Автор: Лукина Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 58 "Капелька" общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Тренируем пальчики – развиваем речь".
Раздел: дошкольное образование
«Тренируем пальчики – развиваем речь».
Одним из главных событий в развитии ребенка раннего возраста
является
овладение
речью.
Ученые
рекомендуют
стимулировать
речевое
развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, так как, развивая
мелкую
моторику
рук,
мы
совершенствуем
артикуляционный
аппарат,
речевое дыхание и как следствие – развитие речи. Весь процесс моей работы
по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста представляет
собой
единую
целенаправленную
систему,
которая
включает
в
себя
разнообразные формы, методы и приемы. Я спланировала следующие этапы
работы:
I.
Этап – подбор и изучение научно-методической литературы по данной
теме.
II.
Этап – диагностический – включает в себя проведение диагностики по
развитию мелкой моторики рук у малышей.
III.
Этап – практические мероприятия по развитию мелкой моторики:
Подбор игровых упражнений, методов, средств, способствующих
развитию мелкой моторики.
Пополнение
предметно-развивающей
среды,
изготовление
дидактических пособий.
Создание картотеки, пальчиковых игр, игр на развитие мелкой
моторики.
IV.
Этап – планирование работы с родителями по данной теме.
V.
Этап
–
анализ
проведенной
работы
(диагностический
или
практический).
В своей работе я ставлю следующие задачи:
1.
Развивать мелкую моторику рук через использование разнообразных
форм, методов и приемов.
2.
Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к
работе с их детьми.
3.
Содействовать нормализации речевой функции.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать
работу регулярной, систематической в совместной деятельности с ребенком,
родителями; в процессе индивидуальной работы с детьми и в свободной
самостоятельной деятельности самих детей.
Игры и упражнения, направленные на формирование мелкой моторики
Сенсорная черепаха является частью центра развивающих игр. Работа с
ней
осуществляется
с
небольшой
группой
детей
и
индивидуально.
Проведение игр
с сенсорной черепахой способствует развитию мелкой
моторики
рук,
совершенствует
координацию
движений,
формирует
сенсомоторные способности детей.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев
руки
оказывает бизиборд. С помощью него дети
приобретают умение
действовать
на
основе
различения
формы,
величины,
цвета,
овладевают
разнообразными
новыми
движениями.
Особенно
интересно
детям
раскручивать и закручивать предметы, разбирать их на части и собирать
снова, включать и выключать объекты.
Игры с предметами:
пирамидки,
вкладыши
различного
типа,
разноцветные счеты, геометрические фигуры, матрешки, мозаика; игры с
карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Детей
привлекает красочность игрушек, играя с ними, Определенную ценность
представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры с водой, игры на
определение
свойств
песка
и
воды,
свойств
различных
предметов
стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики. Малышам нравятся
такие
занятия
как:
«водичка»,
«наливаем
–
выливаем»,
«угощение
для
друзей».
Для развития мелкой моторики и коррекции зрительно - пространственной
ориентации
подобраны
мелкие
игрушки, пуговицы,
камешки,
ракушки,
геометрические фигуры.
Работу по развитию движений рук я провожу регулярно, я стараюсь,
чтобы задания, предложенные мной, приносили детям радость, не допускаю
скуки и переутомления, стараюсь вызвать у детей повышенный интерес,
положительные
эмоции,
помогаю в
развитии
самостоятельности,
инициативы и творчества.