Напоминание

"Деревянно-духовые инструменты. Ансамбль"


Автор: Красильникова Анастасия Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ№1
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства"
Тема: "Деревянно-духовые инструменты. Ансамбль"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №1»

Программа учебного предмета

«Деревянно-духовые инструменты. Ансамбль»

дополнительной общеразвивающей программы

в области музыкального искусства

«Основы музыкального исполнительства».

Нормативный срок обучения

3 года - для детей, поступивших в учреждение

в возрасте 7-12 лет.

2017 год

«Одобрено»

Методическим советом

МБУ ДО «ДШИ №1»

дата рассмотрения

«Утверждаю»

Директор – Поздеева Р. П.

______________

(подпись)

дата утверждения

Разработчик – Красильникова Анастасия Витальевна, преподаватель.

Рецензент: - Пастернак Степан Васильевич, заведующий методическим

объединением преподавателей по классу духовых и ударных инструментов,

преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ №3».

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

-

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Методы и приемы обучения;

-

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Годовые требования

- Примерные списки произведений

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

- Методическая литература

- Учебная литература

I.

Пояснительная записка

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

Программа

учебного

предмета

«Деревянно-духовые

инструменты.

Ансамбль»

разработана

на

основе

«Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом

Министерства

культуры

Российской

Федерации,

а

также

с

учетом

многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных

музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались

во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения

инструментом.

В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как

для домашнего исполнения, так и для интенсивного обучения и концертных

выступлений.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на

основе

и

параллельно

с

уже

приобретенными

знаниями

в

классе

по

специальности. Ансамбли широко распространяются в школьной учебной

практике.

Однообразная,

монотонная

деятельность

приводит

детей

к

быстро

наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей

словом «скучно». Усилиями всего лишь нескольких учащихся, исполняющих

несложные

партии,

можно

достичь

яркого,

многокрасочного

звучания,

близкого

звучанию

целого

оркестра.

Одной

из

таких

интересных

и

увлекательных возможностей является игра в ансамбле.

Пьесы для ансамблевого исполнения представляют собой насыщенную

подголосками структуру. Неслучайно поэтому данная форма музицирования

получает все более широкое распространение в системе дополнительного

музыкального образования – активно развивая музыкальные способности

учащихся, она позволяет очень выигрышно представить детское творчество

на концертной сцене.

В классе ансамбля творчество учащихся связано, в первую очередь, с

исполнительством

это

выбор

верного

темпа,

ритмическая

гибкость,

и,

вместе с тем, синхронность исполнения, построение динамического баланса,

выразительная артикуляция музыкального текста.

Особенностью

ансамблевого

музицирования

является

воспитание

чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии,

достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике,

агогике,

специфике

тембрового

звучания,

что

способствует

созданию

единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого

произведения.

Срок реализации учебного предмета

Программа

учебного

предмета

«Деревянно-духовые

инструменты.

Ансамбль» реализуется в течение 3 лет и рассчитана на возраст детей 7-12

лет.

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Рекомендуемый

объем

часов:

1

академический

час

в

неделю

для

ансамбля

учащихся

с

первого

по

третий

классы.

Рекомендуемая

продолжительность урока – 40 минут.

Виды

внеаудиторной

работы:

выполнение

домашнего

задания;

подготовка к концертным выступлениям; посещение концертов, спектаклей;

участие

учеников

в

концертах,

творческих

мероприятиях

и

культурно-

просветительской

деятельности

образовательной

организации.

Время

на

самостоятельную

работу

учащихся

в

неделю

определяется

с

учетом

минимальных

затрат

на

подготовку

домашнего

задания.

Программа

предусматривает регулярность и систематичность самостоятельных занятий.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповая (от 2-х

человек).

Цели и задачи учебного предмета

Цели:

- приобщение учащихся к искусству;

- развитие музыкальных способностей учащихся;

- формирование культуры ансамблевого музицирования

.

Основные задачи:

- воспитывать личность учащегося;

- развивать у учащихся исполнительские навыки в условиях ансамблевой

игры;

- воспитывать чувство ответственности, волю и самообладание;

- развивать творческие способности учащихся;

-

формировать

музыкальное

воспитание,

как

часть

воспитания

общей

культуры учащегося;

- совершенствование исполнительской техники;

- формировать психологическую готовность к выступлениям.

