядки»,

«Веснянка»),

экологические

праздники

и

развлечения,

целевые

экскурсии по городу, наблюдения, участие в тематических выставках детских

рисунков: «Золотая осень», «Мой любимый город», «Здравствуй, зимушка-

зима»,

«Соседи

по

планете»,

«Милее

сердцу

края

нет!»,

дети

вместе

с

педагогами и родителями принимают участие в создании рукописных книг, в

конкурсах детского рисунка на разных уровнях.

Работа

ведётся

по

Основной

образовательной

программе

МБДОУ,

Дополнительно

мы

используем

парциальную

программу

С.Н.Николаевой

«Юный эколог», современные методические пособия: О.А. Воронкевич «Добро

пожаловать

в

экологию»;

В.А.

Шишкина,

М.Н.

Дедулевич

«

Прогулки

в

природу»; В.А. Степанова, И.А. Королева « Листок на ладони» и другие.

Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию

детей

Семья

Детский сад

Родная улица

Родной город

Заполярье

Страна, её столица, символика

Права и обязанности

Такая последовательность работы способствует эффективному и

системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, городе, в

котором они живут, причём, темы повторяются в каждой группе, изменяется

только содержание, объём познавательного материала и сложность.

Задача

педагогов–отобрать

из

массы

впечатлений,

получаемых

ребёнком,

наиболее

доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края),

труд людей, традиции, общественные события.

Причём, эпизоды, к которым привлекалось и привлекается внимание детей,

должны

быть

яркими,

образными,

конкретными,

вызывающими

интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагоги

обязаны были сами хорошо его знать. Они продумывали, что целесообразнее

показать и рассказать детям, особо выделяя наиболее характерное для нашей

местности

или

края.

Таким

образом,

решая

задачи

нравственно-

патриотического воспитания, каждый педагог в МБДОУ строил свою работу в

соответствии с местными условиями и особенностями детей.

С

педагогами

проведены

педсоветы,

семинары-практикумы,

консультации,

открытые

показы

(младшие,

средние

группы

«Мой

город

Снежногорск»,

старшие – «Малая Родина. Россия»)

Стало традицией ежегодно проводить

неделю Города (сентябрь), тематические праздники: «Защитники Отечества»,

«День

Матери»,

«День

Победы»,

«День

Земли»,

«Здравствуйте,

птички!».

Педагоги

участвуют

в

конкурсах,

методических

мероприятиях

на

разных

уровнях.

Взаимодействие с родителями.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, в особенности близких людей, т.е. родителей. В настоящее время эта

работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в

молодых

семьях

вопросы

воспитания

патриотизма,

гражданственности

не

считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение, что показало

проведённое

нами

анкетирование

родителей

по

вопросу

значимости

нравственно-патриотического

воспитания

ребёнка.

Проанализировав

данные

анкетирования родителей, мы получили следующие результаты:

*у большинства родителей нет интереса к данной проблеме, они не считают её

актуальной, плохо знают традиции русского народа;

*уровень знаний истории нашей страны, нашего города невысок;

*родители отмечают, что их пример играет важную роль в

нравственно-

патриотическом воспитании детей, однако, многие не считают себя патриотами.

В этой связи неизмеримо вырастает роль и ответственность педагогов.

Большое внимание мы уделяем укреплению связей с родителями.

Мы

добились

того,

что

родители

стали

активными

участниками

педагогического

процесса,

они

принимают

участие

в

праздниках

и

развлечениях, экологических акциях, активно обсуждают вопросы воспитания

детей

на

родительских

собраниях,

участвуют

в

городских

конкурсах

и

конкурсах МБДОУ, посещают занятия, режимные моменты.

Экологические мероприятия с детьми и родителями

Традиционные праздники: «Здравствуйте, птички!», «День Земли».

Развлечения: «Путешествие по лесным тропинкам», «Снеговик у нас в гостях»,

«Зеленая мозаика», «Ягодная полянка», «Ау лето!», «Здравствуй солнышко»,

«Зимние узоры» и др.

КВН: «Знаете ли вы комнатные растения», «Мои зеленые друзья», «Знатоки

тундры».

Викторины: «Экологическая мозаика», «Птичий базар».

Городская библиотека: занятия для детей по ознакомлению с родным краем:

«Заповедники Мурманской области», «Могильное озеро – это чудо природы»,

«Полезные ископаемые Кольского полуострова».

Экскурсии в городские музеи: ГДК «Современник», Центр патриотического

воспитания «Роза ветров», заводской музей, Дом детского творчества.

Созданы проекты: «Наш дом - природа», «Войди в природу утром», «Берегите

зеленую улочку», «Зимующие птицы» и др.

Вовлекаем родителей

в природоохранную деятельность. Родители являются

участниками ежегодных экологических акций: «Посади дерево», «Природе –

чистоту», «Птицы – наши друзья» и другие.

В МБДОУ организованы фотовыставки: «Мы вас не обидим», «Птицы – мои

друзья»,

«Зеленые

друзья»;

выставки

детских

работ:

«Капелька»,

«Милее

сердцу края нет», «Братья наши меньшие».

Для родителей и педагогов в МБДОУ ежегодно выпускается познавательная

экологическая газета «Черничка»

Приняли участие в конкурсах за 7 лет:

Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации – 2010г.», клуб

учителей «Доживём до понедельника», проект «Чистая вода» (лауреат I степени

конкурса, Диплом).

Всероссийский конкурс детских рисунков «Кузнечик» ( Дипломы, 2009г.)

XII

Международный

конкурс

рукописной

книги

«Мы

на

севере

живем»,

коллективный сборник «Зеленая книга Мурманской области» (Диплом), книга

«Снежногорские

сказания»

(Диплом),

сборник

«Мой

любимый

город»

(Грамота), 2009г.

Областной конкурс детского рисунка «Арктика глазами детей» (Диплом, 2009г.)

XV конкурс детской и семейной рукописной книги, номинация «Снежная моя

Родина», книга «Мой любимый город» (2 место, Грамота, 2009г.)

XIII конкурс рукописной книги, коллективный сборник: «Живи и помни», «Мой

север»

- XVI

конкурс

детской

и

семейной

рукописной

книги,

номинация

«Снежная моя Родина», сборник «Моё Заполярье» (Грамота, 2010г.)

XVII конкурс детской и семейной рукописной книги, номинация «Семейная

рукописная книга»: книга «Снежногорский вернисаж» (Грамота), коллективный

сборник «Весенние разговоры» (Грамота), книга «Снежногорское счастье» (3

место, Грамота), 2011г.

Всероссийский конкурс детских рисунков «Моя Родина – 2011»: «Праздничный

салют в Москве» (1 место, Диплом), «Моя семья в родном Снежногорске»( 3

место, Диплом).

4. Взаимодействие в социуме.

Мы работаем в тесном контакте с культурно-образовательными учреждениями

города:

с

Домом

детского

творчества,

библиотекой,

где

проводятся

тематические

занятия

по

краеведению,

проводим

экскурсии

в

городской

и

заводской музеи, где дети познают историю родного города, области, завода,

знакомятся с людьми, которые внесли большой вклад в развитие нашего города.

В

центре

патриотического

воспитания

«Роза

ветров»

знакомятся

с

героическими событиями военных лет нашего края, города.

В будущем планируем продолжить работу по воспитанию у детей основ

патриотизма .



В раздел образования