Напоминание

"Физкультминутки в начальной школе"


Автор: Беляева Полина Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленым изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: городской округ Балашиха. Московская область
Наименование материала: методичекая разработка
Тема: "Физкультминутки в начальной школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Проведение физкультминут в начальной школе

Опыт показывает, что в течение учебного дня утомление детей нарастает и работоспособность снижается. Дети

становятся неспокойными, излишне подвижными, задания выполняются поверхностно, допускаются ошибки.

Вместе с умственным утомлением нарастает утомление некоторых мышц: шеи, плечевого пояса, спины,

поясничной области, рук. В результате утомления учащиеся перестают контролировать свою позу, заметно

падает дисциплина.

Проведение физкультминут должно решать следующие задачи:

-уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

-активизация внимания учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например во время опроса ) груз

отрицательных эмоций и переживаний.

Физкультминутки являются обязательными для учащихся всех классов . На уроках труда рекомендуется

физкультминутка продолжительностью 5-7 минут, на других уроках 2-3 минуты. В младших классах организует

и проводит физкультминутку учитель, а в 5-11-х — физорг класса. Физкультминутки в 1-4-х кл. проводятся 3-4

раза в течение дня, а в 5-11-х кл. 2-3 раза. На сдвоенных уроках проводится физкультпауза продолжительностью

4-10 минут.

Различают укороченные и полные физкультминутки. Укороченная состоит из одного упражнения .

Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, и 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Вначале

выполняются упражнения на выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями,

потягивание. Затем,упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т. п.,

разноименные движения руками вверх, в стороны, по круг ). Далее,упражнения для туловища (наклоны,

повороты, выпады). После этого, упражнения для ног (приседания, поднимание и опускание ног). После этого

выполняются упражнения на расслабление мышц рук и туловища и задания на внимание, с несложной

координацией. В физкультминутки обязательно должны быть включены упражнения, направленные на

формирование осанки, укрепление зрения, улучшение мозгового кровообращения, а также на выработку

рационального дыхания и др.

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении

текущей деятельности, способствовать расслаблению мышц, выдерживающих значительные статические

нагрузки, темп выполнения должен соответствовать привычному. Физкультминутки проводятся в

проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося

команды четким, громким голосом.

На первом уроке, пока в помещении учебного класса свежо и чисто, следует выполнять упражнения

дыхательной гимнастики..Учащимся обязательно сообщается, для чего выполняются те или иные упражнения.

Например, дыхательная гимнастика улучшает память и повышает внимание, изменяют интенсивность дыхания и

облегчают умственную деятельность.

На втором уроке следует включать упражнения для снятия утомления с мышц кистей рук, если работа на

уроке связана с продолжительным письмом.

На третьем уроке полезно использовать в ходе проведения физкультминутки упражнения для профилактики

снятия зрительного напряжения и утомления. Они способствуют укреплению склеры глаза, повышению

работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у школьников,

улучшает кровообращение в глазах. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и

дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

На четвертом уроке в комплексе классических упражнений можно включить точечный самомассаж

рефлексогенных зон шеи, лица, ушей, кистей рук для повышения общего тонуса и умственной

работоспособности, нормализации работы внутренних органов. Наклоны и повороты головы оказывают

механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение

вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга, улучшается мозговое

кровообращение.

В конце дня целесообразно включать упражнения на растяжение и расслабление с элементами аутотренинга и

сопровождать их тихой, спокойной музыкой.

В начальной школе упражнения можно проводить с речитативом, что создает дополнительный положительный

фон при выполнении упражнений.

Сейчас мы вместе выполним несколько упражнений :Дыхательная

гимнастика

1. И.п. - руки перед грудью. Одну руку согнуть в локте, другую - вытянуть вперед. Вдохнуть и на одном

дыхании посчитать до 4, при этом меняя положение рук. Постепенно счет увеличивается до 8, до 12.

Упражнения

для

повышения

иммунитета

1. Массаж ушной раковины.

2. Обнять левой рукой правое ухо, правой - левое, по очереди.

Упражнения

для

рук

На втором уроке следует повторить физкультминутку, используя классический комплекс упражнений,

включая упражнения для снятия утомления с мышц кистей рук, если работа на уроке связана с

продолжительным письмом.

Рыбка

Выпрямить руку и повернуть ладонь к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать

кисть во всех направлениях (вправо -влево, вперед - назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки. Упражнение

выполнять 15-20 сек.

