Авторы: Богачева Ирина Викторовна, Самбекова Ольга Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №279
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Использование музыкотерапии в коррекционно- развивающей работе с детьми ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Cтатья "Использование музыкотерапии в коррекционно-
развивающей работе с детьми ОВЗ"
Музыкальный руководитель - Богачева И.В., воспитатель - Самбекова О.Ю.
Музыкальное
развитие
является
важной
составляющей
фундаментального
воспитательного процесса. В последнее время всё больший интерес вызывают
нетрадиционные
формы
работы,
а
также
сочетания
традиционных
и
нетрадиционных
подходов
в
воспитании,
одним
из
нетрадиционных
методов
является музыкотерапия.
Несомненно, актуальна и значима музыкотерапия для детей с ограниченными
возможностями,
которая
не
только
развивает
музыкальные
способности,
формирует эстетический вкус, но и является жизненно важным компонентом
воздействия музыки на организм ребенка.
Музыкальная терапия с успехом используется в коррекционной работе с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья. Она помогает выйти на контакт
с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само
общение
с
музыкой
изменяет
ребёнка
изнутри,
делает
его
мир
богаче,
разнообразнее.
Использование
музыкальной
терапии
для
восстановления,
укрепления
и
сохранения
здоровья
детей
с
проблемами
в
развитии
даёт
возможность
для
реабилитации
каждого
ребёнка-дошкольника,
создаёт
условия
для
самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.
Различают
три
основные
формы
музыкотерапии: рецептивная,
активная,
интегративная.
Рецептивная
музыкотерапия
(пассивная)
отличается
тем,
что
ребенок
в
процессе
занятия
не
принимает
в
нём
активного
участия,
занимая
позицию
простого слушателя. Он прослушивает различные музыкальные композиции, либо
вслушивается в различные звучания, отвечающие состоянию его психического
здоровья.
Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.
Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала
возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный
тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Марш деревянных
солдатиков», «Камаринская», П. Чайковского)
Расторможенные
(гиперактивные) дети
успокаиваются
музыкой
умеренного
темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга («Жаворонок»
И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан).
Дистоническим
детям,
у
которых
в
течение
дня
происходит
резкая
смена
эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая
музыка
спокойного
характера
с
акцентами,
повторяющимися
через
равные
интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена
года» «Подснежник» П.И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)
Активные методы музыкотерапии основаны на активной работе с музыкальным
материалом: вокалотерапия, кинезитерапия (танцтерапия, коррекционная ритмика,
психогимнастика, игровой самомассаж "су-джок") и инструментальная терапия.
Вокалотерапия - лечение пением.
Вокалотерапия
применяется
у
детей
с
нарушением
речи,
зрения,
задержкой
психического развития для коррекции психоэмоциональных состояний; у детей,
имеющих не высокую самооценку, низкую степень самоприятия, эмоциональную
лабильность,
сниженный
эмоциональный
тонус,
проблемы
в
развитии
коммуникативной сферы. Для улучшения эмоционального климата на занятии
используются валеологичесие песенки-попевки (Валеология – наука о здоровье
(от
лат. Valeo – здравствовать), они поднимают настроение,
задают позитивный
тон к восприятию окружающего мира.
Кинезитерапия - лечение через движение.
- Эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей,
двигательной активности;
- Стимулирует слуховое и речевое внимание и восприятие;
- Совершенствует пространственные представления;
- Нормализует нервную деятельность.
Одним
из
доступных
средств
адаптации
является танцевально-двигательная
терапия. Танцевально-двигательная терапия идеально подходит для физического
развития ребенка, помогает его психоэмоциональному становлению - формирует
образ
тела
и
способствует
улучшению
координации
движений,
моторики,
самоконтроля.
Танцтерапия
развивает
коммуникативные
навыки
и
творческие
способности ребенка, повышает уверенность в собственных силах и дает мощный
стимул для саморазвития и решения психологических и педагогических проблем.
Движения
под
музыку
не
только
оказывают
коррекционное
воздействие
на
физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования
таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
"Су джок - терапия"( "Су" – кисть, "Джок" – стопа) - возможности этой
терапии
позволяют
использовать
ее
и
как игровой
самомассаж
и
как
пальчиковую гимнастику.
"Су джок - терапия":
- повышает физическую и умственную работоспособность детей;
- способствует коррекции речевых нарушений у дошкольников;
-
позволяют
разминать,
массировать
пальчики
и
ладошки,
благоприятно
воздействуя на все внутренние органы;
- развивают речь ребенка, двигательные качества;
- повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию,
письму);
- соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым
интонированием;
- формируют образно-ассоциативное мышление.
Инструментальная терапия - это игра или музицирование на музыкальных или
шумовых инструментах.
Дети с отставанием
в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие
способности к игре на музыкальных инструментах.
У
детей
с
ДЦП
улучшается
сенсомоторная
функция,
чего
повышается
чувствительность подушечек пальцев рук - дети прикладывают больше усилий
для
того,
чтобы
научиться
работать
пальцами.
Музицируя
на
музыкальном
инструменте, они получают от этого огромное удовольствие.
Интегративная
музыкотерапия
наряду
с
музыкой
задействует
возможности
других
видов
искусства: изотерапия,
игровая
терапия,
театротерапия
и
сказкотерапия
Изотерапия
-
используется
для
психологической
коррекции
у
детей
с
невротическими и психосоматическими нарушениями.
Игровая
терапия-
способствует
развитию
коммуникативного
потенциала
и
социализации «особенных» детей.
Театротерапия
и
сказкотерапия-
это
один
из
способов
психолого-
педагогической помощи детям в управлении своим эмоциональным состоянием и
умении
регулировать
свое
поведение.
Это
разыгрывание
сказки
по
ролям,
разыгрывание и просмотр сценок с помощью разных видов театра; рисование по
сказкам.
Театрализованная
деятельность
самый
короткий
путь
эмоционального
раскрепощения
ребёнка,
снятие
зажатости,
обучение
чувствованию
и
художественному
воображению
–
это
путь
через
игру,
фантазирование,
творчество.
Применение метода музыкотерапии дает хорошие результаты в коррекционно-
развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ (ДЦП, задержка психического
развития, слабовидящие).
У детей с ДЦП значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается
тонкая
моторика.
Постепенно
координация
таких
детей
совершенствуется
в
зависимости от возможностей организма и тяжести заболевания.
В лечении детей больных аутизмом, музыкотерапия позволяет создать условия для
эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда уже все другие способы
исчерпаны.
Кроме того, у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается положительный
эмоциональный тонус.
Таким
образом,
использование
музыкотерапии
в
коррекционно-развивающей
работе с детьми ОВЗ является эффективным средством выявления нарушений и
коррекции личностного развития, коммуникативных и других психологических
проблем.