Автор: Мацкевич Светлана Гавриловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Начальная школа — детский сад №1″
Населённый пункт: Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "ИКТ как одна из форм развития качества организации образовательного процесса ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
ИКТ как одна из форм развития качества организации
образовательного процесса в ДОУ
Наш век, это век высоких компьютерных технологий. Человечество
вступило в новый этап своего развития — формируется информационное
общество, в котором информация и информационные процессы становятся
одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума.
Развитие
глобального
процесса
информатизации
общества
ведет
к
формированию не только новой информационной среды обитания людей, но
и
нового,
информационного
уклада
их
жизни
и
профессиональной
деятельности.
Информатизация
является
важнейшим
механизмом
реформирования
образовательной
системы,
направленным
на
повышение
качества,
доступности и эффективности образования и предъявляет новые требования
к педагогу и его профессиональной компетентности.
В
соответствии
с
Профессиональным
стандартом
педагога
среди
необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по
реализации программ дошкольного образования является владение педагогом
ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования,
реализации и оценки образовательной работы с детьми.
В
рассматриваемом
«Профессиональном
стандарте
педагога»
ИКТ-
компетентность рассматривается по трем составляющим:
• общепользовательская ИКТ-компетентность;
• общепедагогическая ИКТ-компетентность;
• предметно-педагогическая компетентность.
К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие
умения: фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же
навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными
носителями и почтой.
Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые
в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности,
организация образовательного процесса, написание программ развития детей,
создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение
консультаций, как для коллег, так и для родителей.
Требования к предметно-педагогическому компоненту выдвигаются в
зависимости
от
задач,
которые
ставит
перед
собой
педагог
в
процессе
образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной
проблеме и качественно ее использовать.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовательном
процессе
ДОУ
расширяет
возможности
внедрения
в
педагогическую
практику
новых
методических
разработок,
способствует
целенаправленному развитию информационной культуры детей, позволяет
повысить уровень взаимодействия педагогов с родителями и педагогами.
При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми.
Часто то, что трудно растолковать ребёнку на словах или показать на примере
в
реальной
жизни,
можно
легко
объяснить
и
продемонстрировать
в
иллюстрациях,
познавательных
видеороликах
и
аудиозаписях.
Так
демонстрация фотоматериала, видеофильмов дают возможность увидеть и
услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного
мира, а также совершить «путешествие» в историческое «прошлое», посетить
другую страну, музей, концертный зал и пр.
В
образовательной
деятельности
можно
активно
использовать
мультимедийную
аппаратуру,
ведь
создание
различных
мультимедийных
презентаций,
направлено
как
на
получение
новых
знаний,
так
и
на
закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой можно
предложить
им
просмотр
видеофрагмента
или
презентации,
а
при
закреплении
пройденного
материала
можно
использовать
дидактические
компьютерные игры.
В процессе обучения и воспитания детей
семья должна занимать
центральное
место,
но
зачастую
родители
выступают
в
качестве
наблюдателей, а не участников образовательного процесса.
Одной
из
причин
такого
отношения
является
неосведомленность
родителей воспитанников о структуре и основных направлениях работы,
низкий уровень педагогических знаний.
Значимость различных форм работы с родителями трудно переоценить.
На собраниях, семинарах, на «круглых столах» происходит знакомство и
налаживание контактов между работниками ДОУ и родителями.
Однако,
традиционные
формы,
работы
с
родителями
при
всех
их
положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
- ограниченное количество времени у родителей, как для посещения
родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
-
отсутствие
возможностей
для
своевременного
предоставления
необходимой информации родителям.
Компьютерные
технологии
становятся
неотъемлемой
частью
жизни
современных людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе
и в сферу образования. Внедрение современных ИКТ
позволяет сделать
просветительскую работу более продуктивной и эффективной.
Связь с родителями может осуществляться при помощи интернет сайта
учреждения или группы.
На
сайте
нашей
группы
родители
получают
информацию
и
практические советы:
-
организованы удалённые консультации;
- создана фотогалерея по прошедшим событиям (чем занимались дети
на занятиях);
- опубликованы текстовые заметки типа «Сегодня мы учились петь
песню «В лесу родилась ёлочка», и прикрепляется к ним аудиозапись и текст
песни, чтобы дома родители с ребёнком могли повторить эту песенку.
Также проводятся опросы для родителей, направленные на решение
общих проблем; организуются открытые обсуждения, чтобы родители могли
делиться своим мнением и опытом.
Средства
ИКТ
можно
использовать
для
оформления
наглядного
материала при проведении родительских собраний, практикумов, круглых
столов.
(просмотр
видеофильма
или
слайд-шоу
«Жизнь
группы»
перед
собранием) Родители становятся соучастниками образовательного процесса в
ДОУ.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя
позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование.
Информационные
технологии
значительно
расширяют
возможности
воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу
в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников,
организации
деятельности
воспитателя,
значительно
способствует повышению качества образовательного процесс.