Аплодисменты

Соединить ладони рук. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинцем

правой руки о мизинец левой и т.д. Упражнение выполнять 15-20 сек

.Упражнений

для

профилактики

и

снятия

зрительного утомления

Для профилактики зрительного утомления, возникновения и прогрессирования миопии (близорукости)

физкультминутки проводятся в середине каждого урока в течение 2-3 мин. Физкультминутка способствует

укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на

формирование рефракции глаз у школьников, улучшает кровообращение в глазах.

Длительность предлагаемого комплекса-- I 2 мин.

1.На счет 1-2 взгляд фиксируется на близком объекте (на расстоянии

15-20 см), на счет 3-8 - переводится на дальний объект.

2.На счет 1 - перевод взора по вертикали вверх, на счет 2 - вниз, затем снова вверх. Голову держать неподвижно.

Повторить 15-20 раз. 3.Закрыть глаза на 10- 15 сек., открыть и проделывать движения вправо и влево, затем вверх

и вниз (5 раз), проделав несколько круговых движений глазами вправо - влево и вправо (5 раз). Свободно, без

напряжения

направить взгляд вдаль.2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

Повторить 4-5 раз.

3. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4—5

раз.

Упражнения,

снижающие

травматизм

и

гиперактивность

И.п. - стойка ноги прочь, руки в стороны, пальцы сжаты в кулак. Большие пальцы на руках опущены вниз. В такой

позе стоять 2 мин. Это упражнение желательно проводить на 3-4-м уроках.

Физкультминутка

для

улучшения

мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов,

повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов

головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют его интенсивность и

облегчают умственную деятельность.

1.И.п. - сидя на стуле.

1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.И.п. - сидя, руки на пояс.

- поворот головы направо;

- и.п.;

- поворот головы налево;

4 - и . п .

На пятом и шестом уроках необходимо выполнять упражнения, снимающие статическое утомление,

развивающееся в опорно-мышечном аппарате в процессе длительного сидения за партой.

Комплекс

упражнений

для.

снятия

утомления от

статического

напряжения

Руки на голову, пальцы переплетены, локти отведены в стороны - прогнуться, потянуться. Голову наклонить

назад, напрячь все мышцы тела - вдох. Слегка наклониться вперед - выдох.

Поднимание согнутой ноги

И.п. - сидя на краю стула, отодвинутого от стола на 50-60 см. Опираясь спи-пой па спинку стула, распрямить ноги и

поставить стопы на пол- вдох. Согнуть в колене одну ногу, руками обхватить голень и подтянуть колено к груди, напрячь при

этом мышцы живота - выдох. Повторить все с другой ногой.

Наклоны туловища в стороны

И.п. - сидя на стуле или стоя, руки на пояс.

1 - наклонить туловище влево, голову повернуть направо, правую руку за голову - выдох;

2 - и.п. - вдох;

3 - наклонить туловище вправо, голову повернуть налево, левую руку

4 - и.п. - выдох

Расслабление мышц

В конце дня целесообразно включать упражнения на растяжение и расслабление с элементами аутотренинга и

сопровождать их тихой, спокойной музыкой.

И.п. - сидя на стуле, ноги вытянуты. Поставить пятки на пол - вдох. 1-3 - последовательно расслабить мышцы

туловища, рук, ног - выдох; 4-и.п. -вдох. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

Упражнение для снятия утомления мышц туловища

1. И.п. - о.с. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, - вдох. Вернуться в и.п. - выдох. То же другой ногой.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-2 - развести локти в стороны, сводя лопатки, - вдох; 3-4 - и.п. - выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). 1-2 - колени развести в стороны, руки

вперед или в стороны;

3-4 - медленно вернуться в и.п.

4.

И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам. Вращение рук в плечевых суставах назад.

Упражнение

для

мобилизации

внимания

И.п.-о.с.

1 - правую руку на пояс;

2 - левую руку на пояс;

3 - правую руку к плечу;

4 - левую руку к плечу;

5 - правую руку вверх;

6 - левую руку вверх;

7-8 - хлопки руками над головой;

9 - опустить левую руку к плечу;

10 - правую руку к плечу;

11 -левую руку на пояс;

12 - правую руку на пояс;

13 - опустить левую рук вниз;

14 - опустить правую руку вниз. 15-16 - хлопки руками по бедрам.

Повторить 4-6 раз. Темп: 1 раз - медленный; 2-3 раза - средний; 3-4 раза - быстрый; 1-2 раза - медленный.

Корригирующие

упражнения

для

формирования

правильной осанки

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок

приподнять.

2.

Ходьба обычная, следя за осанкой.

3.

