Автор: Долматова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Головинская СОШ
Населённый пункт: село Головино Угличского Района Ярославмкой области
Наименование материала: Эссе исследовательское
Тема: "Поддержка индивидуальности и инициативы детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Эссе
(исследовательское )
Тема:
«Поддержка индивидуальности и
инициативы детей дошкольного
возраста
».
« Ни одно великое открытие не
было сделано бы без инициативы».
Воспитатель:Долматова
Ольга Валерьевна
МОУ Головинская СОШ дошкольная группа
Угличского района Ярославской области 2017.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации
российского образования», в Законе Российской Федерации «Об
образовании в РФ» и других нормативных документах Российской
Федерации сформулирован социальный заказ государства системе
образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного
образования является поддержка детей в различных видах деятельности.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для
создания социальной ситуации развития детей.
Целевые ориентиры, определенными ФГОС:
— проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах
деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей;
— способен к принятию собственных решений.
Что такое «детская инициатива и самостоятельность»?
Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?
Как создать условия для развития детской инициативности и
самостоятельности?
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся
в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве
личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к
инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это
мотивационное качество, рассматривается и как волевая
характеристика поведения человека.
По определению в «Советском энциклопедическом словаре»,
инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в
каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности,
предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.
инициативность определяется, как «характеристика деятельности,
поведения и личности человека, означающая способность действовать по
внутреннему побуждению, в отличие от реактивности — поведении,
осуществляемом на внешние стимулы.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных
видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие,
соответствующее собственному желанию; включиться в разговор,
предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с
проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Отслеживание развития ребёнка в образовательном процессе
рассматривалось на теории Н.А.Коротковой, П.Г. Нежнова:
- творческая инициатива ;
- инициатива как целополагание и волевое усилие ;
-коммуникативная инициатива ;
- познавательная инициатива ;
Авторы рассматривают становление инициативности как главную
задачу дошкольного возраста.
Они выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая
- целеполагания и волевого усилия
- коммуникативная
- познавательная.
Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид
деятельности
Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в
сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют
три уровня творческой инициативы:
1-й уровень
Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных
действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной
игровой обстановки; активно использует предметы-заместители,
наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с
энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное
игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень
Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я -
шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую
обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает
отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных
последовательностей событий), активно используя не только условные
действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в
процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому
(от одной роли к другой), не заботясь об их связности
3-й уровень
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает
предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в
процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая
оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену
ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно
в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете
воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может
фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке,
конструировании.
Для инициативной личности характерно:
произвольность поведения;
самостоятельность;
развитая эмоционально волевая сфера;
инициатива в различных видах деятельности;
стремление к самореализации;
общительность;
творческий подход к деятельности;
высокий уровень умственных способностей;
познавательная активность.
Наблюдение проводилось в ноябре месяце 2017 года. На момент
обследования в группе находилось 12 человек, от 4.5 – 6лет,2 –
мальчика, 10 – девочек. Есть дети с задержкой речевого развития
,которым требуется помощь учителя логопеда(24.9%) ,есть дети
речевое развитие соответствует возрасту (58.1%), у остальных детей
(16,6%) - чистая речь.
В группе работают два педагога с высшим образованием.
Анализируя творческую инициативу я выявила, что дети активно
разворачивают игру, используют предметы – заместители(4 года),
имеют первоначальный замысел, применяют и обозначает в речи
игровые роли; игра переходит от одного отдельного сюжета к
другому( 4 – 5 лет) ,комбинируют разнообразные сюжеты, используют
разнообразное словесное комментирование(6 лет). Рассматритвая
инициативу как целеполагание и волевое усилие мною было
выявлено , что дети включаются в процесс деятельности, поглощены
процессом, формулируют конечную цель, в процессе работы может
менять цель ,фиксируют конечный результат ,работают над
материалом в соответствии с целью.Анализируя познавательную
инициативу мною выявлено ,что дети проявляют интерес к новым
предметам,манипулируют ими, многократно воспроизводят
действия;задают вопросы относительно конкретных
вещей,высказывают простые предложения,добиваются нужного
результата,способны к рассуждению.
