Автор: Малышева Надежда Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО "Дворец пионеров"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Конспект вводного учебного занятия студии "Секреты модной одежды"
Тема: "Вводное занятие"
Раздел: дополнительное образование
1
Конспект вводного учебного занятия
студии «Секреты модной одежды»
Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу студии «Секреты модной одежды»
Цель: сформировать
первичный
интерес
к
занятиям
в
студии
«Секреты
модной одежды».
Задачи:
- создать положительно-эмоциональный настрой;
- ознакомить с правилами техники безопасности на занятии,
с правилами
организации
рабочего
места,
правилами
пользования
рабочими
инструментами;
- формировать навыки выполнения ручных стежков;
- способствовать развитию творческих способностей;
- способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся.
Условия проведения, оборудование
Инструменты: ручная игла, ножницы, напёрсток.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, рабочие папки
обучающиеся.
Наглядные пособия:
образцы стежков на ткани,
шкатулка с рабочими
инструментами,
кукла-закрутка,
стенд
с
заготовками
для
изучения
терминологии и основных понятий учебного занятия (изображение дерева с
плодами), usb устройство с видеоматериалом.
Оборудование: телевизор с usb входом.
Предпочтительный возраст детей для вхождения в программу - девочки
10-11 лет.
Принципы подачи учебного материала
1.
Положительный эмоциональный фон занятия.
2.
Наглядность.
3.
Доступность.
4.
Коллективный характер обучения с учетом индивидуальных особенностей
детей.
Методы обучения, используемые на учебном занятии
Словесный, практический, наглядный, игровой.
Этапы
2
Этапы учебного занятия
Тезисный план учебного занятия
1.
1. Организационный этап
Приветствие, представление направления,
знакомство
2.
2. Подготовительный этап
Тема занятия, ознакомление с основными
правилами
ТБ
на
занятии,
рабочими
инструментами,
правилами
организации
основного места.
3.
3. Основной этап
Теоретическая
часть:
Знакомство
с
основными понятиями, терминами.
Практическая работа: выполнение ручных
стежков и строчек, оформление их в папку.
4. Итоговый
Просмотр работ, видеоматериала.
5. Рефлексивный
Учащиеся высказывают своё мнение о том,
что нового и интересного они узнали на
занятии.
6. Информационный
Домашнее задание.
Предполагаемый результат учебного занятия:
1.
Появление интереса к занятиям
в студии «Секреты модной одежды»,
эмоционально-положительный
настрой,
первичная
мотивация
к
изучению
швейного дела.
2.
Сформированность у детей первоначального представления о направлении
деятельности студии «Секреты модной одежды».
3.
Знакомство
с
новыми
понятиями:
стежок
(смёточный,
обмёточный,
строчной), строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, обметать.
Ход занятия
Организационный этап
Педагог: Здравствуйте, девочки! Вы пришли в студию «Секреты модной
одежды». Меня зовут Надежда Юрьевна. Моё любимое увлечение – шить
красивые вещи. Это увлечение стало делом моей жизни. И в нашей студии
мы не просто учим шить, мы помогаем найти свой индивидуальный стиль,
ориентироваться в моде, не боятся быть оригинальными, смелыми и яркими!
И начать занятие я бы хотела со стихотворения о нашей студии, послушайте,
пожалуйста.
Если стильной хочешь быть,
Вещи модные носить,
В нашу студию спеши,
3
Мы научим классно шить!
Все секреты мы откроем,
По пошиву и по крою,
Чтобы из массы, из толпы
Выделялась чаще Ты!
Интересно и полезно
В студии учиться,
Всё, что в студии даём,
В жизни пригодиться!
А теперь давайте познакомимся с Вами. Для этого у меня есть кукла-
закрутка.
Мы
будем
передавать
её
друг
другу.
У
кого
в
руках
куколка,
называет своё имя и своё любимое увлечение.
Давайте начну я. Меня зовут Надежда Юрьевна. Я очень люблю шить.
Передаю куклу следующему участнику…
Знакомство
Подготовительный этап
Сегодня у нас с вами вводное занятие, на котором мы познакомимся с
основными правилами на занятии: техника безопасности, рабочее место и
рабочие инструменты. Также вы узнаете об основных видах ручных швов, и в
основной
части
занятия
мы
выполним
практическую
работу
по
изготовлению ручных швов.