Методы и приемы обучения

-комплексный

метод,

объединяющий

творческую

практику

и

изучение

музыкальной теории;

-методы и приемы, направленные на осознанное восприятие музыкально-

теоретических

понятий,

необходимых

для

осуществления

творческой

деятельности

на

основе

цифрового

инструментария:

применение

правил

взаимодействия музыкально-выразительных средств в творческой практике;

-

сочетание

объяснительно-иллюстративных

и

проблемных

методов

обучения;

- метод забегания вперед и возвращения к пройденному;

-применение образных моделей музыкально-теоретических понятий;

-опора на систему усложняющихся творческих заданий;

-

метод

авторской

интроспекции

(выполнение

учителем

в

присутствии

учеников творческой работы с комментариями собственных действий);

-подбор увлекательных и посильных творческих заданий;

-применение эвристических приемов;

-создание доброжелательного психологического климата;

-бережное отношение к творчеству ученика;

-индивидуальный подход;

- введение музыкально-игровых ситуаций.

II.

Содержание учебного предмета

Первый класс

Начинают занятия с доступных детям произведений, в игре которых

технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание

направляется на художественные цели.

Мажорные

и

минорные

трезвучия;

их

буквенно-цифровое

обозначение.

Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, ритмический контроль.

В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить

2-3 произведения народной, классической и современной музыки.

В первом полугодии учащиеся исполняют на контрольном уроку 1

произведение, во 2 полугодии 1 произведение.

Второй класс

В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,

требуются

определенные

музыкально-технические

навыки

владения

инструментом, навыки совместной игры, такие, как:

сформированный

комплекс

умений

и

навыков

в

области

коллективного

творчества

-

ансамблевого

исполнительства,

позволяющий

демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и

реализацию исполнительского замысла;

навыки

по

решению

музыкально-исполнительских

задач

ансамблевого

исполнительства,

обусловленных

художе ственным

содержанием

и

особенностями

формы,

жанра

и

стиля

музыкального

произведения.

В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить

2-3 произведения народной, классической и современной музыки.

В первом полугодии учащиеся исполняют на контрольном уроке 1

произведение, во 2 полугодии 1 - 2 произведения.

Третий класс

В течение учебного года ученики в составе ансамбля должны выучить

2-3 произведения народной, классической и современной музыки.

В первом полугодии учащиеся исполняют на контрольном уроке 1

произведение, во 2 полугодии 1 - 2 произведения.

Примерный список произведений

Я.Кепетис. «Вальс кукол»

Рус.нар. песня «Зимушка»

А. Филиппенко «Цыплятки»

Н. Бакланова. «Детский марш»

Ж. Металлиди. «Колечко»

РНП «Мишка с куклой»

Н. Карш. «Кубики»

Неаполит. Нар. Песня «Санта Лучия»

Н.Карш. «Колыбельная мышонку»

Ф.Вольфарт «Этюд-шутка»

В.А. Моцарт. «Пантомима»

К. Бом. «Вечное движение»

Ж. Металлиди. «Моя лошадка»

Н. Карш. «Кубики» (легкий вариант)

Неаполит. Нар. Песня «Санта Лучия» (лёгкий вариант)

Ж. Металлиди. «Деревенские музыканты»

Н. Бакланова «Романс»

К.Вебер. «Хор охотников» В. Русин-О.Щукина «Мелодия дождя»

Н. Карш. «Колыбельная мышонку»

Ф. Вольфарт. «Этюд-шутка»

III. Требования к уровню подготовки учащихся

К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство

ответственности

за

качество

освоения

собственной

партии,

они

должны

достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах,

динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.

Развить в себе такие навыки, как:

- научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, отдельные

голоса

партий

произведения,

ориентироваться

в

звучании

темы,

сопровождения и подголосков, гармонически слышать и уметь звуковысотно

интонировать по горизонтали (в мелодии) и вертикали (в гармонии);

- «чувство партнёрства»;

- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая

при этом музыкальной ткани;

- различать стиль и манеру исполнения, ориентироваться в зависимости от

эпохи, композитора и стилистики произведения;

- самостоятельно разучивать и исполнять свою партию в соответствии с

художественной трактовкой произведения в целом;

-

уметь

творчески

и

грамотно

применять

в

совместном

исполнении

музыкально-исполнительские

навыки,

полученные

по

предмету

«Основы

музыкального исполнительства;

- навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых

действий;

-

быть

активным

пропагандистом

музыкального

искусства

в

обществе,

используя форму публичных выступлений на концертах.

