Напоминание

"Использование дидактических игр на уроках, как средство обучения детей со сложной структурой дефекта".


Автор: Лозинская Татьяна Гертовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ " Волгогрдская школа- интернат №4"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дидактических игр на уроках, как средство обучения детей со сложной структурой дефекта".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Использование дидактических игр на уроках, как средство обучения

детей со сложной структурой дефекта».

« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра

-светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий».

В. А. Сухомлинский.

Основой успешной учебной деятельности любого школьника является

высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. В развитии

положительного отношения к учению значительную роль играет

дидактическая игра.

Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной

науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это

необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный,

под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить. Игра

делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку

получить собственный опыт испытать, ситуацию успеха.

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-

развивающей помощи детям со сложной структурой дефекта. Так как подход

к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, очень

важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы,

эмоционально-волевые и личностные качества. Обучающиеся со сложной

структурой дефекта ограничены в своих возможностях полноценного

участия в жизни общества. Задача специальных (коррекционных) школ VIII

вида – создать такие условия обучения и воспитания, которые с

максимальной пользой помогут интегрированию выпускников в социуме.

Все выше перечисленные факторы определили выбор моей темы.

Цель моей работы рассказать о применении дидактических игр учителями в

работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Дидактическая игра является ведущим видом деятельности у детей со

сложной структурой дефекта. Именно внутри игры происходит наиболее

интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя

из этого, был спланирован образовательный процесс в классе со сложной

структурой дефекта. Дети с недостатками развития, как правило, не умеют

играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют

игрушки с место на место, бессмысленно манипулируют ими. Главная задача

- научить детей играть. Проведение подвижных игр, физкультурных и

ритмических упражнений, во время динамических пауз, дают обучающимся

эмоциональную разрядку, способствуют познанию нового. Развивающие

игры развивают внимание обучающихся. В игровой форме проще

познакомить детей с цветом, формой, величиной, закрепить знания о

геометрических фигурах. Широко используются пальчиковые игры и

пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, которые

помогают совершенствовать координацию движения и овладеть навыком

письма. Формирование элементарных математических представлений ведется

в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и

разнообразных игровых упражнений

Уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая-

образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей

определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья

детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами,

дающими ребенку возможность проявить собственную активность.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют

специфические способности умственного развития, что и является причиной

возникающих трудностей при овладении математических способностей.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов

обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой

деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные

задачи, вначале под руководством педагога, а затем и в самостоятельной игре.

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт

ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать,

обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира,

высказывать свои суждения, делать умозаключения). Включая дидактические

игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые

доступны для детей.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических

процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие

культурно-гигиенических навыков. Внимание ребенка во время

дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача

обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда

дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Дидактическая игра хороша еще и тем, что дети сразу видят конечный

результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство

радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.

Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной

деятельности детей.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с

предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и

словесные игры.

Умелое использование дидактической игры облегчает учебный процесс,

так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее

познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают

процесс познания. Дидактическая игра входит в целостный педагогический

процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и

воспитания.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой

самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть

индивидуальной и коллективной.

Наиболее существенным для учителей являются следующие вопросы:

определение

места

дидактических

игр

и

игровых

ситуаций

в

системе других видов деятельности на уроке;

целесообразное

использование

их

на

разных

этапах

изучения

различного по характеру материала;

разработка

методики

проведения

дидактических

игр

с

учетом

дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;

требования к содержанию игровой деятельности в свете идей

развивающегося обучения.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого

на

ребенка.

В

то

же

время

игра

основной

вид

деятельности

детей.

Занимаясь дидактической игрой, дети учатся.

Требования к игровым формам.

1.

Дидактическая игра, игровые занятия должны разрабатываться таким

образом, чтобы участникам были предъявлены определенные

требования в отношении знаний – чтобы играть, нужно знать!

2.

Правила игр – игровые ситуации должны быть действенными, т.е.

такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре.

Полезно в дидактические игры включать элементы соревнования.

3.

Правила и организация дидактических игр должны составляться и

разрабатываться с четом индивидуальных особенностей учащихся.

