Автор: Васильева Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ "ОЦ" с. Дубовый Умёт структурное подразделение "Детский сад "Колосок" Населённый пункт: село Дубовый Умёт Волжского района Самарской области Наименование материала: Проект Тема: "Родословная моей семьи" Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Дубовый Умет
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»
Проект
«Родословная моей семьи»
(старший дошкольный возраст)
Творческая группа:
Донскова Н.В. – старший воспитатель
Васильева С.А. – воспитатель
Янборисова Н.В. – муз. руководитель
с. Дубовый Умет
2016 год
1
«Я не просто живу, я подобно реке,
Начинаюсь в таинственном далеке.
Но всему вопреки, но всему вопреки
Вьётся ниточка кровная,
Где ж мои родники?
Отвечай, родословная!»
/В. Шефнер/
Пояснительная записка
Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без рода и
племени. Может быть, стоит вместо красивых картин повесить в доме свою
родословную с указанием не только имен и фамилий, но и заслуг, профессий,
достижений членов своего рода. Как научить ребенка беречь и любить то, что
имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю?
Вы
сможете ответить на этот вопрос, ознакомившись с содержанием данного
проекта.
Основная цель проекта - формирование патриотических чувств качеств
личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Данная
работа
предполагает
совместную
исследовательскую
деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории
семьи
и
рода,
тем
самым
способствуя
формированию
патриотизма,
толерантности, культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственному
развитию.
Реализация этого проекта поспособствует сбору сведений о родословной
человека, научит составлять генеалогическое древо своей семьи. В процессе
поиска дети познакомятся с историей возникновения имен, отчеств, фамилий;
составят герб семьи, подберут пословицы о роде, о семье, узнают о семейных
преданиях, реликвиях, историях. Продукт
проекта
- праздник «Главное
слово в нашей судьбе…»
2
Методический паспорт проекта
Тип проекта:
по направленности: информационно - исследовательский, творческий;
по форме организации: взросло-детский,игровой;
по продолжительности: долгосрочный (сентябрь - ноябрь)
Форма представления продукта: праздник «Главное слово в нашей
судьбе…»
Актуальность.
Знать свою родословную – дело чести каждого человека.
Изучение
истории
семьи
очень
актуально
в
настоящее
время,
так
как
современные семьи теряют связь поколений: нет общения как с дальними
родственниками, так и с близкими, хотя зачастую проживают в одном крае,
городе, поселке. Мало кто из членов семьи может перечислить своих предков
поименно, не говоря о том, чем они занимались, как прожили свою жизнь,
чего
добились.
Сколько
нового
таят
в
себе
семейные
альбомы
с
пожелтевшими фотографиями, письма, документы, аккуратно сложенные в
коробочке. Что можно говорить о семье, не зная её истории? Ведь только
семья знакомит ребенка с семейными традициями. И задача родителей –
помочь детям понять значимость семейного уклада, воспитать любовь и
уважение к членам семьи, своим предкам, семейным ценностям. Однако
случается что информация о роде своем безвозвратно утеряна или её очень
мало, не знание с чего начать составление своего родословного древа, где
найти
документы,
подтверждающие
тот
или
иной
факт
–
всё
это
останавливает родителей, делает их отчаявшимися в решении этой проблемы.
Таким
образом,
возникает
противоречие:
с
одной
стороны,
желание
составить
Генеалогическое
древо
рода
своего,
как
связующее
звено
поколений, с другой стороны – отсутствие возможностей сбора сведений о
своих предках, не умение составлять свою родословную – привели меня к
выбору темы проекта.
Основополагающий вопрос : что является самым главным в судьбе
каждого человека?
3
Проблема: приобщение к семейным традициям и обычаям.
Цель проекта:
систематизация знаний
детей и взрослых о своей
родословной.
Задачи проекта:
для детей:
воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
продолжать развивать познавательные способности у детей, активно
включать их в творческо-поисковую деятельность;
обогащать
детско-родительские
отношения
опытом
совместной
творческой деятельности во время изображения символов семейного
герба;
продолжать знакомить детей с родословной своей семьи;
расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами
родственных отношений, развивать связную речь;
дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о
распределении семейных обязанностей;
учить детей составлять рассказ о своей семье;
дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная»,
«семья», «родные», «близкие».