IV. Формы и методы контроля, критерии оценок

Успеваемость учащихся учитывается на различных выступлениях:

контрольных уроках, зачетах, конкурсах, концертах.

При выведении

итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1)

оценки по полугодиям;

2)

оценка за зачет;

3)

другие выступления в течение года.

Проверка исполнительских навыков ансамблевой игры осуществляется

на контрольных уроках и зачетах на протяжении всего периода обучения.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Целью

аттестации

является

оценка

качества

освоения

учащимся

учебного предмета «Инструментальный ансамбль - саксофон».

Оценка приобретенных знаний, умений и навыков по предмету «Деревянно-

духовые инструменты. Ансамбль» происходит в форме текущего контроля и

промежуточной аттестации. Текущий контроль предполагает оценку

домашней работы учащегося или работы на уроке. Промежуточная

аттестация - предусматривает выставление оценки по итогам полугодий,

проходит в форме контрольного урока, зачета и проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Текущий

контроль

осуществляется

на

занятиях

преподавателем.

На

контрольных

уроках,

проводимых

один

раз

в

полгода,

осуществляется

проверка

музыкально-теоретических

знаний

учащихся

и

их

знаний

о

художественных возможностях инструмента (в виде собеседования), а также

– навыков исполнения в ансамбле. Успехи учащихся на классных занятиях и

контрольных

уроках

оцениваются

оценкой

по

пятибалльной

системе

и

словесной

характеристикой.

Переводная

оценка

выставляется

с

учетом

оценки за выступления учащегося на концертах, результатов контрольных

уроков и оценок текущей аттестации. В содержание итоговой оценки входит:

оценка выступления ученика на зачете, результаты текущей и промежуточной

аттестации в течение последнего года обучения.

Критерии

оценок Оценке

подлежит

каждое

публичное

выступление

учащихся

т.ч.

на

отчетном

концерте,

конкурсе,

фестивале

и

т.п.).

Предметом оценки являются музыкальные произведения, представленные в

виде ансамблевого исполнения.

Оценка 5 («отлично») ставится за яркое, образное музыкальное звучание,

отвечающее

содержанию

и

форме

оригинала

и

отражающее

отношение

учеников к представленным произведениям.

Оценка 4 («хорошо») ставится за достаточное осмысленное музыкальное

звучание,

отражающее

понимание

особенностей

содержания

и

формы

представленных

произведений.

Допустимы

небольшие

погрешности

в

их

исполнении, не разрушающие целостности музыкального образа.

О ц е н к а 3

(«удовлетворительно»)

ставится

за

недостаточно

яркое

музыкальное

звучание,

свидетельствующее

об

определенных

изъянах

в

теоретических

знаниях

и

исполнительских

навыках

ученика.

Исполнение

сопровождается

неточностями

и

ошибками.

Погрешности

в

исполнении

могут

быть

связаны

с

разрывом

логических

связей

между

элементами

формообразования.

Слабо

проявляется

индивидуальное

отношение

к

представленным произведениям.

Оценка 2 («неудовлетворительно»)

ставится за отсутствие музыкальной

образности

в

озвучиваемых

произведениях,

исполнение

программы

с

допущением грубых ошибок в нотном тексте.

V.Список учебной и методической литературы

1. Педагогический репертуар ДМШ. А.Чумов. Пьесы для ансамбля

духовых инструментов. М.1980

2. Музыка русских композиторов. В. Марголин. «Композитор» С.-П. 2003

3. Власов. 15 легких дуэтов. М.1982.

4. Библиотека юного музыканта. Пьесы для ансамбля деревянных духовых

инструментов. С.-П. «Композитор», 2000.

5. Хрестоматия для саксоона-альта. 1-3 год обучения. Автор-составитель В.

Шпак. Ростов-на-Дону «Феникс» 2009.

6. Играем вместе. Составители: В. Кальщикова, И. Перунова, И.

Толбухина. Л.1989

7. Музыка для флейты. Ансамбли. Выпуск 1. С.-П. «Союз художников»

2004

8. Докшицер Т. Система комплексных упражнении трубача М., 2001.

9. Музыкальная педагогика Р-на-Д. 2002.

10. Сулейманов Р.Ф. « Как учится читать с листа музыкальные

произведения» Казань 1997г

11. Янкелевич Ю. «Педагогическое наследие» М., 1983.

12. Мищенко Г. «Методика» С-П., 2009г

13. Быстров А. «Ансамбли для деревянных духовых и фортепиано» М. 2011.



В раздел образования