Автор: Лозинская Татьяна Гертовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ " Волгогрдская школа- интернат №4"
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дидактических игр на уроках, как средство обучения детей со сложной структурой дефекта".
Раздел: среднее профессиональное
«Использование дидактических игр на уроках, как средство обучения
детей со сложной структурой дефекта».
« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра
-светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий».
В. А. Сухомлинский.
Основой успешной учебной деятельности любого школьника является
высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. В развитии
положительного отношения к учению значительную роль играет
дидактическая игра.
Родоначальником применения игры в процессе обучения в отечественной
науке является педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что игра – это
необычный род деятельности человека, легкий и в тоже время сознательный,
под которым понимается стремление чувствовать, действовать и жить. Игра
делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку
получить собственный опыт испытать, ситуацию успеха.
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-
развивающей помощи детям со сложной структурой дефекта. Так как подход
к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, очень
важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы,
эмоционально-волевые и личностные качества. Обучающиеся со сложной
структурой дефекта ограничены в своих возможностях полноценного
участия в жизни общества. Задача специальных (коррекционных) школ VIII
вида – создать такие условия обучения и воспитания, которые с
максимальной пользой помогут интегрированию выпускников в социуме.
Все выше перечисленные факторы определили выбор моей темы.
Цель моей работы рассказать о применении дидактических игр учителями в
работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Дидактическая игра является ведущим видом деятельности у детей со
сложной структурой дефекта. Именно внутри игры происходит наиболее
интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя
из этого, был спланирован образовательный процесс в классе со сложной
структурой дефекта. Дети с недостатками развития, как правило, не умеют
играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют
игрушки с место на место, бессмысленно манипулируют ими. Главная задача
- научить детей играть. Проведение подвижных игр, физкультурных и
ритмических упражнений, во время динамических пауз, дают обучающимся
эмоциональную разрядку, способствуют познанию нового. Развивающие
игры развивают внимание обучающихся. В игровой форме проще
познакомить детей с цветом, формой, величиной, закрепить знания о
геометрических фигурах. Широко используются пальчиковые игры и
пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, которые
помогают совершенствовать координацию движения и овладеть навыком
письма. Формирование элементарных математических представлений ведется
в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и
разнообразных игровых упражнений
Уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая-
образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей
определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья
детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами,
дающими ребенку возможность проявить собственную активность.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют
специфические способности умственного развития, что и является причиной
возникающих трудностей при овладении математических способностей.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов
обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой
деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные
задачи, вначале под руководством педагога, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт
ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать,
обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира,
высказывать свои суждения, делать умозаключения). Включая дидактические
игры в педагогический процесс, очень важно отобрать те из них, которые
доступны для детей.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических
процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие
культурно-гигиенических навыков. Внимание ребенка во время
дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача
обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда
дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.
Дидактическая игра хороша еще и тем, что дети сразу видят конечный
результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство
радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной
деятельности детей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с
предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и
словесные игры.
Умелое использование дидактической игры облегчает учебный процесс,
так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее
познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают
процесс познания. Дидактическая игра входит в целостный педагогический
процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и
воспитания.
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой
самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть
индивидуальной и коллективной.
Наиболее существенным для учителей являются следующие вопросы:
определение
места
дидактических
игр
и
игровых
ситуаций
в
системе других видов деятельности на уроке;
целесообразное
использование
их
на
разных
этапах
изучения
различного по характеру материала;
разработка
методики
проведения
дидактических
игр
с
учетом
дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
требования к содержанию игровой деятельности в свете идей
развивающегося обучения.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого
на
ребенка.
В
то
же
время
игра
–
основной
вид
деятельности
детей.
Занимаясь дидактической игрой, дети учатся.
Требования к игровым формам.
1.
Дидактическая игра, игровые занятия должны разрабатываться таким
образом, чтобы участникам были предъявлены определенные
требования в отношении знаний – чтобы играть, нужно знать!
2.
Правила игр – игровые ситуации должны быть действенными, т.е.
такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре.
Полезно в дидактические игры включать элементы соревнования.
3.
Правила и организация дидактических игр должны составляться и
разрабатываться с четом индивидуальных особенностей учащихся.
Изучая методические и дидактические материалы разных авторов, при
подготовке к урокам, я столкнулась с тем, что нет систематизации материала,
помогающего ребенку со сложной структурой дефекта, усвоить и закрепить
полученные знания на уроках . Исходя из данной проблемы, актуальность
разработки дидактических игр вышла на первый план.
Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях,
способствуют и общему развитию ребенка, расширению его кругозора,
обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические
знания в измененных условиях, в новой ситуации.
У детей со сложной структурой дефекта появился интерес к учебному
процессу , повысилось качество знаний.( 5класс-40%, 6класс- 40%,7класс-
60%, 8класс-80%) Все это свидетельствует о большом корригирующем
значении дидактических игр.
Предлагаемые задания просты, интересны, последовательны и удобны к
использованию педагогам, работающим с детьми со сложной структурой
дефекта, а также воспитателям коррекционных школ.
Дидактическая игра «Матрешки»
Цель. Развитие внимания и наблюдательности у детей.
Правила
игры.
Нужно
внимательно
посмотреть
на
рисунки
и
указать
различия
у
матрешек.
Так
как
детям
трудно
сравнивать
сразу
четыре
предмета, то вначале можно провести игру по вопросам, выясняя, почему
ребенок дает именно такой ответ.
Вопросы: одинаковые ли волосы у матрешек? Одинаковые ли платочки?
Одинаковые ли ножки матрешек? Одинаковые ли у них глазки? Одинаковые
ли губки? И т. д.
При повторном возвращении к игре можно предлагать указывать различия
уже без вопросов.
Дидактическая игра «Мальчики»
Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления:
«высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой»,
«слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.
Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как
зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.
Как зовут мальчиков?
В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша,
Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку (указку) и
покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша
одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой;
Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей.
Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева.
А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша,
Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?
Кто где стоит?
Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто
стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее
Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей?
Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут
первого
слева
мальчика?
Третьего?
Пятого?
Шестого?
Если
Сева
уйдет
домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько
останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько
будет мальчиков тогда?
Дидактическая игра «Разговор по телефону»
Цель. Развитие пространственных представлений.
Игровой материал. Палочка (указка).
Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно
узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил
Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли
два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок
и
волк.
В
другом
доме
жили
лиса,
заяц,
Чебурашка
и
мышка-норушка.
Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили
позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».
Дидактическая игра «Муравьи»
Цель.
Научить
детей
различать
цвета
и
размеры.
Формирование
представлений о символическом изображении вещей.
Игровой
материал.
Фигуры
красные
и
зеленые,
большие
и
маленькие
квадраты и треугольники.
Правила игры. Нужно взять большие и маленькие зеленые квадратики и
красные треугольники и поместить их около муравьев, сказав, что большой
зеленый квадрат — большой черный муравей, большой красный треугольник
— большой красный муравей, маленький зеленый квадрат — маленький
черный муравей, маленький красный треугольник — маленький красный
муравей. Следует добиваться, чтобы ребенок это понял. Показывая названные
фигуры, он должен назвать соответствующих муравьев.
Игру можно начать с рассказа: «В одном лесу жили-были красные и черные,
большие и маленькие
муравьи.
Черные
муравьи
могли
ходить
только
по
черным
дорожкам,
а
красные
—
только
по
красным.
Большие
муравьи
ходили
только
через
большие ворота, а маленькие — только через маленькие. И вот встретились
муравьишки у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет
каждый муравей, и покажи ему дорогу».
свидетельствует о большом корригирующем значении дидактических игр.
Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую
преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок.
Достоинство данных дидактических игр:
- развивать познавательный интерес у детей к предмету;
- достигается максимальная активизация учащихся;
- проявляются скрытые возможности, личностные резервы учеников;
- развитие мышления, умения анализировать ситуации, принимать решения.
Поэтому предлагаемые дидактические игры рекомендуются для уроков и
занятий с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Рекомендуется также родителям использовать игры в индивидуальных
занятиях с детьми.
Данные дидактические игры можно использовать на уроках в виде
раздаточного материала, для которого является необходимым условием
успешного обучения школьников с ОВЗ. Благодаря этому, с одной стороны,
можно вызвать большой интерес, внимание и активность всего класса, а с
другой стороны, дать возможность каждому ученику работать в подходящем
для него темпе и проявить свои способности и умения мыслить
самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
В данной игротеке подобраны дидактические игры, для усвоения новых и
закреплению уже полученных знаний детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью выполняемые большое число арифметических
действий, тренируется в счете, решает задачи, развивает свои
пространственные, количественные и временные представления, выполняет
анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.
Дидактическая игра «Веселый паровозик»
Цель игры:
- усвоение порядкового счета чисел от1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;
- развивать внимание, наблюдательность;
- воспитывать интерес к урокам математики;
Оборудование: паровоз с вагончиками и разрезные цифры от 1 до 10.