А сейчас давайте поговорим о рабочих инструментах. Для этого у меня
есть
шкатулка
мастерицы,
в
которой
лежат
основные
инструменты
и
материалы, необходимые нам на занятиях. Я буду загадывать Вам загадки, а
отгадки буду доставать и правильно раскладывать на стол.
Первая загадка самая простая:
Два брата—акробата —
Ручки — кольцом, ножки — острые.
Ножницы
Ножницы используют для раскроя тканей, обрезки ниток.
Правила безопасности при работе с ножницами:
класть ножницы
с п р а в а
с
с о м к н у т ы м и
л е з в и я м и ,
н а п р а в л е н н ы м и
о т
с е б я ;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
4
весь мир одевает,
Что сошьёт - не надевает.
(Иголка)
Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными,
с ушком достаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и
длине по номерам от № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида
изделия
и
обрабатываемой
ткани.
Для
хлопчатобумажных
тканей
применяются
иглы
№
1-3.
В
соответствии
с
номером
иглы
и
видом
обрабатываемой ткани следует
подбирать
номер ниток. При
работе с
хлопчатобумажной тканью применяются нитки № 40-80.
Я - сестра иголки,
Но не шью совсем, -
Скалывать детали
Помогаю всем.
(портновская булавка)
Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют
для скалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани.
Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.
Основное правило, касающееся иголок и булавок, заключается в том, что
хранить и вкалывать иглы и булавки необходимо только в игольницу.
У нас осталось ещё три загадки.
Маленький очень, но сильный на вид,
Пальчик во время шитья защитит.
(напёрсток)
Напёрсток предназначается
для
предохранения
пальца
от
укола
при
прокалывании иглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки.
Величина напёрстка должна точно соответствовать толщине пальца.
Гибкая змейка со множеством цифр
Мерила долго фигуру мою.
По данным её и по формулам хитрым
Себе я костюмчик шикарный скрою.
(сантиметровая лента)
Сантиметровая лента представляет собой ленту из прорезиненной ткани,
длиной 150 см, с металлическими закрепками на концах. Сантиметровую
ленту применяют для снятия мерок, при раскрое изделия.
5
На ткани оставляю след,
Не ради шутки, но для дела,
- Завидев мой молочный цвет,
Деталь закройщик режет смело.
(Портновский мел)
Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков
при раскрое и примерке. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным
сухим мылом.
На сегодняшний день – это основные инструменты, которые необходимы
нам на занятии. Но будут и другие инструменты и оборудование, с которыми
мы познакомимся на других занятиях и обязательно изучим правила техники
безопасности перед тем, как будем ими пользоваться. Это и утюг, и швейная
машина и многое другое.
А сейчас посмотрите, как я разложила все эти инструменты на столе.
Правильно организованное рабочее место – это залог успешной работы.
Для
ручных
работ
необходим
рабочий
стол,
на
котором
располагают
инструменты и приспособления. Инструменты и приспособления, которые в
процессе работ берём в правую руку (ножницы, мел, иголку) располагаются
справа, должны быть вблизи от работающего и на одном и том же месте.
Иголки и булавки находятся в игольнице. Кроме того, при работе очень важна
правильная посадка. Неправильная посадка может вызвать преждевременную
усталость, переутомление, способствует появлению сутулости, близорукости.
Чтобы
такого
не
случилось,
каждому
из
вас
я
дам
памятку
о
том,
как
правильно сидеть на рабочем месте. Каждый из Вас сейчас её прочитает и
вклеит в свой рабочий альбом.
Учащиеся читают и вкладывают памятки в альбом.
Памятка
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
1.
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом
положении ног нарушается кровообращение.
2.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
3.
Голову слегка наклонить вперёд.
4.
Нельзя опираться грудью о стол.
5.
Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более
чем на 10 см.
6.
При работе не следует ставить локти на стол.
