Напоминание

Организация ученика на начальном периоде обучения игре на инструменте


Автор: Манухина Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО Детская школа искусств рабочего поселка (пгт) Прогресс
Населённый пункт: пгт Прогресс Амурской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация ученика на начальном периоде обучения игре на инструменте
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

рабочего поселка (пгт) Прогресс

Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь.

Китайская мудрость

Организация ученика на начальном периоде обучения игре на инструменте.

Начальное обучение - самый ответственный и трудный этап в работе

педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие

ученика. Педагог должен обладать не только чуткостью выдержкой и умением

понимать мир детей, их интересы, но и глубокими методическими знаниями.

Первые уроки музыки с учеником имеют особенно важное значение. Часто

для ученика музыкальная школа бывает первой школой, порог которой он

переступает, педагог музыки это

первый педагог, с которым он общается.

Впечатления от столь важного рубежа в жизни ребенка порой сохраняются у

него

на

всю

жизнь.

Первая

встреча

самый

подходящий

момент

для

установления душевной близости, без которой занятия музыкой с детьми не

дают

нужного

результата.

Ведь

такие

занятия

могут

быть

плодотворными

только при доверии и уважении к педагогу, если они пробуждают интерес

ребенка к музыке.

Уроки музыки нельзя начинать с обучения ремеслу. Но как у нас часто

бывает, маленький ученик пришел в класс, музыка для него – это любимая

песенка, музыкальная сказка, музыкальная передача. А в школе

с первого

урока:

ноты,

длительности,

аппликатура,

бесконечные

упражнения,

необходимые для постановки руки ….. Так много нового, труднопостижимого

для маленького ученика. А главное, не понятно: где же музыка? И стоит ли она

таких терзаний? Занятия постепенно становятся для ученика мучительными,

интерес

угасает.

В

этот

период

легче

всего

«упустить»

ученика,

навсегда

вселить в него страх перед занятиями музыкой.

«Прежде чем начать учиться

на каком бы то ни было инструменте,

обучающийся – будь то ребенок, отрок или взрослый, должен уже духовно

владеть какой-то музыкой, так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей

душе и слышать своим слухом»- говорил Г. Нейгауз.

Этот период духовного овладения музыкой когда особенно интенсивно

происходит

развитие

слуха,

художественного

и

музыкального

восприятия,

многими педагогами недооценивается. А между тем, научить ученика играть на

инструменте гораздо легче, чем дать ему широкое музыкальное образование,

научить любить и понимать музыку, которая должна стать частью его жизни.

Необходимым

условием

этого

является

взаимосвязь

теоретических

и

специальных

дисциплин.

Навыки,

которые

прививает

своим

маленьким

ученикам

педагог

по

специальности

на

индивидуальных

занятиях,

часто

совпадают с навыками, получаемыми на занятиях в дошкольной группе раннего

эстетического развития, а в дальнейшем и в теоретических классах. Ведь цель

педагогов обеих дисциплин одна, и если добиваться ее достижения совместно

– это принесет огромную пользу и ученики по окончании школы не будут

беспомощными в своей дальнейшей музыкальной жизни.

Огромное

значение

в

процессе

начального

обучения

приобретает

организация

урока.

Урок

не

должен

быть

однообразным,

скучным,

перегруженным

заданиями.

Частая

смена

заданий,

чередование

трудных

заданий с более легкими, умение вести урок живо, увлекательно, проявляя

чуткое

внимание

ко

всем

изменениям

поведения

и

настроения

ученика,

реакция на возможную утомляемость – все это необходимо учитывать педагогу.

Давая

задание,

педагог

должен

учитывать

момент

освоения

и

усвоения

пройденного

материала,

точного

выполнения

рекомендаций

предыдущих

занятий.

В

этом

залог

успешного

обучения

и

воспитания

чувства

ответственности у ученика, строгости к себе, исполнительности.

Как бы ни был урок разнообразен по заданиям, он должен быть подчинен

главной задаче: развитию слуха в самом широком понимании этого слова –

высотного, гармонического, тембрового, динамического, развитию способности

ощущать звуковую окраску, ритм, фразировку, форму – все то, что ведет к

раскрытию содержания музыкального образа. Все это требует различных форм

работы на уроке. Порядок, виды заданий, их количество, время, отведенное на

каждое из них, могут и должны бесконечно варьироваться, добавляться по мере

их освоения, исключаться, в зависимости от данных конкретного ученика, его

характера, эмоциональности, умения сосредоточивать внимание. И конечно, от

его возраста.

Рассмотрим примеры заданий, применяемых педагогом на занятиях:

1.

