Автор: Щеблевская Елена Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КОУ - Сургутская школа детский сад для детей с ОВЗ
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: "Инклюзивное образование"
Тема: "Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГШО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА ПГТ ТЫМОВСКОЕ»
Номинация: «Методические материалы по проведению спортивных,
развлекательных мероприятий с целью организации совместной
досуговой деятельности детей и родителей»
Название работы: «Методическая помощь педагогам при организации
совместной досуговой деятельности детей и родителей»
Автор работы:
Щеблевская Е.
Пояснительная записка
Данный
методический
материал
разработан
для
участия
в
муниципальном
Конкурсе методических пособий (методических материалов) среди педагогов ОУ
«Педагогическая
культура
родителей:
воспитываем
вместе»
в
номинации
«Методические
материалы
по
проведению
спортивных,
развлекательных
материалов
с
целью
организации
совместной
досуговой
деятельности
детей
и
родителей».
В статье 2 пункт 1 «Закона об образовании в Российской Федерации» определено:
«Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…», где
приоритетное право отдано воспитанию. В этом же нормативном документе статья
44
пункт
1
сказано:
«Родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей
перед
всеми
другими
лицами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом,
мы видим, что приоритетное право на воспитание детей принадлежит родителям.
Любая образовательная организация должна и имеет педагогические ресурсы для
координации
и
организации
совместной
досуговой
деятельности
родителей
и
детей. Семья – самая важная и ценная ячейка современного общества. Государство
может быть сильным и могущественным на международной политической арене,
если в нем сохранился институт семьи как социокультурный феномен. Известно,
что семья, как институт семьи, выполняет следующие функции: воспитывающая
функция («в рамках семьи закладывается и воспитывается личность человека,
будущего
члена
общества»);
функция
духовного
общения
(«удовлетворяет
потребность каждого из членов семьи в близком общении и духовном развитии»);
эмоциональная функция («стремление к принятию в кругу семьи, поддержке и
психологической защите»).
Актуальность
методической
разработки
продиктована
требованиями
современных федеральных государственных стандартов в области воспитания и
социализации
учащихся.
Сегодня
без
организации
совместной
досуговой
деятельности детей и родителей невозможно воспитать духовно-нравственную,
патриотическую, физически здоровую, зрелую и ответственную личность.
Новизна
работы
заключается
в
поиске
новых
форм
совместного
времяпровождения родителей и детей, с целью укрепления детско-родительских
отношений.
Современные
родители
слишком
заняты
«зарабатыванием
денег»,
пытаются
откупиться
от
своих
детей
всевозможными
подарками
и
формами
«мертвого досуга» (компьютерные игры, интернет, зарубежные мультики). Они не
знают, как и не умеют проводить совместный досуг со своим ребенком. Задача
педагогов
научить
и
показать
родителям,
как
можно
отдохнуть
вместе
и
как
совместное времяпровождение влияет на психоэмоциональный фон ребенка, и как
при этом укрепляются взаимоотношения между всеми членами семьи.
Цель
нашей
методической
работы
заключается
в
оказании
помощи
педагогическим работникам при организации совместной досуговой деятельности
детей и родителей.
Задачи:
1.
Разработать методический материал, направленный на оказание помощи
педагогам
при
организации
досуговых
мероприятий,
направленных
на
совместное времяпровождение детей и родителей.
2.
Обозначить
наиболее
продуктивные
досуговые
мероприятия
по
укреплению детско-родительских отношений.
3.
Ориентировать педагогов, родителей, детей на партнерские отношения в
области духовно-нравственного и физического воспитания.
Нам известно, что ценностные ориентации формируются, складываются,
развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в
целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности
или
группы
в
условиях реального
взаимодействия. Только
в
условиях
реального
взаимодействия,
можно
выстроить
следующую
иерархию
ценностей; семья, здоровье, духовность, забота друг о друге. Наша задача при
планировании
и
разработки
мероприятий
совместной
досуговой
деятельности родителей и детей ориентироваться на вышеперечисленные
ценности.
Содержательная часть
Прежде
чем
провести
мероприятие
(независимо
спортивное
оно
(«Весёлые
старты»,
«Папа,
мама,
я
–
спортивная
семья»
и
т.п.),
либо
культурно
–
досуговое
(всевозможные
выставки,
литературные
вечера,
конкурсы),
либо
тематическое,
посвященные
календарным
событиям)
необходимо придерживаться следующих этапов:
I
этап.
Формирование
цели
(для
чего
и
зачем
необходимо
данное
мероприятие, и на какой результат оно направленно).
II
этап. Планирование. На данном этапе могут применяться следующие
структурные элементы:
- название мероприятия;
- форма проведения мероприятия;
- место и время проведения мероприятия;
- материалы и необходимое оборудование для проведения мероприятия;
- участники мероприятия.
III этап. Организационный. На данном этапе происходит сбор и обработка
информации. Разрабатывается сценарий.
VI этап. Проведение мероприятия.
V этап. Подведение итогов (анализ мероприятия).
При
организации
совместной
досуговой
деятельности
детей
и
родителей наиболее эффективными и продуктивными формами мероприятий
в нашей образовательной организации являются:
-совместные выставки;
-спортивные мероприятия;
-концерты;
-тематические вечера.
Данные мероприятия всегда повышают эмоциональное настроение всех
участников воспитательного процесса, в них проявляется духовная близость,
теплые взаимоотношения, забота друг о друге. Родители с удовольствием
проводят досуг со своими детьми, особенно, если мероприятия проходят в
выходные
дни.
Именно
в
эти
дни
у
детей
и
родителей
появляется
возможность продуктивно и с пользой провести время всей семьей.
Традиционной формой проведения досуговой деятельности родителей
и детей в нашей организации стало спортивное мероприятие «Папа, мама, я –
спортивная семья», ежегодно количество желающих участвовать в данном
мероприятии
увеличивается.
В
этом
году
мы
решили
выйти
за
рамки
проведения данного мероприятия в формате спортивного зала. Как показала
практика, спортивного зала уже
не хватает. Педагогическим коллективом
было принято решение провести данное мероприятие на стадионе парка
культуры и отдыха имени Д.Н. Грищенко.
Мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья»
Цель мероприятия: укрепление детско-родительских отношений через
проведение совместной досуговой деятельности, а также приобщение семьи
к здоровому образу жизни.
Задачи:
1.
Подготовить и провести спортивное мероприятие, участником которого
является семья.
2.
Способствовать
приобщению
родителей
и
детей
к
совместному
препровождению, а также к здоровому образу жизни.
3.
Зарядить
участников
спортивного
мероприятия
положительными
эмоциями, поднять их эмоциональное настроение, научить их работать
вместе в команде, выработать у них чувство ответственности и заботы
друг о друге.