Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Авторы: Переверзева Елена Александровна, Феллер Ольга Егоровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 28 Журавлик"
Населённый пункт: Белгородская область, г. Губкин
Наименование материала: статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Переверзева Елена Александровна, воспитатель

Феллер Ольга Егоровна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр

развития ребенка - детский сад № 28 «Журавлик» города Губкина

Белгородской области

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель

формирующего

этапа

исследования:

развитие

экологической

культуры дошкольников подготовительной

группы с учетом их актуального

развития и потенциальных возможностей.

В

рамках

формирующего

этапа

педагогического

исследования

по

развитию

экологической

культуры

детей

старшего

дошкольного

возраста

необходимо решать следующие задачи:

- формирование у детей элементов экологического сознания;

- развитие у детей практических навыков и умений в разнообразной

деятельности в природе;

- воспитание гуманного отношения к природе.

В

работе

мы

следовали

следующим

педагогическим

принципам:

системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных

особенностей детей, сезонность.

Все

воспитание

и

обучение

детей

мы

строили

в

личностно-

ориентированной

модели.

Для

нас

главное

это

необходимость

развития

каждого

ребенка

как

личности,

для

этого

мы

создавали

все

условия,

где

формируются

не

только

знания,

умения,

навыки,

но

и

самостоятельность,

инициативность,

творческое

отношение

к

делу,

свобода

поведения

и

самооценка.

Мы

считаем,

что

необходимое

условие

для

первоначального

ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды

при

сохранении

трех

принципов:

активности,

побуждающей

к

действию;

стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем

удобно.

В группе нами был создан богатый природный уголок, с подобранными

растениями для детей старшего дошкольного возраста.

Имеется

разнообразный

материал

для

экспериментирования

и

опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал, много

наглядного материала и художественной литературы.

Изготовлены макеты и мини-музей «Царство Нептуна».

Мы разработали и апробировали ряд занятий по экологии: «А снег идет, а

снег идет», «Посадили огород, посмотрите, что растет», «Прилет скворцов»,

«Путешествие в мир насекомых», «Берегите лес», «Тучка в гостях у ребят»,

Экологическая сказка про маленькую капельку», мастер класс с родителями

«Волшебный песок в руках ребенка».

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Наблюдения

дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью

живой и неживой природы.

Чтобы

помочь

детям

в

занимательной

форме

выявить

особенности

природных

явлений,

сезонных

изменений

в

природе,

определить

качества

предмета мы использовали загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.

Одним

из

эффективных

и

наиболее

интересных

для

детей

средств

экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания

мы использовали, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения,

систематизации знаний.

Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы,

учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах

приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной

смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.

Мы организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег,

листья, плоды), очень интересны игры с атрибутами, помогающими определить

направление ветра. Игры использую не только в свободной деятельности детей,

но и включаю в процесс ООД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной

деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным

материалом (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые

максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой

интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и

корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел»,

«Найди

в

букете

такое

же

растение»,

и

т.

д.

Особую

радость

и

интерес

вызывают

у

детей

подвижные

игры

природоведческого

характера,

которые

связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и

цапля»,

«Мыши

и

кот»,

в

некоторых

играх

отражаются

явления

неживой

природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», « Веселый ветерок».

Для

установления

причин

явлений,

связей

и

отношений

между

предметами

и

явлениями

мы

использовали

опыты.

Опыт

всегда

должен

строиться

на

основе

имеющихся

представлений,

которые

дети

получили

в

процессе

наблюдений

и

труда.

Проводятся

опыты

чаще

всего

в

старших

группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые

действия.

В

каждом

опыте

раскрывается

причина

наблюдаемого

явления,

уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах

снега,

воды,

растений,

об

их

изменениях

и

т.

д.).

Опыты

способствуют

формированию

у

детей

познавательного

интереса

к

природе,

развивают

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Свою работу с детьми мы вели по двум направлениям:

- живая природа (растительный мир, влияние различных факторов на его

рост и развитие).

- неживая природа (свойства и качества воды, воздуха, песка, снега).