Для родителей:
привлечь
родителей
к
формированию
в
семье
правил,
норм
поведения, обычаев, традиций, потребности семейных ценностей;
создать генеалогического древа семьи;
создать эмоционально благополучную атмосферу дома;
включить родителей в творческо-поисковую деятельность.
Интеграция
Целевые ориентиры: ребенок имеет представление об истории своей
семьи, ее родословной.
Предполагаемый продукт проекта:
- совместный праздник «Главное слово в нашей судьбе…»
Формы работы с детьми: создание аудиофонотеки,
подбор
репродукций
картин,
открыток,
фотографий
о
семье,
создание
альбомов,
презентаций,
беседы, игры-драматизации,
составление
творческих
и
описательных
рассказов,
продуктивная
деятельность,
игры, спортивно-
музыкальные развлечения, слушание и разучивание песен.
Формы работы с родителями: анкетирование, семинар-практикум,
родительское собрание, семейные праздники, семейные проекты, круглый
стол, смотр-конкурс, выставка поделок, создание мини-музея, фотовыставка,
выпуск семейных газет, изготовление атрибутов и костюмов для сюжетно-
ролевых игр и праздников, памятки, консультации.
Работа по реализации проекта
1-й этап (подготовительный)
Цель:
установление
партнёрских
отношений
педагогов,
родителей,
детей, создания единого социокультурного пространства.
1)
Разработка и планирование проекта.
2)
Подбор литературно-поэтических произведений о семье в книжном
уголке.
3)
Подбор
репродукций
картин,
открыток,
фотографий
о
семье (таких
картин, как «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «За завтраком», «Дочка
Катя с куклами» З. Серебряковой, К. Брюллова «Портрет графини Ю.П.
Самойловой, удаляющейся с бала с дочерью Амалией»)
4)
Подбор материала
на
тему
«Профессии
родителей». Составление
рассказов о профессиях своих родителей.
5)
Создание аудиофонотеки (подбор музыкальных произведений: песен о
маме, папе, бабушке, дедушке…)
2-й этап (основной)
5
Цель: формирование и сохранение у детей интерес к своей семье,
семейных традиций и обычаев.
С родителями:
1.
Анкета
для
родителей
по
проблеме
патриотического
воспитания
дошкольников;
2. Семинар-практикум «Как составить свою родословную»; «Досуг семьи.
Место ребенка в нём»;
3. Родительское собрание «В каждом доме свои традиции»;
4. Семейный праздник «Пижамная вечеринка»;
5. Семейные проекты «Мое имя», «Генеалогическое древо семьи», «Моя
родословная», «Герб семьи», "Секреты бабушкиного сундука»;
6. Круглый стол « Традиции моей семьи»;
7. Смотр-конкурс «Фотографии из семейного альбома»;
8.
Выставка
поделок
детей
и
взрослых
на
темы:
«Руками
бабушек
и
дедушек», «Вместе с папой, вместе с мамой»;
9. Создание мини-музея "Русская изба";
10. Фотовыставка «Как наша семья провела лето»;
11. Выпуск семейных газет «Самый счастливый день в семье»;
12.
Привлечение
родителей
к
изготовлению
атрибутов,
костюмов
для
сюжетно-ролевых игр, праздников;
13.
Памятка
«Пословицы
и
поговорки
о
семье»
«По
созданию
благоприятной семейной атмосферы»; «Известные люди о воспитании любви
к Родине»;
14. Консультации: "День рождения в семье", "В музей вместе с ребенком",
"Как составить семейное древо», «Правила составления семейного герба».
С детьми:
см. Перспективный план по реализации проекта «Родословная моей семьи» с
детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 1)
6
Продукт проекта - совместный праздник ко Дню матери «Главное слово
в нашей судьбе…»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Дубовый Умёт
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Колосок»»
Сценарий праздника
«Главное слово в нашей судьбе…»
Старшая группа
Воспитатель:
Васильева С.А.
