Автор: Савинова Екатерина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №9 детский сад "Улыбка" п.Салми Питкярантского муниципального района Республики Карелия
Населённый пункт: п.Салми
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Карелия - мой край родной"
Раздел: дошкольное образование
НОД в подготовительной группе по Карелии.
Открытое мероприятие тематической недели «Карелия – мой край родной»
Составитель Савинова Е.В.
Тема: «В гости к хозяйке Карельской избы»
Цель: Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, к малой
родине.
Задачи:
1.
Совершенствовать знания детей о родном краем, знакомить с бытом, фольклором,
играми Карелии.
2.
Воспитывать любовь к родному краю, уважение к старинным обычаям
Материал: карельский костюм хозяйке,утварь, печь, прялка, картинки, с изображением
старинных изб, костюмы, засушенные листья.
У печки хлопочет Хозяйка.
Дети: Добрый день, Хозяйка. Позволь в горенку войти,
В горенку войти, да на лавочку сесть.
Хозяйка: Здравствуйте, хювя пяйвя! Проходите, гости дорогие. Откуда вы к нам
пожаловали. А мне вот весточку прислали, что гости к нам собираются. Да и кошка с
вечера у порога умывалась, гостей намывала. Вот я к вашему приходу избу прибрала, ведь
не зря говорят: «Где чистота, там и здоровье. Да и сама принарядилась…. Проходите да
рассаживайтесь поудобнее.
Дети и входят в избу, рассаживаются на лавки, вдоль стен.
Хозяйка: вот здесь я и живу..
1.
А знаете ли вы, ребята, в какой республике мы живём?.....
2.
А как называется столица, главный город нашей республики?....
3.
А вы знаете на каком озере стоит Петрозаводск?....
4.
А мы с вами на берегу какого озера живём? ….
- А я знаю, что, о родной стороне, о нашем крае выучили стихи…
Сторона, сторонушка синяя вода,
С солнцем и без солнышка
Ты моя всегда.
На юге, где солнце теплее
Цветы зажигает весна
Но кажется сердцу милее
Родная своя сторона. (С. Фёдоров)
Хозяйка: конечно, родная сторона, всегда ближе к сердцу. А вот это моя изба. Раньше в
старину, много лет тому назад, люди жили в избах (показываю фото). В каждой избе
основное место занимала печь. А как вы думаете для чего она нужна? (обогревать, кушать
варить, спали на ней..)
- Наша изба ровно тепла.
- Домом жить – не развеся уши ходить.
- А Хозяйка в дому, что оладушек в меду:
Она убирает, она подавает,
Одним одна за все отвечает.
Издавна люди вечерами, после трудового дня, собирались на веселые посиделки:
пели песни, водили хороводы, рукодельничали. Пряжу пряли, да вязали, вышивали (бежит
красная нитка по белому холсту, оставляя красивый узор, да узор не повторяется…)
Хозяйка садится за прялку. Звучит фонограмма звучания кантеле.
Хозяйка (крутит колесо прялки): Тихо жужжит прялка. С шутками, песней да весельем и
работа спорится.
Хозяйка «прядет», в это время на фоне музыки дети вспоминают пословицы о труде.
1.
Без дела жить – только небо коптить.
2.
Без работы день годом станет.
3.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4.
терпенье и труд всё перетрут……
Хозяйка: Что-то вы заскучали…
«Тай, тай налетай, в игру с нами поиграй.
А в какую не скажу, как придёте покажу.
Всех приглашаем никого не забываем
А кто не придёт того кошка задерёт!
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ – выходите все играть.
Игра «Верко да кала» (Сеть да рыба)
- Славно поиграли, рассаживайтесь и я сяду. Вместе с вами посижу, кто смышленей
погляжу… ( на столе расставлены ответы на загадки)
Хозяйка загадывает карельские загадки
Чтоб не мёрзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (варежка)
Сама не ест, а других кормит. (ложка)
Из липы свито, деревянное корыто, по земле идёт, клетки кладёт. (лапти)
В землю дыра, в небо дыра, посередине огонь. (самовар)
Говорит дорожка, два вышитых конца.
Умойся хоть немножко, чернила смой с лица,
Иначе ты в полдня испачкаешь меня (полотенце)
Для воспитателей:
Какой рыбе в озере больше? (свежей)
Чего в избе не видно? (тепла, холода)
Что самое мягкое? (руки матери)
Что самое твёрдое? (слово отца)
Хозяйка: Молодцы, ребятки и воспитатели. Разгадали все загадки. Заговорилась тут я с
вами и про работу забыла.
Хозяйка садится за прялку, работает. Звучит фонограмма кантеле.
Хозяйка: Крутись, крутись, колесо,
Прядись, прядись, нитка,
Не короткая – длинная,
Скажись сказка Карельская, старинная……
- Отгадайте сказку…
Красавица Насто (отрывок из сказки)
Кар. Финский эпос «Калевала» - отрывок
Как зовут старуху вредящую всем (Сюоятар)
Олениха, в которую обратила Сюоятар жену царевича? (Голубая важенка)
Что старуха поменяла на курочку? (Лапоток)
В какой сказке серая мышка стала красной девицей? (Невеста мышь)
Кто нашёл пенёк смолянистый, да лесную ламбушку? (Иголка)
Мифический хозяин леса, к которому нужно приходить с берёзовым поленом?