Правила: Играют от 1 до 6 человек. Паровозик приклепают на доску с
помощью магнитов. В каждом вагоне по два окна, в которых располагаются
последовательно цифры от 1 до 10. Каждый игрок закрепляет устный счет
чисел от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. Теперь игру усложняем, и
создаем проблемную ситуацию «Наш Веселый паровозик мчался по
холодным, заснеженным и зимним (осеним, летним, весенним) лесам и
полям снежинки сдули две цифры и они выпали. Нам нужно найти
потерянные цифры и вложить в соответствующее окно.
Многофункциональная дидактическая игра
«Помоги Снеговику!»
Цель игры:
- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;
- закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество
соответствующей цифрой;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развитие мелкой моторики руки;
- воспитывать интерес к урокам математики;
Оборудование: картинки: снеговик, новогодняя елка и каждая цифра от 1 до
10 приклеена на белый круг.
Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева
направо. Снеговик находится с левой, нижней стороны доски затем
разбрасываются круги с цифрами от Снеговика вправо вверх к елке. Забрать
елку и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно усложнять:
1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный
счет от 10 до 1.
2 задание. Помоги Снеговику добраться до новогодней елки по комкам снега
последовательно от 1 до 10.
3 задание. Помоги Снеговику расположить у елки комки снега с
определённой цифрой (3, 6, 9....).
4 задание. Считай, комки снега у Снеговика и запишите на доске, в тетради.
Многофункциональная дидактическая игра
«Помоги Принцессе!»
Цель игры:
- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;
- закрепить умения пересчитывать предметы, обозначать их количество
соответствующей цифрой;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес к урокам математики;
Оборудование: картинки: принцесса, солнце и каждая цифра от 1 до 10
приклеена на тучку.
Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева
направо. Принцесса находится с левой, нижней стороны доски затем
разбрасываются тучки с цифрами от Принцессы вправо вверх к солнцу.
Забрать солнце и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре можно
усложнять:
1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный
счет от 10 до 1.
2 задание. Помоги Принцессе добраться до солнца елки по комкам снега
последовательно от 1 до 10.
3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой
цифрой (1, 6, 10....).
4 задание. Считай, тучки у Принцессы и запишите на доске, в тетради.
Многофункциональная дидактическая игра
«Помоги Гному!»
Цель игры:
- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес к урокам математики;
Оборудование: картинки: гном, воздушные шарики и каждая цифра от 1 до
10 приклеена на цветок.
Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева
направо. Гном находится с левой, нижней стороны доски затем
разбрасываются цветы с цифрами от Гнома вправо вверх к воздушным
шарикам. Забрать шары и спуститься обратно от 10 до 1. Задания в этой игре
можно усложнять:
1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный
счет от 10 до 1.
2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам
последовательно от 1 до 10.
3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой
цифрой (1, 6, 10....).
Многофункциональная дидактическая игра
«Помоги Мышке!»
Цель игры:
- закрепить числовой ряд от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес к урокам математики;
Оборудование: картинки: мышка, норка и каждая цифра от 1 до 10 приклеена
на кочки.
Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева
направо. Мышка находится с левой, нижней стороны доски затем
разбрасываются комочки с цифрами от Мышки вправо вверх к норке.
Добраться до норки и вернуться обратно от 10 до 1. Задания в этой игре
можно усложнять:
1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный
счет от 10 до 1.
2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам
последовательно от 1 до 10.
3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой
цифрой (1, 6, 10....).
Многофункциональная дидактическая игра
«Помоги Мышке!»
Цель игры:
- закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить
предметы определенной формы, упражняться в различении форм
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать интерес к урокам математики;
Оборудование: картинки: мышка, норка и каждая цифра от 1 до 10 приклеена
на кочки.
Правила: Играют от 1 до 6 человек. Картинки располагают на доске слева
направо. Мышка находится с левой, нижней стороны доски затем
разбрасываются комочки с цифрами от Мышки вправо вверх к норке.
Добраться до норки и вернуться обратно от 10 до 1. Задания в этой игре
можно усложнять:
1задание. Каждый игрок закрепляет устный счет чисел от 1 до 10 и обратный
счет от 10 до 1.
2 задание. Помоги Гному добраться до воздушных шаров по цветам
последовательно от 1 до 10.
3 задание. Помоги Принцессе расположить солнца тучки с определённой
цифрой (1, 6, 10....).