7
Дубовый Умет, 2016г.
Цель: развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям,
родословной.
Задачи:
- воспитывать у детей чувства любви и уважения к самым близким и
дорогим людям - маме и бабушке; воспитывать духовно-нравственные
чувства;
-
развивать
познавательно
–
исследовательскую
деятельность
и
расширять кругозор детей;
- формировать представление о том, что такое «Семья»; довести
до
детей мысль, что в семье все должны уважать друг друга, заботиться
друг о друге и принимать посильное участие в семейных делах;
-
поддерживать
интерес
детей
к
народному
творчеству;
дать
почувствовать детям добрый юмор в частушках, песнях и стихах;
- формировать интерес к русскому народному искусству; установить
связь между предметами старины и жизнью людей;
-
уточнить
представления
о
понятиях
«родословная»,
семейных
традициях, семейных реликвиях;
- познакомить с символическим значением герба семьи; формировать
уважительное отношение к семейным символам.
8
Зал
украшен
воздушными
шарами;
на
интерактивной
доске
(Презентация«Главное слово в нашей судьбе…», слайд№1) с изображением
«Семьи»,
у центральной стены на кубах расставлены генеалогические
древа, изготовленные родителями и детьми. Семьи рассажены за столы; на
них – гербы семей.
Под музыку «Усатый нянь» мамы, бабушки и их дети проходят в зал.
Ведущий. (На фоне спокойной музыки, слайд №2) Здравствуй семья!
Какое красивое слово – семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о
ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный
ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и
поучительных открытий.
Например, слово семья можно разделить на два слова «семь» и «я». И
тогда это слово говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И
правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом,
характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась её
величество семья? Оказывается, очень давно.
Ведущий. (На фоне тихой музыки, слайды – фото семьи, слайд №3-7)
Всё начинается с семьи...
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы
Всё начинается с семьи...
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть.
Всё начинается с семьи...
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
9
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи...
(Прибавить звук музыки до окончания песни)
Дети читают стихи (на месте, возле мамы, слайд №8)
Таня Юр.
Семья – это мы. Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя.
Семья – это Ваня, братишка родной.
Семья – это котик пушистенький мой.
Ваня.
Семья – это крёстные тёти и дяди.
Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Семья – это счастье, семья – это дом.
Ведущий. У каждого из вас есть своя семья, а в детском саду семья - это
наша группа. Так же как в любой семье, у нас в группе есть свои традиции и
даже свой герб. Назовите наш герб.
Ответ детей. «Цветик-Семицветик» (На слайде №9 - герб нашей группы)
Ведущий. А что он символизирует?
Ответы детей. Он символизирует то, что у каждого из нас свои желания,
лепестки - это дети нашей группы и т.д.
В группе есть еще и свои правила: не грубить, не обижать девочек, не
жадничать
-
вообщем,
жить
дружно,
как
лепестки
в
нашем
Цветике-
Семицветике. Цветик-Семицветик - это символ одной дружной семьи. Вот
этот цветок - символ семьи.
(Ведущий обращает внимание на цветок, без лепестков).
Ведущий. Ребята, а что это с нашим цветком? Куда делись лепестки?
Вижу, есть в них маленький секрет. Лепестки у вас на столе. На каждом из
них загадка, а отгадка – это член вашей дружной семьи.
10
(Мама, у которой первый лепесток - красного цвета (и т.д.), загадывают
загадки.
После каждой отгадки детьми, на экране появляется отгадка – картинка.
(Слайд №10-16)
Лепесток прикрепляется к цветку.
1. Днем работает она, вечером она – жена.
Если праздник, она – дама. Кто же это? Моя… (мама)
2. Кто же трудную работу может делать по субботам
С топором, пилой лопатой строит, трудится наш… (папа)
3. Он трудился не от скуки, у него в мазолях руки.
А теперь, он стар и сед, мой родной, любимый… (дед)
4. Кто любить не устает, пироги для нас печет,
Вкусные оладушки? Это наша …(бабушка)
5. Кто любит и меня и братца, но больше всего любит наряжаться?
