Автор: Красильникова Анастасия Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ№1
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства"
Тема: "Деревянно-духовые инструменты"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Программа учебного предмета
«Основы музыкального исполнительства .
Деревянно-духовые инструменты»
дополнительной общеразвивающей программы
в области музыкального искусства
«Основы музыкального исполнительства».
Нормативный срок обучения
3 года - для детей, поступивших в учреждение
в возрасте 7-12 лет.
2017 год
«Одобрено»
Методическим советом
МБУ ДО «ДШИ №1»
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор – Поздеева Р. П.
______________
(подпись)
дата утверждения
Разработчик –Красильникова Анастасия Витальевна, преподаватель.
Рецензент – Пастернак Степан Васильевич, заведующий методическим
объединением преподавателей по классу духовых и ударных инструментов,
преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ №3».
Структура программы учебного предмета
I.
Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образователь-
ной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.
Содержание учебного предмета
- Годовые требования
- Примерные списки произведений
III.
Требования к уровню подготовки учащихся
IV.
Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Список нотной литературы;
- Список методической литературы.
I.Пояснительная записка
Характеристика
учебного
предмета,
его
место и роль в образовательном
процессе
Программа
учебного
предмета
«Деревянно-духовые
инструменты»
разработана
на
основе
«Рекомендаций
по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих
программ
в
области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской
Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства
на
народных
музыкальных
инструментах
в
детских
школах
искусств.
Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства» направлен
на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков игры на инструменте,
получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание
и духовно-нравственное развитие ученика.
Необходимо, чтобы овладение инструментом нашло своё практическое
применение в жизни ученика, как во время обучения, так и после окончания
музыкальной школы. Это пробуждает интерес к занятиям музыкой, даёт детям
возможность музицировать в своём кругу общения, способствует эстетическому
развитию
личности.
Именно
развитие
навыков
любительского
музицирования
сегодня является ядром всей системы общего музыкального образования, которое
объединяет профессиональную работу преподавателя с запросами детей и их
родителей, имеет практическое применение в жизни ребёнка и после окончания
музыкальной школы.
Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 7 – 12 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара
и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.
Недельная нагрузка по предметам исполнительской подготовки составляет
1 час в неделю и включает в себя основы музыкального исполнительства. Занятия
проходят в индивидуальной форме. Продолжительность занятия – 40 минут.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле с
педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественно-
осмысленные трактовки произведений, развивающая умение слушать друг друга,
гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно.
Чаще всего именно эти его возможности являются мотивацией для начала
обучения игре на саксофоне. Ученикам можно предложить большой выбор
музыкального материала: старинные и современные пьесы, популярная и рок
музыка, популярные образцы классической музыки, джазовые пьесы.
Результатом
освоения
общеразвивающей
программы
по
предмету
«Деревянно-духовые
инструменты»
является
приобретение
обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
-
ознакомление учащихся с инструментом - блокфлейта и/или флейта, кларнет,
гобой, саксофон, исполнительскими возможностями и разнообразием приёмов игры;
- умение самостоятельного разучивания произведений различных жанров и
стилей;
- навыки публичных выступлений;
- знание основ музыкальной грамоты;
- знание специальной терминологии;
- знание музыкальных жанров и направлений в лучших образцах мировой
музыкальной культуры выдающихся произведений зарубежных и отечественных
композиторов;
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.
Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы
завершения
обучения
образовательная
организация
вправе
применять
индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета «Деревянно –духовые инструменты»
составляет 3 года.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной
работы
Затраты учебного времени
Всего
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
3 года
Полугодия
1
2
3
4
5
6
34недели
(в год)
Количество
недель
16
18
16
18
16
18
Аудиторные
занятия
16
18
16
18
16
18
102 часа
Цель учебного предмета
Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей
и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об основах
инструментального
исполнительства,
формирование
практических
умений
и
навыков игры на саксофоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности
в
области
музыкального
искусства.Воспитание
творчески
мобильной
личности,
способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося
мира.
Задачи учебного предмета
Задачами предмета «Деревянно-духовые инструменты» являются:
ознакомление детей с инструментом - блокфлейта и/или флейта, кларнет,
гобой, саксофон, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов
игры;
формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятель-
ности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоя-
тельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому использованию знаний и уме-
ний, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления.
Одно
из
них
–
формирование
игровых
навыков
и
приёмов,
становление
исполнительского аппарата. Второе – развитие практических форм музицирования
на инструменте.
