Автор: Хлебникова Маргарита Витальевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 12 "Березка"
Населённый пункт: г. Искитим Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Удивительные возможности сказки"
Раздел: дошкольное образование
1
Тема
«Реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприя-
тий с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
«Удивительные возможности сказки».
Автор: Хлебникова Маргарита Витальевна, педагог-психолог муни-
ципального бюджетного образовательного учреждения детский сад № 12
«Березка» комбинированного вида г. Искитим Новосибирской области
У всех педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, есть любимые приемы,
техники, интересные находки. Сегодня я хочу поделиться с вами своей мето-
дической копилкой – использование сказкотерапии в работе с детьми.
И уж если речь зашла о сказках, я предлагаю вам узнать сказочную исто-
рию по ее метафоре, скрытому смыслу
Эта сказка метафорически обозначает большую проблему. Решать эту
проблему в одиночку не получается. Успех приходит, когда за дело дружно
берутся все.
Конечно, речь идет о сказке «Репка». Важной является фраза: успех при-
ходит, когда за дело дружно берутся все.
Согласитесь, что эти слова могут быть ключом к работе всех специали-
стов с ребенком с ОВЗ. Наше дошкольное образовательное учреждение реша-
ет комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на созда-
ние условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоро-
вья в общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с
окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-
педагогической поддержкой. В этой связи наиболее важно создание творче-
ского союза педагогов для организации коррекционно-образовательной сре-
ды, стимулирующей развитие дошкольника.
Посредством сказки можно и развивать, и социально адаптировать. Ме-
тод сказкотерапии, на мой взгляд, является универсальным методом, который
могут использовать все специалисты: психологи, дефектологи, логопеды и
тифлопедагоги. Сказкотерапия дает положительные результаты в индивиду-
ально ориентированной коррекционной работе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Процесс познания мира и собственных возможно-
стей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключе-
ний. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений,
наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, – часто быва-
ет самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру
ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности.
Возможности сказки удивительны. А формы работы со сказкой также
многоцветны и разнообразны, как сама жизнь.
Вернемся к сказке «Репка».
Несмотря на то, что эта сказка одна из самых первых сказок ребенка, она
дает богатый материал для воспитания чувств и эмоций, коммуникативных
навыков, для развития мышления и воображения, речи и памяти.
Как одну и ту же сказку могут использовать разные специалисты?
Как эту же сказку может использовать логопед?
2
Например, логопед на материале сказки может работать над произношением
отдельных звуков, упражнять ребенка в составлении простого распространен-
ного предложения, учить правильно употреблять форму винительного падежа
имен существительных без предлога. Пополнять словарный запас ребенка.
На материале этой же сказки средствами сказкотерапии учитель – дефекто-
лог может формировать эмоциональную отзывчивость и передавать социо-
культурный опыт ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Например, можно рассказывать сказку с использованием предметов и изоб-
ражения действий вместе с ребенком по инструкции: делай как я, то есть
по подражанию.
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки репку он полил.
(Дед несёт маленькую репку, сажает её, поливает из лейки)
Осень к нам пришла с утра
Репку выдернуть пора!
Давай поможем деду тянуть репку?
Вместе с тобою скажем: «Тянет-потянет, вытянуть не может»
Тифлопедагог на материале сказки может обучать умению различать и
называть форму предметов. Упражнять в зрительном соотнесении формы
предметного изображения с эталоном формы (плоскостной и объемной), со-
отнесении величины предметов. Формировать действия с предметами, разви-
вая моторные навыки, при выполнении обследовательских действий. Упраж-
нять в ориентировке в пространстве. Например, в сказке «Репка» определить
размер героев и их местоположение, определить признаки самой репки (фор-
ма, размер, цвет, поверхность, отличительные признаки от других овощей,
вкус, запах и т.п).
Неважно, что сказка «Репка» одна из первых сказок в жизни маленького
человека, важно то, что она очень подходит для работы педагога – психолога
с конкретным ребенком, потому что учит общаться, обращаться за помощью
и выполнять работу вместе со всеми.
В психологической практике использую как народные или известные ав-
торские, так и специально сочиненные сказки для психотерапии Ольги Хух-
лаевой.
В своей работе я использую различные приемы работы: рассказывание
сказки;
рисование
сказки;
сказкотерапевтическая
диагностика;
сочинение
сказки; постановка сказки.