Изучая методические и дидактические материалы разных авторов, при

подготовке к урокам, я столкнулась с тем, что нет систематизации материала,

помогающего ребенку со сложной структурой дефекта, усвоить и закрепить

полученные знания на уроках . Исходя из данной проблемы, актуальность

разработки дидактических игр вышла на первый план.

Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях,

способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора,

обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические

знания в измененных условиях, в новой ситуации.

У детей со сложной структурой дефекта появился интерес к учебному

процессу , повысилось качество знаний.( 5класс-40%, 6класс- 40%,7класс-

60%, 8класс-80%) Все это свидетельствует о большом корригирующем

значении дидактических игр.

Предлагаемые задания просты, интересны, последовательны и удобны к

использованию педагогам, работающим с детьми со сложной структурой

дефекта, а также воспитателям коррекционных школ.

Дидактическая игра «Матрешки»

Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.

Правила

игры.

Нужно

внимательно

посмотреть

на

рисунки

и

указать

различия

у

матрешек.

Так

как

детям

трудно

сравнивать

сразу

четыре

предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему

ребенок дает именно такой ответ.

Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки?

Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые

ли губки? И т. д.

При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия

уже без вопросов.

Дидактическая игра «Мальчики»

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления:

«высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой»,

«слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как

зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

Как зовут мальчиков?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша,

Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и

покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша

одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой;

Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей.

Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева.

А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша,

Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

Кто где стоит?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто

стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее

Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей?

Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут

первого

слева

мальчика?

Третьего?

Пятого?

Шестого?

Если

Сева

уйдет

домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько

останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько

будет мальчиков тогда?

Дидактическая игра «Разговор по телефону»

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно

узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил

Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли

два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок

и

волк.

В

другом

доме

жили

лиса,

заяц,

Чебурашка

и

мышка-норушка.

Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили

позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

Дидактическая игра «Муравьи»

Цель.

Научить

детей

различать

цвета

и

размеры.

Формирование

представлений о символическом изображении вещей.

Игровой

материал.

Фигуры

красные

и

зеленые,

большие

и

маленькие

квадраты и треугольники.

Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и

красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой

зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник

— большой красный муравей, маленький зеленый квадрат — маленький

черный муравей, маленький красный треугольник — маленький красный

муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок это понял. Показывая названные

фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев.

Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные,

большие и маленькие

муравьи.

Черные

муравьи

могли

ходить

только

по

черным

дорожкам,

а

красные

только

по

красным.

Большие

муравьи

ходили

только

через

большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились

муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет

каждый муравей, и покажи ему дорогу».

свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую

преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.

Достоинство данных дидактических игр:

- развивать познавательный интерес у детей к предмету;

- достигается максимальная активизация учащихся;

- проявляются скрытые возможности, личностные резервы учеников;

- развитие мышления, умения анализировать ситуации, принимать решения.

Поэтому предлагаемые дидактические игры рекомендуются для уроков и

занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Рекомендуется также родителям использовать игры в индивидуальных

занятиях с детьми.

Данные дидактические игры можно использовать на уроках в виде

раздаточного материала, для которого является необходимым условием

успешного обучения школьников с ОВЗ. Благодаря этому, с одной стороны,

можно вызвать большой интерес, внимание и активность всего класса, а с

другой стороны, дать возможность каждому ученику работать в подходящем

для него темпе и проявить свои способности и умения мыслить

самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

В данной игротеке подобраны дидактические игры, для усвоения новых и

закреплению уже полученных знаний детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью выполняемые большое число арифметических

действий, тренируется в счете, решает задачи, развивает свои

пространственные, количественные и временные представления, выполняет

анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

Дидактическая игра «Веселый паровозик»

Цель игры:

- усвоение порядкового счета чисел от1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;

- развивать внимание, наблюдательность;

- воспитывать интерес к урокам математики;

Оборудование: паровоз с вагончиками и разрезные цифры от 1 до 10.

