Автор: Калужских Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Северяночка"
Населённый пункт: город Снежногорск Мурманская обл.
Наименование материала: проектная работа
Тема: "Организация двигательной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ
«Совершенствование педагогической деятельности по реализации
ФГОС в дошкольных образовательных организациях»
Калужских Татьяна Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ № 2 г. Снежногорска
Организация двигательной деятельности воспитанников в
дошкольной образовательной организации
Мурманск
2017
2
Содержание
1.
Введение. 3
2.
Глава 1. Понятие о движении, двигательной деятельности,
двигательной активности. 4
Глава 2. Двигательная деятельность в ДОУ. 6
3.
Заключение. 9
4.
Список литературы. 10
3
Введение
Актуальность:
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна
из
основных
проблем
в
современном
обществе.
Дошкольный
возраст
–
наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом
возрастном
периоде
закладываются
основы
здоровья,
правильного
физического развития, происходит становление двигательных способностей,
формируется
интерес
к
физической
культуре
и
спорту,
воспитываются
личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Проблема:
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни
и
поведения
дошкольников.
Она
зависит
от
организации
физического
развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий
жизни,
индивидуальных
особенностей
и
функциональных
возможностей
растущего организма.
В наш стремительный век новейших технологий, увлечения детьми
компьютерными
играми,
малоподвижного
образа
жизни
проблема
сохранения
здоровья
стоит
очень
остро.
Наблюдается
тенденция
к
ухудшению
здоровья
дошкольников.
Поэтому
формирование
у
детей
потребности в сохранении и укреплении своего здоровья – первостепенная
задача педагогов и родителей.
Цель проекта –
систематизация
физкультурно-оздоровительной
работы
в дошкольном учреждении с привлечением всех участников образовательного
процесса
в
контексте
сохранения
и
укрепления
здоровья воспитанников,
с н и же н и я
з а б ол е ва е м о с т и ,
п р и о б щ е н и я
д е т е й
и
р о д и т е л е й
к физической культуре и здоровому образу жизни.
4
Задачи:
изучить методическую литературу по вопросу исследования;
рассмотреть понятия движение, двигательная активность, двигательная
деятельность;
изучить и проанализировать двигательную деятельность в ДОУ.
5
Глава 1. Понятие о движении, двигательной деятельности, двигательной
активности
Одной из особенностей развития ребенка дошкольного возраста является
естественная
потребность
в
движении.
Движение
как
моторная
функция
организма
есть
изменение
положения
тела
или
его
частей.
Отдельное
движение
является
элементом
двигательного
действия,
которое
осуществляется посредством связанных между собой движений.[5,с.25]
Двигательная деятельность по мнению Кожуховой Н.Н. и др.- это
деятельность,
характерным
компонентом
которой
является
движение
и
которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.[1,с.19]
Степаненкова Э.Я. считает, что двигательная деятельность- деятельность,
характеризующая активность двигательного аппарата ребенка.[4,с.29]
Автор Кожухова Н.Н. и др. дают определение двигательной активности как
биологической
потребности
организма
в
движении,
от
степени
удовлетворения которой зависят здоровье и физической развитие детей.[1,
с.24]
А Степаненкова Э.Я. утверждает, что двигательная активность - это основа
индивидуального
развития
и
жизнеобеспечения
организма
ребенка.
Она
подчинена
основному
закону
здоровья:
приобретаем,
расходуя.
Теория
индивидуального
развития
ребенка
основана
на
энергетическом
правиле
двигательной активности. [4, с.34]
Таким
образом,
двигательная
активность
дошкольника
должна
соответствовать
его
опыту,
интересам,
желаниям,
функциональным
возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об
организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также
выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
6
Глава 2. Двигательная деятельность в ДОУ
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности
происходит:
в
ходе
режимных
моментов,
в
организованной
детской
деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии
с семьями. Повышение двигательной активности в течение дня способствует
удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от
педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей: -
чередование активной и пассивной деятельности; -
использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий
по двигательной деятельности.
Двигательный
режим
в
дошкольном
учреждении
включает
всю
двигательную
деятельность
детей,
как
организованную,
так
и
самостоятельную. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит
общеизвестным
видам
двигательной
активности:
утренняя
гимнастика,
гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время
прогулок,
физкультминутки
на
занятиях
с
умственной
нагрузкой,
динамические паузы и т.д.
Утренняя
гимнастика
является
одним
из
важнейших
компонентов
двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие
эмоционального и мышечного тонуса детей.
Второе
место
в
двигательном
режиме
детей
занимает
совместная
деятельность
по
физической
культуре
–
как
основная
форма
обучения
двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности
детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности,
возникающей
по
инициативе
детей.