3. Ходьба на носках, руки за голову.

Упражнения

для

снятия

утомления

с

мелких

мышц

кисти

И.п. - сидя, руки вверх.

1 - сжать кисти в кулак;

2 - разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнения

для

снятия

утомления

Данные упражнения, предложенные И.А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой

нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней.

Мускулы плеч и грудь напряжены. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете

из окна. Всего 10-15 сек. - и стало жарко. Повторить 3 раза.

2. Сложить руки в «замок», обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не

сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно - так, чтобы было приятно. Держать 10-

15 сек.

Комплексы

упражнений

для

физкультминуток в

начальных

классах

Дыхательная

гимнастика

1. И.п. - руки перед грудью. Одну руку согнуть в локте, другую - вытянуть вперед. Вдохнуть и на одном

дыхании посчитать до 4, при этом меняя положение рук. Постепенно счет увеличивается до 8, до 12.

2. И.п. - о.с. Подняться на носки, руки вверх - вдох, полное приседание, руки отвести назад - глубокий выдох.

3. И.п. - сидя, откинувшись на спинку стула, руки свободно опущены. Поднять руки в стороны - вдох,

расслабленно опустить - выдох.

4. И.п. - сидя, руки лежат на коленях. Поднять плечи - вдох, расслабленно опустить - выдох.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой

Гимнастика включает в себя разминку и три основных упражнения.

Разминка:

1. Повороты головы направо и налево. На каждый поворот (в конечной точке) - короткий, шумный, быстрый

вдох носом. О выдохе не думать, он происходит автоматически через слегка приоткрытый рот.

2. Наклоны головы направо и налево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3, Наклоны головы назад и вперед. Короткий вдох в конечной точке движения.

Основные упражнения:

1. Сведение рук перед грудью. Правая рука то сверху, то снизу. Повторить по 8 вдохов 3 раза, пауза между

сериями - 5-6 сек.

2. Пружинистые наклоны вперед и назад со сведением поднятых рук. Быстрый вдох в нижней точке. Слишком

низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно. Повторить по 8 вдохов 3 раза, пауза

между сериями - 5-6 сек.

3. Пружинистые приседания в выпаде. Время от времени менять ноги местами. Вдох - в крайней точке

приседания в момент сведения опущенных рук.

Упражнения

для

повышения

иммунитета

1. Массаж ушной раковины.

2. Обнять левой рукой правое ухо, правой - левое, по очереди.

3. Захватить уши за верхушки и согнуть их. Затем отпустить. Повторить 10 раз.

Упражнения

для

рук

На втором уроке следует повторить физкультминутку, используя классический комплекс упражнений,

включая упражнения для снятия утомления с мышц кистей рук, если работа на уроке связана с

продолжительным письмом.

Бабочка

Собрать пальцы в кулак. По очереди выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и

указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами сделать быстрые движения - «трепетание

пальцев». Упражнение выполнять 10-15 сек.

Рыбка

Выпрямить руку и повернуть ладонь к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать

кисть во всех направлениях (вправо -влево, вперед - назад, вверх - вниз) на длину вытянутой руки. Упражнение

выполнять 15-20 сек.

Буравчик

Руки вперед, пальцы сжаты в кулак. Вращать кисти по часовой стрелке и против часовой стрелки. Упражнение

выполнять одновременно двумя руками. Повторить 6-8 раз.

Аплодисменты

Соединить ладони рук. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинцем

правой руки о мизинец левой и т.д. Упражнение выполнять 15-20 сек.

Герои сказок

Пальцы сжаты в кулак. Учитель называет одного из персонажей сказки. Дети в ответ выпрямляют палец,

названный именем этого персонажа. Возможно появление двух и более персонажей одновременно.

Упражнений

для

профилактики

и

снятия

зрительного утомления

Для профилактики зрительного утомления, возникновения и прогрессирования миопии (близорукости)

физкультминутки проводятся в середине каждого урока в течение 2-3 мин. Физкультминутка способствует

укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на

формирование рефракции глаз у школьников, улучшает кровообращение в глазах.

Длительность предлагаемого комплекса-- I 2 мин.

1.На счет 1-2 взгляд фиксируется на близком объекте (на расстоянии

15-20 см), на счет 3-8 - переводится на дальний объект.

2.На счет 1 - перевод взора по вертикали вверх, на счет 2 - вниз, затем снова вверх. Голову держать неподвижно.

Повторить 15-20 раз.

