Автор: Горшкова Надежда Николаевна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Хоронхойский филиал "БРТСиПТ"
Населённый пункт: Хоронхой Кяхтинский район Бурятия
Наименование материала: доклад
Тема: Психологический климат в студенческом коллективе.
Раздел: среднее профессиональное
Психологический климат в студенческом коллективе.
В
современной
психологической
науке
под
психологическим
климатом
понимается
«качественная
сторона
межличностных
отношений,
проявляющаяся
в
виде
совокупности
психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной
деятельности и всестороннему развитию личности в группе».
В.М. Шепель утверждает, что психологический климат состоит из трех компонентов:
социальный климат — определяется осознанием общих целей и задач группы;
моральный
климат
—
определяется
принятыми
и
устоявшимися
моральными
ценностями группы;
психологический климат — это неофициальные отношения, которые складываются
между членами группы и значительно влияют на ее работоспособность.
Только оптимизация каждого элемента комплексного понятия психологического климата
приводит к доверительной атмосфере в коллективе.
Положительный
психологический
климат
не
формируется
сам
собой.
Это
результат
упорного,
целенаправленного
и
длительного
труда
всего
коллектива,
результат
хорошо
спланированной и организованной деятельности, при этом важное место в формировании
благоприятного климата отводится преподавателям и классным руководителям.
Поподробнее поговорим о первом и втором компонентах психологического климата:
Социально-психологический климат – это показатель взаимоотношения личность-группа, это
совокупность
всех
влияний
членов
коллектива
друг
на
друга
способствующих
или
препятствующих продуктивной совместной деятельности, всестороннему развитию личности
в
группе
и
самой
группы.
Особенностью
студенческих
групп
в
колледже
является
неоднородность
образования,
возраста,
существенные
межличностные
и
социальные
различия,
что
затрудняет
формирование
учебного
коллектива
и
создание
позитивного
социально-психологического климата.
Социально-психологический
климат
в
студенческой
группе
имеет
ряд
особенностей,
которые,
порождаются
ведущим
видом
деятельности
студентов
-
учебой,
имеющей
специфические
психологические
характеристики.
Познавательная
деятельность
-
это
интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня в
колледже, где она направлена прежде всего на изучение профессии. В колледже формируются
высокие нравственные качества, ответственное отношение к учебе и интерес к будущей
профессии.
Студенческая
группа
способна
существенно
повысить
эффективность
индивидуального
процесса
усвоения
знаний,
при
условии,
что
она
стала
коллективом
(командой),
где
каждый
готов
помочь
каждому,
где
существует
культ
учения
и
знания,
направленность на становление профессионализма, атмосфера позитивизма и дружелюбия,
другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический
климат.
Стоит помнить о том, что состояние психологического климата студенческого коллектива
зависит
и
от
уровня
группового
развития.
Следует
отметить,
что
между
состоянием
психологического климата в развитом коллективе и результативностью общей деятельности
всех членов группы существует положительная зависимость. Она приводит к появлению
взаимопонимания и доверия, открытости и взаимовыручки.
Прямое влияние на психологический климат имеет стиль управления и самоуправления в
группе.
Педагогам
в
своей
деятельности
по
созданию
здоровой
социальной
ситуации
и
психологического климата группы следует опираться на наиболее сознательных, активных,
авторитетных членов ученического коллектива.
Стоит отметить, что важнейшими признаками благоприятного психологического климата по
Макаренко являются чувство собственного достоинства, защищённость каждой личности,
гордость за свой коллектив, эстетика коллектива, соблюдение внешних норм поведения.
Все
вышеперечисленные
характеристики
здорового
климата
ученического
коллектива
способствуют
нормальному
функционированию
группы,
следовательно,
и
учебно-
воспитательной деятельности, и всестороннему развитию личности.
В ноябре 2017 года мною была проведена экспресс-диагностика социально-психологического
климата
в
группе
второго
курса
специальности
Теплоснабжение
и
теплотехническое
оборудование, т.к. в группе поменялся классный руководитель и в студенческий коллектив
влились новые личности, пришедшие в группу в счет пополнения после 11 класса. Результаты
исследования показали, что больше половины студентов группы испытывают отрицательные
эмоции, настроение при межличностном общении с другими обучающимися группы вызывает
уныние и полное разочарование. Данные показатели говорили о том, что коллектив до конца
не сформировался, некоторым обучающимся было не комфортно находится в группе.