Очень модная девчонка – моя старшая… (сестренка)
6. Кто веселый карапузик шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка – это младший мой… (братишка)
7. Мамы старшая сестра, с виду вовсе не стара.
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал?... (тетя)
Ведущий. (Слайд №9 - герб группы)
Вот мы и составили Цветик-Семицветик. Он вас за это благодарит и
дружной семьей быть велит.
В некоторых странах, со времен средневековья зародилась традиция
изображать свой семейный герб.
По сей день многие английские, испанские, итальянские семьи
придерживаются этой традиции.
У каждой семьи было домашнее задание: придумать и нарисовать герб.
Давайте посмотрим, что объединяет наши семьи, к чему они стремятся.
11
(Обращаю внимание на гербы, расставленные на столах . 1-2 предлагаю
представить маме с ребенком, рассказать, что означают символы и цвета
на их гербах).
Вывод по заданию «Герб семьи»
Ведущий. Мы видим, что в гербе своих семей, вы отразили такие
ценности, как здоровье, заботу о близких, любовь к детям, свои увлечения.
- Сейчас дети исполнят песню о семье…
Инсценировка песни «Скамеечка» (Приложение 2)
Ведущий.
(Слайд
№17)
Именно
в
семье
мы
учимся
любви,
ответственности, заботе и уважению.
И
сегодня
мы
собрались
здесь
не
случайно,
ведь
именно
в
ноябре
мы
отмечаем праздник День Матери. Мама - самый родной и близкий человек
для каждого из нас.
Давайте
все ласково произнесем слово «МАМА». Почувствовали, как
стало теплее, уютнее? Как вы думаете, почему? (Ответы)
Да, самое прекрасное слово на Земле, которое произносит человек, это –
слово МАМА!
На интерактивной доске – видео «Притча «Разговор бога с ребенком
(Слайд №18)
Ведущий. (На
фоне
тихой
мелодии,
слайд
№19-26)
Слова
«Мама!
Мамочка!» Сколько тепла таит это магическое слово. Материнская любовь
греет нас всю жизнь.
Мама, это огромное окно в мир. Она помогает малышу понять красоту
леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…
Мамины уроки - на всю жизнь.
Дети встают в полукруг, читают стихи (Слайд №27)
Даша Е.
Мама — это небо! Мама — это свет!
Мама — это счастье! Мамы лучше нет!
Мама — это сказка! Мама — это смех!
12
Мама — это ласка! Мамы любят всех!
Егор.
Мама улыбнется, Мама погрустит,
Мама пожалеет, Мама и простит.
Мама — осень золотая, Мама — самая родная,
Мама — это доброта, Мама выручит всегда!
Таня Ант.
Мама, нет тебя дороже,
Мама все на свете может,
Мам сегодня поздравляем,
Мамам счастья мы желаем.
Нурлан.
Мамочек красивых,
Добрых и любимых,
Мы сейчас поздравим,
Песню им подарим!
В полукруге исп. песня «Мамочка моя», после песни дети садятся к мамам.
Ведущий. Мы все любим наших мам и в этот замечательный праздник мы
собрались, чтобы поздравить тех, кто любит нас и кого любим мы!Дети свою
любовь проявляют по разному, а как –об этом расскажут наши дети.
Дети читают юмористические стихи для мамы (приглашаю в полукруг)
Полина. Я маме своей помогаю:
В песочнице суп я варю,
Я в луже кота постираю,
Как, мама, тебя я люблю!
Егор. Я мяч на губную помаду
у Оли – соседки сменял
И мамочка будет в восторге
И скажет: «Вот сын у меня! »
Артем. А я на обоях в прихожей,
13
Мамулин рисую портрет,
Братишка мне тоже поможет,
Мамуля, похож или нет?
Таня Ал. А я ей подарок готовлю
На папином новом авто
Царапаю: «Маме – с любовью!
Тебя не заменит никто!»
Лиза. Надену я мамино платье,
Лишь только обрежу длину,
Всем сразу вдруг станет понятно,
Как мама тебя я люблю!