3.Закрыть глаза на 10- 15 сек., открыть и проделывать движения вправо и влево, затем вверх и вниз (5 раз),

проделав несколько круговых движений глазами вправо - влево и вправо (5 раз). Свободно, без напряжения

направить взгляд вдаль.

Гимнастики для глаз

Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данные

упражнения является простейшими и предназначены для выработки привычки делать упражнения для глаз

регулярно.

1. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести

глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее опустить глаза до предела вниз,

зафиксировав на секунду, а затем отвести взгляд до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать

широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против

часовой стрелки.

2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

3. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4—5

раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 5-8.

Повторить 4-5 раз.

5. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями

указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

6. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке парты, - выдох.

Повторить 5-6 раз.

7. И.п. - сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть.

Повторить 4 раза.

8. И.п. - сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову

влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

9. И.п. - сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., поставить руки по средней линии лица

на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку.

Повторить 5-6 раз.

10. И.п. - сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не

поднимая головы, - вдох; руки опустить - выдох. Повторить 4-5 раз.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы

рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку

раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они

отдохнули в полной темноте.

Отдых для

глаз

Простейший способ отдыха для глаз - закрыть их па более или менее длительный отрезок времени и мысленно

представить что-нибудь приятное. Этот метод средство первой помощи, и его нужно использовать часто.

Упражнения

по

предупреждению

заболеваний

позвоночника

Указательные пальцы обеих рук завести зауши и оттопырить их. Резко отпустить. «Похлопать» ушами 3-4 раза.

И.п. - сидя или стоя, руки опущены вниз. Поднять плечи вверх, отвести назад, опустить вниз. Повторить 4—5 раз.

И.п. - сидя или стоя. Подушечками пальцев побегать по ушной раковине сверху вниз и снизу вверх.

Упражнения,

снижающие

травматизм

и

гиперактивность

И.п. - стойка ноги прочь, руки в стороны, пальцы сжаты в кулак. Большие пальцы на руках опущены вниз. В такой

позе стоять 2 мин. Это упражнение желательно проводить на 3-4-м уроках.

На четвертом уроке в комплексе классических упражнений можно включить точечный самомассаж

рефлексогенных зон шеи, лица, ушей, кистей рук для повышения общего тонуса и умственной

работоспособности, нормализации работы внутренних органов.

Физкультминутка

для

улучшения

мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов,

повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов

головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют его интенсивность и

облегчают умственную деятельность.

1.И.п. - сидя на стуле.

1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.И.п. - сидя, руки на пояс.

- поворот головы направо;

- и.п.;

- поворот головы налево;

4 - и . п .

Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3.И.п. - сидя, руки на пояс. 1 - поворот головы направо; 2-и.п.;

3 - поворот головы налево;

4 - и.п.;

5 - наклонить голову вперед;

6-и.п.;

7 - наклонить голову назад;

8 - и.п.

4. И.п. - стоя или сидя, руки на пояс.

1 - левую руку занести махом через правое плечо, голову повернуть налево;

2 - и.п.;

3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз.

На пятом и шестом уроках необходимо выполнять упражнения, снимающие статическое утомление,

развивающееся в опорно-мышечном аппарате в процессе длительного сидения за партой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный

Комплекс

упражнений

для.

снятия

утомления от

статического

напряжения

Руки на голову, пальцы переплетены, локти отведены в стороны - прогнуться, потянуться. Голову наклонить

назад, напрячь все мышцы тела - вдох. Слегка наклониться вперед - выдох.

Поднимание согнутой ноги

И.п. - сидя на краю стула, отодвинутого от стола на 50-60 см. Опираясь спи-пой па спинку стула, распрямить ноги и

поставить стопы на пол- вдох. Согнуть в колене одну ногу, руками обхватить голень и подтянуть колено к груди, напрячь при

этом мышцы живота - выдох. Повторить все с другой ногой.

Наклоны туловища в стороны

И.п. - сидя на стуле или стоя, руки на пояс.

1 - наклонить туловище влево, голову повернуть направо, правую руку за голову - выдох;

2 - и.п. - вдох;

3 - наклонить туловище вправо, голову повернуть налево, левую руку за голову - выдох;

4 - и.п. - выдох.

Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

Расслабление мышц

В конце дня целесообразно включать упражнения на растяжение и расслабление с элементами аутотренинга и

сопровождать их тихой, спокойной музыкой.

И.п. - сидя на стуле, ноги вытянуты. Поставить пятки на пол - вдох. 1-3 - последовательно расслабить мышцы

туловища, рук, ног - выдох; 4-и.п. -вдох. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

Упражнение для снятия утомления мышц туловища

1. И.п. - о.с. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, - вдох. Вернуться в и.п. - выдох. То же другой ногой.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.

