Автор: Аулова Марина Анатольева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 159
Населённый пункт: город Рязань, Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОУ."
Раздел: дошкольное образование
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В ДОУ.
Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств
деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития
его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
о б р а з о в а н и я .
При создании предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться
следующими принципами:
полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна
открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие
образовательного
процесса
и
в
этом
смысле
должна
быть
многофункциональной;
т р а н с ф о р м и р у е м о с т и
с р е д ы ,
к о т о р а я
с в я з а н а
с
е ё
полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих
по
ситуации
вынести
на
первый
план
ту
или
иную
функцию
пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жёстко
закрепляющего функции за определённым пространством);
вариативности,
сообразно
которой
характеру
современного
образовательного
процесса
должен
быть
представлен
рамочный
(стержневой)
проект
предметной
развивающей
с р ед ы ,
конкретизирующие
его
модельные
варианты
для
разных
видов
дошкольных
образовательных
учреждений
как
прототипы
для
конкретных
вариантов
среды,
разрабатываемых
уже
самими
педагогами-практиками.
Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем
чтобы ребёнок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал
их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть
достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны
педагога.
Развивающая
предметная
среда
содержит
социокультурные
и
природные
предметные
средства,
обеспечивающие
развитие
разнообразных
видов
деятельности ребёнка.
Развивающая
предметная
среда
детства
–
это
система
условий,
обеспечивающая
всю
полноту
развития
детской
деятельности
и
личности ребёнка.
Предметно-развивающая
среда
меняется
в
зависимости
от
возрастных
особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами
программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять
игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а
преодолевает,
«перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в
каждую следующую минуту.
Младший
дошкольный
возраст. Правильно организованная развивающая
среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои
силы
и
способности,
научиться
взаимодействовать
с
педагогами
и
со
сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно
это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей
помогает
им
самостоятельно
осуществлять
поиск,
включаться
в
процесс
исследования,
а
не
получать
готовые
знания
от
педагога,
это
позволяет
развивать
такие
качества,
как
любознательность,
инициативность,
самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
необходимо
учитывать
ведущую
роль
игровой
деятельности
в
развитии
дошкольников. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие
каждого
ребёнка,
развитие
его
положительного
самоощущения,
компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в
различные
формы
сотрудничества,
что
и
является
основными
целями
дошкольного обучения и воспитания.
Средний
дошкольный
возраст. Пятый
год
жизни
является
периодом
интенсивного роста и развития организма ребёнка. Для детей этого возраста
важно
наладить
разумный
двигательный
режим,
создать
условия
для
организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально-
ритмических упражнений.
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на
дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним
доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей
для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки
располагаются
так,
чтобы
не
мешать
их
свободному
перемещению.
Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника,
где он может подумать, помечтать.
Старший
дошкольный
возраст. В
старшем
дошкольном
возрасте
происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и
эмоциональной
сфер
личности.
Переход
в
старшую
группу
связан
с
изменением
психологической
позиции
детей:
они
впервые
начинают
ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель
обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы,
творчества.
Предметно-развивающая
среда
организуется
так,
чтобы
каждый
ребёнок
имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по
секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам
(конструирование,
рисование,
ручной
труд,
театрально-игровая
деятельность,
экспериментирование).
Обязательными
в
оборудовании
являются
материалы,
активизирующие
познавательную
деятельность:
развивающие
игры,
технические
устройства
и
игрушки
т.
д.
Широко
используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
В
«Концепции
по
дошкольному
воспитанию»
изложены
8
принципов
построения развивающей среды в дошкольных учреждениях.
1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на
организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза»,
которое способствует установлению оптимального контакта с детьми. Это
даёт
возможность
педагогу
приблизиться
к
позиции
ребёнка,
а
ребёнку
«подняться» до позиции воспитателя.
2.Принцип
активности,
самостоятельности,
творчества проявляется
и
формируется
у
детей
и
взрослых
путём
их
участия
в
создании
своего
предметного
окружения.
Реализовать
этот
принцип
помогают
данные
диагностики детей, а также анкетирование родителей, позволяющее больше
узнать о характере ребёнка, его интересах и склонностях.
