Автор: Фетисова Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 152
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: конспект нод
Тема: "Путешествие по сказкам"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи с использованием
театрализации, в логопедической группе.
Воспитатель первой категории: Фетисова Елена Борисовна.
МБДОУ г.Иркутска Д/с №152.
«Путешествие по сказкам».
Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках,
создать у детей радостное, эмоциональное настроение.
Задачи:
1.
Дать
характеристику
героям
сказок,
формировать
художественно-речевые, исполнительские способности.
2.
Развивать интерес и любовь к сказкам, развивать связную
речь в процессе беседы и драматизации сказок, развивать воображение,
память, внимание, активизировать словарный запас.
3.
Воспитывать любовь к художественной литературе.
Материал к занятию: волшебный снежноцветик, сундучок с загадками,
маски, иллюстрации к сказкам: «12 месяцев», «Лисичка-сестричка и волк»,
«По щучьему веленью», «Мороз Иванович», «Мороз и заяц».
Методические приемы: беседа, загадки.
Предварительная
работа:
беседа
о
зиме,
рассматривание
картин
и
иллюстраций, чтение сказок, загадывание загадок.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята,
когда
я
сегодня
утром
шла
в
детский
сад,
я
встретила возле ворот тройку белых лошадей, запряженных в сани. А в санях
сидела женщина, вся белая, в белой шубе, в белой шапке.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Болокожа, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Воспитатель: О ком идет речь в этой загадке? Кто же эта царица?
Дети: Зима.
Воспитатель: А что за тройка белых лошадей?
Дети: Зимние месяцы.
Воспитатель: А как называются зимние месяцы? Давайте сыграем в
игру: я буду называть месяца времен года, а вы хлопните в ладоши, когда
услышите название зимнего месяца.
Игровое упражнение «Угадай какой это месяц».
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Зимние месяцы –
это…
Дети: Декабрь, январь и февраль.
1
Воспитатель: Первый месяц – это… (дети: декабрь), второй месяц –
это… (дети: январь), и третий месяц – (дети: февраль).
Воспитатель: Молодцы! Скажите сейчас начало, середина или конец
зимы?
Дети: Начало.
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: Декабрь.
Воспитатель: Ребята, скажите какая бывает зима?
Дети: Холодная, морозная, снежная, серебристая, сердитая, вьюжная,
суровая, красивая.
Воспитатель: А снег какой?
Дети: Холодный, искристый, пушистый, мерцающий, белый.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно. Пришла зима. А какие зимние
игры вы знаете?
Дети: Катание на санках и коньках, катание на лыжах, играть в снежки,
лепить в снеговика.
Воспитатель: Давайте встанем и немножко отдохнем.
Физминутка.
За окном у нас зима - (руки в стороны)
Стали белыми дома - (руки над головой в виде крыши)
Снег на улице идет – (поднимать и опускать прямые руки)
Дворник улицы метет –(покачивать опущенными руками влево-вправо)
Мы катаемся на санках – (присесть, руки вперед)
Пишем на катке круги – (руки за спину – повороты в стороны)
Ловко бегаем на лыжах – (двигать руками как при ходьбе на лыжах)
И играем мы в снежки – (имитировать метание).
Воспитатель: Отдохнули? Садимся.
Воспитатель:
Ребята,
царица
Зима
сказала
мне,
что
недавно
она
путешествовала по сказкам. И потеряла свой снежноцветик в одной из сказок.
А без него она не сможет замораживать реки, озера, не будет идти снег. А
какая зима без снега?!
И царица Зима попросила помочь найти ее снежноцветик. И еще она
дала мне во этот сундучок. И сказала открыть мне его вместе с вами.
Давайте посмотрим что в нем.
Воспитатель:
Ребята,
смотрите
здесь
сказочные
загадки.
Поможем
царице Зиме найти ее снежноцветик?
Дети: Да!
Воспитатель: А чтобы его найти, нам нужно попасть в сказку. Хотите
попутешествовать по сказкам?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Для того, чтобы попасть в сказку, нужно отгадать загадки
из сундучка. Ну что, отправляемся в путь по сказкам!
Воспитатель: Слушайте первую загадку.
Подснежников зимой достать
Велела неродная мать.
Так обижали сироту.
2
Так, вспомнили вы эту сказку ту?
Дети: 12 месяцев.
Воспитатель: Молодцы! Ребята о чем эта сказка?
Дети: О девочке, которую мачеха послала за подснежниками зимой.
Воспитатель: Зачем она послала ее зимой? Ведь зимой подснежников
нет.
Дети: Не любила мачеха девочку. У нее была дочка, которую она
любила.
Воспитатель: Какая мачеха по характеру? – (злая, коварная).
Воспитатель: А родная дочка какая? – (ленивая, злая).
Воспитатель: А падчерица? – (трудолюбивая: и стирала и готовила).
Воспитатель: Как мачеха сказала девочке, чтобы она шла в лес?
Мачеха: Сходила бы ты в лес, да набрала подснежников. Завтра твоя
сестра именинница.
Сестра: Если в лесу и пропадешь, так и плакать о тебе никто не станет.
Ступа и без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
Как звали главную героиню сказки?
Что ей нужно было найти в лесу?
А что она там увидела?
Почему мачехе так хотелось найти что-то в лесу?
Сколько времени девочка провела в лесу?