1-2 - развести локти в стороны, сводя лопатки, - вдох; 3-4 - и.п. - выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). 1-2 - колени развести в стороны, руки

вперед или в стороны;

3-4 - • медленно вернуться в и.п.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам. Вращение рук в плечевых суставах назад.

5. И.п. - то же. Наклоны корпуса вперед с прямой спиной.

6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

7. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх - вдох. Вернуться в и.п. - выдох.

9. И.п. - стойка ноги врозь, руки за спину. Наклоны корпуса вправо и влево на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове

мешочек с песком. Вес мешочка может быть разным - в зависимости от возраста и тренированности учащихся.

11. И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - повернуть туловище направо;

2 - повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными.

Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Упражнение

для

мобилизации

внимания

И.п.-о.с.

1 - правую руку на пояс;

2 - левую руку на пояс;

3 - правую руку к плечу;

4 - левую руку к плечу;

5 - правую руку вверх;

6 - левую руку вверх;

7-8 - хлопки руками над головой;

9 - опустить левую руку к плечу;

10 - правую руку к плечу;

11 -левую руку на пояс;

12 - правую руку на пояс;

13 - опустить левую рук вниз;

14 - опустить правую руку вниз. 15-16 - хлопки руками по бедрам.

Повторить 4-6 раз. Темп: 1 раз - медленный; 2-3 раза - средний; 3-4 раза - быстрый; 1-2 раза - медленный.

Корригирующие

упражнения

для

формирования

правильной осанки

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок

приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за голову.

4. Ходьба на пятках, руки на пояс.

5. Ходьба на наружном своде стопы, пальцы сжаты, руки на пояс, локти отведены назад.

.

Упражнения

для

снятия

утомления

с

мелких

мышц

кисти

И.п. - сидя, руки вверх.

1 - сжать кисти в кулак;

2 - разжать кисти.

Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение

«На

корточках»

Это упражнение облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на

корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой

позе 1 мин..

Упражнения

для

снятия

утомления

Данные упражнения, предложенные И.А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой

нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней.

Мускулы плеч и грудь напряжены. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете

из окна. Всего 10-15 сек. - и стало жарко. Повторить 3 раза.

2. Сложить руки в «замок», обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не

сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно - так, чтобы было приятно. Держать 10-

15 сек.

3. Растереть ладонями уши - вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх - вниз, вперед - назад. При

этом «поцокать» языком, как лошадка. Выполнять 15-20 сек.

4. «Ворона». Произносить: «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и

маленький язычок. Повторить 6 раз. Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.

5. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до

маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее!

Выполнять 10-15 сек. 6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! Повторить 6 раз

Физкультминутки на уроках

Комплекс 1. Мы считали

(Для

урока

математики)

Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.

Ручками

похлопали,

раз-два-три.

Ножками

потопали,

раз-два-три.

И еще потопали и дружней похлопали.

Сели, встали, сели и друг друга не задели,

Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.

Упражнения

Методические указания

1

2

1. И.п.: сидя за партой, руки на пояс. 1-4 -

одновременные

круговые движения плечами назад.

Выполнить 1-2 раза. Темп медленный 2. И.п.: о.с.

1-3 - руки через стороны вверх, подтянуться, 2

хлопка над головой; 4 - и.п.; 5-7 - три притопа.

Выполнить

2-3

раза.

Темп средний

Улучшает вентиляцию легких. Голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, дыхание

Способствует глубокому дыханию. Выполняя хлопки, смотреть на руки. Выполняя притопы, сле

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 - присед,

руки вперед ладонями вниз - выдох; 2 - и.п. -вдох.

Выполнить 2-3 раза. Темп средний 4. И.п.: сидя за

партой, руки вниз. 1 - руки через стороны вверх,

смотреть на пальцы - вдох; 2 - руки через стороны

вниз, расслабиться - выдох. Выполнить 2 раза. Темп

медленный

Направление на формирование правильной осанки. Приседая, спина пряма. Смотреть вперед, сохраняя равновесие

Направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы

Комплекс 2. Паучок

(Рекомендуется для урока чтения)

Паучок на лавку упал. Нечаянно лапку сломал.

В городскую лавку сходил и другую лапку купил. Ты смотри, паучок, не зевай, больше себе лапок не

ломай.

Комплекс выполняется в легком плясовом ритме. Дети произносят нараспев последнюю фразу.

