Напоминание

Социализация подростка через сленговую речь


Автор: Кириленко Светлана Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа-лицей №17"
Населённый пункт: г. Симферополь РК
Наименование материала: статья
Тема: Социализация подростка через сленговую речь
Раздел: среднее образование





Назад




Кириленко С.А.

Kirilenko S.A.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА ЧЕРЕЗ СЛЕНГОВУЮ РЕЧЬ

Socialization of teenagers through slang

Аннотация.

В статье раскрыты понятия сленг подростковой субкультуры,

проанализированы сленговые особенности. Раскрываются понятия подростковой

микросреды, особенностей внутриличностного взаимодействия.

Annotation. The notion of teenage subculture slang is explained in this article, slang

peculiarities are also analyzed. Such definitions as teenage microenvironment, the

peculiarities of intrapersonal interaction are defined.

Ключевые

слова: подростковый

сленг,

социализация,

подростковая

субкультура.

Keywords: teenage slang, socialization, teenage subculture.

Постановка

проблемы.

Сленг

как

альтернатива

литературной

речи

в

социализации подростка.

Научная проблема исследования. Анализ сленговых особенностей речи и

их влияние на социокультурное развитие подростка и на важные ценностно -

смысловые жизненные ориентации ребенка.

Целью статьи является исследование влияния подросткового сленга на

социализацию ребенка.

Анализ

последних

публикаций

по

теме

исследования показал,

что

подростковый сленг, в отличии от юношеского, мало изучен и не привлекает

особого внимания как психологов так и лингвистов.

Основное изложение материала.

Современный ребенок во многом представляет собой явление незнакомое и

требующее изучения. Каждое новое поколение обладает своей особенностью, так

как воспитывается в специфических социальных условиях. Кризис в политике,

экономике, в сфере отношений, в том числе в семье, большой поток негативной

информации, разрушение детской субкультуры, игровых традиций, ограничение

коммуникативных связей между людьми, напряженный ритм сегодняшней жизни

снижают социальную активность детей, их стремление узнавать новое, пробовать

себя в различных видах деятельности. Поэтому взрослым очень важно понимать,

что и в каком возрасте ребенок должен успеть и знать, что наиболее ценно для его

развития. Л. С. Выготский отмечал, что психическое развитие человека протекает

путем усвоения им общечеловеческого опыта, передаваемого через предметную

деятельность и прежде всего через язык.

Социализация невозможна без овладения речью, и не речью вообще, а речью

конкретной

социальной

среды,

нормами

речевого

поведения,

свойственными

именно

этой

среде.

Язык

является

и

компонентом

социализации,

и

ее

инструментом. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за

счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества

значений,

которые

способен

закодировать

словарь

родного

языка.

Подросток

интуитивно

подходит

к

открытию

того,

что

язык,

будучи

знаковой

системой,

позволяет,

во-первых,

отражать

окружающую

действительность

и,

во-вторых,

фиксировать определенный взгляд на мир.

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей,

родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и

телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить

значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника,

конформизм

и

др.)

способен

варьировать

свою

речь

в

зависимости

от

стиля

общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений

и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык

состоит высший смысл развития.

Особый

смысл

для

подростковой

субкультуры

имеет

сленг.

Сленг

в

подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая

выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться,

придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы

сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между

общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Сленг (от англ. slang;

s(sub) - приставка, указывающая на второстепенность,

набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в

различных человеческих объединениях (в нашем случае - возрастных группах).

Так определяет понятие сленга свободная интернет-энциклопедия «Википедия».

В словаре русского языка Т.Ф Ефремовой: «сленг – речь какой-либо социально

или

профе ссиона льно

замкнутой

группы

лиц,

отличающаяся

о т

общеупотребительного языка большим количеством слов и выражений (в том

числе искусственных, иногда условленных) свойственных данной группе лиц» [5,

c307].