(Хийси – леший)
Хозяйка: А вот он и сам, лёгок на помине…
(входит Хийси)
Хийси: Я – леший Хийси у меня повадки лисьи
В лес людей я заманю, обману, перехитрю
Встретится ль такой смельчак, что не попадёт в просак,
Природы тайны разгадает и в лесу не заплутает?
Терве. Здравствуйте. А кто сможет мои загадки отгадать?
Много их грибочков братцев, любят в тёплый светлый день
Всей гурьбой скорей забраться на трухлявый старый пень. (опята)
Каждый год я к вам лечу зимовать у вас хочу
И ещё красней зимой, ярко красный галстук мой. (снегирь)
У самого пня суетя, беготня
Народ рабочий весь день хлопочет, себе город стоит (муравьи)
Хийси: А можно по муравейнику узнать, где Север, а где Юг? ……. - муравейники
располагаются с южной стороны пня или дерева. Муравью тепло любят, поэтому и
стоят свой дом с южной стороны
У какого зверя осенью в листопад родятся детёныши (у зайчихи)
Куда зайцу легче бежать в гору или с горы? Почему? (в гору)
Куда исчезают на зиму лягушки? (в тину или ил)
Куда исчезают бабочки? (большая часть погибает, оставшиеся в прячутся щели
домов, деревьев)
Игра «От какого дерева листочек»
Игра «Верёвочка» - двое игроков берутся за концы верёвки (середина верёвки у
Хийси) по команде участники начинают накручивать верёвку себе на руку. Кто быстрее
доберётся до середины - тот победил.
Игра с воспитателями: «Составь приметы правильно»
(приметы разделены на 2 части, их надо правильно собрать)
Хозяйка: Славно поиграли, может сказку послушаем?....
Сказка драматизация « Овод и козы» (Пастушок, Белка, Лиса, Медведь, Овод,
Козы - дети в шапочках персонажей)
Хозяйка: Жил-был мальчик – сирота, и прошлось ему, в пастушки идти, коз пасти….
Выходит пастушок ( ребенок), играет на дудочке, за ним идут по кругу козлята
( дети, в шапочках козлят)
Хозяйка: Гонит он однажды коз мимо ржаного поля домой, а козы через изгородь
перелезли и ну рожь топтать.
Козы встают в центр круга топают ногами и приговаривают:
Козы: Топы-топы, топы, тожь,
Мы затопчем вашу рожь (игра-ритмо-слоги) Повторяют три раза, затем садятся
на пол, прихлопывают по половикам руками и приговаривают:
Топы-топы, топы, тожь,
Мы затопчем вашу рожь….
Хозяйка: Сел пастушок на камень и заплакал.
Пастушок садится, плачет.
Хозяйка: Прискакала к нему белка, спрашивает:
Белка: Что ты плачешь?
Пастушок: Не могу коз с поля выгнать.
Белка: Пастуху – помогу,
С поля коз я прогоню.
Белка бегает за козами по кругу, те от нее, садится рядом с пастушком, плачут….
Козы (сидя на полу прихлопывают руками, говорят):
Топы-топы, топы, тожь,
Мы затопчем вашу рожь….
Хозяйка: Прибегает Лиса, спрашивает:
Лиса: Вы чего плачете?
Пастушок: Не можем коз с поля выгнать.
Лиса: Пастуху – помогу,
С поля коз я прогоню.
Лиса бегает за козами по кругу, те от нее, садится рядом с пастушком, плачут….
Козы ( сидя на полу прихлопывают руками, говорят):
Топы-топы, топы, тожь,
Мы затопчем вашу рожь….
Хозяйка: Идет по лесу медведь.
Медведь: Вы чего плачете?
Пастушок: Не можем коз с поля выгнать.
Медведь: Пастуху – помогу,
С поля коз я прогоню
Медведь бегает за козами по кругу, те от него, садится рядом с пастушком, плачут….
Козы ( сидя на полу прихлопывают руками, говорят):
Топы-топы, топы, тожь,
Мы затопчем вашу рожь….
Хозяйка: Летит мимо овод.
Овод: Смешно, такие большие и плачут. Кто вас обидел?
Пастушок: Вот не можем коз с поля прогнать, они всю рожь затоптали.
Овод: Ну, я вашему горю помогу.
Пастушок: Где тебе. Я гнал - не выгнал, белка гнала - не выгнала, Лиса гнала - не
выгнала, медведь гнал - не выгнал, куда уж тебе такому маленькому справиться.
Хозяйка: А овод как зажужжит…
Овод: Уж я, уж я, уж я выгоню. Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
Овод «летает» жужжит Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…….
Хозяйка: Как услыхали козы, что овод над ними вьется, так через изгородь на дорогу, и
домой побежали. А пастушок взял хворостину и вслед за козами побежал.
Пастушок: Спасибо, (бежит по кругу за козами) Белка, Лиса, Медведь, Овод, машут ему
во след.
Хозяйка: Ну что, понравилась вам карельская сказка? Не важно, что овод был маленьким,
зато смекалистым, быстро придумал, как коз с поля прогнать.
Хозяйка. Хорошо повеселились. А я хочу угостить карельской выпечкой Розанцы
(хворост)
Хозяйка достает из печи на подносе угощения, угощает всех. Все танцуют под
карельскую польку.
Хийси: ( прощаясь) Когда на сердце неспокойно станет
Когда не в силах совладать с собой
Побудь в лесу на солнечной поляне
И все печали снимет как рукой.