Смотри приложение 1(таблицы)
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции
взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы
поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие
принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Групповой сбор или совет группы
— это часть ежедневного распорядка,
проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте,
когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы,
планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Задачи группового сбора:
формирование доброжелательных отношений между детьми, создание
атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми,
создание общего положительного эмоционального фона, ощущения
психологического комфорта;
обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях,
выявление детских интересов;
формирование мотивации к предстоящей деятельности;
представление информации о материалах в центрах активности на
текущий день и планирование деятельности в центрах;
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и
потребностей.
Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных
подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок
с игрушками , чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться
для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в
групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости,
спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива
принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
В течение дня групповых сборов может быть несколько.
Целесообразно проводить:
-1-ый утренний сбор — после завтрака, перед занятиями в центрах
активности;
-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для
подведения итогов;
-3-ий — после дневного сна
В месте проведения группового сбора должны быть сосредоточены
такие дидактические средства как календари природы, погоды, модели
недели, месяца, правила группы, распорядок дня — все то, что может
являться темой для ежедневного обсуждения.
Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон,
звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на
поиски необходимых средств.
Доска выбора - доска, на которой обозначены центры активности в
фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом
центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман
для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми
дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться
непосредственно в центре активности.
В режиме дня отведено время на занятия по выбору - где дети учатся
самостоятельно делать выбор и реализовывать свои интересы и
способности. Это достигается за счет насыщенной, избыточной
образовательной среды.
Воспитатели принимают на себя ответственность за то, что бы день был
веселым и интересным для детей.
С этой целью организованы Центры активности, которые дают детям
возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный
процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Материалы,
содержащиеся в центрах, стимулируют активность детей, заставляют их
использовать все органы чувств. Создание центров требует
определенной организации помещения и обстановки однако это не
налагает ограничений на игру детей, не привязывает определенных
занятий к определенным центрам.
Группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят
эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых,
практикуются в дружеских взаимоотношениях.
Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию
лежит на воспитателях. Они отвечают за такую организацию учебных
материалов, которая подталкивала бы детей к непрерывным
творческим экспериментам открытиям, решению проблем.
Старшие
дошкольники принимают активное участие в выборе темы, планировании,
сами принимают решение, в каком центре они сегодня будут работать, что
именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему
понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде, как будут
распределены обязанности в совместной работе в центре, какого
результата предполагается достичь.
После выбора центра и планирования работы приходит время
собственно выполнения плана —т. е. работа в центрах. Задания
подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе
с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.
С какими - то из них дети могут справиться самостоятельно, а где - то
выполняют работу при участии воспитателя. Важно обращать
внимание на выбор занятия детьми, на качество их работы, наличие
интереса к занятию не зависимо от того индивидуально они работают
или в группе. Так как центры могут быть выбраны самые разные,
степень самостоятельности ребенка определяется его готовностью к
самостоятельной работе, наличием дружелюбных сверстников, готовых
оказать помощь и поддержку.
Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы,
планировании, сами принимают решение, в каком центре они сегодня
будут работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие
материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде, как
будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого
результата предполагается достичь.
При этом дети имеют возможность перемещаться от центра к центру.
Это возможно только в том случае, если дети взаимодействуют друг с
другом, практикуются в умении договариваться, решать проблемы. А
воспитатели помогают детям размышлять над своими действиями и
способствуют их самообучению, а не руководят этим обучением.
Воспитатели с уважением относятся к идеям детей, взаимодействуют с
детьми, когда они играют или работают.
Завершение занятия может
быть разнообразным. Дети переходят от одной компании к другой,
рассказывают, чем они занимались, что удалось? Что не получилось?
