Автор: Ростова Антонина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад № 2
Населённый пункт: город Данков, Липецкая область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Я и моя семья"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в средней группе «Я и моя семья».
Составила: Ростова. А. В.
Цель: Расширить и уточнить понятия семья, члены семьи. Формировать
представление о родственных связях. Развивать умение вступать в диалог,
отвечать на вопросы. Активизировать словарь (семья, родственники, братья,
сестры, родня). Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к
членам семьи, желание помогать старшим. Развивать любознательность,
поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего
мира.
Материал к занятию: игрушка цыпленок, картинки : курочка с цыплятами,
утка с утятами, гусыня с гусятами, индюшка с индюшатами; семейные
фотографии детей, «лента времени» с фотографиями детей от рождения до
четырех лет, для игры «Маленькие помощники»: ведерко, тряпка,
игрушечный пылесос, совок; инструменты: молоток, ножовка, гвозди,
рулетка, мяч, игрушка «сердце», сердечко на каждого ребенка.
Предварительная работа: Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «День
рождения в семье», создание альбома «Моя семья», составление совместно
с родителями семейных гербов, рисование на тему «Моя семья».
Ход занятия:
Раздается стук в дверь. Дети и воспитатель находят за дверью плачущего
цыпленка.
Воспитатель: - Что случилось? Почему ты плачешь?
Цыпленок (от лица воспитателя) – Я только что вылупился из яйца, а рядом
никого нет. Я не знаю, кто моя мама и как она выглядит?
Воспитатель: Дети, что же делать, как помочь цыпленку?
Дети: - Найти маму цыпленка и всю его семью.
Воспитатель предлагает детям посмотреть картинки: гусь, гусыня с гусятами;
селезень, утка с утятами; индюк, индюшка с индюшатами; петух, курица с
цыплятами и найти семью цыпленка с мамой.
Дети находят картинку с изображением курицы с цыплятами и ставят
цыпленка рядом с его семьей.
Воспитатель: - Посмотрите, как радуется малыш, он нашел свою семью.
-Кто же родители у цыпленка?
Дети: - Петух, курочка и много пушистых сестренок и братишек.
Цыпленок благодарит детей за помощь и просит рассказать, есть ли у них
семья как у него.
Воспитатель: - У всех есть своя семья. Сейчас ребята найдут свои семьи и
покажут тебе.
Дети подходят к столу, находят фотографию своей семьи и по желанию
рассказывают цыпленку о составе семьи, как зовут маму, папу и других
членов семьи.
Воспитатель: - Дети, вы очень любите свою семью. Сейчас мы поиграем в
игру «Комплименты своей семье» и цыпленок узнает, какая у вас семья.
Дети придумывают прилагательные к слову семья: родная, дружная,
трудолюбивая, спортивная, гостеприимная.
Воспитатель: - Если семья дружная, то все помогают друг другу.
-Покажите цыпленку, как вы это делаете.
Проводится игра «Маленькие помощники».
- Маме нужно убраться в квартире. Что ей для этого нужно?
Маленькие помощники приносят необходимые предметы и имитируют
трудовые действия с пылесосом, тряпкой, шваброй.
-Папа решил починить стул. Что ему для этого нужно?
Дети приносят необходимые инструменты. Цыпленок хвалит детей за
умелость и трудолюбие.
Воспитатель: - Дети, в ваших семьях есть сестренки, братишки. Мальчики и
девочки имеют отличия. Проводится игра «Чем отличаемся, чем похожи».
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч по очереди детям, задает
вопросы. Ребенок отвечает и возвращает мяч.
- Кто среди нас с косичками?
-Кто из мальчиков самый высокий?
- Кто из девочек самый высокий?
- Кто в платьях, а кто в рубашках?
- У кого в волосах есть заколки?
- Кто любит играть в машины, а кто в куклы?
Воспитатель: - Ребята, вы убедились, что у каждого из нас есть то, чего нет у
других. Все мы разные, непохожие.
Пальчиковая игра «Семья».
Воспитатель: - Ребята, цыпленку очень интересно, а вы были совсем
маленькими. Он просит рассказать, как вы росли.
Игра с хронометрической лентой времени «Я расту». Дети раскладывают
«ленту времени» с фотографиями от рождения до сегодняшнего дня и
составляют рассказ. «Когда я родился, то был совсем маленьким, не умел
ходить и говорить. Потом я подрос, научился все делать сам: одеваться,
держать ложку, играть. Сейчас мне четыре года, я хожу в детский сад».
Воспитатель: - Как много вы знаете о себе, своей семье. (Раздает сердечки из
цветного картона.) Теперь я хочу, чтобы вы сказали несколько сердечных
слов о своей семье. Начните так «Я люблю тебя, моя семья, потому что…»
Дети поочередно высказываются и вывешивают на цветущее дерево
сердечки. Затем вместе с воспитателем образуют круг и говорят: «Мы тоже
большая семья».
Цыпленок благодарит детей за интересные рассказы, веселые игры и
приглашает в гости к своей семье.
Подведение итога занятия.
Воспитатель: - Кому мы сегодня помогали? О чем рассказывали цыпленку?
Почему смогли составить интересные рассказы о своей семье? Какой был
цыпленок? Куда приглашал нас цыпленок, где он живет со своей семьей?
Почему все вместе мы дружная семья?