Напоминание

"Взаимная деятельность музыкального руководителя и воспитателя ДОУ, направленная на введение детей в мир музыки."


Автор: Румянцева Елена Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: г.Балахна, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимная деятельность музыкального руководителя и воспитателя ДОУ, направленная на введение детей в мир музыки."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимная деятельность музыкального руководителя и воспитателя ДОУ,

направленная на введение детей в мир музыки.

Организованная педагогами регламентированная временными рамками

музыкальная

деятельность

детей

(занятия,

праздники,

развлечения)

имеет

основополагающее

значение,

поскольку

именно

в

данной

форме

организации

ребенок

вводится

педагогами

в

мир

музыки,

закладываются

основы

его

музыкальной

культуры.

Организованная

деятельность

предусматривает

активное

участие

в

музыкальном

занятии

и

музыкального

руководители,

и

воспитателя.

Безусловно, при доминирующей роли первого. Поэтому в подготовке музыкального

занятия также участвуют двое; музыкальный руководитель вместе с воспитателем. К

занятию воспитателю рекомендуется делать зачин в группе, где происходит какая-

либо занимательная для детей игровая ситуация, в ходе которой все совместно

решают,

что

возникшую

проблему

сможет

разрешить

лишь

музыкальный

руководитель. Все с интересом отправляются в зал, поскольку у детей сформирована

мотивация

к

предстоящему

занятию.

В

группе

выделяется

совместная

с

воспитателем

музыкальная

деятельность

и

самостоятельная

деятельность

детей.

Совместная с воспитателем музыкальная деятельность детей проходит в группе в

разнообразных

формах:

в

процессе

игр

(сюжетно-ролевых

с

использование

музыкального

репертуара,

хороводных,

музыкально-дидактических,

музыкально-

творческих

и

др.);

в

процессе

слушания

знакомых

произведений;

в

процессе

различных упражнений по моделированию содержания, характера музыки, средств

музыкальной выразительности. Воспитатель включает музыку во время утреннего

прихода детей, во время режимных моментов, перед сном. Включение музыки в

различные режимные моменты позволяет сделать повседневную жизнь детей ярче,

красочнее,

многогранней.

Подбор

музыки

требует

профессиональных

знаний,

поэтому он должен осуществляться музыкальным руководителем.

Во время прогулок в теплое время года воспитатель проводит подвижные

игры

с

пением.

Возможно

инсценирование

детьми

знакомых

песен.

Перед

проведением подвижных игр ведущего обычно выбирают с помощью считалки.

Воспитатель

может

предложить

не

проговаривать,

а

петь

считалку,

сочиняя

ее

мелодию самостоятельно.

Самостоятельная музыкальная деятельность побуждается пособиями,

сделанными воспитателем по рекомендации музыкального руководителя. Пособия

группы дублируют пособия музыкального зала, но так же в группе могут быть

пособия, которые имеют самостоятельное значение.

Для осуществления единства организованной и нерегламентированной

музыкальной

деятельности

музыкальный

репертуар,

осваиваемый

на

занятиях,

переносится в группу. Этот перенос обеспечивается музыкальным руководителем

(запись музыки и создание файловой папки).

От педагогов ДОУ, от их умения правильно организовать введение детей в

пространство музыкальной культуры во многом зависит отношение детей к музыке.

Большая

роль

отводится

воспитателю.

От

его

профессионализма,

эстетических

устремлений и вкусов, способности к творческому поиску зависит создание в группе

атмосферы, наиболее благоприятной для творческого развития детей.

Рассмотрим взаимную деятельность педагогов ДОУ, направленную на введение

детей

в

пространство

музыкальной

культуры,

опираясь

на

общепринятые

педагогические функции.

Информационная функция педагогов: музыкальную информацию музыкальный

руководитель передает детям, исполняя музыкальные произведения и поясняя их

эмоционально-образное содержание на понятном детям языке. Воспитатель может

закрепить

музыкальные

впечатления

детей,

прослушивая

с

ними

в

записи

произведения,

звучавшие

на

занятиях.

Такое

повторное

слушание

не

требует

развернутой беседы о музыке, а предполагает лишь краткое напоминание ярких

характеристик отдельных тем, музыкальных образов. Во время слушания в группе

дети

испытывают

радость

узнавания,

лучше

запоминают

музыку

и

имена

композиторов,

могут

неоднократно

переживать

те

эмоциональные

состояния,

в

которые их погружает музыка.

Слушание музыки в группе может сопровождаться движениями - пластическими,

танцевальными, образно-игровыми, с помощью которых дети пытаются выразить

свое эмоциональное состояние, свое отношение к произведению.

Развивающая функция педагогов: педагоги должны развивать способности

детей,

стимулировать

их

творческие

проявления.

Они

обогащают

детей

музыкальными впечатлениями, развивают их музыкальные способности, побуждают

детей обобщать, сравнивать, придумывать варианты, создавая проблемные ситуации

на занятиях и в повседневной жизни. Музыкальное развитие детей будет успешным,

если

в

детском

саду

проводятся

различные

виды

занятий

доминантные,

тематические, комплексные, интегрированные. Воспитатель помогает музыкальному

руководителю

подготовить и провести различные виды музыкальных занятий.

Особенно важна его роль на комплексных занятиях. Только воспитатель

может

подсказать

на,

какие

знания

и

умения

детей

в

изобразительной

деятельности,

художественном слове следует опереться.

Мобилизующая функция педагогов: педагог должен уметь воздействовать на

эмоционально-волевую

сферу

личности

ребенка

наиболее

рациональным

путем,

мотивировать

ребенка

на

музыкальную

деятельность,

использовать

игровые

методические

приемы,

творческие

задания.

Педагог

должен

быть

сам

увлечен

музыкой,

знать

музыкальный

репертуар,

интересные

сведения

о

музыке,

уметь

передать

детям

свое

увлечение

музыкой,

уметь

в

увлекательной

форме

организовывать слушание произведений, самостоятельную деятельность детей



В раздел образования