Упражнения

Методические указания

]

2

1. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 — локти

в стороны; 2 и.п.; 3—-4 то же; 5 —

упор присев; 6 — и.п. Выполнить 1 — 2 раза. Темп

средний 2. И.п.: стоя на правой ноге, левая согнута в

колене, руки на пояс. 1—2 — легкие пружинистые

подскоки на правой; 3— 4— то лее на левой со

сменой положения ног. Выполнить 8-10 раз. Темп

средний 3. И.п.: стойка ноги вместе, руки за голову.

1 — левую вперед на пятку; 2 — левую назад на

носок; 3—4 — в и.п., два притопа; 5—8 — то же, с

правой. Выполнить 4 раза. Темп средний

Направлено на формирование правильной осанки. Выполняя упор присев, спину держать прямо

Способствует формированию чувства равновесия. Подскоки выполняются мягко, туловище вперед не наклонять

Имитация танцевальных движений

Комплекс 3

(Рекомендуется для урока чтения)

1. И.п.: сидя за партой, руки вниз. 1 — руки к плечам; 2 — руки вверх, потянуться, посмотреть на

кисти — вдох; 3 — руки к плечам; 4 — и.п., расслабиться — выдох.

2. И.п.: о.с. 1 — руки вверх, левую назад на носок; 2 — и.п.; 3—4 — то же, но правую назад.

3. И.п.: о.с, руки вперед. 1 — поворот налево, левую руку в сторону-назад, посмотреть на пальцы; 3

—4 — то же, с поворотом направо. Выполнить 2—4 раза. Темп медленный.

Комплекс способствует обучению правильному глубокому дыханию, формированию правильной

осанки.

Комплекс 4. Лошадки

(Рекомендуется для урока письма)

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни.

По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

Упражнения

Методические указания ■

1

2

1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз.

1—4 — поочередное продвижение вперед то левой,

то правой руки с одновременным сгибанием и

разгибанием пальцев. Выполнить 2—4 раза. Темп

медленный 2. И.п.: то же. 1 — ладони ииерх; 2 —

и.п.; 3—4 — то же 3. И.п.: то же. 1—3 — сгибание 11

разгибание пальцев; 4 — пауза

Дети произносят последнюю фразу

Упражнения № 1, 2, 3 выполняются легко и энергично Направлено на формирование правильной осанки

4. И.п.: о.с. 1—2 — одновременные круговые

движения рук назад; 3-4 — то же, поочередно то

правой, то левой рукой 5. И.п.: стойка ноги врозь,

наклон вперед, руки вниз. Маятникообразные

движения рук слева направо и справа налево.

Выполнить 4 раза. Темп медленный

Направлено на расслабление мышц

Выполнять маятникообразные движения. Имитировать полоскание белья

Комплекс 5. Маятник

(Рекомендуется для урока письма)

1. И.п.: о.с, руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2. И.п.: о.с, правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем

наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.

Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.

Комплекс 6. Жук

(Рекомендуется для урока письма)

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

Упражнения

Методические указания

1

2

1. И.п.: сидя за партой, руки на парте ладонями вниз

Дети произносят последнюю фразу. Каждое упражнение

1-4 — сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять

руки вверх, развести пальцы веером; 5—8 — и.п. 2.

И.п.: о.с, руки в стороны. 1 — наклон влево;

переступая ногами; 2 — то же, вправо

3. И.п.: стойка ноги врозь, наклон вперед„.руки вниз.

1—3 -одновременные маятнико-образные движения

рук слева направо и справа налево; 4 — и.п.

выполнить 2—4 раза. Темп средний

Имитирует полет жука. Следить за осанкой. Произношение звуков «жу-жу-жу» способствует глубокому выдоху Направлено на расслабление мышц

Комплекс 7

(Рекомендуется для урока чтения)

Упражнения

Методические указания

1. И.п.: сидя за

партой, руки к

плечам. 1—3 —

одновременные

круговые движения

руками назад; 4 —

и.п.

Направлено на формирование правильной

осанки. Дыхание равномерное, круговые

движения выполнять с полной амплитудой

2. И.п.: стойка ноги врозь, руки

к

плечам. 1 — поворот налево;

2

— и.п.; 3—4 — то же, направо

3. И.п.: о.с, руки на пояс.

1

—3 — медленно присесть; 4 —

вернуться в и.п.

Комплекс 8 Физкульт-привет!

(Рекомендуется для урока математики)

На болоте две подружки, две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Ножками топали, ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт-привет!

Упражнения

Методические указания

1

2

1. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. 1-4

сгибание и разгибание рук. Выполнить 2 раза.

