Напоминание

"Практические упражнения при дисграфии"


Автор: Девлесупова Оксана Владиславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ "Премьерский лицей"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Практические упражнения при дисграфии"
Раздел: начальное образование





Назад




Практические упражнения при дисграфии.

Учитель-логопед НОЧУ СОШ «Премьерский лицей» Девлесупова

О.В.

Письменная речь – это сложная функциональная

система, в состав которой входит много компонентов,

опирающихся на работу различных участков мозга.

Каждый из этих компонентов играет свою особую

роль, и недоразвитие любого из них ведёт к

специфическим затруднениям формирования всей

функции в целом, что может привести к выраженным

трудностями обучения.

Функциональный состав письма обеспечивается

следующим образом:

I блок – блок регуляции тонуса и бодрствования.

Поддержание активного тонуса коры при письме.

II блок – блок приема, переработки и хранения

информации.

1.Переработка слухо – речевой информации –

фонематическое распознание, опознание лексем, слухо –

речевая память.

2.Переработка кинестетической информации –

дифференциация артикулем; кинестетический анализ

графических движений.

3. Переработка зрительной информации – актуализация

зрительных образов букв и слов.

4. Переработка полимодальной информации –

ориентация элементов буквы, строки в пространстве,

зрительно – моторная координация, актуализация

зрительно – пространственных образов слов.

III блок – блок программирования, регуляции и

контроля

.

1

. Эфферентная (серийная )организация движений –

моторное (кинетическое) программирование

графических движений.

2. Регуляция психической деятельности – планирование,

реализация и контроль акта письма.

Дефекты каждого из перечисленных компонентов могут

вызвать трудности письма.

Блок регуляции тонуса и бодрствования.

Для повышения тонуса требуется обеспечить

кислородом мозг, усилить кровоток. Упражнения:

- дыхательная гимнастика;

- самомассаж (растереть ладони и каждый палец руки,

подрумянить щеки, помассировать активные точки,

глазодвигательная гимнастика);

- двигательный диктант, пальчиковая гимнастика.

Блок приема, переработки и хранения информации

(оптическая дисграфия, фонематическая дисграфия,

кинестетическая моторная дисграфия)

- Игры на развитие ориентировки в пространстве, на

себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ,

право, лево, середина, верхний правый угол, верхний

левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол

Назови букву, которая находится:

- в - в центральном квадрате,

- в правом верхнем квадрате,

- в левом нижнем квадрате,

- в левом центральном квадрате,

- в нижнем центральном квадрате

Я

О

Э

Ы

А

И

Ю

У

Е

-Игры на развитие зрительной и полимодальной информации

Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и

букв.

Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены

правильные и зеркальные варианты.

Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву,

назвать, придумать слова, положить правильно.

Обводка и штриховка картонных букв.

Выкладывание букв из проволоки, палочек, пуговиц.

«

Буква сломалась» - дописать недостающие элементы.

Демонстрация букв в различном положении, предъявление букв

разного шрифта.

Написание букв на ладони, в воздухе с закрытыми, открытыми

глазами.

Реконструирование букв с добавлением элементов:

Л-А, К-Ж, З-В, Г-Б.

- Игры на формирование фонематического восприятия,

звукового анализа и синтеза.

Назови картинки. Произнеси первый звук и напиши

соответствующую букву.

Назови картинки. Если слово начинается со звонкого

согласного, рядом нарисуй колокольчик.

Послушай, запомни и повтори ряды слогов.

та – тя – тя – та

ня – на – на – ня

мя – ма – мя – мя – ма

ба – ба – бя – ба – бя

Подчеркни заданное слово в ряду буквосочетаний.

кукла

уклак кулка кукла каклу

кактус

каткус куктас каскту кактус

окуни

окнуи окину окуни коуни

топор

ропот потор тороп топор

Составь слова из слогов.

Ни – са, ка-шап, ка-де-душ, ны-мо-ли, ла-кук, ца-ри-ку,

пу-гай-по, кат-мо-са, та-ка-рел, го-вор-раз.

- Игры на формирование кинестетического праксиса

«Потерянный объект» – поиск предмета по словесной

инструкции – 5 шагов направо, поднять глаза наверх,

руку протянуть влево, опустить голову вниз, повернуться

назад, сделать шаг левой ногой вперед и т.д.

Написать слова только согласными (гласными) буквами,

обозначая гласные(согласные) черточками.

Мышка – м-шк-, банан – б-н-н, кресло – кр-сл-, и т.д.

Карантин - -а-а- - и-, яблочко – я- - о- - о.

«Арабское письмо» - записать слово задом наперед

рыба – абыр, сорока – акорос, океан – наеко …

«Домик» для слова - прочитай слово по буквам, найди

каждой букве свою комнату и запиши.

Книга, арбуз, лодка, ручка …

«Волшебный» диктант – из всех букв слова пишутся

только проблемные буквы, а все остальные черточками.

д _ _ _ (дача), б _ _ _ (баня), м _ _ (мир), п _ _ _ (пила)

К

Н

И

Г

А

А

Р

Б

У

З

Л

О

Д

К

А

Блок программирования, регуляции и контроля.

(кинетическая моторная дисграфия)

- Замены по двигательному сходству

Соедини схемы слов и картинки.

П П Т Т Т П ТТ ПТ

Составь словосочетания. Буквы к, н напиши

разными ручками.

цветной кино

интересное кувшин

сладкая карандаш

красивый малина

Запиши слова, вставляя пропущенные буквы х, ж .

…воя, …ищник, …аворонок, …аба, …пету…, …ёлудь,

су…ари, наде…да, пру…ина, возду…, …алва, у…а, ё…

ик, пря…а, ара…ис, му…а.

Слитное и раздельное написание предлогов и приставок

Спиши текст. «Раскрыть скобки», слитно или раздельно

написав заключенные в них приставки и предлоги.

Выдели приставку и подчеркни предлог.

(За) мели метели все тропинки,

(С) крылись (за) сугробами осинки,

Много снегу (на) мело (на) ёлки,

Прямо (на) зелёные иголки.

Точка. Большая буква.

- Найди границы предложений. Поставь в конце каждого

предложения точку. Спиши текст. Озаглавь его.

- Соедини словосочетания так, чтобы получились

предложения. Запиши получившиеся предложения и в

конце каждого поставь цветную точку.

- Составь из слов предложения. Первую букву

предложения напиши цветной ручкой. Запиши их.

Орфографические ошибки при знании соответствующих правил.

Выбери и подчеркни проверочные слова. Почему?

Скв…рец (скворечник, скворушка), с…лач (сильный, сильнее), сн…говик ( снежинка, снег) и

т.д.

Б или П? Проверь парные согласные в корне слова.

Хле… , коро…, клу… , оши…ка, хру…кий.

Прочитай слова каждой строчки. Какое слово лишнее. Почему?

Рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.

Напольный, полевой, половица, подполье.

Подбери к каждому слову синонимы, а затем

родственные слова.

Дорога – путь, тропа. Дорога – дорожный, подорожник,

дорожка. Смех …..

Разбери слова по составу.

У - каз - к - а

вылет, старушка, кленовый, походный.

С

П

А

С

И

Б

О

З

А

В

Н

И

М

А

Н

И

Е



В раздел образования