Напоминание

Беседа-рассуждение "Коммуникабельный ли я?"


Автор: Кислякова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ "Центр семейного устройства"
Населённый пункт: г.Алдан Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Беседа-рассуждение "Коммуникабельный ли я?"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ, ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

МО «АЛДАНСКИЙ РАЙОН»

678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5

Тел: (41145) 329-52.

Факс: (41145)329-52

E-mail: aldan_detdom@mail

_____________________________________________________________________________

Беседа-рассуждение

«Коммуникабельный ли я?»

Раздел: Основы социализации. Личностное развитие

(для воспитанниц 11-17 лет )

Количество учащихся: 17

Воспитатель высшей категории: Кислякова Наталья Александровна

Цель: формирование навыков успешной социализации воспитанниц группы в условиях Центра;

создание

сплочённого

детского

коллектива;

установление

добрых,

уважительных

взаимоотношений между его членами

Задачи:

обучать положительному самоотношению и принятию других людей; обучить

рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения);

формировать позитивное отношение к другим людям, умение слышать другого человека;

развивать у детей и подростков коммуникативные навыки, позитивное отношение к себе

и к окружающим;

продолжать развивать навыки саморегуляции психоэмоционального состояния, умения

разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;

оказать помощь в приобретении опыта сотрудничества, развитии навыка восприятия и

понимания себя и других людей в процессе общения с ними;

воспитывать потребность в саморазвитии

Оборудование: клубок пряжи, приложение №1 (вопросы для тестирования), приложение №2

(рекомендации «Как развивать коммуникабельность»)

Ход мероприятия:

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный

момент

Упражнение

«Приветствие»

Цель: сконцентрировать

внимание воспитанниц,

способствовать

эмоциональному

настроению, зарядить группу

энергией

Воспитатель:

Добрый вечер, мои дорогие девочки! Я очень рада вас видеть.

Думаю, вы тоже рады встретиться друг с другом на

нашем

занятии.

Хотите

поприветствовать

друг

друга

не

совсем

обычным способом? Сначала нам нужно образовать круг и

разделиться

на

три

команды:

«европейцев»,

«японцев»

и

«африканцев». А теперь каждый из участников идёт по кругу и

здоровается

со

всеми

«своим

»

способом:

«европейцы»

пожимают

руку,

«японцы»

кланяются,

«африканцы»

трутся

носами. Готовы? Вот мы и поприветствовали друг друга. Вам

понравилось такое приветствие? Думаю, что теперь в такой

дружеской

атмосфере

мы

легко

сможем

продолжить

нашу

беседу.

II. Изучение нового

материала

1. Введение в тему

Цель: дать возможность

воспитанницам

самостоятельно определить и

назвать тему занятия,

уточнить качества

коммуникабельного человека

2.Объяснение нового

материала

Цель: познакомить с

необходимостью развития

коммуникабельности и

проблемами

Воспитатель:

Способность

людей

к

общению

заключена

в

понятии

коммуникабельности.

Что

это

понятие

означает

на

самом

деле?

В

нашем

лексиконе

в

последнее

время

активно

набирают

обороты слова, заимствованные из разных языков, в их числе

— понятие "коммуникабельность". Что такое на самом деле

представляет собой этот термин? Заимствован он из латинского

я з ы ка .

C o m m u n i c a t i o n

о б о з н ач а е т

" с о е д и н и м ы й ,

сообщающийся,

связь",

то

есть

умение

контактировать

с

окружающими.

Что же на самом деле означает такое понятие

к а к коммуникабельность?

Какие

качества

характеризуют

общительного человека?

Участники: умение общаться, непринуждённость в разговоре,

уважительное

отношение

к

собеседнику,

наличие

чувства

юмора,

ораторское

искусство,

способность

заинтересовать

собеседника и удерживать его внимание.

Воспитатель:

Совершенно

верно,

вы

назвали

все

характерные

качества

общительного, коммуникабельного человека.

А

с е й ч а с

я

р а с с к а ж у

в а м

о процессе

развития

коммуникабельности.