3.Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание
условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со
вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей. Предметно-
развивающая
среда
меняется
в
зависимости
от
сезона,
от
возрастных
особенностей воспитанников, периода обучения.
4.Принцип
комплексирования
и
гибкого
зонирования,
реализующий
возможность
построения
непересекающихся
сфер
активности
и
позволяющий
детям
заниматься
одновременно
разными
видами
деятельности, не мешая друг другу.
5.Принцип
эмоциогенности
среды,
индивидуальной
комфортности
и
эмоционального
благополучия
каждого
ребёнка
и
взрослого,
осуществляемый
при
оптимальном
отборе
стимулов
по
количеству
и
качеству.
Поскольку
ребёнок
в
детском
саду
находится
целый
день,
развивающая среда должна быть эмоционально насыщенной, а оборудование
- привлекательно детям.
6.Принцип
сочетания
привычных
и
неординарных
элементов
в
эстетической организации среды. В группе должно быть не только уютно и
комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство
прекрасного.
7.Принцип
открытости
–
закрытости может
быть
представлен
в
нескольких аспектах.
Открытость природе. Единство человека и природы. Ежедневная
трудовая
деятельность,
наблюдения,
экспериментирование
в
экологических
зонах
постепенно
приводят
к
пониманию
того,
что
природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но
что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
Открытость своего «Я». Педагог с уважением относится к интересам,
потребностям
и
возможностям
каждого
ребёнка,
особенно
к
результатам
его
продуктивной
деятельности:
ежедневно
на
«стене
творчества»
появляются
рисунки,
поделки,
результаты
детского
словесного творчества (стихи, рассказы, сказки). Коллективные детские
работы широко используются при оформлении групп.
Открытость обществу. Особым правом участия в жизни детского сада
пользуются
родители.
Создание
предметно-развивающей
среды
невозможно без участия родителей.
8.Принцип учёта половых и возрастных различий детей. При создании
предметно-развивающей
среды
необходимо
учитывать
возрастные
особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек.
Построение
предметной
среды
–
это
внешние
условия
педагогического
процесса,
позволяющие
организовать
самостоятельную
деятельность
ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое
главное
–
она
должна
работать
на
развитие
самостоятельности
и
самодеятельности ребёнка.
Несомненно, у каждого педагога есть своё собственное представление об
уютной
группе,
в
которой
всё
гармонично,
вариабельно,
удобно,
функционально и просторно. Но как реализовать эту мечту, особенно если
вся жизнь протекает в одном помещении? Отчасти эта проблема решается с
помощью встроенной мебели. Открытые стеллажные системы не загромоздят
помещение,
а
выполнят
роль
разделителей
пространства:
благодаря
им
групповое помещение можно разделить на центры (зоны). Символы каждого
центра,
или
уголка,
позволят
детям
легко
ориентироваться
в
группе.
Стеллажи,
открытые
полки
позволят
воздуху
и
свету
беспрепятственно
проникать
во
все
уголки
помещения,
дадут
воспитателю
возможность
наблюдать
за
ребёнком
в
процессе
его
деятельности
на
расстоянии.
Практичны и удобны для пользования мобильные элементы обстановки на
роликах
(тумбы,
подиумы,
столы),
которые
можно
легко
перемещать
в
помещении и придавать им самые различные функции.
Правильно
подобранная
и
расставленная
мебель,
рационально
использованное
пространство
групповой
комнаты
позволят
сэкономить
место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер.
Итак, можно условно разделить помещение группы, раздевалки, столовой на
зоны (центры):
Рабочая
(центр
науки
-
уголок
природы,
экспериментариум;
центр
искусства;
центр
музыкально-театрализованной
деятельности;
центр
занимательной математики; и т. д.)
Спокойная (центр грамоты; игротека; и т. д.)
Активная (центр сюжетно-ролевых игр;
строительный центр; центр
здоровья; и т. д.)
Необходимо оформить «Стенд творчества», где каждый ребёнок получит
возможность
не
только
познакомиться
с
результатом
чьей-то
творческой
деятельности, но и узнать имя автора.
На
стенде
«Дружно
мы
дежурим»
дети
по
желанию
закрепляют
значки
напротив символа «Центра», где бы они хотели дежурить в этот день.