Почему? А можно обсудить эти вопросы и презентовать получившиеся
продукты вернувшись на круг. Это способствует тому, что ребята учатся
анализировать свою работу, делать выводы, давать оценку себе и своим
товарищам.Для правильной
организации по поддержке детской
инициативы использовама Фландерский анализ речи
педагога.Занятие проводилось в ноябре,с детьми 5-6 лет
«Превращение капельки».На полученных данных выявлено: речь
педагога занимает 60% всего занятия.Речевая активность составляет
26.6%.При этом в речи преобладают вопросы закрытого
типа,предполагающие ответы да – нет ,11,4% , а вопросы
стимулирующие мышление ребёнка всего 8.7%,чсто говорит о
низкой речевой активности детей и педагог не стимулирует детей,
т.к. 13.8% высказываний детей составляет по собственной
инициативе, 28% пребладают односложные ответы.
Смотри приложение2.
Необходимо проанализировать РППС для правильной организации.
Разработка РППС должна осуществляться на основе следующих
характеристик детского сообщества:
возрастного состава малышей;
психологической характеристики группы;
количественного соотношения мальчиков и девочек;
социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
окружающей социальной практики.
По мнению доктора психологических наук С.Л. Новоселовой :
«Развивающая предметная среда — это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание
развития его духовного и физического облика. Обогащенная
развивающая среда предполагает единство социальных и природных
средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».
В данном случае понятие «предметная среда» выступает в более узком
смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное
предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с
помощью взрослого осваивает окружающий мир. Для анализа РППС
была взята методика Шмитса Г.К. - разнообразин материалов,снятие
поведенческих ограничений,самостоятельно обустраивают среду под
собственные задачи,чувство контроля среды у ребёнка,связан с
уединением.
Всё пространство я поделила на определённые центры, которые при
желании и необходимости трансформируются.Все предметы доступны
детям,находятся на уровне глаз ребёнка,Центры оснащены большим
количеством развивающих материалов.Дети моей группы
соответствует физическим и психологическим данным.Инвалидов и с
задержкой психического развития нет.
Образовательная область «Социально – коммуникативная»
Центр сюжетно – ролевой игры.
Цель этого направления является приобщение их к
социокультурным нормам,традициям семьи,общества,используются
разные виды:
- дидактические
-подвижные
-сюжетно – ролевые
С\Р игры:
Ателье
Почта
Салон красоты
Парикмахерская
Семья
Центр дежурства
Для дежурства по столовой в группе есть уголок ,где дети видят кто
дежурный, там находятся спецфартуки , платочки, салфетки и
салфетница.
Центр безопасности:
Имеется разнообразный материал по правилам безопасного
поведения на дорогах ,во время пожара.
Сюжетные картинки
Демонстрационный материал
Настольно – печатные игры
Образовательная область «Физическое развитие»
Центр физического развития
Создавая условия я сделала акцент по охране жизни и укреплении
физического и психического здоровья ребёнка:
Имееются картотеки:
Комплекс утренней гимнастики
Комплексы гимнастики после сна
Картотека подвижных игр
Загадки о спорте
Магнитофон
Шапочки для подвижных игр
Наглядные пособия по видам спорта
Спортивный инвентарь сделанный своими руками(массажные
коврики)
Сухой бассейн
маты
Используются виды гимнастики:пальчиковая,для глаз,дыхательная.Но
нет мягких модулей.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Театральный центр
- имеются виды театров:
Пальчиковый
Настольный
Би –ба – бо
Театр на фланелеграфе
Уголок ряжения – шляпы,бусы,кофты,юбки,фуражки.
Музыкальный центр
Детские музыкальные инструменты,иллюстрации
инструментов,магнитофон,но дети его не могут сами включать,нужно
подобрать соответствующее место,дидактические игры на развитие
музыкального слуха.