Остановлюсь на некоторых из них.
Диагностика проблем. Ребенка приводят к психологу для избавления от
стрессов, замкнутости, агрессивности или для решения других психологиче-
ских проблем. Однако это лишь симптомы, верхние части айсберга. Основ-
ные проблемы возникают от недостаточно сформированной я – концепции, от
бессознательного ощущения внутреннего хаоса. В выяснении нижней части
айсберга, помимо других методик, можно использовать и элементы сказко-
терапии.
Я использую следующие методики:
3
1.
«Волшебная
страна
чувств»
(предложена
Зинкевич
–
Евсиг-
неевой) Цель этой методики — исследование психоэмоционального состоя-
ния. Перед ребенком раскладывается восемь карандашей (красный, желтый,
синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методи-
ки. Рисунок. Подробнее об этом вы сможете прочитать в методических мате-
риалах, которые я приготовила для вас.
2.
Методика
«Воображаемое
путешествие».
Автор:
Самойленко
Ирина Владимировна. Цель - исследование психоэмоционального состояния
ребенка.
Проанализировав, рисуночный бланк и ответы ребенка, психолог может
понять, каково состояние дошкольника на текущий момент, на что обратить
внимание, как выстроить дальнейшую работу.
Приведу пример. Мальчик 6 лет, заболевание – ДЦП. Растет в атмосфере
гиперопеки, до последнего года посещал детский сад редко, часто болел, на-
ходился в больнице на лечении, в этом году регулярно посещает дошкольное
учреждение. Как следствие - неумение выстраивать полноценное взаимодей-
ствие с детьми, часто проявляет агрессию, так как ему кажется, что все хотят
его обидеть, толкают и задевают специально. Проявление эгоцентризма: я са-
мый умный, игрушки у меня лучше всех, слушать нужно только меня и т.п.
Я работаю с ним, используя психотерапевтические сказки О. Хухлаевой
из книги «Лабиринт души». Например, «Сказка про Енота» или
«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание».
Ключевая фраза сказки: «А вот я какой!» А вот скрытый смысл или
метафора звучит так: «Как все-таки хорошо, когда на тебя обращают внима-
ние за что-нибудь хорошее».
Сказка о Ёжике, который хотел, чтобы на него обращали внимание.
Материалы и оборудование: игрушка ежик, аудиозапись звуков природы,
картинку.
Ход занятия
1.
Звуки леса. Сегодня у нас в гостях маленький колючий ежик. Он при-
глашает тебя в свою сказку.
Далеко – далеко, за морями, за горами, за высокими лесами, в дремучей
– дремучей чаще была маленькая уютная полянка. На этой полянке
жили звери: белки, зайцы, обезьяны, попугай и даже маленький беге-
мот.
2.
Упражнение «Волшебный лес»
Мы с тобой попали в волшебный лес. Он населен птицами, насекомыми,
различными зверями. И у тебя есть возможность превратиться в какого-то
4
зверя. Выбери, каким животным ты хотел бы быть, изобрази это животное
(под звуки леса).
Среди них был один ежик по имени Вася, который очень гордился свои-
ми колючками. Был этот ежик Вася непохожий на других. Больше
всего на свете любил он, когда на него обращали внимание. Настолько,
что даже казалось, что все люди обращают на него внимания меньше,
чем на других. Хотелось ежику, чтобы только на него всегда смотре-
ли, только его все слушали. Приходит ежик на занятие с белкой - вос-
питательницей. Только начинает она что-либо рассказывать, ежик
как захрюкает громко-громко. Все смеются, на него смотрят. Воспи-
тательница расстроена, а для него важно, что все внимание на него
обращено. Подойдет ежик к детям. Они замок из песка строят.
Зайдет ежик с одной стороны, с другой – никто на него не смотрит.
Как размахнется тогда он – и ногой прямо по замку. Девочки в плач, а
мальчики кулаки сжимают – бить его хотят. И так каждый день.
3.
Упражнение «Эмоции и чувства». Собираем пиктограмму «печаль».
Найди среди картинок изображение печали. Изобрази, как выглядит че-
ловек, когда он расстроен.
