Автор: Тодинова Галина Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Имекская СОШ"
Населённый пункт: с.Имек, Таштыпский района, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка"
Раздел: полное образование
Г. Ф. Тодинова
Использование этнокультурного компонента на уроках
русского языка
В современной школе возникла необходимость применения новых технологий и
методов
преподавания
с
использованием
межпредметных
связей.
Активизируя
познавательную
деятельность
учащихся,
можно
сформировать
потребность
в
исследовательской работе.
Для успешного и продуктивного усвоения материала необходимо увлечь учащихся
предметом, показать значимость обсуждаемых вопросов, способствовать возникновению
желания
расширить
знания.
Методы
активизации
деятельности
учащихся
можно
применять на всех этапах урока изучение нового материала, повторение, закрепление, —
через постановку учебной проблемы.
Внедрение
национально-регионального
компонента
происходит
при
изучении
нового материала, заданий на закрепление и обобщение знаний, путем введения нужных
сведений в различные дидактические игры и задания. Так, при ознакомлении учащихся с
правописанием
собственных
имен
существительных
отрабатывается
написание
собственных
наименований:
географических
названий,
имен,
отчеств,
фамилий;
при
составлении
предложений
отрабатывается
постановка
тире
между
подлежащим
и
сказуемым. Например:
Село Таштып - районный центр Таштыпского района, расположено на берегу реки
Таштып. Самая крупная река Таштыпского района - Абакан, истоки которой находятся
в Западном Саяне.
Интересным, на наш взгляд, является задание по составлению туристического
маршрута по Хакасии. Учащимся необходимо проявить знания не только по русскому
языку, но и по географии. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует
деятельность
учащихся,
повышает
эффективность
обучения,
предполагает
творческий
подход к решению любой проблеме, возникающей на уроке.
Игра необходимое, ключевое условие воздействия на ребенка, она делает процесс
воспитания и обучения свободным, прямым, притягательным и ненавязчивым. На уроках
игры
используются
при
введении,
объяснении,
обобщении,
повторении
блока
тем,
упражнения, при контроле. Например.
Лото
«Составь
пословицу».
Пословицы
разрезаны,
на
оборотной
стороне
-
определение лингвистических терминов. Учащиеся работают в парах, на каждую пару -
свои пословицы.
Если озеро высохнет,
то на дне его
трава останется,
если умный человек умрет,
то имя его останется.
Хакасская пословица
Мозаика.
Задание
на
карточке
каждому.
Дается
лингвистическое
оп ределение,
необходимо соотнести его с соответствующим термином. Выполнив задание, подойти к
доске, найти свой ответ, написанный на карточке, и перевернуть его. Если работа будет
выполнена правильно, то в результате появится рисунок тотемного животного, живущего
высоко в горах среди снежных вершин. Он занесен в Красную книгу России и Хакасии.
Его изображение есть на гербе Хакасии.
Дополнительная
информация.
Герб
Республики
Хакасии.
На
белом
фоне
стилизованный барс в обрамлении березовых ветвей, переходящих в Основании в элемент
хакасского национального узора - трилистник. Барс символизирует вечность жизни на
земле, а ветви березы - общую историческую судьбу всех народов России, так как береза
священное дерево для россиян.
Обобщение изученного проходит в форме уроков-викторин («Знаешь ли ты свой
край»), уроков-игр («Знатоки своей республики»), содержащих местный материал.
Есть игра, специально направленная на отработку умения пользоваться
разнообразными интонациями родного языка. Учащимся предлагаются задания на
выразительность (попутное выполнение разных видов разборов: морфологический,
синтаксический, пунктуационный). Используются отрывки из стихотворений хакасских
поэтов (А. Кыштымова, Н. Домо- жакова, М. Кильчичакова, В. Майнашева и др.).
Здравствуй, осень, золотая, Здравствуй,
золото земли!..
Листьев стаи, листьев стаи
Ветер носит... посмотри!
(А. Кыштымов)
Птичка.
Что стучишь ты, зеленая птичка, Подлетая
к окну моему?