Центр творческой деятельности
Краски,кисточки разной величины,карандаши,мелки,2 мольберта,
трафареты,фломастеры,раскраски, бумага разной фактуры,настольно
печатные игры( не менее 3 видов) .
Центр уединения
Оборудование: палатка
Центр природы :
- календарь природы
- инвентарь за уходом комнатных растений
- муляжи овощей и фруктов.
Центр эксперементирования:
Различные ёмкости для воды и сыпучих
Весы
Микроскоп,песочные часы, предметы разной величины,веса,формы
Природный материал
Коллекция
шишек,семян,камней,косточек,пуговицы,бусины,магниты,влажные
салфетки,бумажные салфетки,мыло кусковое,мыло
жидкое,одноразовая посуда,коктельные трубочки,наглядные
пособия,коллекция ткани,кожи,меха,песок,глина,воронки разных
размеров,лупы,компас
Центр «Познания»
Счётный наглядный материал,раздаточный материал.
Игры: цвет,форма,величина.
Бизиборды,Игры «числа и цифры», «домики», «Учись считать»,
Дидактические игры:геометрическое лото,домино, чудесный
мешочек,геометрическая мозаика,сложи фигуру, составь
число,танграм,логический куб,логический квадрат,игрушки для
мелкой моторики,вкладыши,пазлы,кубики с картинками,парные
картинки.
Центр строительства: конструкторы,строительный материал
:кубики,кирпичики,каски,инструменты,тематические машины,железна
дорога,автодорога.
Центр книги,литературы.
Худлитература соответствует возрасту и тематике.Знакоство с
писателями и их произведениями.
Центр речевое развитие
Игры на звукопроизношение,звукоподражание,игры и пособия на
развитие фонематического слуха .Имеется картотека
артикуляционных упражнений и игр.
Развивающая среда требует доработки:не хватает мобильной
мебели,нысать центр мелкой моторики,дополнить играми центр
речевого развития.
Вывод: Инициативность – это важнейший показатель детского
интелекта,его развития .
Приложение1
Творческая
Инициатив
а
Наблюдени
е за
Сюжетной
игрой
В
рамках
наличной
предметно
игровой
обстановки
активно
развёртыва
ет
несколько
связанных
по смыслу
игровых
действий
Имеет
первоначальный
замысел,легко
меняющийся в ходе
игры,
принимает
разнообразные
отдельные
сюжетные
эпизоды,подкрепля
е т
у с л о в н ы е
действия
ролевой
речью
Комбинирует
р а з н о о б р а з н ы е
с ю ж е т
эпизоды в новую связную
последовательность,использ
ует развёрнутое словесное
Комментирование
и гр ы
ч е р е з
с о б ы т и я
и
пространство
Алёна Б
изредка
обычно
нет
Евгения Л
изредка
обычно
нет
Катя Я
изредка
обычно
нет
Степан
изредка
обычно
нет
Соня М
изредка
обычно
нет
Арсений
обычно
изредка
нет
Маша Ф
обычно
изредка
изредка
Настя А
обычно
изредка
изредка
Полина
обычно
изредка
изредка
Ксения
обычно
изредка
изредка
Злата
обычно
изредка
изредка
Катя Д
обычно
изредка
изредка
Обычно 49.8% 49.8% -
Изредка 49.8% 33.2% 58.!% -
Нет 0 0 41.5%
Инициатива
как
целеполагани
е и
Волевое
усилие
Поглощён
процессом,конкретна
я цель не
фиксируется,бросает
работу
как только
появляются
отвлекающие
моменты и не
возвращаются к ней
Формулируе
т
Конкретную
цель,в
процессе
работы
может
менять
цель,не
фексируя
конечный
результат
Обозначает
конкретную
цель,удерживает
Её во время
работы,фиксирует
конечный
результат,стремитс
я достичь хорошего
качества,
Возвращается к
прерванной
работе,доводит её
до конца
Настя А
обычно
