Автор: Епишева Аксана Вчеславовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Первовасильевская ООШ"
Населённый пункт: Верхняя Хава пер. Солнечный 16 Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении."
Раздел: среднее образование
Епишева Аксана Вячеславовна
Место работы: МКОУ «Первовасильевская ООШ» Верхнехавского
муниципального района Воронежской области.
учитель истории и обществознания.
Место проживания: Воронежская область Верхнехавский район с.
Верхняя Хава пер. Солнечный 16.
Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном
учреждении.
Воспитание из всех святых дел самое святое.
Феофан Затворник.
В
числе
важнейших
проблем
воспитания
серьёзную
тревогу
вызывают
вопросы
духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как
научить
ребёнка
любить
Отечество,
свою
национальную
культуру,
самобытность
и
традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске
положительного
и
доброго
мы,
как
правило,
выходим
на
блистательный
образец
–
общечеловеческие
ценности
и
идеалы.
Примером
может
служить
наследие
В.А.
Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение
детей,
подростков,
юношества
от
одной
из
самых
больших
бед
–
пустоты
души,
бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как
храм
закладывается
в
детстве.
В
сегодняшней
жестокой
действительности
ребёнку
необходимо
введение
в
традиционную
духовную
культуру.
Ведь
культура
–
это
организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека
и
природы,
искусства
и
человека,
человека
и
общества,
человека
и
Бога.
Духовно-
нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности,
благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его
этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,
патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное
состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека
невозможно
без
правильного
воспитания.
«Воспитать»
-
значит
способствовать
формированию духовно- зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером.
А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость
ко
всему
Божественному,
волю
к
совершенству,
радость
любви
и
вкус
к
доброте.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в
ребёнке
ясного
понимания
вещей
окружающего
мира.
Затем
результатом
понимания
должно стать возведение добрыхинстинктов детской натуры в сознательное стремление к
идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».
Н.И. Пирогов.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное
возрождение
России,
особенно
актуально,
так
как
общество
и
государство
остро
нуждаются
в
образовательных
моделях,
обеспечивающих
духовно-нравственные
компоненты
в
содержании
образования.
Поэтому
именно
духовно-нравственное
воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям,
является приоритетным направлением работы школ, организационной и методической
деятельности УО и ЦРО, а так же всех заинтересованных структур в Верхнехавском
районе. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую
очередь
от
профессионализма
педагогов,
работающих
с
молодёжью:
преподавателей
предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного
образования.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность,
одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в
творческих
конкурсах
и
предметных
олимпиадах
православной
направленности.
В
течение нескольких лет в районе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные
выставки декоративно-прикладного творчества учащихся, школьники участвуют в краевых
творческих конкурсах: «Рождественская звезда», «Светлый праздник Рождества», «Святые
заступники Руси». Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения
культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение
опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной
картины
мира.
Духовно-нравственное
воспитание
на
основе
православных
традиций
благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это
доказывает
особую
значимость
и
актуальность
разработки
программы
по
духовно-
нравственному
образованию
и
воспитанию
детей.
Воспитание
духовной
личности
возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников
сложившимся в нашей школе. Целью программы по духовно-нравственному воспитанию
является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели
педагоги ставят следующие задачи:
1.Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать
добро и зло, любить добро, творить добро.
2.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных
традиций.
3.Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической,
духовной и народной музыке.
4.Развивать
способность
воспринимать,
анализировать
литературные
произведения,
обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
5.Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.
6.Прививать
трудовые
навыки,
обучать
основам
ручного
труда,
продуктивной
деятельности.
Педагоги школы осуществляют работу по следующим направлениям:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное.
4.Нравственно-трудовое.
5.Развитие творческих способностей учащихся.
Основные принципы программы:
1.Принципы
духовно-нравственного
воспитания
(гуманистическая
направленность
воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования
и законность).
2.Принципы
отбора
содержания
образования
(научность
и
канонично сть,
многоуровневость, учёт требований типовых программ).
3.Принципы
организации
занятий:
(наглядность,
доступность,
учёт
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
детей,
систематичность
и
последовательность,
связь
теории
с
практикой,
воспитание
в
процессе
обучения,
вариативный
подход).