Что ты хочешь сказать, невеличка?
Не пойму я никак, не пойму.
(В. Майнашев)
Коллективное взаимодействие - такой способ организации учебного процесса, при
котором ученики активно общаются друг с другом (работ в парах при составлении
диалога, разыгрывание ролевых жизненных ситуаций).
Тема: Школа.
Задача: Организация диалогической речи учащихся.
Расскажи своему другу, подруге о своей школе, учебных предметах, учителях.
Расспроси о нравах и обычаях его народа.
Проектная деятельность ориентирована на применение фактических знаний и
приобретение новых знаний путем самообразования. Цель- дать учащимся как можно
глубокие знания по предмету, развить творческие способности каждого ребенка. На это
направлены те упражнения, которые предлагаются учащимся на уроках (в том числе по
развитию речи) и во время внеклассных мероприятий.
Обозначив проблемную ситуацию, необходимо раскрыть логику решения, показать
противоречия и источники их возникновения, аргументировать каждый шаг к решению
проблемы.
Пути создания проблемной ситуации:
Рассказ о значении рассматриваемого явления:
•
сравнить иллюстрации, на которых изображены генеалогические деревья славянского и
тюркского языков. В чем сходство, а в чем отличие этих языков? К какой группе относится
русский язык, а к какой - хакасский?
•
сравнение русского и хакасского алфавитов;
•
задание: узнать, как получили свое название улицы села, названия гор, окружающих село,
поля.
Например: Имек - село получило свое название от горы Имджектаг (гора в виде
девичьей груди). Гора Тимертас - в переводе с хакасского тимiр тас - железный камень.
Лысая гора получипа свое название из-за того, что с восточной стороны этой горы не
растут деревья.
•
ситуация: «О чем не успел рассказать историк?»;
•
найдите в словарях иностранных слов заимствования из тюркских
языков, дайте их лексическое толкование.
Выполняя такие задания, учащиеся овладевают навыками работы со словарями и
расширяют свой лингвистический кругозор.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно
приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Дети
работают над созданием исследовательских работ: «Топонимия малой родины», «О чем
могут рассказать наши имена», «Легенды наших сел», «Открытие неведомой
письменности» и др. Работа над данными проектами вызывает интерес и у докладчиков, и
у слушателей. Во-вторых, есть реальная возможность проявить творчество, само-
стоятельность. В-третьих, эти темы подсказаны самой жизнью.
Работу в 5 классе мы начинаем с экскурсии в природу. Природа - прекрасная книга,
которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость тому, кто умеет читать
ее. Дети пишут о том, что увидели, чему научились.
Экскурсия в школьный сад. Дети по-новому увидели этот старинный сад и
удивились приятному и неожиданному. Задание небольшое - сочинение-миниатюра: «Что
тебя поразило в школьном саду или заинтересовало?» Накануне собираем стихи
классиков, местных поэтов, учащихся школы, одноклассников, дается план будущего
сочинения (на что обратить внимание и т. д.) Учащиеся видят изменения в природе,
читают стихи об осени, зиме.
Пейзажные зарисовки к сочинению - описанию с творческим заданием - создать
рисунок. Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту! Словесное рисование:
представим, что мы художники. Какие рисунки можно нарисовать по данному тексту.
Опиши словами.
Примеры из сочинений «Удивительное рядом»:
Самая красивая гора - Тимертас,... по склонам которой приютился березовый лес,
богатый разными грибами: крепкими подберезовиками, хрустящими груздями и
оранжевыми волнушками, большими и крошечными белянками... Тут и там разбросаны
веселые семейки рыжих лисичек и дружных опят...
...Когда мне было 8 лет, я впервые увидел на маленьком пруду красивых уток... Я
хотел взять камень и кинуть в турпана. Папа остановил меня и поведал сказание об этих
птицах...
... Выслушав отца, я бросил на землю камень и другими глазами посмотрел на этих
гордых, красивых и преданных друг другу птиц... А мама тихо добавила, что людям надо
учиться у этих птиц любви и преданности, заботе о своем потомстве...