Даша. А я твою новую шапку
В зайчонка сейчас превращу
Пришью ему уши и лапки
Подарок я сделать хочу!
Яна. Не будем мы спорить напрасно.
Мы мамочкам скажем своим,
Что дети их просто прекрасны!
Ведь мы никогда не шалим!
Ведущий. Когда мы разучивали с мамами первые в своей жизни стихи,
они помогали нам лучше их запомнить! Когда мы путали строчки, мамы нам
подсказывали с помощью мимики и движений. Мы проведем небольшой
среди мам конкурс «Пантомима».
Сейчас мама получит отрывок детского стихотворения и не говоря ни
слова, пантомимой она должна показать, о чём идёт речь в стишке, а мы
будем вспоминать строчки. Для помощи можно пригласить своего ребенка.
1.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
14
2.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
3.
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
4.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
5.
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам!
Ведущий. А сейчас музыкальная пауза.
(Выходят мальчики, переодетые в костюмы матрешек)
Частушки (Приложение 3)
Все. Дорогие наши мамы
Мы частушки пропоем.
Поздравляем вас сердечно
И привет огромный шлем.
Ваня. Если был бы я девчонкой,
Я б не бегал не скакал,
Я б весь вечер вместе с мамой -
Не стесняясь, танцевал.
Артем. Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял,
Я б на улице не бегал –
Я б бабуле помогал.
15
Амин. Если был бы я девчонкой,
Я б куда умнее был,
Я б тогда не только руки –
Но и шею с мылом мыл.
Ярослав. Если был бы я девчонкой,
Не ленился никогда.
И сестренку на прогулку –
Одевал бы сам всегда.
Все. Мы пропели, что хотели
Только вы не охайте.
Мы поклонимся сейчас
Ну а вы похлопайте.
Ведущий. Немножко поиграем с мамами?
Игра «Найди маму». Мамы встают во внешний круг, дети – во внутренний.
Дети
закрывают
глаза,
мамы
под
музыку
начинают
двигаться
по
кругу.
Музыка
останавливается,
нужно
быстро
найти
и
обнять
свою
маму.
(И
наоборот).
Ведущая. Бабушки наши любимые, они тоже мамы наших мамочек. И для
вас, наши бабушки, дети приготовили стихи.
Таня Ант.
Расскажу вам по секрету:
У меня подружка есть.
Сколько лет моей подружке,
Мне на пальчиках не счесть.
С ней играем и читаем,
Вместе песенки поем.
С ней в одной квартире
Рядышком живем.
Саша Н.
Бабушка, ты ведь не старушка,
16
Ты моя любимая верная подружка.
Бабушка, милая, мы с тобой друзья.
Пусть тебя порадует песенка моя.
(Слайд № 28, приглашаю детей в полукруг)
Исп. Песня о бабушке
(дети садятся на свои места)
Ведущий. Наши бабушки – замечательные хозяйки. Поэтому они могут с
закрытыми глазами, различить продукты.
Конкурс «Отгадай на ощупь». ( Приложение 4) (На фоне русской народной
музыки)
На тарелках разложены макароны, гречка, фасоль, сахар. Внуки помогают
бабушкам - подносят горшочек с крупой. Бабушки с закрытыми глазами
должны, угадать какие продукты есть в тарелках.
Ведущий. (На фоне песни Э. Пьехи «Семейный альбом» ведущий
предлагает посмотреть слайды с фотографиями из прошлого. Обращает
внимание на то, какие были большие семьи, на одежду, на прически или
головной убор.)
В каждой семье есть своя история, традиции, которые передаются из
поколения в поколение. А чтобы память лучше хранила историю наших
предков – во многих семьях хранят фотографии. (Слайды №29-33)
Ведущий. В некоторых семьях сохранились старинные вещи. А где
бабушки хранили свои вещи?
Ответы детей. В сундуке.
Представление сохранившихся вещей из «Бабушкиного сундука».
(Слайд №34)
(Семья Яговкиных представляют народный костюм мордвы
(Приложение 4); Бабушка Полины Е. - салфетки и полотенца с вышивкой;
семья Саши З. – предметы быта из старины: рубель, лапти, лопата для
печи.)
