Развитие навыков письма у детей с нарушением интеллекта
Автор: Шеховцева Марина Алексеевна Должность: учитель Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ № 59 для детей с ОВЗ Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Развитие навыков письма у детей с нарушением интеллекта Раздел: среднее профессиональное
Развитие навыков письма у детей с нарушением интеллекта.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Овладение письмом является одним из наиболее сложных видов для умственно
отсталых детей младшего школьного возраста. У детей с органическим поражением
головного
мозга
наряду
с
нарушением
познавательной
деятельности
нередко
обнаруживается
недостаточная
сформированность
двигательной
сферы.
Это
проявляется
в
слабости
мышц,
плохой
координации
движений,
особенно
тонких
движений
пальцев,
а
также
наличие
лишних
движений,
повышенная
резкость,
неумение
рационально
распределять
усилия,
сложность
в
установлении
нужной
амплитуды
и
временных
параметров.
Нарушение
общей
моторики
отражается
на
недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Что
в свою очередь отражается на формировании речи и уровне развития психических
процессов.
Сотрудники
Института
физиологии
детей
и
подростков
Академии
психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) особо
подчеркивают,
что
«влияние
проприоцептивной
импульсации
мышц
руки
так
значительна только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной
области». Поэтому так важно своевременное развитие двигательной сферы ребёнка и
серьезной подготовки руки (тонкой моторики).
Часто дети с нарушением интеллекта с трудом удерживают в руках ручку, тратят
много времени на то, чтобы подготовиться к работе, имеют своеобразный почерк
(слабый
или
сильный
нажим,
неровные
буквы,
писчий
спазм).
Двигательная
недостаточность
особенно
возрастает
при
выполнении
сложных
движений,
где
требуется
точное
дозирование
мышечных
усилий,
пространственно
–
временная
организация моторного акта, словесная регуляция движений.
Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга,
хотя их роль в различных видах письма не одинакова. Поэтому поражение тех или
иных зон проявляется своеобразно.
Височные области левого полушария головного мозга (у правшей) связаны со
слуховым анализатором в процессе письма; их поражение больше всего вызывает
нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.
Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма; ее
поражение ведет к пространственным нарушениям.
Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения,
идущие от поверхности кожи и мышц, она имеет серьезное значение для обеспечения
тонких и четких движений.
Соблюдение
чередования
в
нужной
последовательности
букв
связано
с
премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Лобные доли –
моторный центр речи – больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Их
поражение вызывает невозможность последовательного письма.
Среди
учащихся
специальных
школ
имеются
и
дети
с
хорошо
развитой
моторикой. С помощью тестов Н.И. Озерецкого в 29% случаев выявлено нормальное
развитие движений. Это обуславливает необходимость строго дифференцированного и
индивидуального подхода в обучении.
Исправление
двигательных
недостатков
связано
с
совершенствованием
произвольной регуляции движений, применением упражнений, которые содействуют
улучшению
аналитико-синтетических
процессов,
обеспечивающих
произвольную
регуляцию тонких движений пальцев рук. Развитие и совершенствование комплекса
тонкомоторных навыков (силы, координации, точности, пластичности движений кисти
и
пальцев
рук)
приобретают
в
коррекционной
работе
одно
из
первостепенных
значений.
При
определении
системы
работы
по
коррекции
двигательных
нарушений
следует
учитывать,
что
личностная
незрелость
умственно
отсталого
ребенка
проявляется
в
несформированности
учебной
мотивации,
слабости
или
отсутствии
волевых
установок,
эмоциональной
лабильности.
Стойкие
неудачи
при
попытках
воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий.
Поэтому любое задание умственно отсталому ребенку надо предлагать в игровой
форме,
которая
не
только
вызовет
у
него
интерес,
но
и
за
счет
положительной
эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а,
следовательно, и улучшению работоспособности в целом.
Включение в работу большого количества дидактического материала, игровых
заданий и упражнений способствует более успешному формированию специфических
координированных действий с карандашом (или другими пишущими инструментами),
ориентировке
на
листах
бумаги,
основным
способом
формирования
базового
графического
навыка
у
умственно
отсталого
ребенка
являются
многократные
упражнения и тренировка определенных действий.
