Автор: Красильникова Анастасия Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ№1
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства"
Тема: "Деревянно-духовые инструменты. Ансамбль"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Программа учебного предмета
«Деревянно-духовые инструменты. Ансамбль»
дополнительной общеразвивающей программы
в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства».
Нормативный срок обучения
3 года - для детей, поступивших в учреждение
в возрасте 7-12 лет.
2017 год
«Одобрено»
Методическим советом
МБУ ДО «ДШИ №1»
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор – Поздеева Р. П.
______________
(подпись)
дата утверждения
Разработчик – Красильникова Анастасия Витальевна, преподаватель.
Рецензент: - Пастернак Степан Васильевич, заведующий методическим
объединением преподавателей по классу духовых и ударных инструментов,
преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ №3».
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
-
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
-
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Методы и приемы обучения;
-
Описание
материально-технических
условий
реализации
учебного
предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Годовые требования
- Примерные списки произведений
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Методическая литература
- Учебная литература
I.
Пояснительная записка
Характеристика
учебного
предмета,
его
место
и
роль
в
образовательном процессе
Программа
учебного
предмета
«Деревянно-духовые
инструменты.
Ансамбль»
разработана
на
основе
«Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом
Министерства
культуры
Российской
Федерации,
а
также
с
учетом
многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных
музыкальных инструментах в детских школах искусств.
Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались
во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения
инструментом.
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как
для домашнего исполнения, так и для интенсивного обучения и концертных
выступлений.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на
основе
и
параллельно
с
уже
приобретенными
знаниями
в
классе
по
специальности. Ансамбли широко распространяются в школьной учебной
практике.
Однообразная,
монотонная
деятельность
приводит
детей
к
быстро
наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей
словом «скучно». Усилиями всего лишь нескольких учащихся, исполняющих
несложные
партии,
можно
достичь
яркого,
многокрасочного
звучания,
близкого
звучанию
целого
оркестра.
Одной
из
таких
интересных
и
увлекательных возможностей является игра в ансамбле.
Пьесы для ансамблевого исполнения представляют собой насыщенную
подголосками структуру. Неслучайно поэтому данная форма музицирования
получает все более широкое распространение в системе дополнительного
музыкального образования – активно развивая музыкальные способности
учащихся, она позволяет очень выигрышно представить детское творчество
на концертной сцене.
В классе ансамбля творчество учащихся связано, в первую очередь, с
исполнительством
–
это
выбор
верного
темпа,
ритмическая
гибкость,
и,
вместе с тем, синхронность исполнения, построение динамического баланса,
выразительная артикуляция музыкального текста.
Особенностью
ансамблевого
музицирования
является
воспитание
чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии,
достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике,
агогике,
специфике
тембрового
звучания,
что
способствует
созданию
единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого
произведения.
Срок реализации учебного предмета
Программа
учебного
предмета
«Деревянно-духовые
инструменты.
Ансамбль» реализуется в течение 3 лет и рассчитана на возраст детей 7-12
лет.
Объем
учебного
времени,
предусмотренный
учебным
планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
Рекомендуемый
объем
часов:
1
академический
час
в
неделю
для
ансамбля
учащихся
с
первого
по
третий
классы.
Рекомендуемая
продолжительность урока – 40 минут.
Виды
внеаудиторной
работы:
выполнение
домашнего
задания;
подготовка к концертным выступлениям; посещение концертов, спектаклей;
участие
учеников
в
концертах,
творческих
мероприятиях
и
культурно-
просветительской
деятельности
образовательной
организации.
Время
на
самостоятельную
работу
учащихся
в
неделю
определяется
с
учетом
минимальных
затрат
на
подготовку
домашнего
задания.
Программа
предусматривает регулярность и систематичность самостоятельных занятий.
Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (от 2-х
человек).
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- приобщение учащихся к искусству;
- развитие музыкальных способностей учащихся;
- формирование культуры ансамблевого музицирования
.
Основные задачи:
- воспитывать личность учащегося;
- развивать у учащихся исполнительские навыки в условиях ансамблевой
игры;
- воспитывать чувство ответственности, волю и самообладание;
- развивать творческие способности учащихся;
-
формировать
музыкальное
воспитание,
как
часть
воспитания
общей
культуры учащегося;
- совершенствование исполнительской техники;
- формировать психологическую готовность к выступлениям.
