Напоминание

Развитие навыков письма у детей с нарушением интеллекта


Автор: Шеховцева Марина Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ № 59 для детей с ОВЗ
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков письма у детей с нарушением интеллекта
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Развитие навыков письма у детей с нарушением интеллекта.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский Овладение письмом является одним из наиболее сложных видов для умственно отсталых детей младшего школьного возраста. У детей с органическим поражением головного мозга наряду с нарушением познавательной деятельности нередко обнаруживается недостаточная сформированность двигательной сферы. Это проявляется в слабости мышц, плохой координации движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие лишних движений, повышенная резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушение общей моторики отражается на недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Что в свою очередь отражается на формировании речи и уровне развития психических процессов. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) особо подчеркивают, что «влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительна только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Поэтому так важно своевременное развитие двигательной сферы ребёнка и серьезной подготовки руки (тонкой моторики). Часто дети с нарушением интеллекта с трудом удерживают в руках ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к работе, имеют своеобразный почерк (слабый или сильный нажим, неровные буквы, писчий спазм). Двигательная недостаточность особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, пространственно – временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. Поэтому поражение тех или иных зон проявляется своеобразно. Височные области левого полушария головного мозга (у правшей) связаны со слуховым анализатором в процессе письма; их поражение больше всего вызывает нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма; ее поражение ведет к пространственным нарушениям. Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц, она имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений. Соблюдение чередования в нужной последовательности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма. Среди учащихся специальных школ имеются и дети с хорошо развитой моторикой. С помощью тестов Н.И. Озерецкого в 29% случаев выявлено нормальное развитие движений. Это обуславливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Исправление двигательных недостатков связано с совершенствованием произвольной регуляции движений, применением упражнений, которые содействуют улучшению аналитико-синтетических процессов, обеспечивающих произвольную регуляцию тонких движений пальцев рук. Развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков (силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук) приобретают в коррекционной работе одно из первостепенных значений. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость умственно отсталого ребенка проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости или отсутствии волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание умственно отсталому ребенку надо предлагать в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом. Включение в работу большого количества дидактического материала, игровых заданий и упражнений способствует более успешному формированию специфических координированных действий с карандашом (или другими пишущими инструментами), ориентировке на листах бумаги, основным способом формирования базового графического навыка у умственно отсталого ребенка являются многократные упражнения и тренировка определенных действий. Работа по развитию мелкой моторики руки детей с нарушением интеллекта предусматривает: - развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков; - развитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук; - формирование зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки; - стимулирование речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста; - снижение психоэмоционального напряжения и повышение работоспособности учащихся. Весь комплекс упражнений для пальцев рук (с речевым сопровождением и без него) включает в себя: а) пальцевую гимнастику; б) работу в тетрадях – отработку элементарных графических навыков; в) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. Всю работу можно как бы разделить на три этапа: I этап. Его задачей является снижение психоэмоционального напряжения учащихся, статического напряжения мышц руки и повышение ручной работоспособности учащихся.
1. Пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно в течение 2-5 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физминутки. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки. 2. Упражнения на удержание позы в процессе учебных занятий. 3. Упражнения для держания карандаша и ручки в руке (проводятся на тех уроках, где пользуются ручкой или карандашом). 4. Упражнения на альбомных листах или на листах бумаги в клеточку большого формата (в движение приводятся длинные мышцы руки, которые лучше развиты):  обводка по шаблону или трафарету;  обводка по контуру;  соединения по точкам простых фигур;  постановка точек в различных направлениях;  раскрашивание и штриховка в разных направлениях.  орнаментное рисование – состоящее из знакомых геометрических фигур (с помощью трафаретов) и линий различной толщены, длины и направлений. 5. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов (предметная мелкая моторика). II этап. Его задачей является подготовка кисти и пальцев рук учащихся (силы, координации, точности, пластичности движений) для практической работы в тетрадях. Проводятся те же упражнения, которые проводились на первом этапе и добавляются упражнения в тетради направленные непосредственно на обучение письму элементов букв. 1. Орнаментное рисование в тетрадях: 2 Упражнения на отработку написания элементов букв (работа в тетрадях): 3.Упражнения на рисование предметов, в изображения которых входят данные элементы. 4. Упражнение на дорисовывание недостающих деталей 5.Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, из которых выкладывают, вырезают, составляют элементы букв. III этап. Его задачей является формирование тонкомоторных навыков для прочного усвоения динамического образа буквы и стимулирования речевого развития. Для учащихся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма, проводятся те же упражнения, которые проводились на первом и втором этапах и добавляются упражнения направленные на формирование динамического образа буквы. 1. Пальчиковые графемы. 2.Упражнение на обводку трафаретов с изображением различных предметов, фигур животных, в названии которых встречается изучаемый звук и буква (желательно в начале слова).