Слушание музыки. Определение ее характера, жанра, содержания.

Знакомство с музыкой вообще и с конкретным произведением в частности

необходимо

начинать

с

его

прослушивания.

О

музыкальном

произведении

необходимо на уроке разговаривать. Говорят, что там,

где кончается слово,

начинается музыка. Но на первом этапе именно слово приближает ученика к

музыке, раскрывает ее содержание. На занятиях с начинающими музыкантами

исполнителями на инструменте знакомство с музыкальной пьесой я начинаю с

ее проигрывания на инструменте, после чего

предлагаю ученику

сочинить

сказку к этой музыке, рассказать, что в ней происходит, дать характеристику

отдельным темам, мотивам, интонациям, нарисовать картинку, при этом ни в

коей мере не подсказываю ребенку, не навязываю своего мнения и восприятия

музыки, а лишь чутко и корректно направляю его в правильном направлении.

Великий А. Дистерврг говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший

учит её находить» и я полностью с ним согласна.

На первых уроках происходит знакомство ученика

с музыкальными

жанрами: маршем, танцем, песней через осознание ритмических особенностей

жанра.

Слушание

музыки

раскрывает

музыкальные

данные

ученика,

учит

понимать музыку. Ему хочется играть так же хорошо, как играет его учитель.

Музыку для слушания подбираю разнообразную по характеру, стилю.

2.

Проверка запоминания слышанной ранее музыки.

Этот вид заданий позволяет проверить музыкальную память ученика. Ученик

со

слабой

музыкальной

памятью

часто

определяет

названия

пьес

по

их

характеру,

а

не

по

мелодическому

образу.

Необходимо

умело

направлять

ученика на мелодику, гармонию пьесы. Для достижения цели в этом виде

работы

можно

применять

например

сравнительные

обороты:

сравнивать

мелодию пьески с настроением (веселая-грустная).

3.

Воспитание чувства ритма.

Я считаю, что задача педагога состоит в том, чтобы

научить начинающего

музыканта чувству ритма самой музыкой, а не объяснениями длительностей,

долей такта и т.д. На своих уроках для воспитания чувства ритма у ученика

предоставляю

ему

возможность

маршировать

под

музыку,

улавливая

изменения в темпе и приноравливаться к нему, танцевать в такт музыке. При

объяснении длительностей полезны следующие ассоциации:

Целая нота – так ходит бабушка, шаг медленный;

Половинная нота – так ходит взрослый человек, шаг умеренный;

Четвертные ноты – так маршируют солдаты, шаг четкий;

Восьмые ноты - так бегут дети.

4.

Воспроизведение голосом звуков, мотивов.

Практика показывает, что мотив дети часто воспроизводят намного лучше, чем

отдельные звуки. Чтобы добиться воспроизведения отдельных звуков педагогу

необходимо учить ребенка вначале слышать отдельные звуки, а уж затем учить

воспроизводить эти отдельные музыкальные звуки. Для этого

на уроках со

своими

учениками

обязательно

слушаем

звуки,

отделяя

музыкальные

от

шумовых, учимся определять их высоту, а уж затем пропеваем музыкальные

звуки. Таким образом происходит осознание понятия относительной высоты

звука (выше-ниже).

Но

на

первых

занятиях

обязательным

считаю

сравнения

знакомые

детям:

низкие звуки -это говорит дедушка; звуки среднего регистра – это говорит мама

или папа, ты; высокие звуки – так поют птички).

5.

Знакомство с ладом.

Звучание

мажора

и

минора

легче

усваивается

в

сравнении.

Педагогу

необходимо предложить к прослушиванию учеником наиболее яркие примеры

музыкальных пьес с целью сравнения мажора и минора. Можно провести

ассоциативное

сравнение:

изменение

настроения:

весело-грустно;

погода:

дождь-солнышко и т.д. Для данного вида работы использую материал детских

песен, знакомых ребенку из повседневной жизни: марши, песни Ю.Чичкова, Ю.

Шаинского, музыку из мультфильмов.

6.

Умение

найти

услышанный

звук

на

клавиатуре.

Педагог

предлагает

ребенку

игру

на

определение

заданного

звука

на

инструменте.

Вначале

предлагаются

звуки

противоположных

регистров:

низко-высоко,

затем

вводятся звуки среднего регистра. Детям на первом этапе выполнения данного

задания немного непривычно, что на клавиатуре баяна или аккордеона низкие

звуки находятся в верхнем разделе клавиатуры, и высокие звуки – напротив, в

верхнем сегменте баянной клавиатуры. Но здесь опять на помощь приходит

момент игры. Ребенку предлагаю сочинить сказку про музыкальный дом, в

котором все наоборот: медведи живут на деревьях, а птички прыгают по земле

и не умеют летать. На начальном этапе обучения детям легче принимать и

усваивать материал через сказку.