Работа по развитию мелкой моторики руки детей с нарушением интеллекта
предусматривает:
- развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков;
-
развитие
силы,
координации,
точности,
пластичности
движений
кисти
и
пальцев рук;
- формирование зрительно – двигательной координации и пространственной
ориентировки;
-
стимулирование
речевого
развития
умственно
отсталых
детей
младшего
школьного возраста;
- снижение психоэмоционального напряжения и повышение работоспособности
учащихся.
Весь комплекс упражнений для пальцев рук (с речевым сопровождением и без
него) включает в себя:
а) пальцевую гимнастику;
б) работу в тетрадях – отработку элементарных графических навыков;
в) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
Всю работу можно как бы разделить на три этапа:
I этап.
Его задачей является снижение психоэмоционального напряжения учащихся,
статического
напряжения
мышц
руки
и
повышение
ручной
работоспособности
учащихся.
1. Пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно в течение 2-5 мин в начале
каждого урока и в его середине в форме физминутки. Большое внимание уделяется
общему развитию рук ребенка, формированию хватания, развитию согласованности
действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки.
2. Упражнения на удержание позы в процессе учебных занятий.
3. Упражнения для держания карандаша и ручки в руке (проводятся на тех
уроках, где пользуются ручкой или карандашом).
4. Упражнения на альбомных листах или на листах бумаги в клеточку большого
формата (в движение приводятся длинные мышцы руки, которые лучше развиты):
обводка по шаблону или трафарету;
обводка по контуру;
соединения по точкам простых фигур;
постановка точек в различных направлениях;
раскрашивание и штриховка в разных направлениях.
орнаментное рисование – состоящее из знакомых геометрических фигур (с
помощью трафаретов) и линий различной толщены, длины и направлений.
5. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов
(предметная мелкая моторика).
II этап.
Его
задачей
является
подготовка
кисти
и
пальцев
рук
учащихся
(силы,
координации, точности, пластичности движений) для практической работы в тетрадях.
Проводятся
те
же
упражнения,
которые
проводились
на
первом
этапе
и
добавляются
упражнения
в
тетради
направленные
непосредственно
на
обучение
письму элементов букв.
1. Орнаментное рисование в тетрадях:
2 Упражнения на отработку написания элементов букв (работа в тетрадях):
3.Упражнения на рисование предметов, в изображения которых входят данные
элементы.
4. Упражнение на дорисовывание недостающих деталей
5.Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов,
из которых выкладывают, вырезают, составляют элементы букв.
III этап.
Его
задачей
является
формирование
тонкомоторных
навыков
для
прочного
усвоения динамического образа буквы и стимулирования речевого развития.
Для учащихся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой
письма, проводятся те же упражнения, которые проводились на первом и втором
этапах и добавляются упражнения направленные на формирование динамического
образа буквы.
1. Пальчиковые графемы.
2.Упражнение на обводку трафаретов с изображением различных предметов,
фигур животных, в названии которых встречается изучаемый звук и буква (желательно
в начале слова).
3.Упражнение на ощупывание букв вырезанных из бархатной или наждачной
бумаги и наклеенных на картон (методика Потаповой Е.Н)
4.Упражнение на письмо буквы в воздухе или на ладони обратной стороной
карандаша или пальцем на песке (манке).
5. Упражнение на письмо буквы мокрым пальцем на доске,
6.Упражнение на письмо буквы по контуру (работа в тетради).
7. Упражнения на написание каждой буквы в такт (или по команде).
8.Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов,
из которых выкладывают, составляют изучаемые буквы.
Пальцевая гимнастика проводится ежедневно в течение 2-5 мин в начале каждого
урока и в его середине в форме физминутки.
Пальцевая гимнастика включает:
а) упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук:
б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции:
в) упражнения на удержание позы – позы даются по степени усложнения - от
простых к более сложным. Если у ребенка не получается какая – то поза из пальчиков,
он помогает себе другой рукой правильно уложить пальчики ведущей руки, иногда
необходима помощь взрослого (Антакова - Фомина). После чего следуют упражнения
на расслабление и вновь ребенок должен построить и удержать необходимую позу.
Несколько
чередований
упражнений
на
удержание
позы
с
упражнениями
на
расслабление
позволяют
ребенку
запомнить
фигуру
и
самостоятельно
укладывать
пальчики для её выполнения.