Методы обучения
Для
достижения
поставленной
цели
и
реализации
задач
предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на электронных инструментах);
-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к фондам аудио и видеозаписей
школьной
библиотеки.
Во
время
самостоятельной
работы
учащиеся
могут
пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на инструменте –
саксофон, рекомендуется обучение на блок-флейте детям с 7 до 9 лет и с 9 до 12 лет
на деревянном духовом инструменте.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности дыхания при игре на
инструменте, звукоизвлечение, артикуляция.
В течение года следует пройти 1-2 мажорные гаммы с одним знаком, лёгкие
упражнения и пьесы.
В первом полугодии в рамках текущей аттестации обучающихся запланирован
контрольный
урок,
во
втором
полугодии
–
прослушивание(февраль,
март)
и
переводной
зачёт
в
виде
академического
концерта
–
в
конце
учебного
года
(2
разнохарактерных произведения). Для учеников с ослабленной музыкальной памятью
возможно исполнение программы, на академическом концерте, по нотам.
2 год обучения
Дальнейшая работа над постановкой дыхания, рациональной постановкой корпуса,
рук, головы, интонацией, звукоизвлечением, ритмом.
Работа
над
развитием
у
обучающихся
навыков
чтения
с
листа
лёгких
пьес
(в
медленном движении).
В течение учебного года учащийся должен пройти по возможности 2-3 мажорные и
минорные гаммы до двух знаков включительно, 2-4 этюда, 6-8 пьес.
В первом полугодии в рамках текущей аттестации обучающихся запланирован:
контрольный урок и академический концерт, во втором полугодии – по возможности,
технический зачёт (одна гамма с показом простых штрихов и один этюд по нотам) и
переводной
зачёт,
в
виде
академического
концерта
(два
разнохарактерных
произведения)
3годобучения
Дальнейшая работа над развитием музыкально – образного мышления. Развитие
навыков самостоятельного разбора и чтения с листа коротких и лёгких пьес, навыки
игры в ансамбле.
Подготовка программы к итоговой аттестации.
В течение учебного года необходимо включить в работу повторения некоторых
пройденных гамм, 2 этюда, 4 пьесы, 1 произведение крупной формы по мере
возможности учащихся.
В течение учебного года учащийся должен сыграть: в первом полугодии –
технический зачёт, прослушивание произведений к итоговой аттестации. Во втором
полугодии – итоговая аттестация в виде академического концерта.
Годовые требования
Годовые
требования
содержат
несколько
вариантов
примерных
исполнительских
программ,
разработанных
с
учетом
индивидуальных,
возрастных возможностей и интересов учащихся.
Примерный репертуар
I год обучения
Бах И.С. Песня.
Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», «Веселые гуси», «Во поле
берёза стояла», «Не летай соловей», «Ходит Ваня»
Детские песенки-прибаутки: «Василёк», «Два кота», «Дин-дон», «Котик»,
«Петушок», «Сорока», «Скок-скок», «Цыплята»
Бах И.С. «Утро»
Бекман Л. «Ёлочка»
Белорусская народная песня «Перепёлочка»
Бетховен. «Сурок»
Бетховен Л. «Прекрасный цветок»
Гладков Г. «Песенка львенка и черепахи»
Кабалевский Д. «Ночью на реке».
Кабалевский Д. Труба и барабан
Кларк Д. Менуэт
Компанеец З. Вальс
Красев М. «Ёлочка»
Лядов А. «Пойду ль я, выйду ль я»
Моцарт В.А. «Дуэт», «Майская песня»
Мусоргский М. Песня Марфы из оперы «Хованщина»
Рамо Ж.Ф. Ригодон
II год обучения
Спадавекки А. «Добрый жук»
Чайковский П.И. «Русская песня»
Шаинский В. «Белые кораблики», «Песенка крокодила Гены»
Шапорин Ю. Колыбельная
Шуберт Ф. Вальс, Лендлер
Шуман Р. Маленький романс, Мелодия
Бакланова Н. «Хоровод»
Бакланова Н. Мелодия
Брамс И. «Петрушка»
Булахов П. «Колокольчики мои»
Гайдн Й. Менуэт
Галкин И. Элегия
III год обучения
Дворжак А. Юмореска
Жербин М. «Русский танец»
Керн Д. «Ты всё для меня»
Крейн М. Мелодия
Крылатов
Е.