Создавая свой особый язык, любая общность создает свою микросреду, а сам

язык является системой распознавания «свой - чужой». В подростковом возрасте

дети особенно болезненно реагируют на вторжение в собственную среду. У них

язык является «пропуском» в подростковый мир.

Проблема подросткового сленга чрезвычайно актуальна для многих отраслей

знаний: в возрастной психологии - причина непонимания между подростками и

взрослыми; для лингвистики - подростковый сленг в настоящее время является

одной из интереснейших языковых подсистем.

Изучение

особенностей

подросткового

сленга

позволило

бы

смягчить

«конфликт поколений», делая общение между родителями и детьми менее острым.

Удивительно, но подростковый сленг мало изучен в отечественном языкознании –

внимание лингвистов было сконцентрировано на молодежном сленге.

Высокая

эмоциональность

-

вот

характерная

черта

сленга

подростка.

Встречаются

слова, образованные

с

помощью усечения

основы.

Кросы

кроссовки, ноут – ноутбук, пень – пентиум, теле – телефон, комп компьютер,

к л а в а –

клавиатура.

В

некоторых

случаях

к

усечению

основы

может

присоединяться

суффикс,

таких

как матра –

математика, сотик

сотовый

телефон.

Из 103 рассмотренных лексических единиц большинство сленговых слов

образовано

тремя

способами:

морфологическим,

лексико-семантическим

и

заимствованием.

Отмечались

также

единичны

образования

иными

способами: ваще- закрепилось неправильное произношение слова вообще, причем

изменилось значение - очень хорошо; слово сейчас произносится как щас – оно

приобрело иронический оттенок; иностранная приставка супер перешла в наречие

и

употребляется

в

значении

– отлично; восклицание

блин

употребляется

как

междометие; в слове шпора в значении шпаргалка произошла замена на пароним.

Хай – привет, дарова - приветствие, мем – прикол с картинкой к популярному

фильму, го (от англ.)– пойдем, домашка – домашнее задание, шавуха – шаурма,

петрович - друг, армен – неудачник, клава – клавиатура, че – что, го в шк – пошли в

школу, лол, кек (абривиат.) – смешно, дороу - приветствие, оно - страшилки, лав-

любовь, комп- компьютер, тел - телефон, спс - спасибо, чао - досвидания, хелоу(от

англ.helloj)- приветствие, ору - громко смеяться, гс - голосовое сообщение, допы-

дополнительные занятия, блин - что-то не очень хорошо, ok- согласие, хайп (hipe)-

то, что модно сейчас, споки ноки – спокойной ночи, спокуха - успокойся, тип-

персонаж, чувак, братан- друг,

Анонимность

общения

в

интернете

способствует

еще

большей

раскрепощенности

подростка.

Он

имеет

возможность

смоделировать

любую

личность, перемежёвывая реальные и вымышленные факты. Если пронаблюдать за

подростками,

то

можно

отметить

как

меняется

их

речь

в

зависимости

от

окружения.

Общение

в

своей

среде

и

в

среде,

где

необходимо

соблюдение

конвенциональных норм, речь подростков может значительно варьировать.

Из

приведенных

ниже

результатов

анкетирования

учащихся

7-11

классов

видно,

что

немногим более половины опрошенных подростков имеют представления о том, что такое сленг

(вопрос №1 анкеты), при этом большинство не используют его в своей активной речи и не знают

этимологию сленговых слов. Вместе с тем, более половины подростков убеждены, что сленг

необходим. Полученные данные ярко демонстрируют поверхностное осмысление сленга как

инструмента

общения

и

освоения

окружающей

действительности,

в

то

же

время

присутствующую в сознании подростков необходимость употребления сленга обнаружили 66%

респондентов.

