Автор: Тюрина Розалия Ханифовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Камбарская ДШИ"
Населённый пункт: с. Кама
Наименование материала: сценарий
Тема: "Танцевальная музыка П.И. Чайковского"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Камбарская школа искусств"
Сценарий концерта
Танцевальная музыка П.И.Чайковского
2015г.
Пояснительная записка
Весь мир в 2015 году, отметит большое историческое событие - 175-летие
со дня рождения гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Концертная программа подготовлена учащимися и педагогами МБОУ
ДОД «Камбарская детская школа искусств» для учащихся школы искусств
с.Кама с целью ознакомления их с творчеством П.И.Чайковского и в частности с
популярной танцевальной музыкой .
Цель:
познакомить слушателей и участников (учащихся ДШИ) с творчеством
композитора П.И.Чайковского.
Задачи:
- донести в доступной форме до слушателей информацию о русском композиторе
П.И. Чайковском;
- активизировать образное восприятие музыки слушателями концерта;
- создать ситуацию успеха на публичном выступлении учащихся ДШИ перед
сверстниками.
Автор проекта: Тюрина Р.Х. преподаватель фортепиано
Разработка сценария: Тюрина Р.Х.
Ведущий:Чиркова с.В. преподаватель хора и теоретических дисциплин.
Добрый день, дорогие наши гости! Сегодня ребята нашей школы искусств,
специально для вас приготовили концерт, в котором они исполнят для вас
известные произведения композитора Петра Ильича Чайковского .
(Попросить выключить мобильные телефоны и напомнить правила поведения на
концерте.)
Ребята, а кто такие композиторы ?
Правильно. Это автор музыкальных произведений, человек, сочиняющий,
пишущий музыку.
А кто из вас знает кто такой Петр Ильич Чайковский?
Презентация.
Петр
Ильич
Чайковский
–
выдающийся,
известный
на
весь
мир
русский
композитор, а жил он в 19 веке, в этом году юбилейная дата со дня его рождения –
175 лет.
П.И. Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск, Вятской губернии.
Его отцом был горный инженер, начальник Камско - Воткинского завода Илья
Петрович Чайковский, а мама Александра Андреевна была, как сейчас принято
говорить «домохозяйкой».
В семье Чайковских не было профессиональных музыкантов. Но музыку очень
любили и нередко устраивали музыкальные вечера.
Отец, Илья Петрович, играл на флейте, а мать, Александра Андреевна – на
фортепиано, к тому же она очень любила петь. Она-то и заметила интерес сына к
музыке и научила его играть на фортепиано.
Занятия
музыкой
были
очень
для
него
интересны.
И
уже
в
четыре
года
маленький Петя сочинил свое первое произведение на стихи младшей сестры
Наташи – пьесу под названием «Наша мама в Петербурге», а в восемь лет он
свободно читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Но родители, да
и педагоги, которые учили Петю музыке, посчитали, что особого таланта у него
нет.
Когда Чайковскому исполнилось 10 лет, пришло время серьезно подумать о его
образовании. Сначала родители думали сделать его инженером, но затем решили,
что
профессия
юриста
более
престижна
и
отдали
мальчика
в
училище
правоведения. Так Петр Ильич стал юристом, по окончании училища, он поступил
на службу в Министерство юстиции. Но желание заниматься музыкой оказалось
сильнее, через некоторое время он оставил работу юриста и начал серьезно учиться
музыке. Благодаря этому сегодня люди во всем мире знают великого русского
композитора П.И.Чайковского и восхищаются его музыкой.
Чайковский
первый
из
русских
композиторов
добился
мировой
славы.
Он
прожил всего 53 года, но за это время успел создать достаточно шедевров мировой
классики. Его произведения и сегодня исполняются во всем мире с огромным
успехом
–
оперы
(«Евгений
Онегин»,
«Пиковая
дама»),
симфонии,
различные
романсы, балеты («Щелкунчик», «Лебединое озеро»).
Одной из особенностей дара Чайковского была рано выявившаяся склонность к
сочинению танцевальной музыки. Танцевальные ритмы, формы проникали во все
жанры
—
симфонии,
оперы,
камерные
произведения.