Она
дает
широкий
простор
для
проявления их индивидуальных двигательных возможностей. В
7
двигательный
режим
также
входит
совместная
физкультурно
–
оздоровительная работа ДОУ и семьи (домашние задания, участие родителей
в физкультурно – оздоровительных массовых мероприятиях детского сада).
В
течение
года
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
проводится
2-3
праздника на воздухе и в зале. Дни здоровья проводятся с детьми всех
возрастов один раз в квартал.
Все вышеописанные формы двигательной активности дополняют и
обогащают
друг
друга,
в
совокупности
обеспечивают
необходимую
двигательную
активность
каждого
ребенка
в
течение
всего
времени
пребывания его в ДОУ.
Если проанализировать работу по оптимизации двигательной активности в
нашем
детском
саду
можно
отметить
положительные
изменения.
Возрос
интерес
детей
к
разным
видам
упражнений.
Повысилась
двигательная
активность детей, разнообразилась игровая деятельность. Детям старшего
дошкольного возраста стала свойственна высокая потребность в движениях.
Двигательная активность стала более целенаправленной. Малоподвижные
дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к
игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях
и желание участвовать в коллективных подвижных играх. Гиперактивные
дети
стали
более
уравновешенными,
спокойными.
У
них
появилось
устойчивое
внимание,
позволяющее
быстрее
воспринимать
двигательные
задания и выполнять их более качественно. Дети стремятся к организации
различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно
выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего
результата.
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по
укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию
8
его функций, при тесном взаимодействии с семьёй. Важно обеспечивать
оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных
видов
занятий
и
форм
двигательной
активности,
в
котором
общая
продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от
всего времени бодрствования.
При правильной организации двигательной
активности в семье и
в детском саду ребёнок растёт и развивается в
соответствии
со
своим
возрастом.
У
него
хороший
аппетит,
сон,
уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и
сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным
возможностям.
Необходимо дополнить групповые участки оборудованием и выносным
материалом
(cкакалки,
футбольные
и
баскетбольные
мячи,
самокаты,
мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать
двигательной
активности
детей,
а
его
подбор
—
поддерживать
у
детей
интерес
к
разным
видам
движений.
В
повседневной
жизни
следует
предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу,
стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в
играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной
деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей
и направлять деятельность каждого ребёнка.
9
Заключение
Исходя из вышеизложенного, одной из особенностей развития ребенка
дошкольного
возраста
является
естественная
потребность
в
движении.
Благодаря
двигательной
активности,
ребенок
обеспечивает
себе
физиологически
полноценное
индивидуальное
развитие.
Необходимо
создавать
такие
условия
и
так
организовать
воспитание,
чтобы
было
обеспечено
бодрое,
положительное
эмоциональное
состояние
ребенка,
полноценное физическое и психическое развитие.
Дальнейшее развитие проекта. Успешное решение поставленных задач и
выполнение
требований
Госстандарта
возможно
лишь
при
условии
комплексного
использования
всех
средств
физического
воспитания
(физических
упражнений,
рационального
режима,
зака ливания,
составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового
ребенка
осуществляется
через
систему
физкультурно-оздоровительной
работы, включающей в себя все направления.
10
Список литературы:
1.
Воспитатель
по
физической
культуре
в
дошкольных
учреждениях:
Учебное
пособие
для
студ.высш.
и
средн.пед.учеб.заведений
/
Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжова. М.М.Самодурова; Под ред. С.А.Козловой.-
М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 320с.
2.
Здоровьесберегающая
система
дошкольного
образовательного
учреждения:
модели
программ,
рекомендации,
разработки
занятий/авт.сост.
М.А.Павлова,
М.В.Лысогорская,
канд.психол.наук.-
Волгоград: Учитель, 2012.-186 с.
3.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов
педвузов и колледжей.- М.: Мозаика-Синтез, 2000.- 256 с.
4.
Степаненкова
Э.Я.
Теория
и
методика
физического
воспитания
и
развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений.-
М.: Издательский центр «Академия», 2011.- 368 с.
5.
Теория
и
методика
физического
воспитания:
Учеб.
Пособие
для
студентов
пед.ин-тов
и
пед.уч-щ
/
Б.М.Шиян,
Б.А.Ашмарин,
Б.Н.Минаев и др.; Под ред. Б.М.Шияна.-М.:Просвещение,1988.-224с.
6.
Чехунова
Е.А..
Колодяжная
Т.П.
Сохранение
здоровья
детей
и
педагогов в условиях детского сада. Учебно- методическое пособие.-
М.: УЦ «Перспектива», 2010.-240 с.