Автор: Мухина Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: город Калязин Тверская область
Наименование материала: Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей среднего дошкольного возраста
Тема: "Умелые пальчики в стране сказок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Светлячок» общеразвивающего вида
Конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности по
развитию мелкой моторике рук с использованием нестандартного
оборудования
Тема:
« Умелые пальчики в стране сказок»
для детей средней группы « Кораблик»
Воспитатель:
Мухина Наталия Викторовна
г. Калязин
2017г.
Конспект интегрированной непосредственно образовательной
деятельности по развитию мелкой моторики рук с использованием
нестандартного оборудования для детей среднего дошкольного возраста
Тема: «Умелые пальчики в стране сказок»
Цель:
развивать координацию движений и мелкую моторику мышц кистей
рук через нетрадиционное использование различных предметов в
интегрированной образовательной деятельности;
учить сюжетным пальчиковым упражнениям с использованием
нестандартного оборудования.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи.
Образовательные:
формировать познавательную активность и творческое воображение
детей;
обучать умению пользоваться материалами, необходимыми для работы
в нетрадиционных изобразительных техниках (цветная манка).
учить элементам самомассажа рук;
закреплять знания о геометрических фигурах, понятии «большой –
маленький», обогащать словарь детей новыми словами «мелкий –
крупный», «липкий - рассыпчатый»;
закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями
пальцев рук, развивать чувство темпа и ритма.
Развивающие:
развивать навыки речевого общения, умения вести диалог;
развивать мелкую моторику рук и тактильную чувствительность
сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с
нетрадиционными пособиями;
развивать логическое мышление, память, творческие способности,
воображение.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе
и индивидуально;
умение доводить начатое дело до конца;
формировать дружеские взаимоотношения и желание помочь тем, кто
нуждается в помощи;
воспитывать умение видеть пользу от совместного труда;
формировать умение радоваться, достигая цели.
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная,
двигательная, познавательно – исследовательская, музыкально –
художественная.
Методы:
словесный;
наглядно – действенный;
практический;
игровой.
Приемы:
беседа;
воображаемая ситуация;
различные игровые упражнения;
использование сюрпризного момента;
решение маленьких «проблем», возникающих у сказочных героев.
Словарная работа: мелкий – крупный, липкий – рассыпчатый.
Форма проведения непосредственно образовательной деятельности:
Игра – путешествие.
Предварительная работа:
чтение сказок «Золушка», «Снегурочка», «Теремок», «Гуси – лебеди» с
последующим обсуждением;
игровые упражнения с нестандартным оборудованием по развитию
мелкой моторики в индивидуальной и совместной деятельности;
заучивание потешек и пальчиковых игр.
Оборудование для проецирования мультимедийной презентации: экран,
мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон, аудиозаписи, слайды с
изображением героев сказок, видеоролик.
Демонстрационный и раздаточный материал: персонаж Домовенок Кузя,
пальчиковые тантамарески «Машины», фасоль и горох, тарелочки желтого и
красного цвета по количеству детей, дидактическая игра «Разрезные
картинки» («Снегурочка»), облака из белых бумажных салфеток, шкатулка с
клубочками ниток разных цветов по количеству детей, нетрадиционное
пособие «Танграм» , сухой бассейн с мелкими игрушками гусей, прищепки,
мячики Су – Джок, листы с изображением контура яблок, цветная манка,
фишки для определения настроения.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Дети, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня на улице
пасмурно и сыро, а в нашей группе светло, уютно и весело. А весело от
наших светлых улыбок. Ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от
которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще
улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.
Улыбнитесь друг другу.
Сегодня у нас много гостей. Давайте подарим им тоже свою улыбку.
Воспитатель: (обращает внимание на Домовенка Кузю). Давайте все вместе
поприветствуем и нашего Домовенка Кузю, который живет с нами.
Доброе утро, Кузя! (воспитатель берет в руки Кузю) Дети, давайте
поздороваемся с Кузей. (Дети здороваются с Домовенком Кузей).
Дети, придя сегодня в детский сад, мне показалось, что наш Домовенок Кузя
очень грустный. И он поведал мне такую грустную историю. В сказочной
волшебной стране герои многих сказок попали в беду. Домовенок Кузя знает,
что вы очень добрые, отзывчивые и всегда можете прийти на помощь своим
друзьям. Поэтому Кузя просит вас помочь героям сказок и выручить их из
беды. Поможем героям?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня нам во всем будут помогать наши пальчики. А что
умеют делать ваши пальчики на руках? (Ответы детей).
