Автор: Аксёнова Ольга Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ города Иркутска гимназия №2
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: "Средства повышения эффективности урока английского языка"
Раздел: среднее образование
Средства
повышения
эффективности
урока
английского
языка
(
из
опыта
работы
Аксёновой
О
.
В
.
учителя
английского
языка
МАОУ
гимназии
№
2
г
.
Иркутска
)
«
Доверяй
ученику
—
он
хочет
учиться
!»
Каждый
учитель
ищет
способ
воспитания
и
развития
детей
средствами
своего
предмета
в
процессе
учебной
и
внеучебной
деятельности
.
Учитель
иностранного
языка
имеет
в
этом
плане
очень
большие
возможности
.
Наш
предмет
открывает
перед
человеком
перспективу
широкого
знакомства
с
культурой
других
народов
,
а
значит
,
создает
предпосылки
для
бережного
отношения
к
культуре
собственного
народа
,
позволяет
лучше
узнавать
свой
язык
,
сравнивая
и
сопоставляя
его
с
изученным
языком
,
и
осознать
факт
существования
языка
как
средства
достижения
взаимопонимания
контакта
между
людьми
.
В
плане
реализации
практических
целей
обучений
иностранному
языку
школьники
,
как
известно
,
должны
овладеть
основными
видами
речевой
деятельности
:
говорением
,
аудированием
,
чтением
—
как
способами
осуществления
общения
в
пределах
,
определенной
программой
.
Общение
осуществляется
на
основе
значимой
для
детей
информации
.
Итак
,
один
из
важных
способов
повышения
эффективности
урока
-
усиление
его
коммуникативной
и
познавательной
направленности
.
Путь
к
этой
цели
—
непосредственное
практическое
пользование
языком
.
Стараюсь
ориентировать
учащихся
при
выполнение
упражнений
не
на
проговаривание
,
а
на
говорение
,
когда
у
учащегося
есть
определенная
речевая
задача
.
Очень
важным
фактором
в
этом
плане
служит
мобилизующее
начало
урока
—
речевая
зарядка
.
Она
является
одним
из
важных
средств
развития
инициативной
речи
учащихся
.
На
своих
уроках
применяю
разные
виды
речевой
зарядки
:
1)
рассказ
учителя
или
просто
фразу
-
стимул
,
2)
рассказ
(
аудиозапись
)
с
последующим
обсуждением
его
,
3)
политинформация
,
4)
беседа
по
картинке
с
неразвернутой
ситуацией
,
5)
факты
из
конкретной
жизни
класса
,
учеников
.
Например
,
рассказываю
,
как
я
провела
лето
.
Ребята
задают
много
вопросов
.
Им
интересно
,
что
они
поменялись
ролями
с
учителем
и
вправе
спросить
о
том
,
что
их
интересует
.
Часто
предлагаю
фразу
-
стимул
.
Учащиеся
,
используя
формулы
согласия
и
возражения
,
высказывают
свою
точку
зрения
,
обосновывая
её
.
Например
:
P: I don't agree with you...
P: I think that...
Во
время
речевой
зарядки
обрабатываю
изучаемые
на
данном
этапе
структуры
или
использую
для
повторения
ранее
изученные
.
Очень
увлекает
школьников
работа
с
картинками
с
неразвернутыми
ситуациями
.
Очень
важно
использовать
на
уроке
конкретные
факты
из
жизни
страны
,
школы
,
самих
учащихся
.
Если
кто
-
то
из
ребят
отметил
день
рождения
,
вернулся
с
соревнований
из
другого
города
,
мы
обязательно
говорим
на
эту
тему
,
если
в
школе
проведено
какое
-
то
удачное
мероприятие
,
обсуждаем
его
.
Для
развития
инициативной
речи
школьников
обязательно
использую
события
,
происходящие
в
стране
.
По
очереди
обращаюсь
к
учащимся
,
стимулируя
их
к
употреблению
в
речи
формул
согласия
,
несогласия
,
возражения
,
уточнения
.
Примерное
задание
:
-
при
изучении
темы
«
Книги
в
нашей
жизни
»
группа
учащихся
проводит
опрос
на
параллели
7
классов
,
выясняя
,
сколько
учащихся
и
как
часто
посещают
школьную
библиотеку
и
другие
библиотеки
нашего
города
.
Кто
уже
побывал
в
новой
городской
библиотеке
. (7
класс
Enjoy
English,
О
.
В
.
Афанасьева
)
-
твоему
другу
подарили
велосипед
.
Как
нужно
вести
себя
,
катаясь
на
велосипеде
и
быть
в
безопасности
на
дороге
(6
класс
Spotlight)
Вовлечение
школьников
в
активную
школьную
работу
на
уроке
—
это
важнейший
резерв
его
результативности
.
Использование
на
занятиях
различных
режимов
(
учитель
—
класс
,
ученик
—
класс
,
ученик
—
ученик
,
ученик
—
ученик
—
ученик
—
по
цепочке
)
Чаще
всего
я
использую
на
уроках
парную
и
групповую
формы
работы
.