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания

у детей практического опыта трудовой деятельности была организована работа

в

уголке

природы,

где

содержатся

комнатные

растения,

за

которыми

дети

ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное

значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе,

воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе

ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о

том,

как

растут

и

развиваются

растения,

какие

условия

для

них

нужно

создавать,

а

помогают

им

в

этом

разработанные

нами

дидактические,

пальчиковые игры, календарь природы, где дети регулярно фиксируют погоду и

состояние живой природы.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные

мероприятия,

насыщенные

разными

видами

деятельности

и

имеющими

большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на

природу

в

ближайшее

окружение.

Воспитатель

может

совершать

с

детьми

непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель.

Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые

живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы,

о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о

сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя.

Прогулки мы широко использовали для экологического воспитания детей.

Мы знакомили детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность

дня,

погода,

изменения

в

жизни

растений

и

животных,

труд

людей).

На

прогулках организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег,

листья,

плоды).

Для

таких

игр

на

участке

использовала

следующие

оборудования: песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке

дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

Одна

из

форм

экологического

воспитания

являются

праздники

и

развлечения.

Роль

праздников

и

развлечений

заключается

в

сильнейшем

воздействии на эмоциональную сферу

личности ребенка. Важно в таких

праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений,

стихотворений,

игр,

отгадывание

загадок

на

темы

природы,

сколько

включённость

детей

в

переживание

событий,

в

осознание

экологических

проблем,

доступных

пониманию

детей.

Мы

проводили

праздники,

посвящённые дню защиты Земли: «Наш дом – Земля», «Зелёная планета». По

ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались

вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания

помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Учитывая

результаты

констатирующего,

формирующего

этапов,

мы

определили цель и задачи контрольного этапа исследования.

Цель

контрольного

этапа

вторичное

обследование

дошкольников,

организованное

в

рамках

педагогического

исследования

формирования

экологической

культуры

у

детей

дошкольного

возраста

и

дальнейшего

динамического

наблюдения

за

уровнем

сформированности

экологической

культуры детей.

В задачи констатирующего эксперимента входило:

1)

повторно

выявить

уровень

экологической

культуры

детей

подготовительной группы;

2) выявить эффективность мероприятий по формированию экологической

культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Условия

педагогического

исследования

требуют,

чтобы

после

организации работы по формированию экологической культуры дошкольников

был проведен контрольный срез с целью получения объективных показателей

эффективности разработанных нами мероприятий. Для этого мы предложили

детям задания, аналогичные тем, которые они выполняли на констатирующем

этапе педагогического исследования.

Мы

определили,

что

4

(16%)

дошкольника

обладает

очень

высоким

уровнем отношения к природе, сформированностью представлений о правилах,

нормах взаимодействия с нею, 8 (32%) дошкольников имеют высокий уровень

сформированности

экологической

культуры.

Средний

у р о в е н ь

сформированности экологической культуры выявлен у 9 дошкольников (36%).

Низкий

уровень сформированности экологической культуры определен у

3

детей (12%).

Контрольный

этап

исследования

показал,

что

среди

дошкольников

подготовительной

группы

преобладает

высокий

и

средний

уровень

сформированности

экологической

культуры,

эти

данные

указывают

на

положительную динамику изменения уровня сформированности экологической

культуры детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, данные контрольного этапа значительно отличаются от

этапа

констатирующего.

Очень

высокий

уровень

сформированности

экологической

культуры

на

контрольном

этапе

по

сравнению

с

констатирующим этапом вырос на 12%, высокий

вырос на 24%, средний

уровень вырос на 4%, низкий уровень снизился на 40%.

Разработанный

комплекс

мероприятий

по

повышению

уровня

экологической культуры старших дошкольников на занятиях и в повседневной

жизни показал свою эффективность в повышении уровня экологических знаний

и экологически правильного отношения к миру природы.

Литература:

1.

Доскин В. А. Экологическое воспитание дошкольника: Пособие для

воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин,

Л. Г. Голубева. - М.: Центр, 2013.

2.

Зайцев Г. К. Уроки экологического воспитания для дошкольников / Г.

К. Зайцев - СПб.: Питер

3.

Картушина

М.

Ю.

Экология:

познавательные

занятия

для

детей

подготовительной группы / М. Ю. Картушина - М.: ГЭОТАР – Медиа,

2013.

4.

Кондрашова М. А. Экологическое

воспитание

дошкольников

на

занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки/ М. А.

Кондрашова - Оренбург, - 2014.

5.

Павлова Л. А. Игры как средство эколого-эстетического воспитания /

Л. А. Павлова // Дошкольное воспитание. 2012.



В раздел образования