На протяжении года был проведен ряд мер, направленных на создание благоприятного
социально-психологического климата в студенческой группе. Это является делом не только
ответственным, но и творческим, требующим знания его природы и средств регулирования,
понимания психологии контингента людей, обучающихся в колледже, их эмоционального
состояния, отношений друг с другом, особенностей индивидуальный и коллективной учебной
деятельности.
Главным
моментом
в
формировании
благоприятного
социально
–
психологического климата является прежде всего наличие значимого человека для студентов –
преподавателя
профессии
и
проводимая
им
работа
по
формированию
студенческого
коллектива группы.
Работа преподавателя направлена, в первую очередь, на адаптацию студента к условиям
колледжа,
создание
доверительных
отношений
в
группе,
на
формирование
социально
одобряемого
поведения
студента,
направленность
на
учебную
деятельность
и
профессиональное самосовершенствование. Ведение совместных групповых мероприятий, в
которых принимают участие все студенты, улучшает межличностные отношения, совместное
переживание успеха сближает студентов, стирает социальные и экономические барьеры между
ними,
снимает
конфликты,
способствует
улучшению
внутреннего
имиджа
группы.
Преподаватель
спец.дисциплин
транслирует
в
группу
общеколлективный
интерес,
направленный
на
учебную
деятельность,
и
этот
интерес
систематически
«тренирует»,
всесторонне
укрепляя
единение
группы.
Наряду
с
этим
важное
место
занимает
индивидуально-воспитательная
работа,
осуществляемая
им
каждый
день.
Для
каждого
студента преподавателем создаются такие условия взаимодействия, при которых он чувствует
психологический
комфорт
в
коллективе,
адекватность
оценок
его
поведения,
результатов
деятельности, самооценки.
Важным моментом, на который преподаватель должен обратить свое внимание прежде
всего, является то, насколько каждый из учащихся знает свои обязанности, а также их отличие
от
обязанностей
остальных
членов
коллектива.
Такое
четкое
разделение
функций
и
обязанностей учащихся группы обеспечивает им ощущение своих границ, а также приводит к
чувству стабильности и устойчивости в отношении своего места в данной группе.
Следующий
критерий
—
осознание
своих
личных
убеждений.
При
здоровом
психологическом климате каждый из учеников знает свои ценности и взгляды. Вместе с тем,
не менее важным критерием является определение своей позиций по отношению к себе и
другим членам группы. Важно, чтобы каждый из учеников обращал внимание в первую
очередь на себя, мог проводить самоанализ действий и поступков.
Среди
наиболее
эффективных
способов
формирования
учителем
благоприятного
психологического климата в студенческом коллективе следует выделить следующие:
Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы событий;
Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;
Использование коллективных игр;
Формирование традиций группы и обязательное их соблюдение;
Разработка системы морального и материального поощрения учеников;
Умение увидеть и решать конфликтные ситуации среди обучающихся;
Стремление преподавателя (классного руководителя) вкладывать силы и средства в
благополучие группы;
Знание и учитывание индивидуальных особенностей обучающихся (соматические,
интеллектуальные, психологические);
Знание и уважение всего спектра чужих мнений;
Умение разделять и передавать ответственность.
Показателем эффективности проведенной работы стала повторная диагностика социально-
психологического климата в группе. На конец второго семестра (май 2013 года) в группе
преобладает
восторженное
настроение.
Большая
часть
опрошенных
(80%)
испытывают
положительные эмоции, настроение в межличностном общении с другими студентами группы
в основном вызывает светлые и приятные ассоциации. Диагностические показатели говорят о
том, что коллектив в основном сформировался, обучающиеся в группе хорошо знают друг
друга, привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, студенты
положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. Это повышает настроение
обучающихся, их потенциал, положительно влияет на желание учится в колледже и получать
выбранную ими профессию.
Психологический
климат
студенческой
группы
является
мощным
стимулом
учебной
деятельности для каждого студента. Практика показывает, что значительное число студентов
могут ярче раскрыть свои способности и овладеть учебной программой в составе группы,
которая создает им психологический комфорт. Участвуя в групповых формах учебной работы,
они овладевают важнейшими социально-психологическими компетенциями, необходимыми
для современного специалиста со средним профессиональным образованием.
Таким образом формирование здорового социально-психологического климата студенческой
группы является важным показателем качества социальной среды колледжа. Преподаватели
спецдисциплин, классные руководители и психологи могут сделать в этом отношении очень
многое.