И все бы было хорошо, но стала такая жизнь ему надоедать. Внима-
ние – то, конечно, обращают – это приятно. Но ругают много – от
этого грустно. С такими печальными мыслями, однажды вечером,
наш ежик лег спать. И вот приснился ежику сон. Волшебник в плаще,
расшитом золотыми нитками, прилетел к нему и сказал: «Знаешь,
ежик, я отправлю тебя в два разных мира. В одном из них ты бываешь
часто и сам, в другом не был никогда. Когда вернешься – скажешь мне,
где тебе больше понравилось. Взмахнул Волшебник ярко – желтой па-
лочкой – и оказался ежик в невиданном царстве – государстве. И в
этом царстве ежик себя ведет не так, как всегда: помогает он всем,
поступки приятные совершает, слушает внимательно, что говорят
ему, чужие игрушки не ломает, а наоборот чинить помогает. И вни-
5
мание на него все так много обращают, что ежику даже неловко ста-
ло. Приятно ежику, приятно и всем вокруг. Хвалят все ежика, говорят
про него, а у него такое чувство, словно его все время по головке гла-
дят….
4.
Упражнение «Поглаживание». Психолог гладит ребенка по голове. Ска-
жи, тебе понравилось, что ты чувствуешь?
Тут вдруг вновь появился Волшебник и взмахнул волшебной палочкой. И
оказался ежик в другом мире. Тут все тоже на ежика смотрят, но
смотрят за то, что он то игрушку сломает, то замок из песка разру-
шит, то на занятиях воспитательнице – белке не дает говорить. И
ругают его и ругают….Проснулся ежик, соскочил с кровати и вспо-
мнил свой сон. И только захотелось ему что-то плохое сделать, как
вспоминался ежику второй мир, где все его ругали. Нет, подумал
ежик, не буду я плохие дела делать.
5.
Упражнение «Плохие и хорошие поступки» Ребенок рассматривает кар-
тинки, фотографии и определяет хороший или плохой поступок совер-
шает герой картинки.
Ежик умылся, постельку свою заправил, игрушки разбросанные подо-
брал. Мама похвалила его: «Ах, ты мой хороший. Какой ты молодец»
Приятно стало ежику. Почесал он левую переднюю иголку и решил
сегодня на этом не останавливаться. Отправился он на поляну. А там
воспитательница Белка зверят считать учила, к школе их готовила.
Подкрался он тихонько и начал ждать. Попросила Белка ребят при-
мер решить: прибавить к четырем два. А зверята прослушали, тогда
ежик радостно выкрикнул: Шесть. Белка похвалила ежика, и ему так
приятно стало. А после занятия ежик пошл к песочнице. Дотронулся
до плеча Мишки и прошептал: «Можно с вами поиграть?» Глянул на
него Мишка и пробурчал недовольно: «Ну, ладно уж, садись!» Сел ежик
и начал строить замок и так у него красиво получилось, что все зве-
рята свою работу бросили и только смотрели на него. «Ух, ты , а мы
6
и не знали, что ты так можешь!» «Я и сам не знал», - смущенно отве-
тил ежик.
А ночью, когда ежик лег спать, во сне к нему пришел Волшебник. Он
спросил, в каком мире ему понравилось больше. И ежик ответил, что в
том, где он делал добрые дела. И ежик еще раз подумал: «Как все-
таки хорошо, когда на тебя обращают внимание за что-нибудь хоро-
шее».
6.
Обсуждение сказки.
Чего хотелось ежику в начале сказки? А тебе хотелось бы того же?
Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в чем была его
ошибка?
Как изменился ежик в конце сказки? Что он понял и как изменилась его
жизнь?
Завершение сказки. Звуки леса. Прощание с ежиком
Сказка позволяет расширять кругозор ребенка, формировать целостные
представления об окружающем мире, реализовывать навыки ролевого пове-
дения, оказывать влияние на развитие познавательной и эмоционально-воле-
вой сферы.
В работе с психотерапевтическими сказками психологу важно помочь
ребенку усвоить главную идею сказки и увидеть возможности ее применения
в его жизни. С помощью психотерапевтических сказок тонко, ненавязчиво,
без нравоучений и морализации, мы воздействуем на эмоционально-волевую
сферу ребенка. Во время обсуждения сказки ребенок имеет возможность ска-
зать все, что он думает.
Ребенок во время прослушивания сказки, в словах, в рисунке, во время
проигрывания сказки выражает себя, внутренне работает над собой – а это
самое ценное.
Хотела бы закончить строками стихотворения:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
7
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.