Автор: Девлесупова Оксана Владиславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ "Премьерский лицей"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Практические упражнения при дисграфии"
Раздел: начальное образование
Практические упражнения при дисграфии.
Учитель-логопед НОЧУ СОШ «Премьерский лицей» Девлесупова
О.В.
Письменная речь – это сложная функциональная
система, в состав которой входит много компонентов,
опирающихся на работу различных участков мозга.
Каждый из этих компонентов играет свою особую
роль, и недоразвитие любого из них ведёт к
специфическим затруднениям формирования всей
функции в целом, что может привести к выраженным
трудностями обучения.
Функциональный состав письма обеспечивается
следующим образом:
I блок – блок регуляции тонуса и бодрствования.
Поддержание активного тонуса коры при письме.
II блок – блок приема, переработки и хранения
информации.
1.Переработка слухо – речевой информации –
фонематическое распознание, опознание лексем, слухо –
речевая память.
2.Переработка кинестетической информации –
дифференциация артикулем; кинестетический анализ
графических движений.
3. Переработка зрительной информации – актуализация
зрительных образов букв и слов.
4. Переработка полимодальной информации –
ориентация элементов буквы, строки в пространстве,
зрительно – моторная координация, актуализация
зрительно – пространственных образов слов.
III блок – блок программирования, регуляции и
контроля
.
1
. Эфферентная (серийная )организация движений –
моторное (кинетическое) программирование
графических движений.
2. Регуляция психической деятельности – планирование,
реализация и контроль акта письма.
Дефекты каждого из перечисленных компонентов могут
вызвать трудности письма.
Блок регуляции тонуса и бодрствования.
Для повышения тонуса требуется обеспечить
кислородом мозг, усилить кровоток. Упражнения:
- дыхательная гимнастика;
- самомассаж (растереть ладони и каждый палец руки,
подрумянить щеки, помассировать активные точки,
глазодвигательная гимнастика);
- двигательный диктант, пальчиковая гимнастика.
Блок приема, переработки и хранения информации
(оптическая дисграфия, фонематическая дисграфия,
кинестетическая моторная дисграфия)
- Игры на развитие ориентировки в пространстве, на
себе, на листе бумаги, для усвоения понятий: верх, низ,
право, лево, середина, верхний правый угол, верхний
левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол
Назови букву, которая находится:
- в - в центральном квадрате,
- в правом верхнем квадрате,
- в левом нижнем квадрате,
- в левом центральном квадрате,
- в нижнем центральном квадрате
Я
О
Э
Ы
А
И
Ю
У
Е
-Игры на развитие зрительной и полимодальной информации
Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и
букв.
Выкладывание букв, написанных на карточках, где представлены
правильные и зеркальные варианты.
Ощупывание объемных букв с закрытыми глазами: определить букву,
назвать, придумать слова, положить правильно.
Обводка и штриховка картонных букв.
Выкладывание букв из проволоки, палочек, пуговиц.
«
Буква сломалась» - дописать недостающие элементы.
Демонстрация букв в различном положении, предъявление букв
разного шрифта.
Написание букв на ладони, в воздухе с закрытыми, открытыми
глазами.
Реконструирование букв с добавлением элементов:
Л-А, К-Ж, З-В, Г-Б.
- Игры на формирование фонематического восприятия,
звукового анализа и синтеза.
Назови картинки. Произнеси первый звук и напиши
соответствующую букву.
Назови картинки. Если слово начинается со звонкого
согласного, рядом нарисуй колокольчик.
Послушай, запомни и повтори ряды слогов.
та – тя – тя – та
ня – на – на – ня
мя – ма – мя – мя – ма
ба – ба – бя – ба – бя
Подчеркни заданное слово в ряду буквосочетаний.
кукла
уклак кулка кукла каклу
кактус
каткус куктас каскту кактус
окуни
окнуи окину окуни коуни
топор
ропот потор тороп топор
Составь слова из слогов.
Ни – са, ка-шап, ка-де-душ, ны-мо-ли, ла-кук, ца-ри-ку,
пу-гай-по, кат-мо-са, та-ка-рел, го-вор-раз.
- Игры на формирование кинестетического праксиса
«Потерянный объект» – поиск предмета по словесной
инструкции – 5 шагов направо, поднять глаза наверх,
руку протянуть влево, опустить голову вниз, повернуться
назад, сделать шаг левой ногой вперед и т.д.
Написать слова только согласными (гласными) буквами,
обозначая гласные(согласные) черточками.
Мышка – м-шк-, банан – б-н-н, кресло – кр-сл-, и т.д.
Карантин - -а-а- - и-, яблочко – я- - о- - о.
«Арабское письмо» - записать слово задом наперед
рыба – абыр, сорока – акорос, океан – наеко …
«Домик» для слова - прочитай слово по буквам, найди
каждой букве свою комнату и запиши.
Книга, арбуз, лодка, ручка …
«Волшебный» диктант – из всех букв слова пишутся
только проблемные буквы, а все остальные черточками.
д _ _ _ (дача), б _ _ _ (баня), м _ _ (мир), п _ _ _ (пила)
К
Н
И
Г
А
А
Р
Б
У
З
Л
О
Д
К
А
Блок программирования, регуляции и контроля.
(кинетическая моторная дисграфия)
- Замены по двигательному сходству
Соедини схемы слов и картинки.
П П Т Т Т П ТТ ПТ
Составь словосочетания. Буквы к, н напиши
разными ручками.
цветной кино
интересное кувшин
сладкая карандаш
красивый малина
Запиши слова, вставляя пропущенные буквы х, ж .
…воя, …ищник, …аворонок, …аба, …пету…, …ёлудь,
су…ари, наде…да, пру…ина, возду…, …алва, у…а, ё…
ик, пря…а, ара…ис, му…а.
Слитное и раздельное написание предлогов и приставок
Спиши текст. «Раскрыть скобки», слитно или раздельно
написав заключенные в них приставки и предлоги.
Выдели приставку и подчеркни предлог.
(За) мели метели все тропинки,
(С) крылись (за) сугробами осинки,
Много снегу (на) мело (на) ёлки,
Прямо (на) зелёные иголки.
Точка. Большая буква.
- Найди границы предложений. Поставь в конце каждого
предложения точку. Спиши текст. Озаглавь его.
- Соедини словосочетания так, чтобы получились
предложения. Запиши получившиеся предложения и в
конце каждого поставь цветную точку.
- Составь из слов предложения. Первую букву
предложения напиши цветной ручкой. Запиши их.
Орфографические ошибки при знании соответствующих правил.
Выбери и подчеркни проверочные слова. Почему?
Скв…рец (скворечник, скворушка), с…лач (сильный, сильнее), сн…говик ( снежинка, снег) и
т.д.
Б или П? Проверь парные согласные в корне слова.
Хле… , коро…, клу… , оши…ка, хру…кий.
Прочитай слова каждой строчки. Какое слово лишнее. Почему?
Рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
Напольный, полевой, половица, подполье.
Подбери к каждому слову синонимы, а затем
родственные слова.
Дорога – путь, тропа. Дорога – дорожный, подорожник,
дорожка. Смех …..
Разбери слова по составу.
У - каз - к - а
вылет, старушка, кленовый, походный.
С
П
А
С
И
Б
О
З
А
В
Н
И
М
А
Н
И
Е