17
Ведущий. (На фоне тихой музыки, слайд №35)Человек рождается на
свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих
предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
(Ведущий обращает внимание на древа, изготовленные родителями. 1-2
семьи представляют свои работы.) ( Приложение 6)
Ведущий. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть будет
хорошей традицией в вашей семье – пополнять ваше дерево, интересоваться
судьбой ваших предков.
Ведущий. Наш праздник подходит к концу. Мы благодарим всех
участников праздника за доставленное удовольствие и весёлое настроение.
Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми,
подарить им душевное тепло.
Нам очень приятно было видеть добрые и нежные улыбки мамочек и
счастливые глаза детей.
Пусть каждый ваш день будет наполнен мужской заботой и поддержкой.
Тепла семейного очага, здоровья, любви и понимания!
Осталось сказать только одно: не забывайте родителей, берегите
матерей...
Импровизированный танец детей с мамами. (Дети приглашают
своих мам и бабушек на танец)
Ведущий. (Слайд №35) Семья – это папа и мама, бабушки и дедушки,
дети; это любовь, забота, труд и радость, несчастье и печали, привычки и
традиции. Есть такая традиция: отмечать семейные праздники.
Наш детский сад – тоже семья. И у нас тоже сложилась своя традиция –
любое
мероприятие
заканчивать
чаепитием.
И
сегодня
мы
не
будем
ее
нарушать. Мы - хозяева, а вы – наши гости.
Гостеприимство – это тоже добрая традиция на Руси и в каждой семье.
Ведущий приглашает на чаепитие!
18
3-й этап (заключительный)
Обсуждение трудностей, постановка новых задач.
Список используемой литературы
1.
Василевская В.С. Моя родословная. Пособие для начальной школы. М.:
Вита-Пресс, 2001.
2.
Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. -
Минск,1983.
3.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Творческий
центр Сфера, 2006.
4.
Мартышин
В.С.
Твоя
родословная.
Учебное
пособие
по
изучению
истории
семьи
и
составлению
родословной.
М.:
Школьная
пресса,
2000.
5.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование В ДОУ: от теории к
практике. М.: Творческий центр Сфера, 2010.
6.
Никонова
Л.Е.
Патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного возраста.- Минск: Народная асвета, 1991.
7.
Онучин
А.Н.
Твое
родословное
древо.
Практическое
пособие
по
составлению
родословной.
–
Пермь:
Издательство
Ассоциации
генеалогов-любителей, 1992.
8.
ОТ
РОЖДЕНИЯ
ДО
ШКОЛЫ.
Основная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования
/
ред.
Н.Е.
Вераксы,
Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2015.
9.
Ривина Е.К. Зачем нужно знакомить дошкольника с родословной? //
Детский сад от А до Я. – № 6. - 2003.
10. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие
по составлению родословной. М.: Мозаика-Синтез 2008.
11.
Суслова
Э.К.
Некоторые
мысли
о
современном
патриотическом
воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - № 3. – 2003.
19
12. Чечет В.В. Воспитание патриотических чувств. - Минск: Народная
асвета, 1997.
13. Чечет В.В. Патриотическое воспитание в семье. - Минск: Народная
асвета, 1989.
14.
Ясева
Н.Ю.
Воспитание
основ
патриотических
чувств
у
дошкольников. – Могилёв, 2000.
20
Приложение
Приложение 1
Перспективный план
по реализации проекта «Родословная моей семьи»
с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная
область
Формы работы с детьми
Срок
Познавательное
развитие
Беседы:
- «Семейные традиции»
- «Моя семья»
- «Папа может все, что угодно»
- «В гостях у дедушки с бабушкой»
- «Кто это такие – родные?»
-
«Воспитание
уважения
к
людям
старшего поколения»
- «Бабушку свою очень я люблю!»
Ситуативный разговор:
- «Моя семья»
- «Сколько я в слове «семья»?»