г)
упражнения
на
переключение
поз
(самые
сложные
упражнения).
По
инструкции учителя дети переключаются с одной позы на другую, с инсценированием
под речевое сопровождение. Дети включают в инсценирование знакомые пальчиковые
фигуры, легко переключаясь с одной на другую. Инсценировать можно отдельные
эпизоды, наблюдения из жизни, воспоминания, эпизоды из сказок.
д) упражнения с ритмом – это выполнение упражнений с пальцами под счет, под
хлопки, отстукивание, топот, под музыкальные инструменты.
Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов –
предметная мелкая моторика. Этими предметами могут быть:
мозаика (крупная, потом более мелкая)
- вставить пластину в любое отверстие мозаики;
- выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета;
- выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец
(одноцветный, затем разноцветный);
- составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте
коробочки с различными крышками, которые нужно подобрать к коробочкам,
закрыть, а потом открыть;
цветные клубочки ниток для перематывания;
различные по толщине верёвочки для завязывания и развязывания узелков,
выкладывания рисунка или геометрических фигур;
нанизывание бус, бисера, пуговиц;
пособия для застёгивания и расстегивания пуговиц различной величины,
крючков, кнопок;
дощечки
с
накатанным
слоем
пластилина
для
выкладывания
узоров
из
ракушек, маленьких камушков, фруктовых косточек, фасоли, семечек (сначала более
крупных, потом мелких);
наборы мелких предметов для тактильного восприятия («Почтовый ящик» -
узнавание предметов на ощупь);
наборы игр для шнуровки;
сбор разрезных картинок по контуру «Картинка – вкладка»; и др.
Анализ
результатов
исследования
показал,
что
у
младших
школьников
с
умственной отсталостью без специальной коррекционной работы по развитию мелких
мышц
рук
и
совершенствованию
навыка
выполнения
графических
движений
затруднено формирование графического навыка письма и развитие речи. Иногда они
могут правильно скопировать отдельные элементы букв или провести ровную линию,
однако это воспроизведение носит случайный характер.
Результаты
исследования
свидетельствуют
о
возможности
развития
мелкой
моторики у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. В процессе
использования
коррекционно
–
развивающей
программы
по
развитию
и
совершенствованию мелкой моторики комплекс тонкомоторных навыков у данной
категории
учащихся
претерпевает
положительные
изменения,
и
дети
становятся
подготовленными к овладению техникой письма.
Систематическое применение комплекса в игровой и учебной деятельности у
умственно отсталых школьников позволит:
развивать
и
совершенствовать
тонкомоторные
навыки
у
учащихся
данной
категории, что способствует подготовке их к овладению техникой письма;
формировать
зрительно
–
двигательную
координацию
и
пространственную
ориентировку в тетрадях;
стимулировать речевое развитие умственно отсталых детей;
корректировать
нарушения
аналитико-синтетической
деятельности
и
произвольного внимания.
снижать психоэмоциональную и физическую нагрузку, статическое напряжение
мышц.
Библиография.
1.Бадалян Л.О. Невропатология М., Просвещение, 2001.
2.Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.
3.Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М. Аграф, 1997.
4.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб
учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 2000.
5.Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию
мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных
классов. //Дефектология. – 1999. – № 3.
6.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторикиру у детей с нарушением речи.
//Дефектология – 1999. - № 4. – с.50.
7.Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к
овладению
письмом
в
условиях
специализированного
дошкольного
учреждения
//
Дефектология. – 2003. - № 3. – с.50 – 55
8.Кинаш Е.А. Пути формирования у дошкольников с нарушением интеллекта базовых
графических навыков // Дефектология. – 2004. - № 4. – с.35 - 39
9.Лопатина Л.В. Нарушения ручной и речевой моторики и их устранение у детей с
речевой патологией в системе специального коррекционного обучения. //Практическая
психология и логопедия. – 2003. - № 3 – 4 , с.23
10.Петрова
В.Г.,
Белякова
И.В.
Психология
умственно
отсталых
школьников.
М.;
Академия, 2002.
11.Рузина М.С., Страна пальчиковых игр. - Санкт – Петербург: Издательский дом
«Кристал», 2000.
12.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. «ТЦ Сфера», 2000.
13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., Изд-во