Напоминание

Формирование ключевых компетенций воспитанников


Автор: Казакова Анжела Махмудовна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУС(К)Ш №18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: Ментодическая разработка
Тема: Формирование ключевых компетенций воспитанников
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование ключевых компетенций

воспитанников
Подготовила: Воспитатель ГПД Казакова А.М. г. Новый Уренгой
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций. Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. Рассмотрим основные компетенции современного педагога. Педагог должен уметь:  Учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».  Планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся.  Мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности.  «сценировать» воспитательный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные
виды работы и деятельности, с учетом их склонно стей, индивидуальных особенностей и интересов.  Занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.  Подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.  Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.  Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.  Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.  Осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.  Организовать понятийную работу учащихся.  Вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.  Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетенции, уровень сформированности которых, конечно же, зависит от компетентности педагога. Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, который ориентирован на
становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):  любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;  осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;  креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;  владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;  готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно- исследовательскую, проектную и информационную деятельность;  осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;  уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;  осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;  подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития. Вот каков портрет выпускника школы.
Итак, перед нами стоит вопрос: каким образом, через какие технологии формировать ключевые компетенции? Необходимо искать и осваивать новые пути передачи информации. Отсюда прямой выход на применение мультимедийных технологий обучения, дающих возможность моделирования ситуаций. Особую значимость приобретает проектная технология, проблемно – модульная, развивающего обучения, технология формирования критического мышления, игровое (имитационное планирование), ролевые игры. Развивая ключевые компетенции у учащихся, я стараюсь формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность. Ч т о д а ё т к о м п е т е н т н о с т н ы й п о д х о д ? — Педагогу: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика. Ученику: повышение степени мотивации учения. Какие компетенции формирую я у учащихся на своих занятиях? Ценностно – смысловые, которые связаны с ценностными ориентирами ученика. Их развиваю посредством слушания музыки. Через музыку ученик приобретает способность видеть и понимать окружающий мир. Общекультурные компетенции развиваю через знакомство и исполнение песен своего народа и других народов мира. Рассказываю об эффективных способах организации свободного времени. Учебно – познавательные компетенции формирую через самостоятельную познавательную деятельность. Учащиеся овладевают приемами действий в нестандартных ситуациях. (Использую технологию сотрудничества. Учащиеся делятся на команды и каждая команда выполняет свое задание. В итоге – представители команд делятся полученной информацией, делают выводы). Через инфомационные компетенции формирую умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Компетенции личностного самосовершенствования направляю на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
Мои действия, направленные на формирование ключевых компетенций:  Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.  Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.  Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.  Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.  Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.  Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.  Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.  Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.  Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.  Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.  Учить задавать вопросы и высказывать предложения.  Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.  Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.  Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
 Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.  Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.  Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.  Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.  Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.  Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.  Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.  Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.  Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.  Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.  Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю». И, если педагог будет обладать научными знаниями, будет инициативной и творческой личностью, стремиться накапливать свой жизненный опыт, он выработает в себе достаточно высокую компетентностность и передаст эти знания учащимся, которые в свою очередь научатся применять эти знания в жизни.


В раздел образования