3.Упражнение на ощупывание букв вырезанных из бархатной или наждачной бумаги и наклеенных на картон (методика Потаповой Е.Н) 4.Упражнение на письмо буквы в воздухе или на ладони обратной стороной карандаша или пальцем на песке (манке). 5. Упражнение на письмо буквы мокрым пальцем на доске, 6.Упражнение на письмо буквы по контуру (работа в тетради). 7. Упражнения на написание каждой буквы в такт (или по команде). 8.Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, из которых выкладывают, составляют изучаемые буквы. Пальцевая гимнастика проводится ежедневно в течение 2-5 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физминутки. Пальцевая гимнастика включает: а) упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук: б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции: в) упражнения на удержание позы – позы даются по степени усложнения - от простых к более сложным. Если у ребенка не получается какая – то поза из пальчиков, он помогает себе другой рукой правильно уложить пальчики ведущей руки, иногда необходима помощь взрослого (Антакова - Фомина). После чего следуют упражнения на расслабление и вновь ребенок должен построить и удержать необходимую позу. Несколько чередований упражнений на удержание позы с упражнениями на расслабление позволяют ребенку запомнить фигуру и самостоятельно укладывать пальчики для её выполнения. г) упражнения на переключение поз (самые сложные упражнения). По инструкции учителя дети переключаются с одной позы на другую, с инсценированием под речевое сопровождение. Дети включают в инсценирование знакомые пальчиковые фигуры, легко переключаясь с одной на другую. Инсценировать можно отдельные эпизоды, наблюдения из жизни, воспоминания, эпизоды из сказок. д) упражнения с ритмом – это выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, отстукивание, топот, под музыкальные инструменты. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – предметная мелкая моторика. Этими предметами могут быть:  мозаика (крупная, потом более мелкая) - вставить пластину в любое отверстие мозаики; - выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета; - выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный, затем разноцветный); - составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте  коробочки с различными крышками, которые нужно подобрать к коробочкам, закрыть, а потом открыть;  цветные клубочки ниток для перематывания;  различные по толщине верёвочки для завязывания и развязывания узелков, выкладывания рисунка или геометрических фигур;  нанизывание бус, бисера, пуговиц;
 пособия для застёгивания и расстегивания пуговиц различной величины, крючков, кнопок;  дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, маленьких камушков, фруктовых косточек, фасоли, семечек (сначала более крупных, потом мелких);  наборы мелких предметов для тактильного восприятия («Почтовый ящик» - узнавание предметов на ощупь);  наборы игр для шнуровки;  сбор разрезных картинок по контуру «Картинка – вкладка»; и др. Анализ результатов исследования показал, что у младших школьников с умственной отсталостью без специальной коррекционной работы по развитию мелких мышц рук и совершенствованию навыка выполнения графических движений затруднено формирование графического навыка письма и развитие речи. Иногда они могут правильно скопировать отдельные элементы букв или провести ровную линию, однако это воспроизведение носит случайный характер. Результаты исследования свидетельствуют о возможности развития мелкой моторики у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. В процессе использования коррекционно – развивающей программы по развитию и совершенствованию мелкой моторики комплекс тонкомоторных навыков у данной категории учащихся претерпевает положительные изменения, и дети становятся подготовленными к овладению техникой письма. Систематическое применение комплекса в игровой и учебной деятельности у умственно отсталых школьников позволит: развивать и совершенствовать тонкомоторные навыки у учащихся данной категории, что способствует подготовке их к овладению техникой письма; формировать зрительно – двигательную координацию и пространственную ориентировку в тетрадях; стимулировать речевое развитие умственно отсталых детей; корректировать нарушения аналитико-синтетической деятельности и произвольного внимания. снижать психоэмоциональную и физическую нагрузку, статическое напряжение мышц.
Библиография. 1.Бадалян Л.О. Невропатология М., Просвещение, 2001. 2.Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998. 3.Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М. Аграф, 1997. 4.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, Академия развития, 2000. 5.Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. //Дефектология. – 1999. – № 3. 6.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторикиру у детей с нарушением речи. //Дефектология – 1999. - № 4. – с.50. 7.Кинаш Е.А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. – 2003. - № 3. – с.50 – 55 8.Кинаш Е.А. Пути формирования у дошкольников с нарушением интеллекта базовых графических навыков // Дефектология. – 2004. - № 4. – с.35 - 39 9.Лопатина Л.В. Нарушения ручной и речевой моторики и их устранение у детей с речевой патологией в системе специального коррекционного обучения. //Практическая психология и логопедия. – 2003. - № 3 – 4 , с.23 10.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.; Академия, 2002. 11.Рузина М.С., Страна пальчиковых игр. - Санкт – Петербург: Издательский дом «Кристал», 2000. 12.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. «ТЦ Сфера», 2000. 13.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., Изд-во


В раздел образования