7.

Пение мелодий с поддержкой инструмента и без нее.

Все дети очень любят данный вид деятельности. Все дети – это маленькие

артисты. Считаю необходимым при пении ученика добиваться как можно

более

точному

пропеванию

мелодии,

выразительности

исполнения

произведения,

что

в

дальнейшем

помогает

более

цельному

и

гибкому

исполнению мелодии учеником на инструменте. Считаю для себя не лишним

знать, умеет ли ученик выразительно читать стихи. В дальнейшем это умение

очень помогает при исполнении музыкальных произведений: ребенок, хорошо

декламирующий стихи, очень хорошо ощущает фразировку исполняемых им

произведений. Это также позволит выявить общехудожественную одаренность

ученика

и может оказаться толчком к активизации его эмоциональности в

дальнейшем.

8.

Подбор мелодий по слуху и транспонирование.

Процесс подбора по слуху мелодий необходимо начинать с простейших,

знакомых ребенку мелодий, попевок. Предварительно ученику предлагается

пропеть то, что он хочет подбирать по слуху. Педагогу необходимо грамотно

направлять ученика по пути подбора мелодии, четко формулируя этапы: размер,

ритмический

рисунок,

движение

мелодий,

наиболее

часто

повторяющиеся

мелодические обороты …. В своей педагогической практике работу по подбору

по слуху я начинаю с мелодий, знакомых ученику, с простым ритмическим

рисунком, обязательно с незамысловатым мелодическим рисунком.

В своей

практике очень часто прибегаю к народной музыке. Считаю целесообразным

также

подходить

к

этому

виду

деятельности

через

транспонирование

уже

игранных учеником мелодий. Вот что писал Г. Нейгауз по поводу этого метода

работы:

«

С

самого

первого

занятия

ученик

вовлекается

в

активное

музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие

художественное

значение

пьесы.

Дети

сразу

ощущают

р а д о с т ь

непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики

играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как

можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть

начало

работы

над

художественным

образом,

работа,

которая

должна

начинаться одновременно с первоначальным обучением игры на фортепиано».

9.

Освоение музыкальной грамоты.

Освоение музыкальной грамоты происходит с первых занятий параллельно с

обучением игре на инструменте. На данном этапе работы необходимо следить,

чтобы

процесс

ознакомления

с

нотной

грамотой

не

преобладал

над

музицированием,

не

уводил

ребенка

от

музыки,

а,

напротив,

помогал

приблизиться

к

ней,

позволял

услышать

звучащую

клавиатуру.

Для

этого

предлагаю ребенку записать простейшие мелодии, например: «Петушок», «Два

кота»

знакомыми ему нотами. Очень хорошо воспринимают мои ученики

музыкальные ребусы, при чем не важно, будут это мои заготовки, или ребенок

самостоятельно

на

уроке

придумывает

вначале

слова,

а

потом

и

целые

рассказики с применением знакомых нот.

10.Постановка рук.

Начальные игровые движения, постановка рук - очень важные и ответственные

моменты, предопределяющие дальнейшее обучение ребенка, его продвижение в

исполнительском отношении. Здесь опять выручает момент сравнения: при

постановке

правой

руки

дети

лучше

запоминают

положение

руки

при

сравнении ее с мягкой, но цепкой лапкой кошечки. При этом обязательно

объясняю

ребенку,

что

его

маленькая

ручка

это

обязательно

рычажок,

которому необходимо двигаться по клавиатуре так как если его не привести в

движение музыка будет скучной: ведь стоя на месте далеко не уйдешь.

11.Игра в ансамбле.

Данный вид занятий начинаю уже с первых уроков, применяя вначале в

партии

ученика

шумовые

инструменты.

В

дальнейшем,

с

освоением

музыкальной

грамоты,

поручаю

ученику

и

партию

на

музыкальном

инструменте. Игра в ансамбле – хороший мотиватор интереса к обучению.

Уже на первых класс-концертах для родителей по окончании первой учебной

четверти ученики первого класса обязательно принимают участие в качестве

исполнителей-ансамблистов. Вот что писал Г. Нейгауз по поводу этого метода

работы:

«

С

самого

первого

занятия

ученик

вовлекается

в

активное

музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие

художественное

значение

пьесы.