Еще с рождения каждый человек наделяется определенными

способностями.

Одной

из

основных,

дающих

возможность

человеку комфортно взаимодействовать в социуме, является

коммуникабельность. Что такое должен сделать человек, чтобы

найти общий язык с людьми? Ведь для этого не нужно быть

полиглотом, читать немыслимо много литературы. Все-таки эта

способность

связана

не

только

с

нравственно-этическими

качествами личности, но и с физиологической составляющей и

отчасти присуща каждому с момента рождения. В зависимости

от

различных

психологических

особенностей,

люди

по-

разному взаимодействуют друг с другом. Так как с момента

рождения человек находится в социуме, то важным аспектом

е г о

ж и з н е д е я т е л ь н о с т и

я в л я е т с я

о б щ е н и е .

Коммуникабельность

с

первых

дней

жизни

развивается

с

помощью

ближайшего

окружения.

В

семье,

на

примере

п о в е д е н и я

с в о и х

р о д и т е л е й ,

р е б е н о к

у ч и т с я

взаимодействовать.

Далее

к

этому

процессу

подключаются

детский сад, школа, друзья, работа и т.д.

Но на самом деле не всё так просто. Давайте с вами выясним

проблемы коммуникабельности.

Участники: (выслушать ответы воспитанниц).

Совершенно

верно,

кому-то

процесс

взаимодействия

с

окружающими дается легко, а кому-то приходится с большим

трудом

налаживать

контакты.

Существует

достаточное

количество

причин,

по

которым

один

человек

легко

и

непринужденно

чувствует

себя

в

незнакомой

компании,

а

другой

всячески

избегает

общения.

Иногда

он

по

природе

3. Игра «Ситуация»

Цель: развивать способность

превращать конфликт из

ссоры в конструктивный

диалог

4. Продолжение работы по

теме занятия

Цель: познакомить с типами

коммуникаций

является достаточно робким или попросту не владеет темой

разговора,

поэтому

предпочитает

отмалчиваться.

Другим

может помешать в общении обыкновенная невоспитанность.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Ситуация»?

Предлагаю разыграть ситуацию «В группе».

Представьте, что одна из вас входит в комнату после школы, а

её кровать занята новенькой девочкой. Она начинает выяснять

отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою кровать!»

(Разыгрывание сцены несколько раз в разных вариантах.

Обсуждение всех вариантов. Отмечается участница, которая

смогла достойно выйти из конфликтной ситуации).

А сейчас я хочу вас познакомить с типами коммуникаций

Основной целью общения является передача информации. В

зависимости от характеристики, можно выделить следующие

т и п ы

ко м м у н и к а б е л ь н о с т и : доминантный.

Т а к о й

превосходящий

тип

оказывает

постоянное

давление

на

собеседника. Это выражается не только громким голосом, но и

постоянным

перебиванием,

жесткой

манерой

общения,

вхождением

в

личное

про странство

с о б е с е д н и к а .

Преимуществом данного типа является отличное ораторское

мастерство и способность быстро реагировать и принимать

решения

в

разных

ситуациях.

Интровертный

является

антиподом

доминантному.

Данному

типу

коммуникации

свойственны:

смущение,

тихий

голос,

ч р е зм е р на я

уступчивость. Мобильный тип легко и быстро включается в

беседу и также выключается из нее. Иногда может заканчивать

фразу, если ему покажется, что собеседник очень медленно

формулирует

свою

мысль.

Для ригидного типа

процесс

коммуникации осложняется тем, что ему необходимо время,

чтобы

настроиться

для

беседы.

Такие

собеседники

с

педантичной точностью формулируют свои мысли.

III. Закрепление материала

Цель: определить степень

усвояемости материала;

закрепить знания о

Воспитатель:

Общение помогает найти различные темы для разговора с

любым человеком, в любом месте, в любой компании. Мы

разобрали качества коммуникабельности, основные ее

характеристики, типы, выявили проблемы общения и т.д.

Данное понятие можно охарактеризовать, используя различные

методы и способы подхода к изучению.