Дети, покажите пальчиками как вы живете?
Пальчиковая игра «Как живешь?»
Воспитатель: Как живешь?
Дети: Вот так! (большие пальцы вперед)
Воспитатель: Как плывешь?
Дети: Вот так! (имитация плавания)
Воспитатель: Как бежишь?
Дети: Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)
Воспитатель: Вдаль глядишь?
Дети: Вот так! («бинокль»)
Воспитатель: Ждешь обед?
Дети: Вот так! (Подпереть щеку кулачком)
Воспитатель: Машешь вслед?
Дети: Вот так! (помахать кистью руки)
Воспитатель: Утром спишь?
Дети: Вот так! (обе руки под щеку)
Воспитатель: А шалишь?
Дети: Вот так! (хлопнуть по надутым щекам)
Воспитатель: Молодцы, а хотите узнать, что еще умеют наши пальчики?
(Дети отвечают). Тогда мы отправляемся в путешествие по сказкам –
совершать добрые дела и помогать героям сказок. Но к путешествию сначала
нужно подготовиться.
Дети выполняют самомассаж.
Воспитатель: Вы готовы, глазки?
Дети: Да! (поглаживание век)
Воспитатель: Вы готовы, ушки?
Дети: Да! (поглаживание ушей)
Воспитатель: Вы готовы, ручки?
Дети: Да! (поглаживание кистей рук)
Воспитатель: Вы готовы, ножки?
Дети: Да! (поглаживание ног)
Воспитатель: Вы готовы? (развести руки в стороны)
Дети: Да! (обнять себя руками)
Воспитатель: А теперь давайте подумаем - на чем можно путешествовать?
(Ответы детей).
Я предлагаю каждому из вас поехать на собственной машине.
Игровое упражнение «Мы едем на машине» с использованием
нетрадиционного оборудования «Пальчиковые тантамарески» под
музыкальное сопровождение.
(На экране иллюстрация к сказке «Золушка»).
Воспитатель: Дети, посмотрите, в какой сказке мы оказались? (Ответы
детей). Правильно, это сказка «Золушка». Золушку и ее сестер пригласили на
бал. Но мачеха дала ей много работы. Послушайте сами.
(На экране отрывок из фильма «Золушка», где мачеха дает указания
Золушке).
Воспитатель: Злая мачеха смешала фасоль и горох. Давайте поможем
Золушке отделить Фасоль от гороха.
(Дети проходят за столы, на которых лежат тарелочки с горохом и
фасолью).
Воспитатель: Вам нужно разложить фасоль и горох на цветные тарелочки.
Горох кладем на тарелочку желтого цвета, фасоль кладем на тарелочку
красного цвета, а брать будем крупу по одной штучке.
Пальчиковая игра « Разбери крупу»
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Фасоль и горох лежат в разных по цвету тарелочках. Дети,
какую из круп вам было сложнее взять: горошинку или фасоль? Почему?
(Ответы детей).
Правильно, ребята! Горошинка мелкая, а фасоль крупная. Молодцы. Мы
помогли Золушке и теперь она попадет на бал.
Воспитатель: Чтобы попасть в следующую сказку, нам опять помогут наши
умные пальчики. Давайте соберем картинку из пазлов и узнаем, какому
герою нужна наша помощь.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
(Дети собирают картинку «Снегурочки» из четырех частей геометрических
фигур: треугольник, четырехугольник, квадрат).
Воспитатель: Дети, какого героя сказки вы видите на картинке? (Ответы
детей). Как называется сказка?
(На экране иллюстрация к сказке «Снегурочка»).
Воспитатель: А в какое время года дед и баба лепили Снегурочку? Почему?
(Ответы детей). А погода была теплая или холодная в то время, когда они
лепили Снегурочку? Почему дед и баба лепили именно в теплую погоду?
(Ответы детей). Да. Снег в теплую погоду липкий, а в холодную –
рассыпчатый.
(На экране иллюстрация к сказке «Снегурочка», где Снегурочка тает).
Воспитатель: Дети, посмотрите, что происходит со Снегурочкой?
( Ответы детей).
Давайте с вами устроим зимнее время и укроем землю пушистым белым
снегом.
Я раздам вам снежные облачка, от которых вы будете отрывать маленькие
снежинки и сильно дуть на них. Так мы укроем все снегом и Снегурочка не
растает.
