Опыт логопедической работы с детьми с врожденным гипотиреозом
Автор: Орлова Ирина Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ Школа №1434 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: опыт работы Тема: Опыт логопедической работы с детьми с врожденным гипотиреозом Раздел: дошкольное образование
Опыт логопедической работы с детьми с врожденным гтпотиреозом.
Реализация
программы
инклюзивного
обучения
в
России
ставит
перед
учителями, воспитателями, специалистами образовательных учреждений все
новые и новые задачи. Структура нарушений у детей с ОВЗ становится все
более
сложной
и
полиморфной.
И
поэтому
педагогу
необходимы
дополнительные
знания,
навыки,
а
также
опыт
коллег
для
успешного
составления и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов для
таких детей. В данной статье представлен опыт логопедической работы с
дошкольниками с врожденным гипотиреозом.
Щитовидная железа - одна из важнейших желез эндокринной системы, от
гормональной
активности
которой
зависит
взаимосвязь
и
нормальное
функционирование различных физиологических систем целостного организма.
Гипотиреоз
представляет
собой
синдром,
развивающийся
вследствие
патологического снижения функциональной активности щитовидной железы в
результате различных заболеваний или полном отсутствии ее.
В большинстве случаев заболевание носит врожденный характер.
Врожденный
гипотиреоз
(ВГ)
-
одно
из
наиболее
распространенных
хронических заболеваний (1:3500 - 4000), диагностируемых при скрининге у
новорожденных
в
педиатрической
эндокринологии,
которое
является
инвалидизирующим, так как приводит к соматическим осложнениям, таким как
нарушение
сердечно-сосудистой
деятельности,
изменение
функционального
состояния центральной нервной системы, расстройствам со стороны желудочно-
кишечного тракта. Это недостаточное вырабатывание Т3, что нередко случается
при синдроме Дауна. В России
всех детей на 3 день жизни тестируют на
гипотиреоз (обычно определяют уровень ТТГ).
Причины
гипотиреоза
до
настоящего
времени
недостаточно
изучены,
наиболее часто ими являются: эмбриональные пороки развития щитовидной
железы;
нарушение
синтеза
тиреоидных
гормонов,
обусловленные
генетическими
дефектами
ферментных
систем;
йодная
недостаточность;
врожденный зоб, чему способствует неблагоприятная экологическая обстановка,
и
в
свою
очередь
ведет
к
увеличению
числа
детей
с
эндокринными
нарушениями.
Основные признаки гипотиреоза в раннем возрасте.
Симптомы недостаточности гормона, выделяемого щитовидной железой,
трудно заметить, особенно у детей, грань между здоровьем и болезнью иногда
стерта. Известно, что при действии любого повреждающего фактора функции
организма не нарушаются до тех пор, пока действуют существующие защитные
механизмы. Когда организм уже не в состоянии себя защитить, появляются
симптомы заболевания. При этом количество и выраженность симптомов зависит
от
интенсивности
и
продолжительности
воздействия
фактора,
вызвавшего
заболевание.
Признаки гипотиреоза: укороченные конечности, шея, отечность шеи, век,
большой,
часто
высунутый
язык,
сухая
кожа,
ломкие
сухие
волосы,
распластанный
живот,
бледная
кожа,
иногда
–
затяжное
течение
физиологической желтухи, запоры, пупочная грыжа, бедность мимики, вялость
мышц,
апатичность,
сонливость,
запоздалое
прорезывание
зубов,
снижение
аппетита,
сниженная
потливость,
тенденция
к
снижению
температуры
тела;
замедленность и неловкость движений, замедленность мышления, психического
развития; снижение частоты сердечных сокращений, шумное дыхание, низкий
голос, склонность к инфекционным заболеваниям, снижение чувствительности
кожи, слизистых, органов слуха.
Классическая
форма
гипотиреоза
характеризуется
тремя
основными
группами симптомов:
- задержкой физического развития ребенка
При ВГ наблюдается отставание в развитии общей моторики: дети
поздно
начинают
сидеть
и
ходить. Обследование
общей
моторики
детей
показывает
наличие
нарушения
последовательности,
плавности
движений,
пропуски элементов модели движения, хаотичность, распад начатых действий,
использование противоположной конечности при выполнении задания.
- задержка психического развития
У детей с ВГ даже без признаков общего психического недоразвития имеется
отчетливое снижение темпа интеллектуальной деятельности.
Патология со стороны ЦНС оказывает негативное влияние на процессы
роста и функционального развития головного мозга, формирование речи как
одной из высших психических функций.
У большинства детей с ВГ отмечаются неустойчивость внимания, быстрая
утомляемость,
истощаемость,
в
отдельных
случаях
-
повышенная
раздражительность,
или,
напротив,
заторможенность,
низкий
или
средний
уровень сформированности коммуникативных навыков.
- функциональными изменениями со стороны внутренних органов.
Со стороны речевого развития у детей с ВГ отмечаются:
- нарушения голоса,
- дыхания,
- низкий уровень сформированности мелодико-интонационной стороны речи.