- «Ветви и корни»
- «В гости к бабушке»
- «Права и обязанности в семье»
- «Традиции нашей семьи»
- «Калейдоскоп дней рождения членов
семьи»
2 нед. сентября
3 нед. сентября
1 нед. октября
2 нед. октября
4 нед. октября
2 нед. ноября
3 нед. ноября
1 нед. сентября
2 нед. сентября
2 нед. октября
3 нед. октября
4 нед. октября
2 нед. ноября
3 нед. ноября
Речевое развитие
Составление
творческих
рассказов
на
темы: «Моя семья», «Выходной день в
Сентябрь-
ноябрь
21
моей семье», «Мои близкие», «Семейное
путешествие»,
«Как
я
помогаю
дома»,
«Я
буду
мамой
(папой)»,
«Много
у
бабушки
с
нами
хлопот»,
«Мой
любимый
папочка»,
«Летний
отдых
нашей
семьи»,
«У
меня
братишка
(сестренка)
есть»,
«Наша
дружная
семья», «Мои домашние питомцы».
Составление описательных рассказов по
сюжетной картине «Семья».
Беседы
по
картинам:
А.Ван
Дейка
«Семейный
портрет»,
Ю.Кугач
«В
субботу», З.Серебряковой «Автопортрет
с
дочерьми»,
И.
Хомутовой
«Семья»,
В.Перова
«Рыбная
ловля»,
«Утро.
Семья», «У колыбели», «Письмо».
Октябрь
Октябрь-
ноябрь
Художественно-
эстетическое
развитие
Чтение
и
обсуждение
рассказов
и
стихотворений:
В.Белов «Мамина дочка»
К.Ушинский «Косточка»
Л.Толстой «Старый дед и внучек»
А.Барто «Как Вовка бабушек
выручил»
В.Сухомлинский «У бабушки
дрожат руки»
Шорыгина т.А. «Похищенное имя»
Слушание произведений:
Песня «Семья» (композитор: Г.
Гладков, слова Е. Плотникова)
Песня «Наша дружная семья»
Сентябрь-
ноябрь
Сентябрь-
ноябрь
22
(сл.Т.Рядчикова, муз.и исполнение
А.Комаро)
П.Чайковского «Детский альбом»;
«Кто придумал песенку» муз.
Д.Львова - Компеанейца.
Продуктивная деятельность
конструирование:
«Нарисуй и построй»,
«Стройка»,
«Разные дома»,
«Мой дом»,
«Красивая мебель в моем доме».
Рисование:
«Познакомьтесь с моей семьей»,
«Герб и флаг моей семьи»,
«Моя любимая мама»,
«Мы на отдыхе»,
«Семейные портреты»,
Ручной труд «Подарок моей
семье»
«Бабушка и дедушка», «Семейный
портрет».
Октябрь-
ноябрь
Сентябрь-
ноябрь
Социально –
коммуникативное
развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья », «В гости к бабушке», «Летнее
путешествие».
Дидактические игры:
«Собери семью вместе», «Портрет»,
«Моя квартира», «Грязи нет и пыли
нет!», «Разложи фото», «На кого я
похож».
Октябрь-
ноябрь
Сентябрь-
ноябрь
23
Игры-драматизации по мотивам
литературных произведений: Г.Шалаевой
«Как вести себя у бабушки и дедушки»,
В.Осеевой «Обычная старушка»; сказок:
«Репка», «Гуси-лебеди», «Красная
шапочка»; «Волк и семеро козлят».
Игра - эмпатия:
«Письмо бабушке».
Сентябрь-
ноябрь
Ноябрь
Физическая культура
Пальчиковые игры:
«Семья», «Десять внучат», «Рисуем
человечка», «Российская семья»
Спортивно-музыкальные развлечения:
«Веселые старты», «Папа, мама , я –
спортивная семья»
Сентябрь-
ноябрь
Октябрь-
ноябрь
Приложение 2
Инсценировка песни «Скамеечка»
24
Приложение 3
Исполнение частушек
25
Приложение 4
Конкурс «Отгадай на ощупь»
26
Приложение 5
Семья Яговкиных представляют народный костюм мордвы
27
Приложение 6
Семья Новиковых рассказывает про свое генеалогическое древо
28
29