А сейчас послушайте стихотворение о необходимости

разговора и общения:

Как хочется порой поговорить…

Лидия Салыч

Как хочется порой поговорить…

А просто так… без темы, без причины…

Забыв на время всё вокруг,

Как хочется порой поговорить.

Как хочется порой раскрыть себя,

И без остатка отворяя душу,

Надеться на то, что будут слушать,

Забытые обиды теребя…

Цель: дать рекомендации

«Как развивать

коммуникабельность»

(Приложение 2 – размещение

на стенде)

Коммуникативное

упражнение

«Клубочек»

Цель: выяснить, легко ли

говорить приятные вещи

окружающим

Как хочется порой поговорить

О том-о сём… о будущем…о счастье.

Раскрыть свои тревоги в одночастье,

А после попытаться их забыть

Воспитатель:

Итак,

в

завершение

нашего

занятия

давайте

проверим,

насколько прочно вы усвоили материал.

Для того, чтобы узнать обладаете ли вы коммуникативными

н а в ы ка м и

о б щ е н и я и

о п р е д е л и т ь

с в о й уровень

коммуникабельности, п р е д л а г а ю

в а м

п р о й т и тест

«Коммуникабельный ли я?».

Девочки, каждой из вас нужно будет ответить на вопросы

теста, а потом мы с вами оценим, на сколько вы владеете

навыками общения.

Участники: заполняют анкеты (Приложение 1).

Воспитатель:

Т а к и м о б р а з о м ,

м ы

с

в а м и

в ы я с н и л и ,

ч т о

к

ом

м

уникабельность

одно

из

основных

личностных

качеств, обеспечивающих глубину самореализации личности.

Важным является развитие коммуникабельности, потому что

именно оно способствует продвижению человека к вершине

успеха

!

Я думаю, что каждой из вас хочется быть общительной. А

с ейчас

я

познакомлю

участников

мероприятия

с

рекомендациями

«Как

развивать

коммуникабельность»

(Приложение 2). Эти правила будут размещены на стенде и я

надеюсь,

будут

ежедневно

помогать

вам

идти

к

своим

вершинам УСПЕХА.

Воспитатель:

Закончить

нашу

встречу

мне

хочет ся

интересной

игрой

«Клубочек».

Вы

должны

по

очереди

обращаться друг к другу со словами: «Я очень рада, что ты

(называете имя), рядом со мной!», намотать нить на палец и

передать клубок. Когда все будут соединены одной нитью,

поднимем руки вверх со словами: « Как ценно, что мы такие

разные, но рядом!» (Анализ упражнения).

IV. Домашнее задание

Цель: Дать возможность

участникам мероприятия ещё

раз задуматься о

необходимости развития

навыков общения; развивать

творческие способности,

воображение

Воспитатель: Предлагаю вам к следующему занятию

выполнить домашнее задание:

1.

Придумать упражнения на развитие навыков общения,

используя мимику, жесты.

2.

Выполните рисунок «Приветствие моего друга

(подруги)».

Приложение 1

ТЕСТ « Коммуникабельный ли ты?»

Л. К. Аверченко

1.

Тебе предстоит деловая встреча: выбивает ли тебя из колеи её ожидание?

2.

Ты откладываешь визит к врачу до тех пор, пока уже станет невмоготу?

3.

Вызывает ли у тебя неудовольствие выступать с докладом на уроке?

4.

Тебе предлагают поехать на соревнования в незнакомый город. Ты согласишься?

5.

Делишься ли ты переживаниями с кем-либо?

6.

Раздражаешься ли ты, если к тебе на улице обращается незнакомый человек?

7.

Веришь ли ты, что существует проблема « отцов и детей»?

8.

Постесняешься ли ты напомнить другу о том, что он у тебя занял 10 рублей и не вернул?

9.

Промолчишь ли ты, если тебе подадут некачественное блюдо за обедом?

10.

Ты оказался один на один с незнакомым человеком. Вступишь ли ты с ним в беседу или

будешь тяготиться тем, что он первым заговорит с тобой.

11.

Будете ли вы стоять в длинной очереди в магазин?

12.