Дыхательное и пальчиковое упражнение « Снегопад»
(Дети с воспитателем действуют с бумажными салфетками. Отрывают и
с силой дуют).
Воспитатель: С вашей помощью мы устроили настоящий снегопад, который
поможет Снегурочке не растаять.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая коробочка! А в ней лежат
разноцветные клубочки ниток. Нужно смотать ниточки в клубочек. И эти
клубочки укажут нам путь к следующей сказке.
Дидактическая игра « Смотай клубочек»
(Дети работают с клубочками ниток).
(На экране иллюстрация к сказке «Теремок»).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в какую сказку привели нас волшебные
клубочки? (Ответы детей).
А что случилось с теремком в конце сказки? (Ответы детей).
Героям сказки негде теперь жить. Давайте поможем им построить новый
теремок. А строить мы будем из геометрических фигур с помощью цветных
резинок.
Дидактическая игра «Построй теремок» с использованием
нетрадиционного оборудования «Танграм».
Воспитатель: Из каких геометрических фигур вы построили теремок?
(Ответы детей).
Молодцы, ребята! Мы помогли героям сказки построить новый теремок!
Воспитатель: Дети, герои следующей сказки спрятались в сухом бассейне.
Я предлагаю вам отыскать этих героев.
Игровое упражнение с нетрадиционным оборудованием «Сухой бассейн».
Дети достают из бассейна игрушки-гусей.
Воспитатель: Кого вы нашли в сухом бассейне? (Ответы детей).
А мы с вами знаем потешку про гусей. Давайте ее расскажем с помощью
прищепок. Я буду гусыня, а вы гусята.
Диалог воспитателя и детей словесным ритмом при помощи прищепок.
Воспитатель: Гуси, гуси.
Дети: Га-га-га!
Воспитатель: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Воспитатель: Так летите же домой.
Дети: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Воспитатель: Ну, летите как хотите!
Воспитатель: Дети, а в какой сказке есть персонажи - гуси. (Ответы детей).
(На экране иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди», где гуси уносят
Ивана).
Воспитатель: Посмотрите, что случилось с Иваном? (Ответы детей).
Давайте поможем Аленушке спрятаться вместе с братцем под яблонькой.
Чтобы гуси их не увидели, на яблоньке должно быть много – много яблок.
Сегодня мы будем рисовать яблочки. Но прежде чем рисовать, мы разомнем
наши пальчики с помощью мячиков – ежиков.
Самомассаж Су – Джок – терапия (китайские шарики).
«Будь здоров!»
Чтоб здоров был пальчик наш
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем.
(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и
левой руке).
Воспитатель: У вас на листочках нарисована веточка с яблочком. Сейчас вы
будете рисовать яблоки не краской, а цветной манной крупой. Каким цветом
могут быть яблоки? (Ответы детей).
На столе у вас манка разного цвета и каждый из вас нарисует свое яблочко.
Вы должны пальчиками набирать манку и сыпать на яблочко, не выходя за
контур.
Рисование яблок нетрадиционным материалом (цветная манная крупа).
Дети рисуют цветной манкой.
Воспитатель: Молодцы, дети, эти яблочки помогут укрыться Аленушке с
братом от гусей.
Воспитатель: Дети, мы сегодня помогли многим героям сказок. В этом нам
помогла наша дружба. А чтобы она была всегда с нами, давайте мы завяжем
«узел дружбы».
Релаксация: «Узел дружбы»
Дети встают в круг. Воспитатель протягивает ладонь, а дети кладут на нее
свои ладошки сверху. Воспитатель накрывает их второй ладонью.
Воспитатель: Вот какой получился у нас «узел дружбы» - крепкий и добрый.
Скажем все вместе: « Я очень люблю своих друзей!». (Дети произносят
хором).
Воспитатель: Я тоже вас очень люблю!
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в
детский сад. А чтобы быстрее добраться до детского сада, мы полетим на
самолете.
Подвижная игра «Самолеты» под музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду. Понравилось вам
путешествовать по стране сказок и совершать добрые поступки? (Ответы
детей).
(Воспитатель берет в руки Домовенка Кузю). Давайте расскажем нашему
Домовенку Кузе кому мы помогли ? (Ответы детей).
Воспитатель: Домовенок Кузя очень благодарен вам за оказанную помощь
героям сказок.
Скажите Кузе с каким настроением вы вернулись из путешествия? (Ответы
детей). Выберете картинку Колобка с таким настроением как у вас.