Напоминание

Применение игровых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.


Авторы: Степанова Ольга Юрьевна, Парыгина Лариса Викторовна
Должность: учитель-дефектолог, учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"
Населённый пункт: пгт. Вычегодский Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение игровых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Степанова Ольга Юрьевна, учитель-дефектолог

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

город Котлас Архангельской области;

Парыгина Лариса Викторовна, учитель-дефектолог

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

город Котлас Архангельской области.

Применение игровых технологий в комплексном подходе к обучению детей

с ограниченными возможностями здоровья на занятиях

по РСВ и ФП.

Общеизвестно, что любые отклонения в физическом и психическом

становлении ребёнка приводят к нарушению его общего развития. Нарушение

слухового анализатора ведёт к существенным отклонениям в развитии речи,

формировании устной речи, в общем развитии ребёнка. Овладеть речью дети с

нарушением слуха могут только в условиях специального обучения. Основным

коррекционным направлением в школе для глухих и слабослышащих детей

является индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и

формированию произношения.

Для детей с недостатками слуха кропотливой работой и трудной задачей

является восприятие речевого материала на слух, автоматизация и

дифференциация произношения звуков речи.

Поэтому целью деятельности

учителей - дефектологов является повышение эффективности работы на

индивидуальных занятиях для стимулирования произносительной стороны

устной речи.

Несмотря на то, что для младших школьников ведущей деятельностью

является учебная, они играют ещё с удовольствием. Игра для них ещё

естественное поведении. Исходя из психологического аспекта, у детей

приходящих в школу всё же ещё преобладает игровая деятельность. Им

нравится играть, нравится всё необычное, яркое, красочное. Чтобы у них не

пропал интерес, им нужно постоянно преподносить что- то новое. Игра

вызывает активность, создаёт эмоциональный фон работы, повышает тонус,

возбуждает интерес к индивидуальным занятиям и желание их посещать. Игра

активизирует речь, позволяет быстрее накопить словарь, уточнить и расширить

значение слов, овладеть звуковым составом слова и его слоговой структурой.

Целью работы над этой темой была разработка и адаптация комплекса

дидактических игр, картинного материала к индивидуальным занятиям по

развитию слухового восприятия и формированию произношения.

При подборе игр для детей с нарушенным слухом учитывались

следующие требования:

-Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и

ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования

обучающихся к учебной деятельности.

-Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;

-Учёт структуры дефекта;

-Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

-Связь содержания игры с системой знаний ребенка;

-Соответствие коррекционной цели занятия;

-Учёт принципа смены видов деятельности;

-Использование ярких, красивых пособий.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем

мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и

любознательности.» Сухомлинский В. А.

А в нашем случае игра – это стимул к общению, что способствует

социализации и интеграции в мир слышащих. Игра помогает сделать урок

интересным, стимулирует умственную деятельность обучающихся, тренирует

память, развивает внимание и познавательный интерес к индивидуальному

занятию, способствует усилению работоспособности обучающихся, помогает

повысить эффективность коррекционной работы.

Индивидуальные занятия являются одним из видов специальных занятий

по развитию слухового восприятия и коррекции произношения детей с

нарушением слуха. Именно на индивидуальном занятии мы учим ребёнка

правильно произносить звуки, прививаем самоконтроль за произношением,

стараемся, чтобы ученик использовал эти знания и умения на

общеобразовательных уроках и во внеурочное время. Работая в школе более 20

лет, можно сказать, что такие занятия могут быть неинтересными и скучными в

силу многократного повторения речевого материала или одних и тех же

упражнений, поэтому мы постоянно ищем новые методы работы. Используя

игры, педагог достигает положительных результатов в закреплении и

обогащении знаний детей с нарушением слуха с меньшими усилиями, так как

дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме.

Сурдопедагог одновременно является и наставником и участником игры.

Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Используя дидактическую игру, педагог

достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний

детей с нарушением слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры

решают умственные задачи в занимательной форме.

В своей работе особое внимание уделяем использованию игровой

технологии, так как считаю, что процесс обучения речи делается более

доступным и привлекательным для неслышащих детей младшего школьного

возраста. А в условиях специальной школы использование игры приобретает

коррекционную направленность. Происходит исправление или ослабление

недостатков. Для наших детей такими недостатками является отсутствие

возможности полноценно воспринимать звуки окружающего мира, словесную

речь и как следствие нарушение в психическом развитии, трудности контактов с

миром слышащих.

Значение игры в формировании и коррекции произношения, а также в

развитии слухового восприятия у неслышащих обучающихся очень велико и

выполняет следующие функции:

обучающая (помогает в овладении знаниями);

развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий

потенциал);

коррекционная (исправляет недостатки);

коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает

важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию,

разрешению конфликтов путем сотрудничества);

терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных

трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении);

занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).

На индивидуальных занятиях по формированию произношения, кроме

особенностей постановки звуков глухим детям, возникает проблема их

автоматизации, также воспитания навыков самоконтроля и желания следить за

своим произношением. Чтобы произношение звуков было достаточно чётким и

стабильным, требуется многократное его повторение. Чтение слогов, слов, фраз

несколько раз вызывает порой негативное отношение к занятиям со стороны

детей. Перед учителем - дефектологом в школе глухих и слабослышащих

возникает задача – заинтересовать детей, вызвать действенный познавательный

интерес к занятиям по речи, к овладению правильным произношением звуков, к

заучиванию стихотворений, к чтению текста и запоминанию прочитанного.