Будешь ли ты участвовать в какой-либо комиссии по конфликтным делам?

13.

У вас есть свои собственные критерии оценки культуры искусства. Никаких мнений на

чужой счёт ты не приемлешь. Это так?

14.

Будете ли ты молчать, если очень хорошо знаешь ответ на вопрос?

15.

Вызывает ли у тебя досаду желание кого-то помочь разобраться в чем- нибудь?

16.

Тебе легче изложить свой вопрос в устном или письменном виде?

Оценка: «да» - 2 очка, «иногда» - 1, «нет» - 0.

30 – 32 очка

ты явно коммуникабелен, и это твоя беда, т. к. страдаешь ты сам. Но и близким тебе с

тобой тоже трудно. На тебя трудно положиться в деле, которое требует деловых усилий.

Старайся стать общительнее.

25 –29

ты замкнут, неразговорчив, предпочитаешь одиночество. В твоей власти изменить свой

характер. Стоит только встряхнуться.

19 – 24

В общественной и незнакомой обстановке ты чувствуешь себя вполне уверенно. Новые

проблемы тебя не пугают, но в спорах и диспутах ты чувствуешь себя неохотно. Эти

недостатки исправимы.

14 –18

У тебя нормальная коммуникабельность, ты охотно слушаешь своего собеседника, терпим

в отношении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без

неприятных переживаний идёшь на встречу с другими людьми. Не любишь шумных

компаний, многословие вызывает у тебя раздражение.

9 –13

ты весьма общителен, любопытен, разговорчив, любишь высказываться по любым

вопросам, что вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с людьми,

любишь бывать в центре внимания. Тебе недостаёт усидчивости, терпения и отваги при

столкновении с серьёзными проблемами.

4 – 8

ты, должно быть, «рубаха – парень». Общительность бьёт из тебя ключом. Ты любишь

принимать участие во всех мероприятиях, дискуссиях, хотя серьёзные темы вызывают у

тебя раздражение. Ты всюду чувствуешь себя в

«своей тарелке». Берёшься за любое дело, но не всегда доводишь его до конца. Будь

внимателен.

3 балла

твоя коммуникабельность носит отрицательный характер. Ты говорлив, многословен,

вмешиваешься в дела других, хотя они не имеют к тебе никакого отношения. Ты

вспыльчив, обидчив, необъективен. Воспитывай в себе терпимость, уважительное

отношение к другим людям.

Приложение 2

Как развивать коммуникабельность

Развитие коммуникабельности — достаточно важный процесс, в котором необходимо

помнить следующее:

При разговоре с человеком не нужно обращать внимание на его внешний вид и

делать поспешные выводы о его социальном статусе. Он может оказаться приятным

собеседником и отличным партнером. Лучше всего акцентировать внимание не на

внешней,

а

на

внутренней

стороне

личности.

Только

так

можно

приобрести

отличного собеседника и насладиться процессом общения.

Спокойный,

несуетливый

человек

выглядит

в

глазах

собеседника

уверенно,

настраивает его на разговор в нужном русле.

Слышать собеседника. Такая способность дается далеко не каждому человеку и

является одной из сильных его сторон. Научиться слушать речь до конца, не

перебивать,

поддерживать

нить

разговора,

невербальными

способами

общения

показывать свою причастность на протяжении всей беседы — это талант.

Точно

выражать

свои

мысли,

внятно

формулировать

предложения,

избегать

в

разговоре расплывчатых и двойственных понятий, чтобы собеседник не терял нить

разговора.

Постоянно развиваться. Чтение литературы, посещение специальных тренингов

дают хорошую базу для коммуникации. Разносторонне развитый человек способен

поддержать любую беседу.

Практика общения. Можно много читать, учить, знать, но так и не использовать

свои

навыки

в

силу

разных

причин.

Поэтому

важно

открыться

для

общения.

Любое,

даже

не

самое

приятное,

общение

со

временем

поможет

выработать

определенные навыки и сделать данный процесс эффективным.

Коммуникабельность даёт освобождение от замкнутости и комплексов



В раздел образования