7.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
8.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Основной этап (теоретическая и практическая часть занятия)
6
А теперь мы переходим к теоретической части нашего занятия. Сегодня мы
с вами изучим основные термины, которые будем повторять в процессе
нескольких занятий. У нас есть Дерево понятий и терминов, с которого мы
будем не снимать плоды, а наоборот, вешать. Таким образом, наше дерево
постоянно
будет
заполняться
новыми
яблочками
с
терминами
и
их
объяснениями, которые будут у нас на виду и быстрее запомнятся. (Учащиеся
вместе с педагогом изучают новые понятия, вешают их на дерево)
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.
Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами
иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по
назначению на соединительные и отделочные.
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.
Сегодня мы с вами изучим сметочный, обмёточный и стачной стежки.
Посмотрите на доску, на ней
они
изображены схематично.
А теперь я
раздам образцы со стежками, чтобы вы смогли их рассмотреть, потрогать и
подумать - это стежки временного или постоянного назначения и зачем они
нужны.
Учащиеся рассматривают швы, высказывают своё мнение.
В практической части занятия мы выполним стежки на ткани и оформим их
в рабочие папки.
Первым делом, научимся правильно вдевать нитку в иголку.
Педагог показывает и объясняет.
Длина нитки должна быть равна двум расстояниям от кисти до локтя руки
работающего – 70-80 см. Конец нитки вводят в ушко иглы, левой рукой
вытягивают нить на 2/3 её длины, на конце завязывают узел.
Вместе с педагогом дети вдевают нитку в иглу.
Далее педагог показывает,
как выполняется смёточный, обмёточный и
стачной стежки, оговаривает длину стежка в каждом случае.
А теперь давайте приступим к самостоятельной работе. Образец у Вас
перед
глазами.
Берём
кусочек
хлопчатобумажной
ткани
и
начинаем
выполнять
стежки.
Если
у
кого-то
возникнут
вопросы
–
зовите
меня,
я
объясню и покажу ещё раз каждому индивидуально.
Учащиеся выполняют практическую часть работы.
Для тех, кто выполнил задание на ткани полностью, начинайте оформлять
страницу рабочей папки. Напишите тему «Виды стежков» и разделите
7
лист
на
две
части.
В
правую
часть
приклейте
ваш
образец
ткани
со
стежками, а левую оставьте для домашнего задания.
Учащиеся выполняют задание. После чего папки выкладываются на стол
для просмотра.
Итоговый этап
Мы с Вами все хорошо потрудились. Вот результаты нашей работы в
папках. Это первые стежки на пути к успеху и достижениям в области моды.
И
сейчас
я
предлагаю
Вам
посмотреть,
каких
результатов
добились
обучающиеся
коллектива
«Секреты
модной
одежды».
Вы
увидите
видоролики
с
демонстрацией
коллекций,
которые
были
созданы
нашими
девочками и представлены на конкурсах различного уровня.
Просмотр видеороликов с комментариями.
Надеюсь, вам было интересно, и каждый узнал что-то новое. Следующее
занятие
мы
начнём
с
игры
«Вопрос-ответ»,
которые
будут
касаться
основных терминов, понятий и правил техники безопасности, которые мы
прошли сегодня.
Рефлексивный этап
А сейчас снова с помощью нашей куклы-закрутки я бы хотела узнать, что
оказалось новым, интересным для Вас на этом занятии. Кто куколку в руки
берёт, тот нам ответ даёт.
Учащиеся высказывают собственное мнение.
Информационный этап.
Спасибо Вам за ваше мнение и за хорошую работу на занятии. Домашнее
задание для Вас будет следующим. В рабочей папке необходимо оформить
до конца сегодняшнюю тему. С правой стороны у Вас вклеен образец со
стежками,
а
в
левой
части
Вам
необходимо
цветными
карандашами
нарисовать смёточный, обмёточный и стачной
стежки,
подписать их
название.
Кроме того, каждому на листке бумаги я выдаю небольшой смайлик,
который нужно разукрасить и прошить смёточным стежком и вложить в
папку. На следующем занятии все желающие могут продемонстрировать нам
своё домашнее задание, которые обязательно будут удостоены поощрения.
Спасибо за хорошую работу! У кого остались вопросы не стесняйтесь
спрашивать, подходите индивидуально.
А наше занятие подходит к завершению. Всего Вам доброго и до новых
встреч.
8
Приложение 1
9
Приложение 2
Приложение 3
10
Дерево понятий и терминов