На индивидуальных занятиях мы применяем следующие виды игр:

дидактические игры;

В своей работе стараемся использовать уже готовые дидактические игры, но

адаптируем

их

для

глухих

и

слабослышащих

обучающихся

с

учётом

определённого возраста и индивидуальных способностей. Так как у наших

детей ограниченный словарный запас, нарушен грамматический строй речи,

стараемся, чтобы игры содержали таблички

со словарём, необходимым для

проведения данных игр и она становится более понятной, доступной, вызывает

только

положительные

эмоции.

К

таким

играм

относятся

словесные

дидактические игры:

Тематическое лото и домино в различных вариантах: картинка –

картинка, картинка – табличка, картинка – часть картинки, картинка – часть

таблички, назывании чисел и др.

Дидактические игры по темам: «Что чем едят?» (в ходе игры

закрепляется словарь по теме «В столовой»), «Чей детёныш?», «Времена года»

и др. ;

Кроссворды – кроссворды уже с нужными заготовками и составление

собственных кроссвордов ;

Игровые упражнения с картинками, отдельными словами, слогами.

чистоговорками, предложениями: «Составление цветка», «Составление

солнышка», «Поймай рыбку», «Накорми зайчика, мишку», «Наряди ёлочку»,

«Собери овощи и фрукты в корзинки» и др.

Игры с предметными картинками – «Угадай, что это», «Что пропало?»,

«Что изменилось?», «Что лишнее и почему?», «Запомни порядок», «Разложи

картинки в коробки, в корзинки» и т.п.

Чудесный мешочек.

Игры на развитие связной речи ( на умение составлять вопросы и

развёрнутые ответы, небольшой связный текст): «Полузакрытая картинка»,

«Кто как передвигается», «Времена года», «Накрой на стол», «Собери

человечка», «Приготовь обед» и др.

Игра «Эрудит» Материалом для таких игр могут служить и просто

отдельные картинки на определённый звук, и различные предложения ,

словосочетания, слова и задания типа: придумай, составь предложения из слов,

дополни предложения, вставь пропущенные буквы, реши примеры и др.

Игры, способствующие снятию эмоционального напряжения и

психологической разгрузки (психогимнастика, релаксация, фонетическая

ритмика, гимнастика для пальцев рук, дыхательная гимнастика,

физкультминутки, артикуляционная гимнастика);

В работе с глухими учащимися на индивидуальных занятиях по развитию

слухового восприятия и формированию произношения используются и

специальные упражнения для снятия эмоционального напряжения и

психологической разгрузки. Коррекционное влияние игры на эмоциональную

сферу ребёнка с особыми потребностями доказывает, тот факт, что в норме

школьники самостоятельно прибегают к игре как психотерапевтическому

средству снятия страхов, разрядки эмоционального напряжения, преодоления

негативных переживаний. Для возможности создания особого эмоционального

настроя глухого младшего школьника на своих занятиях я использую и

психогимнастику. Психогимнастика выполняет коррекционно-развивающую

функцию, несёт мощный заряд положительных эмоций и быстро переключают

детей на новый вид деятельности.

Мимические упражнения. Реалаксация. Вы маленькие семена овощей.

Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена

росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся

к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли

наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище.

Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторите расслабление. На грядке выросли замечательные овощи.

Психогимнастика. Изобразите весёлых поросят, испуганных поросят.

Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка. Какое выражение лица

у мамы и папы, когда они сердятся? Дети, вы помните сказку «Три медведя»?

Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев

Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки её родители. Изобразите

утят, шагающих на пруд. Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой

посуды.

Творческую направленность и живой интерес вносит в индивидуальные занятия

по формированию произношения фонетическая ритмика. Использование

фонетической ритмики на занятиях способствует коррекции произношения,

формирование у детей с нарушением слуха слитной, выразительной и

естественной речи. Фонетическая ритмика органически входит в работу по

формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции

речи детей с нарушением слуха, так и в развитии у них естественности

движений.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению

органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение

звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений

пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность

движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения.

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных,

людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети,

повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым

вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности. На практике

пальчиковые игры вносят разнообразие в занятие.

В артикуляционные упражнения на индивидуальных занятиях по ФП тоже

стараемся внести игровые моменты: выполнение артикуляционных

упражнений с яркой предметной картинки, адаптирую для глухих детей «Сказку

про язычок», рассказик «Тру-ля-ля».

Сюжетно - ролевые игры.

В этих играх отрабатываются диалоги: отражение быта, труда взрослых,

событий происходящих в жизни. Так как у обучающихся с нарушением слуха

вызывает затруднение любое общение со слышащими сверстниками. такие

игры проецируют различные жизненные и бытовые ситуации (в магазине,

поликлинике, в ателье и т. д.). Развивается устная речь, отрабатывается

произношение, идёт накопление активного словаря.

В работе над развитием слухового восприятия, что особенно трудно даётся

глухим детям, использование дидактических игр особенно важно. Чтобы работа

была интересной на таких занятиях, особенно при работе над текстом я

применяю такие виды игровых упражнений:

ролевые игры с макетом,

ролевые игры с конструктивной картиной;

инсценировки;

сюжетные игры.

Итак, в процессе игры совершается формирование творческого

отношения к действительности, развитие воображения, развитие речи и

формирование образа слова. При создании адекватных условий и правильной

организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических

функций, так и личности ребенка в целом. Поэтому, мы считаем, игра является

одним из методов развития слухового восприятия ребенка.



В раздел образования