Данные

юношеской

аудитории

опрошенных

менее

противоречивы:

подавляющее большинство знает, что такое “сленг” (92% опрошенных) и активно им пользуются

(71%

респондентов),

убеждены,

в

его

необходимости

и

дальнейшем

существовании

(87%

юношей). Незнание этимологии сленговых слов в юношеской выборке (вопрос №3 анкеты)

также довольно высоко (составляет более половины опрошенных - 63%), что свидетельствует о

недостаточно

высокой

речевой

культуре

и,

соответственно,

-

еще

неполном

осмыслении

существующего

социокультурного

пространства,

в

котором

молодые

люди

проходят

свое

становление.

п/

п

Вопросы

13-14 лет

16-17лет

1

Что такое сленг?

Молодежная речь -

61%

Не знаю - 39%

Молодежная речь -

92%

Не знаю - 8%

2

Литературной или сленговой

речью вам легче пользоваться?

Литературной- 72%

Сленговой-28%

Литературной - 29%

Сленговой -71%

3

Знаете ли вы происхождение

(этимологию) сленговых слов?

Знают – 21%

Не знают - 79%

Знают – 37%

Не знают - 63%

4

Нужен ли сленг современной

молодежи?

Нужен - 66%

Не нужен - 34%

Нужен - 89%

Не нужен - 11%

5

Есть ли будущее у смс-сленга?

Есть - 76%

Нет - 34%

Есть - 87%

Нет - 13%

Таблица 1. Результаты анкетирования учащихся 7-11 классов.

Таким

образом,

можно

сказать,

что

в

процессе

социализации

подростка

сленговая речь становится признаком осмысления культурной среды, в которой он

развивается.

Грубость,

около

цензурные

слова

черта,

присущая

сленгу

подростков.

Ложные

представления

о

взрослости

и

мужественности

толкают

ребенка

на

употребление нецензурных, бранных слов, при этом сленг является буферной

прослойкой речи, которая позволяет смягчить жесткость и резкость высказываний.

Л. С. Выготский теоретически обосновал и подтвердил экспериментально, что

значения слов не одни и те же у детей разного возраста, что они меняются с

развитием

ребенка.

Ученый

подчеркивал,

что

динамика

развития

сознания

взаимосвязана

с

динамикой

овладения

речью.

Уже

на

самой

ранней

стадии

развития, когда ребенок делает открытие о том, что каждая вещь имеет свое имя,

есть условия к социально различному усвоению языка.

Сленг

-

своеобразная

«лакмусовая

бумага»

подростка,

которая

выделяет

акценты

значимых

факторов

жизни

ребенка.

Анализ

сленговой

речи

может

выступать своеобразным диагностическим критерием социокультурного развития

подростка и показывать важные ценностно - смысловые жизненные ориентации

ребенка.

Список литературы:

1.

Агузарова,

К.К.

Молодёжный

сленг

//Дарьял.

-

2004.

-

№6,

[электронный ресурс] – Режим доступа.- darial-online.

2.

Айвазян С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика,

исследование зависимостей / под редакцией Айвазян С.А. М., 1985. - 487 с.

3.

Береговская,

Э.М.

Молодежный

сленг:

формирование

и

функционирование// Вопросы языкознания, 1996. С. 32-41

4.

Стратегия государственной молодёжной политики в РФ от 18 декабря

2006 г. N 1760-р.

5.

Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3т/–

М.: АСТ: Астрель, 2006.- т.3. - 973 с.

6.

Муд р и к ,

А . В . С о в р е м е н н ы й

с т а р ш е к л а с с н и к :

п р о б л е м ы

самоопределения. - М.: Знание, 1977. - 64 c.

7.

Попова

Н.Н.,

Швайбович

Е.А.Неформальные

подростковые

группы//

Материалы

областного

семинара

«Организация

работы

по

профилактике

экстремизма и формированию толерантного поведения в молодежной среде»,

Тамбов 2010. - С. 2.

8.

Шишкова Д.Д. Сленг российских подростков в лингвостилистическом и

с о ц и а л ь н о м

а с п е к т а х / / Н а у ч н о е

с о о б щ е с т в о

с т у д е н т о в :

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. II междунар. студ.

науч.-практ. конф. №3.



В раздел образования