Детям
интересно
овладевать
теми
речевыми
жанрами,
которые
существуют
в
реальной речевой практике. Именно к ним относятся газетные жанры. При работе над
сочинениями типа газетных жанров используется информация газет «Хакасия», «Земля
Таштыпская»,
«ЮСВ»,
«Аргументы
и
факты».
Приходится
вместе
с
учениками
размышлять о том, что представляет собой газета, как она строится, какие материалы в
ней помещаются, о чем говорится в материалах на первой, второй и других страницах.
Дети учатся определять жанры.
Проведенная
работа
убедила
в
том,
что
школьников
можно
и
нужно
обучать
газетным
жанрам.
Ученики
способны
усвоить
минимум
теоретических
сведений
об
информационных
газетных
жанрах,
их
особенностях
и
научиться
самостоятельно
создавать заметки и репортажи.
Краеведческий
материал,
используемый
для
самостоятельных
работ,
вызывает
интерес
детей,
заставляет
их
сосредоточенно
работать.
Тексты
для
работы
по
дидактическим карточкам выбраны из краеведческой литературы, попутно идет работа над
отработкой
правописания
орфограмм.
Приведем
примеры
карточек
по
теме
«Правописание числительных». Карточки подготовлены на каждого учащегося.
Задание: прочитайте предложения, правильно произнося числительные:
1.Катя Перекрещенко вынесла с поля боя 28 раненых. В 1943 году ей присвоены ордена
«Красной
звезды»
и
«Красного
знамени»
и
медаль
«За
отвагу».
В
1944
году
Катя
Перекрещенко погибла.
2.В 60 километрах от Абакана, в долине царей, есть несколько курганов. Среди них
известен Салбыкский курган. Он раскопан в 1954-1956 г. г. Курган до раскопок имел вид
холма высотой 11 метров; занимаемая им площадь у основания -0,5 га. Объем насыпи
составлял не менее 24000 кубических метров. Вес боковых и угловых пиит - от 20 до 50
тонн.
Применение
информационных
технологий
на
уроках
расширяет
возможности
учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся. Например, изучая тему
«Правописание сложных существительных и прилагательных», выявляются первичные
знания о лексическом значении слов.
Демонстрируется
видеоряд
фотографий
о
Хакасии.
Задание
для
учащихся:
составить
словосочетания
с
данными
словами
(слабые
учащиеся),
составить
предложения с данными словами (сильные учащиеся):
Саяно-Шушенская
ГЭС,
Абаканвагонмаш,
СААЗ,
Саяно-Шушенский
заповедник,
Черногорский
комвольно-суконный
комбинат,
Абаза
(Абаканский
железоделательный
завод), Усть-Абакан, Черногорск, зверосовхоз «Хакасский» и др.
При
изложении
материала
с
использованием
всех
перечисленных
методов
и
технологий учащиеся становятся активными участниками процесса обучения. Ожидание
событий
возбуждает
любознательность,
активизирует
мышление,
повышает
познавательный интерес.
Библиографический список
1.
Дейкина, А. Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку /
А. Д. Дейкина //Русский язык в школе. - 1993. - № 5. - С. 3-11.
2.
Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по
географии, биологии, экологии, экономике, основам права) 5-9 классы. / авт.-сост. М. Е.
Сергеева. - Волгоград: «Учитель», 2007.
3.
Кужакова, Е. П. Реализация культуроведческого подхода в процессе обучения русскому
языку / Е. П. Кужакова // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях
изменяющейся России: материалы Международной научной конференции 22-24 сент. 2005
г. - Абакан / отв. ред. Т. Г. Боргоякова. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005.
4.
Современные подходы в обучении хакасскому и русскому языкам в условиях модер-
низации образования: опыт, проблемы, перспективы. Сборник тезисов статей респуб-
ликанской научно-практической конференции. 14 апреля 2006 года. - Абакан: Хакасское
книжное издательство, 2006.
5.
Шоган, В. В. Технология личностно ориентированного урока: учеб.-метод. пособ. для
учителей / В. В. Шоган. - Ростов: «Учитель», 2003.