Автор: Румянцева Елена Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: г.Балахна, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимная деятельность музыкального руководителя и воспитателя ДОУ, направленная на введение детей в мир музыки."
Раздел: дошкольное образование
Взаимная деятельность музыкального руководителя и воспитателя ДОУ,
направленная на введение детей в мир музыки.
Организованная педагогами регламентированная временными рамками
музыкальная
деятельность
детей
(занятия,
праздники,
развлечения)
имеет
основополагающее
значение,
поскольку
именно
в
данной
форме
организации
ребенок
вводится
педагогами
в
мир
музыки,
закладываются
основы
его
музыкальной
культуры.
Организованная
деятельность
предусматривает
активное
участие
в
музыкальном
занятии
и
музыкального
руководители,
и
воспитателя.
Безусловно, при доминирующей роли первого. Поэтому в подготовке музыкального
занятия также участвуют двое; музыкальный руководитель вместе с воспитателем. К
занятию воспитателю рекомендуется делать зачин в группе, где происходит какая-
либо занимательная для детей игровая ситуация, в ходе которой все совместно
решают,
что
возникшую
проблему
сможет
разрешить
лишь
музыкальный
руководитель. Все с интересом отправляются в зал, поскольку у детей сформирована
мотивация
к
предстоящему
занятию.
В
группе
выделяется
совместная
с
воспитателем
музыкальная
деятельность
и
самостоятельная
деятельность
детей.
Совместная с воспитателем музыкальная деятельность детей проходит в группе в
разнообразных
формах:
в
процессе
игр
(сюжетно-ролевых
с
использование
музыкального
репертуара,
хороводных,
музыкально-дидактических,
музыкально-
творческих
и
др.);
в
процессе
слушания
знакомых
произведений;
в
процессе
различных упражнений по моделированию содержания, характера музыки, средств
музыкальной выразительности. Воспитатель включает музыку во время утреннего
прихода детей, во время режимных моментов, перед сном. Включение музыки в
различные режимные моменты позволяет сделать повседневную жизнь детей ярче,
красочнее,
многогранней.
Подбор
музыки
требует
профессиональных
знаний,
поэтому он должен осуществляться музыкальным руководителем.
Во время прогулок в теплое время года воспитатель проводит подвижные
игры
с
пением.
Возможно
инсценирование
детьми
знакомых
песен.
Перед
проведением подвижных игр ведущего обычно выбирают с помощью считалки.
Воспитатель
может
предложить
не
проговаривать,
а
петь
считалку,
сочиняя
ее
мелодию самостоятельно.
Самостоятельная музыкальная деятельность побуждается пособиями,
сделанными воспитателем по рекомендации музыкального руководителя. Пособия
группы дублируют пособия музыкального зала, но так же в группе могут быть
пособия, которые имеют самостоятельное значение.
Для осуществления единства организованной и нерегламентированной
музыкальной
деятельности
музыкальный
репертуар,
осваиваемый
на
занятиях,
переносится в группу. Этот перенос обеспечивается музыкальным руководителем
(запись музыки и создание файловой папки).
От педагогов ДОУ, от их умения правильно организовать введение детей в
пространство музыкальной культуры во многом зависит отношение детей к музыке.
Большая
роль
отводится
воспитателю.
От
его
профессионализма,
эстетических
устремлений и вкусов, способности к творческому поиску зависит создание в группе
атмосферы, наиболее благоприятной для творческого развития детей.
Рассмотрим взаимную деятельность педагогов ДОУ, направленную на введение
детей
в
пространство
музыкальной
культуры,
опираясь
на
общепринятые
педагогические функции.
Информационная функция педагогов: музыкальную информацию музыкальный
руководитель передает детям, исполняя музыкальные произведения и поясняя их
эмоционально-образное содержание на понятном детям языке. Воспитатель может
закрепить
музыкальные
впечатления
детей,
прослушивая
с
ними
в
записи
произведения,
звучавшие
на
занятиях.
Такое
повторное
слушание
не
требует
развернутой беседы о музыке, а предполагает лишь краткое напоминание ярких
характеристик отдельных тем, музыкальных образов. Во время слушания в группе
дети
испытывают
радость
узнавания,
лучше
запоминают
музыку
и
имена
композиторов,
могут
неоднократно
переживать
те
эмоциональные
состояния,
в
которые их погружает музыка.
Слушание музыки в группе может сопровождаться движениями - пластическими,
танцевальными, образно-игровыми, с помощью которых дети пытаются выразить
свое эмоциональное состояние, свое отношение к произведению.
Развивающая функция педагогов: педагоги должны развивать способности
детей,
стимулировать
их
творческие
проявления.
Они
обогащают
детей
музыкальными впечатлениями, развивают их музыкальные способности, побуждают
детей обобщать, сравнивать, придумывать варианты, создавая проблемные ситуации
на занятиях и в повседневной жизни. Музыкальное развитие детей будет успешным,
если
в
детском
саду
проводятся
различные
виды
занятий
–
доминантные,
тематические, комплексные, интегрированные. Воспитатель помогает музыкальному
руководителю
подготовить и провести различные виды музыкальных занятий.
Особенно важна его роль на комплексных занятиях. Только воспитатель
может
подсказать
на,
какие
знания
и
умения
детей
в
изобразительной
деятельности,
художественном слове следует опереться.
Мобилизующая функция педагогов: педагог должен уметь воздействовать на
эмоционально-волевую
сферу
личности
ребенка
наиболее
рациональным
путем,
мотивировать
ребенка
на
музыкальную
деятельность,
использовать
игровые
методические
приемы,
творческие
задания.
Педагог
должен
быть
сам
увлечен
музыкой,
знать
музыкальный
репертуар,
интересные
сведения
о
музыке,
уметь
передать
детям
свое
увлечение
музыкой,
уметь
в
увлекательной
форме
организовывать слушание произведений, самостоятельную деятельность детей