Правила: Играют от 1 до 6 человек. Паровозик приклепают на доску с

помощью магнитов. В каждом вагоне по два окна, в которых располагаются

последовательно цифры от 1 до 10. Каждый игрок закрепляет устный счет

чисел от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. Теперь игру усложняем, и

создаем проблемную ситуацию «Наш Веселый паровозик мчался по

холодным, заснеженным и зимним (осеним, летним, весенним) лесам и

полям снежинки сдули две цифры и они выпали. Нам нужно найти

потерянные цифры и вложить в соответствующее окно.

Многофункциональная дидактическая игра

«Помоги Снеговику!»

Цель игры:

- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;

- закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество

соответствующей цифрой;

- развивать внимание, наблюдательность;

- развитие мелкой моторики руки;

- воспитывать интерес к урокам математики;

Оборудование: картинки: снеговик, новогодняя елка и каждая цифра от 1 до

10 приклеена на белый круг.

Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева

направо. Снеговик находится с левой, нижней стороны доски затем

разбрасываются круги с цифрами от Снеговика вправо вверх к елке. Забрать

елку и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно усложнять:

1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный

счет от 10 до 1.

2 задание. Помоги Снеговику добраться до новогодней елки по комкам снега

последовательно от 1 до 10.

3 задание. Помоги Снеговику расположить у елки комки снега с

определённой цифрой (3, 6, 9....).

4 задание. Считай, комки снега у Снеговика и запишите на доске, в тетради.

Многофункциональная дидактическая игра

«Помоги Принцессе!»

Цель игры:

- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;

- закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество

соответствующей цифрой;

- развивать внимание, наблюдательность;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес к урокам математики;

Оборудование: картинки: принцесса, солнце и каждая цифра от 1 до 10

приклеена на тучку.

Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева

направо. Принцесса находится с левой, нижней стороны доски затем

разбрасываются тучки с цифрами от Принцессы вправо вверх к солнцу.

Забрать солнце и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно

усложнять:

1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный

счет от 10 до 1.

2 задание. Помоги Принцессе добраться до солнца елки по комкам снега

последовательно от 1 до 10.

3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой

цифрой (1, 6, 10....).

4 задание. Считай, тучки у Принцессы и запишите на доске, в тетради.

Многофункциональная дидактическая игра

«Помоги Гному!»

Цель игры:

- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;

- развивать внимание, наблюдательность;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес к урокам математики;

Оборудование: картинки: гном, воздушные шарики и каждая цифра от 1 до

10 приклеена на цветок.

Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева

направо. Гном находится с левой, нижней стороны доски затем

разбрасываются цветы с цифрами от Гнома вправо вверх к воздушным

шарикам. Забрать шары и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре

можно усложнять:

1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный

счет от 10 до 1.

2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам

последовательно от 1 до 10.

3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой

цифрой (1, 6, 10....).

Многофункциональная дидактическая игра

«Помоги Мышке!»

Цель игры:

- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;

- развивать внимание, наблюдательность;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес к урокам математики;

Оборудование: картинки: мышка, норка и каждая цифра от 1 до 10 приклеена

на кочки.

Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева

направо. Мышка находится с левой, нижней стороны доски затем

разбрасываются комочки с цифрами от Мышки вправо вверх к норке.

Добраться до норки и вернуться обратно от 10 до 1. Задания в этой игре

можно усложнять:

1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный

счет от 10 до 1.

2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам

последовательно от 1 до 10.

3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой

цифрой (1, 6, 10....).

Многофункциональная дидактическая игра

«Помоги Мышке!»

Цель игры:

- закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить

предметы определенной формы, упражняться в различении форм

- развивать внимание, наблюдательность;

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес к урокам математики;

Оборудование: картинки: мышка, норка и каждая цифра от 1 до 10 приклеена

на кочки.

Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева

направо. Мышка находится с левой, нижней стороны доски затем

разбрасываются комочки с цифрами от Мышки вправо вверх к норке.

Добраться до норки и вернуться обратно от 10 до 1. Задания в этой игре

можно усложнять:

1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный

счет от 10 до 1.

2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам

последовательно от 1 до 10.

3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой

цифрой (1, 6, 10....).



В раздел образования