Напоминание

"Хохломское искусство и детское творчество в ДОУ"


Автор: Родионова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №9
Населённый пункт: город Вичуга Ивановской области
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Хохломское искусство и детское творчество в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Хохломское народное искусство и

детское творчество в ДОУ

На основе знакомства с народным творчеством Хохлома, дети учатся понимать прекрасное,

усваивать эталоны красоты (словесные, художественные, музыкальные). Рассматривая произведения

декоративно-прикладного искусства , дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких

жизнерадостных цветов. Богатство и разнообразие видов и мотивов, проникаются уважением к народному

мастеру, создавшему их, а также стремление самим научиться создавать прекрасное.

Хохломское искусство, по своим мотивом близко к природе. Восхищение природой, её гармонией,

сравнение - нужно наблюдать с детьми. Также как и взрослый ребёнок должен увидеть красоту искусства,

красоту узора, красоту формы. Понять, чтобы объяснить свой замысел в рисунке.

Чтобы понять и объяснить народное искусство, его нужно почувствовать душою. Большое значение в

представлении о праздниках, традициях русского народа нам дают предметы, атрибуты праздников с

которыми сталкиваются дети. Однако воспитывать с раннего детства на одних только предметах мало,

дети должны являться участниками тех весёлых событий, праздника, досуга на котором можно понять и

ощутить прямое влияние народных традиций. Не нужно также забывать использование песен, потешек,

закличек т.е. того, что учит осознавать русскую культуру и её быт.

Поэтому можно и нужно сказать, что воздействие на ребёнка должно быть комплексным. В наш век

развитых технологий очень много различной информации, которая окружает и поглощает ребёнка, но

информации о культурных ценностях, о народных промыслах, об истории русского фольклора, имеющей

огромное влияние на становление личности, слышится очень мало. Поэтому перед воспитателем стоит

очень важная задача приобщение детей, начиная с раннего возраста, к традициям народной культуры. В этом

случае строить свою работу с детьми необходимо, исходя из принципа систематичности планомерности,

включая различные аспекты народного искусства в повседневную жизнедеятельность детей.

Считается, что народное искусство обладает душой ребёнка, поэтому оно так близко и понятно детям.

Народное искусство должно играть важнейшую роль в эстетическом воспитании детей. Необходимо

развивать чувство вкуса, чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства,

памятники истории, красоту и богатство родной природы. Включение ребёнка в различные виды

художественной деятельности, основанные на материале народного творчества,- одно из главных условий

полноценного эстетического воспитания ребёнка и его художественно-творческих способностей.

Хохломская роспись близка детям своей эмоциональностью, поэтичностью. Как всякое большое искусство,

хохлома воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой

личности. Расписные Хохломские столы, стулья, ковши и чаши - часто входят в наш быт и формируют у детей

художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал

личности. Хохлома этим и ценна, что каждый раз, создавая один и тот же рисунок, ребёнок всегда вносит

что-то новое в узор.

Декоративное рисование дети начинают осваивать со второй младшей группы, обучаясь простейшим

приёмам создания декоративной композиции на простой форме. Знакомя детей с произведениями

декоративного искусства педагог учит детей видеть узор, ритм его элементов, своеобразие цветовой

композиции. Сначала перед занятиями педагог предлагает рассмотреть предметы народного хохломского

искусства. Затем на занятии учит рисовать элементы узора, ритмично чередуя его на полоске, круге,

квадрате и т.д.

Усвоение элементов узора является вместе с тем усвоением какого-либо технического навыка, так как

дети каждый элемент повторяют несколько раз,

упражняются в его выполнении.

В декоративном рисовании большое значение имеет восприятие детьми образца, когда они

рассматривают узор в целом.

Показ способов действия нужен в том случае, когда дети осваивают новый технический приём.

Образец должен использоваться на занятиях творчески.

В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого

рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы

узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы,

предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы.

Педагог в ДОУ ставит перед собой следующие задачи обучения хохломскому искусству:

-Ознакомить с хохломской росписью и приёмами её выполнения

-Осваивать основные виды хохломского орнамента(травка, пряник, под фон, кудрина)

-Учить рисовать лёгкими формообразующими движениями с разной степенью нажима на кисть

-Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику хохломской росписи

-Развивать самостоятельность и творческую активность

-Развивать у детей эстетические чувства и предпосылки чувства патриотизма

-Воспитывать самостоятельность и активность

Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет

эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают

свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, воспитатели детских садов сами должны любить и

понимать народное искусство.

Таким образом, успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование

произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы,

которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию

детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.



В раздел образования