«Крылатые
качели»
из
к/ф
«Приключения
электроника»,
«Прекрасное далёко»
Куперен Ф. Сарабанда
Легран М. «Шербургские зонтики», Мелодия
Майкапар С. Полька
Моцарт В.А. Менуэт из «Маленькой ночной серенады», Мюзет
Мусоргский М. «Слеза», Старый замок
Обер Ж. Тамбурин
Розов А. «В подражание Бенни Гудмену»
Скрябин А. Прелюдия
Хала К. Фокстрот
Требования к уровню подготовки выпускника:
Данная программа отображает разнообразие репертуара учебного предмета
«Основы
музыкального
исполнительства.
Деревянно-духовые
инструменты»,
а
также
возможность
индивидуального
подхода
к
каждому
ученику.
Содержание
программы
направлено
на
обеспечение
художественно-эстетического
развития
личности и приобретения его исполнительских знаний, умений и навыков.
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное и/или коллективное);
умение использовать выразительные средства для создания художественного об-
раза;
умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров
и стилей;
навыки публичных выступлений;
наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству;
умение любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус;
уметь музицировать;
уметь использовать многообразие возможности блокфлейты / флейты, кларнета,
гобоя, саксофона, получая от этого положительные эмоции;
знание профессиональной терминологии;
умение подбора по слуху и чтение с листа понравившихся мелодий;
наличие развитого образного мышления, эмоционально-чувственного восприятия;
знание репертуара, лёгких переложений для деревянно-духовых инструментов.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре
опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет от-
рицательными.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и долж-
на строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя. Ученик должен уйти
с урока с ясным представлением, над, чем ему работать дома. Задачи должны быть
кратко и ясно сформулированы в дневнике.
Содержанием домашних заданий могут быть:
упражнения для развития звука (выдержанные ноты);
работа над развитием техники (гаммы, упражнения, этюды);
работа над художественным материалом (пьесы);
чтение с листа.
Периодически следует проводить уроки, контролирующие ход домашней рабо-
ты ученика.
Для успешной реализации программы «Основы музыкального исполнительства.
Саксофон» ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а так-
же аудио- и видеотекам, сформированным по программам учебных предметов.
Формы контроля и аттестаций
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую
аттестации.
Оценка приобретенных знаний, умений и навыков по предмету «Деревянно-
духовые инструменты» происходит в форме текущего контроля, промежуточной и
итоговой аттестаций. Текущий контроль предполагает оценку домашней работы
учащегося или работы на уроке. Промежуточная аттестация - предусматривает
выставление оценки по итогам полугодий, проходит в форме контрольного урока
или зачета и проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учеб-
ный предмет. Итоговая аттестация по «Деревянно-духовые инструменты» прохо-
дит в форме выпускного экзамена. Оценка заносится в свидетельство об оконча-
нии «ДШИ №1».
Формами
текущего
и
промежуточного
контроля
являются:
контрольный
урок,
участие
в
тематических
вечерах,
классных
концертах,
мероприятиях
культурно-просветительской, творческой деятельности школы.
Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов
контроля,
а
также
содержания
контрольных
мероприятий.
Например,
промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие.
Целью аттестации является оценка качества освоения учащимся учебного
предмета «Саксофон». Контроль и учет успеваемости учащихся, занимающихся
по данной программе, осуществляется в следующих формах: зачет, академический
концерт (промежуточная аттестация).
Текущий
контроль
осуществляется
на
занятиях
преподавателем.
На
контрольных уроках, проводимых в конце полугодия, осуществляется проверка
музыкально-теоретических
знаний
учащихся.
Успехи
учащихся
на
классных
занятиях и контрольных уроках оцениваются оценкой по пятибалльной системе и
словесной характеристикой.
Переводная
оценка
выставляется
с
учетом
оценок
текущей
аттестации
(академконцерты). В содержание итоговой оценки входит: оценка выступления
ученика
на
выпускном
экзамене,
результаты
текущей
и
промежуточной
аттестации в течение последнего года обучения.
Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачёте, выставляется оценка по
пятибалльной шкале. С учётом целесообразности оценка качества исполнения может
быть
дополнена
системой
«+»
и
«-
«,
что
даст
возможность
более
конкретно
отметить выступление учащегося.
В
критерии
оценки
по
учебному
предмету
«Основы
музыкального
исполнительства.