Это
позволяет
вовлечь
в
активную
речевую
деятельность
всех
учеников
класса
,
обеспечить
оперативный
контроль
за
работой
каждого
,
эффективно
управлять
деятельностью
всего
класса
.
Данная
форма
работы
применяю
на
всех
ступенях
обучения
,
но
приучаю
детей
к
ним
на
начальной
стадии
,
так
как
именно
в
этот
период
закладываются
основы
овладения
речевой
деятельностью
.
Работу
в
парах
и
группах
организую
,
исходя
из
определенных
задач
по
овладению
каким
-
либо
видом
речевой
деятельности
,
чаще
всего
овладению
диалогической
и
монологической
речью
.
При
проведению
групповой
работы
обычно
делю
класс
на
группы
по
3-4
человека
.
В
каждую
входят
ученик
-
консультант
,
два
средних
ученика
и
один
слабый
учащийся
.
Даю
самые
разнообразные
задания
.
Различные
ситуации
создаю
и
с
помощью
наглядности
,
и
с
помощью
различного
рода
карточек
-
заданий
.
Например
,
в
8
классе
при
изучение
темы
«
Путешествие
»
я
даю
группам
разные
задания
.
Первая
группа
старается
доказать
,
что
самый
лучший
вид
путешествия
—
самолетом
,
другая
—
предпочитает
поезд
;
третья
—
автобус
,
четвертая
—
походы
пешком
и
т
.
д
.
Каждой
группе
дается
карточка
с
заданием
и
ключевыми
словами
.
Для
групп
или
для
работы
в
парах
нужно
предложить
ребятам
интересную
ситуацию
,
приближенную
к
реальной
.
Например
:
-
на
момент
изучения
темы
«
Природные
катаклизмы
» (8
класс
,
М
.
З
.
Биболетова
)
дети
получают
задание
приготовить
политинформацию
(
сообщение
)
о
самых
бедственных
событиях
/
местах
в
нашей
стране
/
за
рубежом
.
Параллельно
дети
знакомятся
с
профессией
спасателя
,
потому
что
в
каждом
классе
есть
ученик
,
чьи
родители
работают
в
МЧС
.
Ребята
рассказывают
о
работе
своих
родителей
,
опираясь
на
реальные
события
.
Использование
игровой
ситуации
,
ролевой
игры
на
уроке
усиливает
эмоциональное
восприятие
материала
,
в
процессе
игры
учащиеся
приобретают
опыт
речевого
общения
.
Возможность
говорить
не
от
своего
имени
,
а
от
имени
персонажа
,
роль
которого
играет
ученик
,
позволяет
освободиться
от
страха
,
показаться
смешным
,
от
стеснительности
и
тревоги
.
А
именно
страх
,
как
известно
,
формирует
психологический
барьер
,
сковывающий
школьников
,
создающий
эмоциональную
напряженность
.
Распределение
ролей
—
важная
педагогическая
задача
:
нужно
учесть
интересы
,
его
психологические
особенности
,
и
т
.
д
.
Очень
важно
помнить
об
индивидуализации
процесса
обучения
речевой
деятельности
.
При
этом
я
учитываю
степень
подготовленности
ученика
на
данном
этапе
,
принимаю
во
внимание
его
настроение
в
данный
момент
,
знаю
,
чем
он
интересуется
,
увлекается
.
В
своей
работе
использую
коммуникативный
личностно
-
ориентированный
метод
обучения
.
Этот
метод
позволяет
проведение
нетрадиционных
форм
занятий
.
К
таким
занятиям
следует
отнести
следующие
виды
уроков
:
урок
в
формате
игры
,
конкурса
,
соревнования
,
викторины
;
урок
—
заочная
экскурсия
,
урок
—
путешествие
;
на
таких
уроках
осуществляется
контроль
знаний
,
умений
,
навыков
по
теме
;
повышается
эмоциональный
настрой
учащихся
и
учителя
:
обеспечивается
деловая
атмосфера
урока
,
более
серьезное
отношение
к
нему
,
происходит
осознание
себя
как
члена
группы
;
предусматривается
перенос
центра
процесса
обучения
с
учителя
на
учеников
;
приобретается
новая
информация
.
Всё
в
руках
школьного
учителя
!
Надо
приложить
все
свои
силы
,
проявить
талант
,
творчество
и
превратить
каждый
урок
в
сказку
.
Главное
для
учителя
иностранного
языка
учитывать
не
только
возрастные
,
но
и
психологические
особенности
детей
.
Нужно
давать
возможность
каждому
ребенку
реализовать
себя
без
боязни
быть
непонятым
.
Нужно
искать
новые
пути
,
совершенствовать
методику
и
систему
своей
работы
для
высокого
уровня
владения
английским
языком
:
он
открывает
доступ
для
обучающихся
к
мировой
информации
по
различным
отраслям
знаний
,
к
различным
языкам
и
культурам
.