Автор: Иванов Владимир Васильевич
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 98
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация внеурочной работы в условиях уровневой дифференциации"
Раздел: среднее образование
Иванов Владимир Васильевич,
учитель математики МБОУ СОШ № 98
Организация внеурочной работы в условиях уровневой
дифференциации
Система
уроков
в
педагогическом
процессе
дополняется
другими
предметными мероприятиями: олимпиадами, конкурсами, экскурсиями и т.д.
Подобные мероприятия являются формами внеурочной работы.
Внеурочная работа – вид предметной учебной деятельности, проводимой
вне урока (в дополнительное время).
Классная
и
внеклассная
работа
означают
соответственно
предметную
учебную работу с контингентом обучаемых одного классного коллектива или
групп школьников разных классов.
Умелое содержание разных видов и форм внеклассной работы позволяет
привлечь
к
ней
практически
всех
учащихся,
однако
оправданность
дополнительных
занятий
должна
определяться
предметным
содержанием.
Требования
к
отбору
предметного
содержания
по
организации
внеурочной
работы по математике заключаются в следующем:
1.
Материал
внеурочных
занятий
должен
соответствовать
основной
задаче воспитания и обучения, заключающейся в интеллектуальном развитии
учащихся. Главными направлениями развития этой задачи являются развитие
познавательного
интереса,
обучение
школьников
эвристическим
приемам
умственной
деятельности,
а
также
формирование
опыта
творчества
и
исследования.
2.
Материал
должен
быть
адекватен
умственным
возможностям
учащихся и подобран с учетом их возрастных особенностей. Отбор должен
производиться в соответствии с иерархией форм внеурочной работы и задачей
углубления знаний учащихся.
3.
До ступно сть
материала
не
должна
являться
к р и т е р и е м
целесообразности его использования в образовательном процессе. Материал
должен быть оценен с точки зрения соответствия современным требованиям к
школьному
математическому
образованию:
логичности,
методической
необходимости,
полезности
и
важности
в
аспекте
формирования
знаний
и
развития учащихся.
4.
Дополнительный материал должен подкреплять интерес школьников к
определенной теме. Следует отдавать предпочтение новым, неизвестным для
учащихся сведениям, способным поразить воображение.
5.
При отборе материала нужно иметь в виду цель математики, о которой
писал В. М. Глушков: “Цель математики – это всегда получение не какого-
нибудь, а именно самого изящного, самого простого решения”.
Разнообразие форм организации внеурочной деятельности учащихся при
учете
выделенных
положений
позволяет
формировать
многосторонние
интересы в других областях, способствует развитию познавательного процесса
и совершенствованию способов познавательной деятельности.
В
связи
с
выше
сказанным
мы
считаем,
что
использование
дифференцированного
подхода
также
целесообразно
при
организации
внеурочной
работы
учащихся.
Приведем
пример
организации
внеурочной
деятельности учащихся, которая по регламенту является разовой, по количеству
учащихся – групповая, по охвату контингента – внеклассная.
Например, для создания презентации “Подобные треугольники” учитель
делит учащихся на гетерогенные группы, т. е. группы, объединяющие учащихся
с различным уровнем развития обучаемости.
Предположим, в классе учится 24 ученика, где 6 учеников – это ученики,
не
достигшие
уровня
обязательной
подготовки;
12
учеников
–
ученики,
достигшие
уровня
обязательной
подготовки:
6
учеников
–
выше
уровня
обязательной подготовки.
Класс делится на шесть групп по четыре человека, в каждой
группе
присутствует один учащийся из группы C, двое из группы B, один из группы
A.
Учитель предлагает содержание презентации:
Презентация по теме “Подобные треугольники”.
1.
Исторические факты.
2.
Определение подобных треугольников.
3.
Признаки подобия треугольников.
4.
Практические приложения подобия треугольников.
5.
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
6.
О подобии произвольных фигур.
7.
Кроссворд.
Далее учитель дает задание сформированным группам.