Характеристика деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания,
интеграция
духовно-нравственного
содержания
в
эстетическое,
интеллектуальное,
физическое развитие и трудовое воспитание.
Методы реализации программы:
1.Наглядный
(иллюстративный
рассказ
(лекция)
с
обсуждением
наиболее
сложных
вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами,
составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).
2.Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим
обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих
работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и
образов
религиозного
содержания;
проведение
сюжетно-ролевых,
дидактических
игр,
разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3.Практический (организация продуктивной деятельности учащихся). Формы работы с
детьми:
-
Факультативные,
индивидуально-групповые
занятия,
беседы,
игры
нравственного и духовного содержания. - Лекции, семинары, практикумы (в старших
классах).- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание
предметов
декоративно-прикладного
творчества,
развитие
способностей
сольного
и
хорового
пения,
музыкально-сценического
движения.
-
Проведение
праздников
и
мероприятий.
-
Использование
мультимедийных
технологий
(заочные
экскурсии,
виртуальный музей, создание презентаций). - Исследовательская деятельность учащихся. -
Экскурсии. - Организация выставок. - Тематические и творческие вечера. - Участие в
смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-
нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
- Совместно организованные с родителями праздники. Предполагаемый результат:
- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
-
Формирование
позитивного
отношения
к
окружающему
миру,
к
другим
людям.
-
Потребность к сопереживанию.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо
Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Реализация
работы
по
духовно-нравственному
воспитанию
осуществляется
через
интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла. Занятия в начальной школе
открывают детям путь к нравственно- религиозной стороне познания окружающего мира.
Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно
быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание эмоциональной отзывчивости,
любви к окружающему миру, приобщение к духовнойкультуре формируют личность с
позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.
Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности:
- чтение, рисование, художественный труд;
- слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение. На хорошем уровне
взаимодействие учителя ОПК с учителями начальных классов и родителями. Творческие
работы ребят занимают достойное место на школьных выставках.
Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребёнка, ведь то, что
его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. По мнению В.
Сухомлинского
эмоциональное
состояние
оказывает
влияние
на
ум
и
всю
интеллектуальную жизнь ребёнка.
Ведь православие проповедует патриотизм и любовь к Родине, культуру и нравственные
начала,
милосердие
и
семейные
ценности,
призывает
к
миру
и
межнациональному
согласию, к добрым поступкам и жизни по заповедям Христа. Интегрированные уроки
следует рассматривать, как важную предпосылку успешной ориентации в современном
мире, сложность, многомерность, парадоксальность, которые требуют соответствующего
отражения
в
организации
различных
звеньев
образовательного
процесса.
Воспитание
духовности,
нравственного
отношения
к
жизни,
развитие
художественного
вкуса,
комплексное
приобщение
ребёнка
к
миру
искусства
являются
важнейшими
задачами
художественной
педагогики.
На
уроках
русского
языка
и
литературы
духовно-
нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и
литературы ставят перед учениками следующие задачи:
1.Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между
людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт
народа.
2.Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар
свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.
3.Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас,
научить грамотно излагать свои мысли.
4.Пробудить
интерес
к
старославянскому
языку,
как
к
языку
молитвы.
Осознание
церковно-славянских корней русского языка.
5.Знакомство с Евангельскими образами на уроках литературы, изучение духовной поэзии.
- Повышение интереса к культурным традициям своего и других народов. - Воспитание
чувства сопричастности с историей края. - Развитие духовных потребностей. - Воспитание
нравственных качеств личности: патриотизма, любви к малой Родине. Изучение истории
нашего
края
тесно
связано
с
православными
традициями
(православные
праздники,
знакомство со Святыми местами, отражение православия в пословицах и поговорках
населения Воронежского края, экскурсии в храмы). Любовь к родному краю, к родной
культуре находит отражение в творческой деятельности учащихся: - участие в выставках
художественного творчества по различным направлениям деятельности;
Такой результат – большая честь и предмет гордости для коллектива педагогов и учащихся
школы и огромный стимул работать в этом направлении ещё активнее и качественнее.
Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками
вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. «Истинная мудрость
состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо». А.Ф.Романова.