Методы и приемы обучения
-комплексный
метод,
объединяющий
творческую
практику
и
изучение
музыкальной теории;
-методы и приемы, направленные на осознанное восприятие музыкально-
теоретических
понятий,
необходимых
для
осуществления
творческой
деятельности
на
основе
цифрового
инструментария:
применение
правил
взаимодействия музыкально-выразительных средств в творческой практике;
-
сочетание
объяснительно-иллюстративных
и
проблемных
методов
обучения;
- метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
-применение образных моделей музыкально-теоретических понятий;
-опора на систему усложняющихся творческих заданий;
-
метод
авторской
интроспекции
(выполнение
учителем
в
присутствии
учеников творческой работы с комментариями собственных действий);
-подбор увлекательных и посильных творческих заданий;
-применение эвристических приемов;
-создание доброжелательного психологического климата;
-бережное отношение к творчеству ученика;
-индивидуальный подход;
- введение музыкально-игровых ситуаций.
II.
Содержание учебного предмета
Первый класс
Начинают занятия с доступных детям произведений, в игре которых
технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание
направляется на художественные цели.
Мажорные
и
минорные
трезвучия;
их
буквенно-цифровое
обозначение.
Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, ритмический контроль.
В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить
2-3 произведения народной, классической и современной музыки.
В первом полугодии учащиеся исполняют на контрольном уроку 1
произведение, во 2 полугодии 1 произведение.
Второй класс
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
требуются
определенные
музыкально-технические
навыки
владения
инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
сформированный
комплекс
умений
и
навыков
в
области
коллективного
творчества
-
ансамблевого
исполнительства,
позволяющий
демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и
реализацию исполнительского замысла;
навыки
по
решению
музыкально-исполнительских
задач
ансамблевого
исполнительства,
обусловленных
художе ственным
содержанием
и
особенностями
формы,
жанра
и
стиля
музыкального
произведения.
В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить
2-3 произведения народной, классической и современной музыки.
В первом полугодии учащиеся исполняют на контрольном уроке 1
произведение, во 2 полугодии 1 - 2 произведения.
Третий класс
В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить
2-3 произведения народной, классической и современной музыки.
В первом полугодии учащиеся исполняют на контрольном уроке 1
произведение, во 2 полугодии 1 - 2 произведения.
Примерный список произведений
Я.Кепетис. «Вальс кукол»
Рус.нар. песня «Зимушка»
А. Филиппенко «Цыплятки»
Н. Бакланова. «Детский марш»
Ж. Металлиди. «Колечко»
РНП «Мишка с куклой»
Н. Карш. «Кубики»
Неаполит. Нар. Песня «Санта Лучия»
Н.Карш. «Колыбельная мышонку»
Ф.Вольфарт «Этюд-шутка»
В.А. Моцарт. «Пантомима»
К. Бом. «Вечное движение»
Ж. Металлиди. «Моя лошадка»
Н. Карш. «Кубики» (легкий вариант)
Неаполит. Нар. Песня «Санта Лучия» (лёгкий вариант)
Ж. Металлиди. «Деревенские музыканты»
Н. Бакланова «Романс»
К.Вебер. «Хор охотников» В. Русин-О.Щукина «Мелодия дождя»
Н. Карш. «Колыбельная мышонку»
Ф. Вольфарт. «Этюд-шутка»
III. Требования к уровню подготовки учащихся
К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство
ответственности
за
качество
освоения
собственной
партии,
они
должны
достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах,
динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.
Развить в себе такие навыки, как:
- научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, отдельные
голоса
партий
произведения,
ориентироваться
в
звучании
темы,
сопровождения и подголосков, гармонически слышать и уметь звуковысотно
интонировать по горизонтали (в мелодии) и вертикали (в гармонии);
- «чувство партнёрства»;
- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая
при этом музыкальной ткани;
- различать стиль и манеру исполнения, ориентироваться в зависимости от
эпохи, композитора и стилистики произведения;
- самостоятельно разучивать и исполнять свою партию в соответствии с
художественной трактовкой произведения в целом;
-
уметь
творчески
и
грамотно
применять
в
совместном
исполнении
музыкально-исполнительские
навыки,
полученные
по
предмету
«Основы
музыкального исполнительства;
- навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых
действий;
-
быть
активным
пропагандистом
музыкального
искусства
в
обществе,
используя форму публичных выступлений на концертах.