Темп медленный 2. И.п.: о.с, руки на пояс. 1 —

наклон вперед, прогнуться; 2 — и.п. Выполнить 2

раза. Темп средний 3. И.п.: о.с. 1—3 — три шага на

месте; 4—6 три хлопка перед грудью. Выполнить

2—4 раза. Темп средний 4. И.п.: стойка ноги врозь,

руки за спину. 1 — наклон влево; 2 — то же, вправо

5. И.п.: о.с. Произнести приветствие, подняв руки

вверх, соединив ладони. 1 раз

Следить за осанкой, локти не опускать

При наклонах смотреть вперед

Шаги на месте, высоко поднимая колени

Имитирует качание маятника

Следить за осанкой, ноги прямые

Комплекс 9

(Рекомендуетпся для урока математики)

Буратино потянулся. Раз — нагнулся. Два — нагнулся. Руки в стороны развел, ключик, видно, не

нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Упражнения

Методические указания

1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1 — локти

вверх; 2 — и.п. Выполнить 2—4 раза 2. И.п.: ох. 1 —

наклон к левой, коснуться пальцами пола; 2 — и.п.;

3 — то же к правой; 4 — и.п. Выполнить 2—4 раза. 3.

И.п.: о.с. 1 — руки в стороны; 2 — и.п. Выполнить

2—3 раза 4. И.п.: о.с. 1 — встать на носки, руки

вверх, посмотреть на пальцы — вдох; 2 — и.п. —

выдох. Выполнить 2 — 3 раза

Направлено на формирование правильной осанки. Плечи отвести назад Вдох делать в и.п., выдох — в наклоне. Ноги прямые

Упражнения 3 и 4 способствуют глубокому дыханию

Комплекс 10. Елочка

(Рекомендуется для урока математики)

Елочки зеленые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.

Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.

Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.

Упражнения

Методические указания

1

2

1. И.п.: о.с, руки вверх. 1—2 — плавные движения

рук слева направо и справа налево; 3 — наклон

вперед, руки вниз;

Направлено на расслабление мышц рук. Следить за осанкой

4 — и.п. Выполнить 2 раза. Темп медленный 2. И.п.:

стоика ноги врозь. 1—3 — пружинистые наклоны

вперед прогнувшись, руки в стороны — выдох; 4 —

и.п. 3. И.п.: левая перед правой, руки на пояс. 1—4 —

прыжки на двух; 5—8 — то же со сменой положения

ног. 8 прыжков. Темп средний 4. И.п.: о.с, руки в

стороны. 1 — присед, руки за голову; 2 — и.п.

Выполнить 4 раза. Темп средний

Ноги прямые, смотреть вперед, дыхание не задерживать

Направлено на укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Прыжки выполнять легко, мягко приземляясь

Формирование правильной осанки. В приседе спина прямая, колени слегка разведены

Комплекс 11

(Рекомендуется для урока чтения)

Упражнения

Методические указания

1

2

1. И.п.: сидя за партой, руки за голову, пальцы в

замок. 1—2 — руки ладонями вверх, посмотреть на

кисти — вдох; 3—4 ■— и.п. — выдох. Выполнить 3

—4 раза. Темп медленный 2. И.п.: стойка ноги врозь,

руки на пояс. 1 — наклон вправо, левую руку вверх;

2 — и.п.; 3—4 — то же, влево. Выполнить 3—6 раз.

Темп средний 3. И.п.: стойка ноги врозь, руки на

пояс. 1 — поворот влево, руки в стороны; 2 — и.п.; 3

—4 — то же, вправо. Выполнить 4—6 раз. Темп

средний

Формирование правильной осанки, улучшение вентиляции легких

Спина прямая, вперед не наклоняться, дыхание не задерживать

Следить за осанкой

Комплекс 12. Веселые матрешки

(Рекомендуется для урока чтения)

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

На ногax у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

Упражнения

Методические указания

1

2

И.п.: о.с, руки на пояс

. Счет 1—8 — 1 — поворот налево; 2 — и.п.; 3—4 —

то же, направо Счет 9—1 — и.п., руки перед грудью,

правое предплечье над левым. 1 — левую вперед на

пятку; 2—3 — покачать носком слева направо; 4 —

и.п. Счет 12—16 — то же, со сменой ног Счет 1—2

— два хлопка слева; 3—4 — то же, справа

Дети повторяют слова (поют) вместе с учителем. Следить за осанкой

Движения легкие, плясовые. Дыхание свободное

Комплекс 14

(Рекомендуется для урока письма)

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики, как солнечные зайчики прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.

Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

Упражнения

Методические указания

1

2

1. И.п.: сидя за партой, руки на парте. 1—4 —

поочередное сгибание и разгибание пальцев рук.

Выполнить 4—6 раз. Темп медленный

Дети произносят последнюю фразу. Упражнения 1 и 2 направлены на отдых пальцев рук

2. И.п.: то же. 1—4 — продви-

жение рук вперед с одновремен-

ным сгибанием и разгибанием

пальцев. Выполнить 6 раз. Темп

средний

3. И.п..: стойка нога врозь, руки

Следить за осанкой, дыхание

вверх. 1 — наклон влев, 2 — н.п.;

не задерживать

3—4 — то же вправо. Вышшить

4 раза. Темп медленный

4. И.п.: о.с., руки на пояс. 1 -

Спина прямая, смотреть впе-

присед — выдох; 2 — и.п. ,вдох;

ред

3—4 — то же вправо. Выполнить

4 раза. Темп медленный

Комплекс 15. Пловцы

(Рекомендуется для урока письма)

1. Счет 1—4 (имитация движений плавания брассом).

2. И.п.; стойка ноги врозь, руки, согнутые в локтях, прижаты к туловищу

ладонями вниз. 1 — руки вперед; 2-— руки в стороны; 3—4 — и.п. Выполнить

4 раза.

3. Счет 5—8 (имитация движений плавания кролем)!

4. И.п.: о.с. 1—4 — попеременные круговые движения рук вперед. 4 раза.

5. И.п.: о.с. 1—4 — одновременные круговые движения рук вперед. Выполнить

4 раза.

6. И.п.: о.с. 1 — присед, руки через стороны вверх; 2 — и.п. Выполнить 4 раза.

7. И.п.: о.с, руки вперед. 1 — поворот налево, имитируя хлопки по воде; 2 —

и.п. Выполнить 4 раза.

Комплекс 16. Зайчик

(Рекомендуется для урока письма)

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, на

носочки поднимись. Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

Упражнения

Методические указания

1

2

1. И.п.: сидя за партой, руки согнуты в локтях,

большие пальцы прижаты к вискам (как ушки у

зайчика). Сгибание и разгибание пальцев рук.

Выполнить 4 раза. Медленно 2. И.п.: о.с. 1 — руки

через стороны вверх, подняться на носки — вдох; 2

— и.п. — выдох. 2—4 раза. Темп медленный 3.

И.п.: о.с, прыжки на двух ногах. Выполнить 8

прыжков. Темп средний

4. И.п.: стойка йоги врозь, руки на пояс. 1 — присед;

2 — и.п.; 3 — правую вперед на пятку, хлопок; 4 —

и.п.; 5—8 — то же, но левую вперед, хлопок.

Выполнить 4 раза. Темп средний

Можно выполнять с поворотом головы налево-направо

Для формирования правильной осанки, улучшения вентиляции легких. Плечи развести, дыхание не задерживать Направлено на укрепление мышц ног. Туловище вперед не наклонять, приземляться мягко на носки Во

время приседа туловище держать прямо

Чтобы нам не уставать

Вновь у нас физкультминутка, наклонились ну ка, ну ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтобсидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем,

Вправо, влево, раз и два,

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Вы устали?

Вы, наверное устали?

Ну тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

Для дошколят:

Пароход

По реке большой плывет белый белый пароход

.( пальчики соединяем, показывая нос парохода)

Рыбу ловит рыболов

(показываем зажатую в руках удочку)

Чайки смотрят на улов.

(Показываем полет чаек взмахами рук)

Пальчики

Пальцы спрячу я в ладошку,

(сжали руки в кулачки)

Раз, они открылись

(пальчики выпрямились, показались)

Крышу сделали для дома,

(соединяем пальцы обеих рук, показываем крышу для дома)

В кулачок сложились.

(складываем пальцы в кулачок)

Кошка

На крылечке у окошка,

Тихо дремлет наша кошка.

(сложили ладошки и поднесли их к щеке,

закрыли глаза)

Солнце греет спинку, лапки,

А на лапках есть царапки.

(выпрямили спинку, прогнулись,

показали «лапки», показали «когти царапки»)

Птички большие и маленькие

Через поле, через лес,

Пролетают птички,

Птички невелички,

Маленькие птички.

(взмахи кистей рук)

А за ними, раз и два,

Аист два больших крыла.

Машет раз, потом другой,

Высоко над головой.

(взмахи руками вверх, вниз)



В раздел образования