Автор: Ефимова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Чижовская средняя школа"
Населённый пункт: Смоленская область, Рославльский район, д.Чижовка- 2
Наименование материала: Методическая разработка (конспект НОД)
Тема: "Что такое дружба"
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «Чижовская средняя школа»
Конспект НОД в разновозрастной группе
по развитию речи «Что такое дружба»
Разработала :Ефимова Н.И., воспитатель
2015г
Цель: обобщать лексику синонимами, эпитетами; учить связывать значение
пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией,
активизировать
мыслительную
и
речевую
деятельность
детей,
используя
проблемные
и
ассоциативные ситуации, схемы, модели, символы; формировать социально-
коммуникативные
качества
(сотрудничество,
гибкость,
терпимость);
з а к л а д ы в а т ь
н р а в с т в е н н ы е
о с н о в ы
л и ч н о с т и
в
п р о ц е с с е
формирования представлений о дружбе.
Задачи:
Расширять представления о том, какими качествами должен обладать
друг.
Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять
представление о дружбе, углублять представление детей о доброте.
Учить простым способом выхода из конфликта.
Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг
к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства,
а также развитие навыков общения.
Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать
доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо от Зайца - Пустомели. В своём
письме он просит рассказать, что такое дружба и как найти друзей.
Вы готовы помочь Зайцу?
Надеюсь, вы понимаете, что работа эта не такая простая: нам
придётся пройти длинный путь и выполнить не одно задание, чтобы показать
Пустомеле, как мы строим Дом дружбы.
Начнём по кирпичику строить Дом дружбы. Подойдите к первому кирпичику.
(Звучит музыка. Дети подходят к первому кирпичику, возле которого
расположены пиктограммы).
Воспитатель. Догадались, о чём мы сейчас будем говорить?
Дети. О настроении.
Воспитатель. Какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, весёлое, радостное...
Воспитатель. Почему вам весело и радостно?
Дети. Потому что нам интересно в детском саду, у нас много друзей.
Воспитатель. А с кем можно дружить?
Дети.
С
ребятами,
воспитателями,
родителями,
бабушками,
сестрой,
соседями...
Воспитатель. Как вы думаете, с чего начинается дружба?
Дети. С доброго взгляда, хорошего поступка, оказанной помощи, улыбки.
От
улыбки
хмурый
день
светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкой своей
И она к тебе не раз ещё вернется
Дети. И тогда наверняка
Вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает
На скрипке.
С голубого ручейка
Начинается река
Ну а дружба начитается
С улыбки…
Воспитатель. Посмотрите внимательно на эти лица и найдите одинокого
человека. Каким должно быть выражение его лица?
(Дети рассматривают рисунки с изображением лиц человека).
Дети. Грустным, мрачным, безрадостным, обиженным, печальным.
Воспитатель. С чем можно сравнить его настроение?
Дети.
С
серой
тучей,
пасмурным
небом,
дождём,
тающей
сосулькой,
увядшим цветком.
Воспитатель. А теперь найдите человека, по выражению лица которого
можно предположить, что у него много друзей.
Дети. Вот он! У него лицо весёлое, счастливое.
Воспитатель. С чем можно сравнить его настроение?
Дети. С солнышком, распустившимся цветком, пушистым облачком
Воспитатель. Молодцы! Мы прошли первый этап пути и можем взять
один кирпичик.
(Под
музыку
дети
подходят
ко
второму
кирпичику,
возле
которого
нарисовано дерево, в его корнях написано слово «дружба».)
Воспитатель.
У
слова
«дружба»
есть
слова
-
родственники.
Давайте
подумаем и назовём слова, похожие на него.
Проводится игра « Семья слов» (дружить, подружка, дружок, дружочек,
дружище, дружелюбный, дружеский).
Воспитатель. Молодцы! Справились и с этим заданием. Хочу предложить
вам ещё одну игру, которая называется «Мир без друга». Я буду начинать
предложение, а вы - заканчивать его.
* Мир без друга был бы неинтересным, потому что...
* Мир без друга был бы безрадостным, потому что...
* Мир без друга был бы скучным, потому что...
Можно взять второй кирпичик. Идем дальше.
(Дети подходят к третьему кирпичику и видят разноцветные карточки.
Организуется игра « Живая радуга» (дети выбирают те цвета, которые
им напоминают дружбу)).
Воспитатель. Берём третий кирпичик! Продолжаем путешествие, идём
по направлению к четвёртому кирпичику. Здесь мы поговорим о пословицах
и поговорках.
О чём чаще всего они говорят?
Дети. О труде, книге, грамоте, хлебе, маме, дружбе.
Воспитатель. Сейчас мы попробуем вспомнить пословицы и поговорки о
дружбе.
1.
Там, где дружат, живут, не тужат.
2.
Дружба и братство дороже всякого богатства.
3.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
4.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
5.
Сам пропадай, а товарища выручай.
6.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
7.
Человек без друзей как птица, без крыльев.
8.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
9.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
10.Человек без друга что дерево, без корней.
11.Дружба в делах помощница.
Воспитатель. Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок о дружбе. Идём
дальше. Предлагаю вам игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».
(Дети
подходят
к
столу,
на
котором
лежат
картинки,
изображающие
сказочных героев: Кота в сапогах, Красную Шапочку, Незнайку, Буратино,
Карабаса-Барабаса,
Шапокляк
и
др.,
выбирают
сказочных
персонажей
и
объясняют свой выбор).
Воспитатель. Представьте, что у вас нет такого большого выбора, а есть
только отрицательные герои. Кого бы вы выбрали? Что решили бы - остаться
одному или подружиться с кем - нибудь из них?
Дети. Можно подружиться, но надо научить их быть добрыми, не совершать
плохих поступков.
А сейчас поиграем в игру «Трон дружбы».
(Дети встают в круг в центре - Трон (стул) дружбы. Под музыку бегут по
кругу.
С
остановкой
музыки
кто-то
садится
на
стул,
и
все
говорят
ему
приятные слова.)
Воспитатель. Какие добрые, красивые и приятные слова вы говорите своим
друзьям! Как доброжелательно относитесь друг к другу! Это значит, что
дружба между вами хорошая и крепкая. Молодцы! Незаметно, кирпичик за
кирпичиком мы построили Дом дружбы. Благодаря вашим стараниям и
знаниям он получился большой, красивый, светлый.
Давайте подарим его Зайцу- Пустомеле.
А чтобы ему было не одиноко поселим к нему друзей.
( Дети в окошечки наклеивают картинки с изображением сказочных героев).
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете,
Ведь с друзьями веселей
На любой планете!
Воспитатель. Посмотрите, как озарился дом радостными улыбками, согрелся
теплом дружеских сердец.
Что для жизни нужно?
- Солнце!
Что для дружбы нужно?
- Сердце!
Что для сердца нужно?
- Счастье!
Что для счастья нужно?
- Мир!