IV. Формы и методы контроля, критерии оценок
Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях:
контрольных уроках, зачетах, конкурсах, концертах.
При выведении
итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
1)
оценки по полугодиям;
2)
оценка за зачет;
3)
другие выступления в течение года.
Проверка исполнительских навыков ансамблевой игры осуществляется
на контрольных уроках и зачетах на протяжении всего периода обучения.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Целью
аттестации
является
оценка
качества
освоения
учащимся
учебного предмета «Инструментальный ансамбль - саксофон».
Оценка приобретенных знаний, умений и навыков по предмету «Деревянно-
духовые инструменты. Ансамбль» происходит в форме текущего контроля и
промежуточной аттестации. Текущий контроль предполагает оценку
домашней работы учащегося или работы на уроке. Промежуточная
аттестация - предусматривает выставление оценки по итогам полугодий,
проходит в форме контрольного урока, зачета и проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Текущий
контроль
осуществляется
на
занятиях
преподавателем.
На
контрольных
уроках,
проводимых
один
раз
в
полгода,
осуществляется
проверка
музыкально-теоретических
знаний
учащихся
и
их
знаний
о
художественных возможностях инструмента (в виде собеседования), а также
– навыков исполнения в ансамбле. Успехи учащихся на классных занятиях и
контрольных
уроках
оцениваются
оценкой
по
пятибалльной
системе
и
словесной
характеристикой.
Переводная
оценка
выставляется
с
учетом
оценки за выступления учащегося на концертах, результатов контрольных
уроков и оценок текущей аттестации. В содержание итоговой оценки входит:
оценка выступления ученика на зачете, результаты текущей и промежуточной
аттестации в течение последнего года обучения.
Критерии
оценок Оценке
подлежит
каждое
публичное
выступление
учащихся
(в
т.ч.
на
отчетном
концерте,
конкурсе,
фестивале
и
т.п.).
Предметом оценки являются музыкальные произведения, представленные в
виде ансамблевого исполнения.
Оценка 5 («отлично») ставится за яркое, образное музыкальное звучание,
отвечающее
содержанию
и
форме
оригинала
и
отражающее
отношение
учеников к представленным произведениям.
Оценка 4 («хорошо») ставится за достаточное осмысленное музыкальное
звучание,
отражающее
понимание
особенностей
содержания
и
формы
представленных
произведений.
Допустимы
небольшие
погрешности
в
их
исполнении, не разрушающие целостности музыкального образа.
О ц е н к а 3
(«удовлетворительно»)
ставится
за
недостаточно
яркое
музыкальное
звучание,
свидетельствующее
об
определенных
изъянах
в
теоретических
знаниях
и
исполнительских
навыках
ученика.
Исполнение
сопровождается
неточностями
и
ошибками.
Погрешности
в
исполнении
могут
быть
связаны
с
разрывом
логических
связей
между
элементами
формообразования.
Слабо
проявляется
индивидуальное
отношение
к
представленным произведениям.
Оценка 2 («неудовлетворительно»)
ставится за отсутствие музыкальной
образности
в
озвучиваемых
произведениях,
исполнение
программы
с
допущением грубых ошибок в нотном тексте.
V.Список учебной и методической литературы
1. Педагогический репертуар ДМШ. А.Чумов. Пьесы для ансамбля
духовых инструментов. М.1980
2. Музыка русских композиторов. В. Марголин. «Композитор» С.-П. 2003
3. Власов. 15 легких дуэтов. М.1982.
4. Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля деревянных духовых
инструментов. С.-П. «Композитор», 2000.
5. Хрестоматия для саксоона-альта. 1-3 год обучения. Автор-составитель В.
Шпак. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.
6. Играем вместе. Составители: В. Кальщикова, И. Перунова, И.
Толбухина. Л.1989
7. Музыка для флейты. Ансамбли. Выпуск 1. С.-П. «Союз художников»
2004
8. Докшицер Т. Система комплексных упражнении трубача М., 2001.
9. Музыкальная педагогика Р-на-Д. 2002.
10. Сулейманов Р.Ф. « Как учится читать с листа музыкальные
произведения» Казань 1997г
11. Янкелевич Ю. «Педагогическое наследие» М., 1983.
12. Мищенко Г. «Методика» С-П., 2009г
13. Быстров А. «Ансамбли для деревянных духовых и фортепиано» М. 2011.