Были ли у мачехи свои дети? Сколько?
Кого и почему мачеха любила больше?
Что вас удивило в этой сказке?
Кто из героев показался вам самым положительным, добрым?
А самым отрицательным героем?
Получилось ли у девочки выполнить указ мачехи?
Какой самый юный месяц? А самый взрослый
Воспитатель: Чем закончилась сказка? – (девочка встретила 12 месяцев,
они помогли ей и она набрала подснежников).
Воспитатель: Молодцы! Теперь слушайте следующую загадку.
Хорошо сидеть на холке
У обманутого волка.
Битый по лесу ползет,
И небитого везет.
Дети: Лисичка-сестричка и волк.
Воспитатель: Молодцы! А о ком эта сказка? (о лисе и волке).
Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица).
Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый).
Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу? (опустить хвост в
прорубь).
Почему лиса обманула волка? (не хотела делиться рыбой).
Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и
относиться к ним по-доброму, тем более лиса и волк были приятелями.)
3
Воспитатель: Хорошо. Отправляемся в следующую сказку. Слушайте
загадку: Удивились сосны, ели:
Дятел, тише, не стучи!
Едет, лежа на печи
За дровами в лес…(Емеля).
Дети: «По щучьему веленью».
Воспитатель: Верно. А о ком эта сказка? (о Емеле)
Главный герой сказки (Емеля)
Что Емеля любил больше всего? (Лежать на печи)
Куда послали невестки Емелю? ( За водой).
Кого увидел Емеля в проруби? (Щуку).
О чем попросила щука Емелю ? (Отпустить ее).
Чего Емеля сразу попросил у щуки? (Чтобы ведра сами шли домой).
Кто уговорил Емелю ехать к царю? (Вельможа).
На чем поехал Емеля к царю? (На печи).
Как звали царскую дочь? ( Марья).
Чем закончилась сказка?(Емеля женился на царевне и стал царем).
Воспитатель: Молодцы! Слушайте следующую загадку.
Жили – были две сестрицы
Одна лентяйка, другая мастерица
Вот однажды, чтоб достать ведро
Лезть пришлось в колодец им на дно.
Дети: «Мороз Иванович».
Воспитатель: Верно!
Как звали девочек? (Рукодельница и Ленивица).
Что делала Ленивица сидя у окошка? (Считала мух).
Что вязала Рукодельница? (чулки).
Что уронила в колодец Рукодельница? ( ведро).
Что нужно было вынуть из печки?(пирожок)
Что надо было стрясти с дерева?(яблочки)
Что ел Мороз Иванович на ледяной лавочке? ( снежные комочки)
Что
приготовил
Мороз
Иванович
на
обед
для
Рукодельницы?
(мороженое)
Что получила в награду Рукодельница? (серебряный слиток и большой
брильянтик).
Воспитатель: молодцы. Слушайте следующую загадку:
Стужу, холод напустил
Ледяным ветром закружил,
А заморозить зайца не смог.
Дети: Мороз и заяц.
Воспитатель: Правильно.молодцы.
О ком говорится в сказке?(о морозе и зайце)
О чем спорили Мороз и заяц (кто самый сильный)
4
Что хотел сделать мороз? (заморозить зайца)
Заморозил Мороз зайца?(нет)
Почему? (заяц бегал,прыгал)
Что подарил Мороз зайцу? (белую шубку)
Воспитатель: молодцы ребята.
Инсценировка сказки.
Воспитатель: Ребята, вот мы и нашли снежноцветик Зимы. А передадим
мы его ей, когда пойдем на прогулку. На этом наше путешествие по
сказкам закончено. Скажите, в каких сказках мы побывали?
Дети: «12 месяцев»,
«Лисичка-сестричка и волк», «Мороз Иванович»,
«По щучьему веленью2, «Мороз и заяц».
Воспитатель: Понравилось вам путешествовать по сказкам?
Дети: Да!
Воспитатель: Какая сказка вам понравилась больше? Почему?
Дети: отвечают.
Воспитатель: А
теперь
давайте
поиграем
в
игру
«Отгадай
загадку».
Вставайте в круг. Будем загадывать загадки о зиме. Первый загадывает
загадку, передает мяч второму. Тот отгадывает и загадывает свою.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Пушистый, а не заяц,
Белый, а не сахар,
Летит, а не птица,
Падает, а не лист. (Снег)
Седая хозяйка
Тряхнёт перинки —
Над землёй снежинки. (Зима)
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
(декабрь )
Начинает календарь
Месяц с именем …
(январь)
Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – …
(февраль)
Едва повеяло зимой -
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их ...
(Рукавички)
Он пришел нежданно,
Удивил нас всех,
Для ребят желанный
Белый-белый ...
(Снег)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг.
Получился ...
(Снеговик)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
5
Он узоры на окне…
(мороз)
Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Белая морковка,
зимой растет.
(Сосулька)
Пеленает снегом ель
С песней грустною ...
У метели есть подруга,
Звать подружку эту ...
Кто зимой в трубе гудит?
(Ветер)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
(Мороз)
Прошла девушка Беляна,
побелела вся поляна
(Вьюга)
Старый шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет.
(Мороз)
Не огонь, а жжется.
(Мороз)
6
Воспитатель: На этом наше занятие закончилось.
Спасибо за внимание!