Деревянно-духовые
инструменты»
входят
следующие
составляющие:
- выразительность исполнения;
- стабильность исполнения;
- техническая оснащённость;
- качество звучания инструмента;
- богатство и разнообразие звуковой палитры;
- сценическая выдержка.
Оценка5
(«отлично»)ставится
за
артистичное,
стилистически
грамотное
исполнение
программы
с
незначительными
погрешностями
технического
характера (связанными с волнением или природным несовершенством игрового
аппарата).
В
интерпретации
произведений
допускаются
недочёты,
не
нарушающие
в
целом
основной
художественной
идеи.
Учащийся
должен
продемонстрировать достаточно высокую звуковую культуру и индивидуальное
отношение к исполняемой музыке.
Оценка4
(«хорошо»)ставится
за
качественное,
стабильное
музыкальное
исполнение
программы,
не
отличающейся
технической
сложностью,
но
привлекающей
продуманной
сбалансированностью
и
стилистическим
разнообразием
произведений,
а
также
–
заинтересованным
отношением
к
их
исполнению. Оценка 4 также может быть поставлена за достаточно техничное и
музыкальное исполнение сложной программы, при наличии моментов звуковой и
технической неаккуратности, а также – погрешностей стилистического характера
либо метроритмической неустойчивости.
Оценка3
(«удовлетворительно»)ставится
в
случае
исполнения
учеником
программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должного
исполнительского качества; также оценкой 3 оценивается достаточно музыкальная
и грамотная игра с остановками и многочисленными исправлениями при условии
соответствия произведений уровню класса.
Оценка2
(«неудовлетворительно»)ставится
в
случае
фрагментарного
исполнения
произведений
программы
на
крайне
низком
техническом
и
художественном
уровне;
также
–
в
случае
отказа
выступать
на
экзамене
по
причине невыученности программы.
V.
Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Список нотной литературы:
1.Азбука начинающего блокфлейтиста. Пушечников И., Москва 1985
2.Английские пьесы для блок-флейты и гитары
3.Золотой репертуар. Пьесы для начинающих. Сост. Семёнова Н. и Новикова А.
Санкт-Петербург, 1998
4.Кискачи А. Школа для начинающих . 1 тетрадь. Санкт-Петербург, 2008
5.Кискачи А. Школа для начинающих 2 тетрадь. Санкт-Петербург, 2008
6.Кроха. Сборник пьес дляблок флейты. Сост. Симонова В. Новосибирск , 2008
7. Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты. Выпуск 1.
Сост. Мурзин В., Москва 1989Хрестоматия для альт-саксофона / Сост. Прорвич
Б. – М., 2005
8. Штарк А. 36 лёгких этюдов. – М., 1961
9. Пьесы и этюды для кларнета и саксофона 1-2 кл/Сост.Галкин И.– С.-П., 2004
10. Пьесы и этюды для кларнета и саксофона 3 кл/Сост.Галкин И.– С.-П., 2004
11. Барахтина Ю.В. Музицирование для детей. – Новосибирск, 2005.
12. Иванов В.Д. Этюды для саксофона. – М., 1991
13. Легкие пьесы для кларнета и фортепиано: педагогический репертуар для
учащихся 1-2 классов ДМШ / Сост. Тимоха В. – Киев, 1972
14. Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения. 1 – 3 годоб. – М.,1986
15. Хрестоматия для саксофона-альта. 1 – 3 годы обучения. Часть 1.
Составитель М.Шапошникова. – М., 2000
16.Альбом ученика-флейтиста: Для ДМШ. Сост. Д.Гречишников. - Киев, 1977.
17.Альбом флейтиста. Переложения лучших образцов классической музыки и
оригинальные пьесы. 1 тетрадь / Сост. Корнеев А. - М., 2006.
18.Альбом флейтиста. Вып. 1 / Ред. Сумароков В. - М., 1986
19.Барахтина Ю.В. Музицирование для детей. - Новосибирск, 2005.
20.Басок М. «Снежный вальс».Пьесы для флейты и фортепиано / Ред. Сидоров
А. - Екатеринбург, 2005
21.Бах И.С. Соната e-moll для флейты и клавира / Ред. Шабалина Т. - С.-П.,
2000.
22.Бах И.С. Соната C-dur для флейты и клавира / Ред. Шабалина Т. - С.-П., 2000.
23.Бах И.С. Сюита c-moll для флейты и клавира. - М., 1965.
24.Блокфлейта. Первые шаги / Сост.: Богосян С., Смолин К. - М., 2003.