При акустической оценке у таких детей в большинстве случаев обнаруживается
тусклый,
глухой
голос,
с
утратой
присущего
ему
тембра,
с
множеством
дополнительных шумов.
Все эти нарушения являются стойкими и самостоятельно непреодолимыми.
Лечение гипотиреоза.
Если
ребенка
с
врожденным
гипотиреозом
не
лечить,
шансы
достичь
относительно высокого уровня развития психики уменьшаются с каждым днем.
При
тяжелом
ВГ
лечение,
начатое
после
3
месяцев,
не
способно
вернуть
утраченные
возможности.
При
отсутствии
лечения
и
приобретенные
формы
заболевания ведут к снижению интеллекта и серьезным нарушениям со стороны
внутренних органов.
Лечение заключается в замене гормона щитовидной железы синтетическим
L-тироксином. Лечение при врожденном гипотиреозе проводится на протяжении
всей жизни, при приобретенном – сроки могут быть различны. Доза препарата
подбирается
индивидуально.
Нужно
отметить,
что
если
родители
привыкли
видеть своего ребенка спокойным, уравновешенным, каким является ребенок,
страдающий
гипотиреозом,
то
при
замене
гормонов
может
показаться,
что
ребенок вдруг стал гиперактивным. На самом деле ребенок возвращается к
своему нормальному состоянию, тем не менее, доза препарата иногда требует
коррекции,
если
появляются
симптомы
повышения
функции
щитовидной
железы.
Коррекционно-педагогическая работа.
Возможность
максимальной
адаптации
детей,
больных
ВГ
в
обществе
определяется постоянным контролем за системой скрининга, ранним началом
медикаментозной
терапии,
своевременным
выявлением
и
лечением
сопутствующей
патологии,
комплексной
медико-психолого-педагогической
реабилитацией.
Коррекционно-педагогическую
работу необходимо
проводить
в 3
этапа:
1 - подготовительный,
2 - основной,
3 - заключительный.
Основными
задачами первого
подготовительного
этапа
является
активизация деятельности, направленная на сознательное участие в процессе
занятий;
формирование
нижне-реберного
типа
дыхания;
подготовка
артикуляционного
и
дыхательного
аппарата
к
последующей
голосовой
тренировке;
формирование
слухового
восприятия;
развитие
мелкой
и
общей
моторики.
Задачи второго этапа: развитие имеющихся навыков и овладение новыми.
Работа направлена на расширение звуковысотного диапазона, выработку силы
голоса
и
нормализацию
темпа
речи,
развитие
двигательной
активности
артикуляционной,
мелкой
и
общей
моторики.
Продолжается
работа
над
фонационным дыханием.
Задача
третьего
этапа
заключается
в
закреплении
и
автоматизации
имеющихся навыков, расширении диапазона, развитии тембра голоса.
Опыт работы показывает, что между этими этапами нет четких границ, один
этап
постепенно
переходит
в
другой,
деление
условно
и
продиктовано
основными
задачами,
стоящими
перед
педагогом
в
различные
периоды
коррекционной работы. Поэтапность позволяет последовательно и систематично
строить логопедическое обучение.
Эффективность
коррекционно-педагогической
работы
зависит
от
индивидуально-дифференцированного
подхода,
основанного
на
учете
соматического
состояния
ребенка,
его
психо-эмоционального
развития
и
степени речевого, голосового и моторного нарушения.
Для
этого
необходимо
использовать
различные
приемы
коррекционной
работы, применять необходимый речевой и наглядный материал и обязательно
вовлекать в процесс родителей.
В работе могут быть использованы методики работы над голосом у детей и
подростков
(Е.С.Алмазова,
О.С.Орлова,
Л.З.Арутюнян,
Л.И.Белякова,
Ю.С.Василенко, Е.В.Лаврова, С.Л.Таптапова и другие).
Исходя из собственного опыта работы с детьми с врожденным гипотиреозом,
предлагаю примерную структуру коррекционной работы:
1. Развитие артикуляционной моторики
-
артикуляционная
гимнастика
(на
первом
этапе
–
пассивная,
затем
активная)
- логопедический массаж (укрепляющий, мышц лица, губ, языка).
2. Развитие мелкой моторики
-отработка отдельных двигательных элементов
-формирование и развитие целостного двигательного акта.
3. Развитие координации артикуляционных движений и пальцев рук.
4. Развитие общей моторики
-отработка отдельных двигательных элементов
-формирование и развитие целостного двигательного акта
- развитие координации движений
- ритмичные упражнения
- серийные упражнения
5. Работа над физиологическим дыханием
- статические упражнения
- динамические упражнения
6. Работ над фонационным дыханием
- гласные
- щелевые согласные
- сонорные согласные
7. Работа над голосом (ключевой этап!)
Вокальные упражнения:
-
пропевание
интервалов
(последовательность):
секунда,
терция,
кварта,
квинта
- пропевание мелодии целиком
- пропевание простых, а затем более сложных мелодий
8. Работа над интонацией.
Различные интонационные упражнения (любые методики).
9. Формирование звука и его поэтапное введение в речь.
Орлова Ирина Викторовна, учитель-логопед
ГБОУ Школа № 1434 ДО с/п «ИСТОК».