Напоминание

"Развитие певческих навыков в хоровом классе на примере произведения кантиленного характера"


Автор: Храмушина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель вокально-хорового отделения
Учебное заведение: "Детская школа Искусств №7"
Населённый пункт: г.Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие певческих навыков в хоровом классе на примере произведения кантиленного характера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Храмушина Наталья Николаевна

преподаватель вокально-хоровых дисциплин

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

МАУДО ДШИ №7

г. Набережные Челны

Развитие певческих навыков в хоровом классе на примере

произведения кантиленного характера

Звук

это

есть

основа,

самой

материи

музыки.

Облагораживая

и

совершенствуя звук, мы поднимаем музыку на большую высоту. Основным

видом голосоведения в пении является кантилена, то есть плавное связанное

пение. Кантиленное связанное пение является основой вокально - хоровой

музыки. Работа над звуком – самая трудная работа, так как тесно связана со

слуховыми, эмоциональными и душевными качествами ученика.

Как

известно

струнные

инструменты

обладают

исключительной

певучестью звука, которая имеет вибрато, именно оно придаёт звуку льющийся,

плавный характер. Таким образом, кантиленное пение не только связано с

умением связывать ноты, но и имеет отношение к самому качеству певческого

звука к его свойству иметь льющийся характер. Поэтому красивой кантиленой

обладают лишь хорошо поставленные голоса. Отсюда можно сделать вывод, что

кантилена непосредственно связана с правильным звуковедением, а также и

звукообразованием.

Свободе

звукоизвлечения,

овладению

умением

регулировать

силу

звука,

исполнять

динамические

оттенки

помогает

упражнение на филирование звука. РР < + > РР

В младшем хоре это упражнение приобретает форму игры в "морской

прилив и отлив". Игра заключается в следующем: по дирижерскому жесту

"крещендо" дети постепенно усиливают звучность. Хормейстер сравнивает это

средство

выразительности

с

морским

приливом.

Многие

дети

в

силу

воображения и быстрой возбудимости сразу начинают форсировать звук, почти

кричать, глаза их выражают страх перед надвигающейся стихией. Интересно

наблюдать, как преображаются лица детей, как они стараются соразмерить

динамику звучности своего голоса, и как потом светло, и облегченно звучит

«диминуэндо» - "морской отлив". Боязнь громкого пения приводит к тусклому,

бесцветному звучанию, лишенного насыщенного тембра, звонкости, которое

при нюансе форте у неопытных ребят переходит в крик. Воспитание навыка

звучного

пения

на

правильном

свободном

дыхании

помогает

расширению

динамической

палитры

звуковых

красок,

необходимых

для

выразительного

исполнения. Участники хора учатся владеть своим голосом, динамическими

оттенками, как бы «играть звуком».

При

работе

над

звукообразованием

и

звуковедением

наиболее

трудно

добиться ровного звучания голоса во всех его регистрах. Умение сгладить

регистры на всем диапазоне звучания голоса - основная задача. В результате

обучения

дети

овладевают

различными

видами

звуковедения.

Все

это,

несомненно,

помогает

овладению

техническими

трудностями

и

художественному исполнению разучиваемых произведений. Важным этапом

подготовки вокального произведения к исполнению, после предварительного

разучивания

музыкального

и

поэтического

текста,

является

работа

над

звуковедением и динамикой. От этих навыков зависит цельность, красота и

яркость

художественного

образа.

В

начале

работы

над

звуковедением

и

динамикой

проводится

осмысление

формы,

а

так

же

динамической

кульминации.

И,

кроме

этого,

смысловой

или

по-другому

логической

кульминации, которая заключена в поэтическом тексте, не всегда совпадающей

с динамической. Затем проводится разбор произведения по частям: периодам,

куплетам, предложениям и фразам. При исполнении произведения решаются

также проблемы грамотной фразировки. Содержание речи, текста не будет

понятно, если не ясно членение на фразы. Так и в музыке. Нужно уметь

дослушать фразу, дослушать выдох, провести фразу на одном дыхании, на

одном

непрерывном

движении:

от

начала

через

кульминацию

и

до

конца.

Кропотливой работе над звуковедением, и динамикой, напрямую зависит от

певческого дыхания, и вместе с тем над дикцией и артикуляцией. Как известно,

поются гласные звуки, а согласные произносятся коротко и чётко. Важным

здесь

является

правильное

оформление

гласных.

Одним

из

наиболее

результативных

приёмов

работы

над

звуковедением,–

это

выравнивание

гласных,

исключая

согласные.

Такая

работа

позволяет

быстрее

добиться

кантилены. Определение динамических и смысловых кульминаций внутри фраз

при

пении

приёмом

выравнивания

гласных,

ведёт

к

лучшему

результату

достижения

кантиленности

звуковедения.

Когда

мелодический

отрезок

отработан

данным

способом,

нужно

спеть

его

с

включением

согласных,

удерживая внимание на том, что петь надо, так же как и при выравнивании

гласных, сохраняя оформление гласных звуков, их связность и динамическое

развитие. Согласные при этом обязательно произносить чётко, коротко. После

этого нужно работать над произведением как над единым целым. Исполнять его

полностью,

со

стремлением

к

главной

эмоциональной

кульминации

и

выполнять при этом все внутрифразовые кульминации. Содержание и характер

вокального

произведения

предопределяют

его

звуковое

и

динамическое

оформление. Именно звуковедение и динамика имеют здесь важное, значение.

От

них

зависит

красота,

своеобразие

и

оригинальность.

Вся

вокально-

техническая и художественно-эмоциональная работа направлена, на передачу

всех

авторских

замыслов,

что

ведёт

к

раскрытию

художественного

образа

вокального произведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Л., Бондарь М., Локтев В., Птица К. Искусство хорового пения –

М.,МУЗГИЗ 1963 г.-145 с.

2. Стулова Г.П.

Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для

студ. пед. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр

ВЛАДОС, 2002. — 176 с.

3. Соколов В.Г. – редактор. Работа с детским хором – М., Музыка. 1983г. – 192 с.



В раздел образования