изредка
нет
Алёна Б
обычно
изредка
нет
Евгения Л
обычно
изредка
нет
Катя Я
обычно
изредка
нет
Степан
обычно
изредка
нет
Арсений
изредка
обычно
нет
Маша Ф
обычно
изредка
нет
Полина
обычно
изредка
нет
Ксения
обычно
изредка
нет
Злата
обчкно
изредка
нет
Катя Д
обычно
изредка
нет
Соня М
обычно
изредка
нет
74.7%
24.9%
91.%
8.3%
99.6%
Коммуникация
Обращает
внимание
сверстника на
интересующие
самого ребёнка
действия
Инициирует
парное
взаимодествие со
сверстниками
через краткое
речевое
предложение –
Побуждение,прояв
ляет
избирательность
В выборе партнёра
Предлагает в
развёрнутой
словесной форме
исходный замысел
–цель;
Договаривается о
распределении
действий,не
ущемляя интересы
других
участников,избира
телен в выборе
Алёна Б
нет
обычно
изредка
Евгения Л
обычно
изредка
нет
Катя Я
изредка
обычно
нет
Стёпа
изредка
обычно
нет
Соня
изредка
обычно
нет
Арсений
изредка
обычно
нет
Маша
изредка
обычно
изредка
Полина
изредка
обычно
Ксения
изредка
обычно
нет
Настя А
изредка
изредка
нет
Злата
нет
обычно
изредка
Катя Д
Изредка
Изредка 66%
Нет 33%
Обычно
Изредка 8.3%
Обычно 91%
Изредка
Нет 8.3%
Изредка 91%
Познавательная
инициатива
Проявляет
интерес к
новым
предметам,
Манипулирует
Ими,
Многократно
воспроизводит
действие
Задаёт вопросы
Относительно
конкретных
вещей,
Высказывает
простое
предложение
Задаёт вопросы
об отвлечённых
вещах,
Обнаруживает
стремление к
Упорядочиванию
Фактов и
предложений.
Способен к
Простому
рассуждению
Алёна Б
обычно
изредка
нет
Евгения Л
обычно
изредка
нет
Катя Я
обычно
изредка
нет
Степан
обычно
изредка
нет
Соня
обычно
изредка
нет
Арсений
обычно
изредка
нет
Маша Ф
обычно
изредка
нет
Настя А
обычно
нет
изредка
Полина
обычно
нет
изредка
Ксения
обычно
нет
изредка
Злата
обычно
нет
изредка
Катя Д
Обычно 99%
Нет 41.2%
Изредка 58%
Изредка41.5%
Нет 58.1%
На данных Фландерсовского анализа отслеживалась речь педагога на
занятии.Анализируя речь педагога речевая активность составляет
26.6%.При этом в речи преобладают вопросы закрытого
типа,которые предполагают ответы да - нет,11.4%, вопросы
стимулирующие мышление ребёнка всего 8.7%,что говорит о низкой
речевой активности детей и педагог не стимулирует детей,т.к. 13.8%
высказываний ребёнка составляет по низкой инициативе,22.8%
преобладают односложные ответы.
См.приложение2.
Необходимо проанализировать РППС.Я использовала методику
Шмита.
Создавая развивающую среду, я уделяла внимание созданию
условий,обеспечивающих безопасность и психологическую
комфортность каждого ребёнка в группе.Предметы мебели
расставлены вдоль стен, это освобождает центр для игр,развивая их
двигательный активности.Учитывала следующие параметры для
создания РППС:
- содержания – насыщенная;
- трансформирующая;
-- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная;
-здоровьесберегающая;
- эстетически- првлекательная;
Проанализировав РППС я сделала следующие выводы: РППС требует
доработки. Требуется дополнить центр речевого развития: дополнить
играми и пособиями на развитие фонематического слуха,подобрать
игры на развитие словаря и грамматического строя речи,игры на
развитие связной речи.Приобрести мягкие модули,облегчённые столы
для малышей. Пополнить центр хъудожественной литературы
новыми книгами.