Напоминание

"Развитие геометрического мышления, как одни из способов воспитания гармоничной личности младшего школьника"


Автор: Самарина Екатерина Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: с. Левокумка Минераловодский район Ставропольский край
Наименование материала: Мастер - класс по внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
Тема: "Развитие геометрического мышления, как одни из способов воспитания гармоничной личности младшего школьника"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер – класс по внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия»

«Развитие геометрического

мышления, как один из способов

воспитания гармоничной личности

младших школьников»

учителя начальных классов МБОУ СОШ №8

с. Левокумка

Самариной Екатерины Яковлевны

Слайд 1 «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».

А.С.Пушкин.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Недавно я побывала на курсах повышения квалификации, где нас учили «правилам»

организации учебно – воспитательного процесса. Главная мысль образовательного

стандарта нового поколения «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ», а потому меняется концепция

построения урока, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного

процесса, при котором формируется «саморазвитие» и «самореализация» каждой

личности. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса

обучения, изменились требования к проведению урока, предложена другая

классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и

другую структуру урока

Свой мастер – класс я построила по принципу «структуры» современного урока:

Структура урока обретения новых знаний

Мотивационный этап.

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого

пробного действия

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает

проблему, поиск противоречия

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения,

рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап

урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и

самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Остановлюсь на 1, 2, 7 и 9 этапах.

Итак, первый этап «Мотивационный»

Просмотр видео – клипа «Геометрия вокруг».

- Как вы думаете, какую главную мысль можно выделить, при просмотре данного

видеоролика?

(Ответы коллег, предположительно «геометрия окружает нас повсюду»)

- Для чего нам надо изучать такой «скучный» предмет, как «геометрия»?

(с геометрией связана архитектура, зодчество, искусство и т. д., развивает

пространственное, абстрактное мышление, обогащает духовно – нравственный мир

человека и т. д.)

-Давайте, перейдём к следующему этапу «Актуализация знаний по предложенной

теме»

-Хочу рассказать вам одну древнюю легенду.

У одного немолодого императора Китая, более 2,5 тысячи лет назад родился

долгожданный сын и наследник. Шли годы.

Мальчик рос здоровым, не по годам сообразительным. Одно беспокоило старого

императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться.

Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был математиком, другой

художником, а третий - знаменитым философом. И повелел им император придумать

игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на

окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как

истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых

вещей. Три мудреца придумали "Ши – Чао - Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей

– танов, полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1

средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают

определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры, изображающей

человека, животных, предметы домашнего обихода и т.д.

Эта игра стала любимой для многих поколений людей. Например, император

Наполеон во время его изгнания на остров Святой Елены взял с собой набор для

танграма и книгу, содержащую задачи по составлению различных фигур, чтобы не

тратить зря время и тренировать терпение и находчивость.

- Уважаемые коллеги, я попрошу вас предположить, каким образом услышанная

вами легенда, связана с современными образовательными стандартами? (ответы

коллег)

- В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели

образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика

особенности к саморазвитию: умение ставить цели, организовать свою деятельность,

оценивать результаты своего труда; формирование личностных качеств: ума, воли,

чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

формирование представления мира.

Главной же целью новых ФГОС стало раскрытие

личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе,

формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том

числе и во внеурочное время.

7 этап «Самостоятельная работа»

Одной из важнейших задач внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия» является воспитание культурного человека. Для этого

используются произведения мастеров изобразительного искусства, графиков,

зодчих, иллюстрируя те или иные геометрические закономерности, с которыми

ученики знакомятся в данном пропедевтическом курсе.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают

развитие творческих способностей ребенка: гибкость его мышления,

«геометрическую зоркость», интуицию, воображение, способность к оперированию

образами, изобразительные навыки.

Сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей

являются геометрические знания, логическое и пространственное мышление,

геометрические умения, геометрическая культура.

Практическая часть

Танграм - очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000

лет назад. По одной из версий у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и

разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый

раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько

увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических

фигур, назвали Доской Мудрости.

Предлагаю вам составить свой танграм из данных шаблонов.

(работа в парах).

9 ЭТАП Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности,

и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как

системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы,

целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-

ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых

результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств

воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности

возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои

потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность

самореализоваться.

Воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в период перехода на

образовательные стандарты второго поколения предполагает особый подход к

построению воспитательной работы. Воспитательный процесс строится в

соответствии с программой «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности

как фактор социализации обучающегося на первой ступени начального общего

образования»,

Хотелось бы подчеркнуть, что на сегодняшний день главной проблемой образования

является ослабление мотивации к обучению, в последствии и в воспитании. Именно

внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую

очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать

учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность

способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные

навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при

обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности

развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать,

анализировать и обобщать.

Просмотр выпуска киножурнала «Ералаш» - «Аксиома»

Американский педагог-психолог Д. Брунер писал, что

«если бы ребёнок раньше овладел понятиями и доступными

ему способами действий в виде «интуитивной» геометрии, то

он смог бы более глубоко усвоить смысл теорем и аксиом,

которые ему объясняются позднее».

Спасибо за внимание!

Приложение 1. ТАНГРАММ

Задания к игре-головоломке Танграм



В раздел образования