Композитор
считал,
что
танцевальность не снижает качества музыки, а, напротив, обогащает ее особой
в ы р а з и т е л ь н о с т ь ю
и
д и н а м и к о й .
В многообразном и щедром использовании танцевальных ритмов проявилась и
другая сторона творческих устремлений Чайковского: через танец — будь это
бытовавший в городе вальс или старинный народный крестьянский хоровод, пляска
— осуществлялась одна из связей с народно-бытовыми истоками музыки.
Как вы, наверное, знаете, что в дворянских семьях 18-19 века было принято
обучать детей не только основным наукам, но и разным иностранным языкам,
музыке, и конечно же танцам.
Хорошо танцевать на балу в то время было так же необходимо, как в наше время
владеть компьютером. Поэтому раз в неделю в доме появлялся репетитор, который
разучивал с детьми основные движения бальных танцев.
И, конечно же, самый любимый танец на балу – вальс.
1.«Вальс» исполняет ученица 5 класса Руфф Лиля
2. Вальс из балета Щелкунчиу исполняет ученица 1 класса Ёлтышева
Софья
А какие еще бальные танцы знаете?
(Мазурка, полька…)
Правильно полька еще одинбальный танец. Но это танец не польский, как вы
подумали, а чешский! И во все времена, даже в годы юности наших мам и бабушек,
это был любимый детский танец, потому что он быстрый, веселый и озорной и
основа его движений - это прыжки и подскоки.
3. «Полька» исполняет Шакирова Динара 6 кл
Когда Петр Ильич, уже стал известным музыкантом и композитором, очень часто
путешествовал, гастролировал. Он объездил всю Россию, все европейские страны и
даже был «за океаном» - в Америке. И, часто, вернувшись с очередной поездки, он
любил рассказывать своим племянникам о странах, в которых был и о людях
которые там живут.
Из всех европейских стран Перт Ильич больше всего полюбил Италию, за ее
теплый мягкий климат, природу. И, конечно же, он был в восторге от итальянцев –
очень веселых, жизнерадостных людей, и часто про них рассказывал. Представьте
солнечную Италию, Неаполь Теплый вечер. мягкий климат, природу.
4.
«Неаполитанская
песенка»
исполняет
дуэт
Тюрина
Алина
7
кл.,
Шакирова Динара 6 кл.
Но, где бы он не был он никогда не забывал о своей родине, России. Русские
березы, широкие поля и мы слышим
ловкие переборы гармоники, задорный
наигрыш балалайки, удалые прихлопы и притопы пляшущих.
5. Камаринская исполняет Тюрина Алина 7 класс
Разнообразное и многочисленное использование танцевальных форм и ритмов в
произведениях разных жанров было необходимой школой для Чайковского —
балетного композитора.
Кто скажет какие балеты написал П.И.Чайковский?
("Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединое озеро")
Мы знаем .что герои в балете общаются с помощью танца, так они
рассказывают зрителю о своих переживаниях, делятся мыслями. Балет – единство
музыки и танцев.
Но всё-таки главное в балете – музыка, она лежит в основе
балета, иллюстрирует драматическое действие.
«Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что
говорит музыка», - сказал известный фр. балетмейстер Жан Жорж Новерр.
Давайте послушаем несколько произведений из балетов Чайковского
6. Отрывок из балета исполнит ученик 2 класса Седов Виталий
7. Танец маленьких лебедей исполняет ученица 4 класса Короткова Алина
8.Танец пастушков исполняет Кондрашова Настя ученица 2 класса
Чайковский работал почти во всех жанрах . Но самым любимым для него
жанром была опера "Только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку
с настоящей публикой". В своих операх Чайковский стремился использовать
жанры танцевальной музыки по возможности исторически достоверно. И поэтому,
например вальс встречается только в опере «Евгений Онегин».
Фонограмма Вальс из оперы “Евгений Онегин”
Вот и подошел к концу наш рассказ о танцевальной музыке П.И. Чайковского.
Мы
охватили
лишь
маленькую
часть
из
огромного
творческого
наследия
Чайковского.
Музыка П.И.Чайковского - это гениальная музыка. Ее играют и любят играть,
как дети, так и взрослые профессиональные музыканты.
Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет...
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.