Дети

сразу

ощущают

р а д о с т ь

непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики

играют музыку, которая у них на слуху, несомненно, будет побуждать их как

можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть

начало

работы

над

художественным

образом,

работа,

которая

должна

начинаться одновременно с первоначальным обучением игры на фортепиано».

Особенно хорошо зарекомендовали себя разновозрастные ансамбли, где

играют ученик первого класса и выпускник. Такой вид работы целесообразно

применять с детьми, хорошо освоившими нотную грамоту, умеющими читать

свои пратии. Игра в такого рода ансамбле полезна для начинающего музыканта:

в

ансамблевой

игре

маленький

музыкант

учится

слышать

не

только

исполняемую

им

мелодию,

но

и

гармоническое

сопровождение

мелодии,

которое поручается его старшему товарищу. Игра в ансамбле является важной

еще

и

в

целях

воспитания

метроритмических

способностей

начинающего

музыканта. Ансамблевая игра дает возможность диктовать правильный темп,

формирует

у

ученика

верное

темпоощущение

.

Ученик

должен

играть

в

определенном темпе, слушая не только собственное исполнение, но и партию

второго инструмента.

12. Воспитание навыков самостоятельной работы.

Считаю, что активность педагога должна проявляться не в «натаскивании», не в

преподнесении

готовых

решений

и

рецептов

исполнения,

а

в

побуждении

ученика к активности, поиску, умению мыслить самостоятельно, проявлять

индивидуальность в исполнении. С первых шагов маленького музыканта нужно

развивать

у

него

навыки

самостоятельной

работы.

Необходимо

приучать

малыша к проявлению самостоятельности в разборе новых пьес при условии

твердого усвоения учеником нотной грамоты.

13. Выбор программы.

Выбор программы – едва ли не самый ответственный момент в работе педагога.

Подбирать

произведения

к

исполнению

конкретным

учеником

необходимо

ориентируясь на реальные возможности ученика, проявляя при этом гибкость.

При подборе программы учитываю пожелания самого ученика, его родителей.

Сам

процесс

определения

программы

к

исполнению

учеником

считаю

необходимым

согласовать с самим учеником, проигрывая ему предлагаемые

произведения. Конечно же редко какой ребенок любит исполнять этюды и

технические пьесы. Но при подборе программы обязательно объясняю каждому

ребенку, а зачастую и родителям,

что исполнение технического комплекса

обязательно для любого музыканта, также как для спортсмена ежедневные

спортивные тренировки без которых он не добьется высоких результатов.

14.Поощрение.

Поощрение ученика – мощный стимул в работе с учениками разного возраста, а

с малышами особенно. Доброжелательностью и лаской педагог обязательно

добьется

от

ученика

больших

результатов,

нежели

нравоучениями

и

назиданием,

а

также

неудовлетворительными

отметками.

Отметка

на

уроке

должна быть для маленького музыканта наградой за трудолюбие, усидчивость,

любознательность, стремление, а не карающей мерой наказания за лень и

нерадивость. На своих уроках с малышами применяю так любимые детьми

прохождения разного рода лабиринтов. При качественном выполнении задания

герой, будь то утенок, солдатик, паровозик или другая любая детская игрушка,

продвигается

по

лабиринту

и

при

выполнении

всех

поставленных

задач

добирается

до

его

окончания.

Если

педагог

видит,

что

ученик

проявляет

старательность,

но

на

данном

этапе

еще

не

достиг

желаемых

результатов,

необходимо подчеркнуть его маленькие достижения, иногда даже преувеличив

их.

Главное

для

всех

форм

работы,

это

то,

чтобы

творческая

инициатива

оставалась за учеником.

15.Воспитательная работа в классе.

Воспитательная работа в классе строится на совместном общении педагога, его

учеников и их родителей (по возможности). Это могут быть и класс-концерты с

последующим обсуждением их за круглым столом; и конкурсы, где и ученики и

их родители могут выступать и как исполнители и как жюри; и совместные

поездки

в

театр,

на

концерты;

и

конечно

же,

родительские

собрания

с

применением различных методов их проведения; и встречи с выпускниками

класса….

Такого

рода

тесный

контакт

дает

положительные

результаты

в

обучении,

заинтересованности

родителей

в

занятии

детей

музыкой,

в

предопределении дальнейшего выбора профессии.

16.Заключение.

Полученные

и

закрепленные

на

начальном

этапе

обучения

знания,

перечисленные

выше

навыки,

воспитанная

самостоятельность

мышления

и

умение анализировать являются для педагога залогом того, что музыка прочно

войдет в жизнь его учеников и через них в жизнь многих людей. И лишь в этом

случае педагог может быть удовлетворен результатом своей деятельности и

собственной системой занятий.



В раздел образования