25.Ю.Вивальди А. Концерты D-dur, G-dur. - М., 1980.
26.Данкла Шарль. Вариации для флейты и фортепиано. - М., 2002.
27.Джоплин С. Регтаймы для трёхструнной домры и фортепиано, переложение
Л.Школиной. - С.-П., 2002.
28.3айвей. Музыка для флейты. Вып. 1 - 2. - С.-П., 2004.
29.Избранные произведения для флейты. Сост. Н.Платонов. - М.,1946.
30.Кискачи А. Блокфлейта. Школа для начинающих. - С.-П., 2007.
31.Коган А.С. Альбом юного флейтиста. - Киев, 1990.
32.Куркевич Л. Избранные этюды. - М., 1974.
33.Лирические пьесы для флейты и фортепиано / Сост. В.Соловьёв. - С.-П.,
2003 34.Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. - М.,1975.
35.Муаз Марсель. Школа артикуляции. - С.-П., 2000.
36.Музыка, которую я выбираю. Пьесы для флейты и фортепиано / Сост.
Вишневский В. - С.-П., 2000. 22.Педагогический репертуар для флейты. Сост.
Ю. 37.Должиков. - М.,1956. 23.Педагогический репертуар для флейты. Сост. Ю.
38.Должиков. - М.,1982. 24.Платонов Н. Школа игры на флейте. - М.,1983.
39.Мозговенко И. Хрестоматия для кларнета, 1-3 классы ДМШ. М., 1986
40.Альбом ученика-кларнетиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ /
сост. Н.Тимоха. Киев, 1975
41.Василенко С. Восточный танец. Для кларнета и фортепиано. М.,1959
42.Вебер К. Концерт № 1 для кларнета и фортепиано. М., 1969
43.Гедике А. Двенадцать пьес для кларнета и фортепиано. ТетрI. М.,1952
44.Гезонцвей С. Пятьдесят легких этюдов для кларнета. Киев, 1978
45.Гофман Р. Сорок этюдов для кларнета. М., 1948
46.Гурфинкель В. Школа игры на кларнете для ДМШ. Киев, 1965
47.Гурфинкель В. Этюды дли кларнета: Учебный репертуар для ДМШ. Киев,
1977
48.Десять пьес русских композиторов: перелож. А.Семенова. М.,1962
49.Диков Б. Школа игры на кларнете системы Т.Вома. М., 1975
50. Диков В. Этюды для кларнета. М., 1964
51. Золотая библиотека педагогического репертуара для кларнета / сост.
В.Воронина, М., 2006
52.Клозе Г. «Тридцать этюдов» для кларнета. М., 2004
Список методической литературы:
Болотин
С.
Биографический
словарь
музыкантов-исполнителей
на
духовых
инструментах. М. – Л., 1969
Волков Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах.-М., 2002
Гинзбург Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произведением» (для
педагогов ДМШ)
Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах – М., 1962
Инструменты духового оркестра. Сост. Б. кожевников.- М., 1984
Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сост.
И. Пушечников- М., 1979
Крючков А. Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых
музыкальных инструментах. – М., 1985
Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры.- Л., 1973
Мастера игры на духовых инструментах. Выпуск 1. – М., 1979
Методика обучения игре на духовых инструментах.Вып.1 – М., 1964
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.2 – М., 1966
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.3 – М., 1971
Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.4 – М., 1976
Мюльберг К. Теоретические основы обучения игре на кларнете.- Киев, 1975
Назаров
И.
Основы
музыкально-исполнительской
техники
и
метод
её
совершенствования. – Л., 1969
Нежинский О. Детский духовой оркестр: Методическое пособие для руководителей
самодеятельных коллективов. – М., 1981
Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ:
Методическое пособие для преподавателей. Сост.- ред. Р. Степанова – М., 1977
Носырев Е. Методика обучения игре на гобое. – Киев, 1971
Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах.- М., 1958
Пушечников И., Пустовалов В. Методика обучения игре на блокфлейте. – М., 1983
Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. – М.,1935
Розанов С. Основы методики и игры на духовых инструментах. – М., 1938
Усов
Ю.
История
отечественного
исполнительства
на
духовых
инструментах.
–
М.,1986
Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. – М., 1978
Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 197
Райгородский
Д.Я.
Практическая
психодиагностика.
Методики
и
тесты.
Самара:
Изд.Дом «БахраХ - М», 2000. – 672 с. (Учебное пособие).