Автор: Казакова Анжела Махмудовна Должность: воспитатель гпд Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18 Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область Наименование материала: Ментодическая разработка Тема: Формирование ключевых компетенций воспитанников Раздел: среднее образование
воспитанников
Подготовила:
Воспитатель ГПД
Казакова А.М.
г. Новый Уренгой
Система Российского образования на современном этапе развития общества
претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели
культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в
системе образования, в итоге, именно педагог является основной фигурой
при внедрении в практику различных инноваций. Для успешной реализации,
поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым
уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Рассмотрим основные компетенции современного педагога.
Педагог должен уметь:
Учиться
вместе
с
учениками,
самостоятельно
закрывая
свои
«образовательные дыры».
Планировать
и
организовывать
самостоятельную
деятельность
учащихся.
Мотивировать
учащихся,
включая
их
в
разнообразные
виды
деятельности.
«сценировать»
воспитательный
процесс,
используя
разнообразные
формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные
виды
работы
и
деятельности,
с
учетом
их
склонно стей,
индивидуальных особенностей и интересов.
Занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся
компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи
соответствующих критериев.
Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять
наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть
проектным
мышлением
и
уметь
организовать
групповую
проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть
исследовательским
мышлением,
умея
организовать
исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно
оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и
уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Организовать понятийную работу учащихся.
Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в
которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и
точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между
собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения
может быть также подвергнута сомнению и критике.
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном
процессе.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться
всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е.
развивать
необходимые
в
дальнейшем
ключевые
компетенции,
уровень
сформированности
которых,
конечно
же,
зависит
от
компетентности
педагога.
Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту
среднего
(полного)
общего
образования,
который
ориентирован
на
становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника
школы"):
любящий
свой
край
и
свою
Родину,
уважающий
свой
народ,
его
культуру и духовные традиции;
осознающий
и
принимающий
традиционные
ценности
семьи,
российского гражданского общества, многонационального российского
народа,
человечества,
осознающий
свою
сопричастность
к
судьбе
Отечества;
креативный
и
критически
мыслящий,
активно
и
целенаправленно
познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для
человека
и
общества,
мотивированный
на
образование
и
самообразование в течение всей своей жизни;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира,
мотивированный
на
творчество
и
современную
инновационную
деятельность;
готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-
исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и
правопорядок,
выполняющий
свои
обязанности
перед
семьёй,
обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и
экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого
человека и других людей;
подготовленный
к
осознанному
выбору
профессии,
понимающий
значение профессиональной деятельности для человека и общества, его
устойчивого развития.
Вот каков портрет выпускника школы.
Итак, перед нами стоит вопрос: каким образом, через какие технологии
формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые
пути
передачи
информации.
Отсюда
прямой
выход
на
применение
мультимедийных технологий обучения, дающих возможность моделирования
ситуаций.
Особую
значимость
приобретает
проектная
технология,
проблемно – модульная, развивающего обучения, технология формирования
критического
мышления,
игровое
(имитационное
планирование),
ролевые
игры.
Развивая
ключевые
компетенции
у
учащихся,
я
стараюсь формировать
целостную
систему
универсальных
знаний,
умений,
навыков,
а
также
самостоятельную деятельность и личную ответственность.
Ч т о
д а ё т
к о м п е т е н т н о с т н ы й
п о д х о д ?
—
Педагогу:
согласованность
поставленных
им
целей
обучения
и
собственных
целей
ученика;
облегчение
труда
за
счёт
постепенного
повышения степени самостоятельности и ответственности ученика. Ученику:
повышение степени мотивации учения.
Какие компетенции формирую я у учащихся на своих занятиях?
Ценностно
–
смысловые,
которые
связаны
с
ценностными
ориентирами
ученика. Их развиваю посредством слушания музыки. Через музыку ученик
приобретает способность видеть и понимать окружающий мир.
Общекультурные
компетенции
развиваю
через
знакомство
и
исполнение
песен своего народа и других народов мира. Рассказываю об эффективных
способах организации свободного времени.
Учебно – познавательные компетенции формирую через самостоятельную
познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в
нестандартных
ситуациях.
(Использую
технологию
сотрудничества.
Учащиеся делятся на команды и каждая команда выполняет свое задание. В
итоге – представители команд делятся полученной информацией, делают
выводы).
Через
инфомационные
компетенции формирую
умения
самостоятельно
искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение
способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
Мои действия, направленные на формирование ключевых компетенций:
Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с
достижением поставленных целей.
Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения
окружающих.
Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них
различные способности.
Создавать,
разные
формы
мотивации,
позволяющие
включать
в
мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их
активность.
Позволять
строить
картину
мира
на
основе
своего
понимания
и
культурных образцов.
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных
представлений.
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в
тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать
право не соглашаться с ним.
Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и
способности.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы
и свою роль в групповой работе.
Доводить
до
полного
понимания
учащимися
критериев
оценки
результатов их работы.
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов
по известным критериям.
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,
при выполнении своей части работы.
Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
Позволять
учащимся
брать
на
себя
ответственность
за
конечный
результат.
Позволять
учащимся
находить
место
в
коллективной
деятельности
сообразно своим интересам и способностям.
Делиться
с
учениками
своими
мыслями,
чувствами,
ожиданиями
относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации
их деятельности.
Показывать
ученикам,
как
можно
самостоятельно
учиться
и
придумывать что-то новое.
Поддерживать
учащихся,
когда
они
делают
ошибки,
и
помогать
справляться с ними.
Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями,
целями и способами мышления тех, кто их породил.
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не
знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
И, если педагог будет обладать научными знаниями, будет инициативной и
творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, он
выработает в себе достаточно высокую компетентностность и передаст эти
знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в
жизни.