Напоминание

"Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Ильина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "д.с. Колокольчик" р.п. Духовницкое Саратовской области
Населённый пункт: р.п. Духовницкое Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка разработка
Тема: "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей

старшего дошкольного возраста»

Цель

мастер

класса: Повышение уровеня профессионального мастерства

педагогов,

в

развитии

познавательной

активности

детей

старшего

дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами

и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Показать,

как

можно

использовать

путешествие

по

сказке,

игры

в

экспериментальной деятельности детей.

Развивать

познавательный

интерес

к

окружающему

миру,

умение

делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Ход мастер-класса.

Китайская пословица гласит.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Действительно,

дети

дошкольного

возраста

по

природе

своей

пытливые

исследователи

окружающего

мира.

В

старшем

дошкольном

возрасте

у

них

развиваются

потребности

познания

этого

мира,

которые

находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности.

Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми

объектами окружающего мира. Такой подход в дошкольном возрасте, как

известно,

является

игра.

Игра

способствует

углубленному

переживанию

детей, расширению их представлений о мире. Экспериментирование, наравне

с игрой является ведущим видом деятельности. Таким образом, усваивается

все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Сегодня

мы с вами все услышим, увидим и сделаем сами.

Мне очень близка театральная деятельность, поэтому я решила все

опыты показать в виде сказки, считаю это эффективным методом, потому что

детям

так

легче

воспринимать

и

понимать

новую

информацию.

Сказка

называется «Путешествие утенка».

Каждая группа участников мастер-класса поучаствует в проведении

опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы.

Сказка «Путешествие утенка».

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утенок. Его

братья

и

сестры

были

очень

послушными,

а

он

везде

совал

свой

нос.

Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и

он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он отправился по тропинке и

вдруг он заметил на земле маленького муравья. Ему захотелось разглядеть

его поближе. Как можно это сделать?

1

1 . Посадите

насекомое

в

трехлитровую

банку.

Сверху

затяните

горлышко пищевой пленкой, но не натягивайте ее, а наоборот, продавите ее

так,

чтобы

образовалась

небольшая

емкость.

Теперь

завяжите

пленку

веревкой или резинкой, а в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему

это произошло?

Вывод: если смотреть на воду сквозь пищевую пленку, то получим

эффект увеличительного стекла. Тот же эффект получится, если смотреть на

предмет

сквозь

банку

с

водой,

закрепив

его

на

задней

стенке

банки

прозрачным скотчем.

Неподалеку он увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных

цветов, это были кувшинки. Утенок думал, как же до них добраться? На

берегу озера он заметил, качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень

хотел добраться до кувшинок, но боялся, не утонет ли лодочка. Ваши

предположения. Почему лодка не тонет?

2. Возьмите 2 банки:

две пол-литровые и одну литровую. Одну

банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во

вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки

на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать.

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и

плавать в море легче, чем в реке. И лодка не тонет.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на

поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились

на солнышке.

№ 3. Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и

бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но

на

нее

тут

же

начнут

садиться

пузырьки

газа,

похожие

на

маленькие

воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

В ы в од : Но

на

поверхности

пузырьки

лопнут,

и

газ

улетит.

Отяжелевшая

виноградинка

вновь

опустится

на

дно.

Здесь

она

снова

покроется

пузырьками

газа

и

снова

всплывет.

Так

будет

продолжаться

несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Утенок так внимательно наблюдал за цветами, что не заметил, как

пошел

дождик.

Прошло

немного

времени,

и

дождь

закончился,

снова

появилось солнце. Утенок решил порисовать немножко на берегу.

4. Рисование – эксперимент. Звучит песня Ю.Антонова «Море,

море». Настроение прекрасное –

Не хочется скучать.

2

Я забавные картинки

Предлагаю рисовать.

Кляксы разные бывают…

Что они изображают?

С помощью трубочек для коктейля и гуаши разных цветов выдувают

кляксы разных форм на бумагу, а затем рассказывают по очереди, на что

похожа клякса.

Утенок решил путешествовать дальше. Солнышко уже было высоко,

когда

добравшись

на

лодке

до

середины

озера,

утенок

увидел,

как

распускаются эти прекрасные цветы. Почему это происходит?

№ 5. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При

помощи

карандаша

закрутите

лепестки

к

центру.

А

теперь

опустите

кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов

начнут распускаться.

Вывод:

это

происходит,

потому

что

бумага

намокает,

становится

постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что написано на лепестках лотоса: «Тебя поведет

вперед звезда!». Ребята, а вы видите где-нибудь звезду? И я никакой звезды

не

вижу!

Где

же

нам

ее

искать?

Ведь

звезды

всегда

указывали

путь

путешественникам. А может, ее нужно сделать самим?

6 . Посмотрите

на

предметы

на

столе.

(На

столе

в

нескольких

тарелочках разложены по 5 надломленных под прямым углом спичек) из чего

можно сделать звезду? Если капнуть несколько капель воды на сгибы спичек,

они выпрямятся и образуют звезду.

Вывод:

Волокна

дерева

впитывают

воду,

«толстеют»

и

не

могут

сгибаться – выпрямляются. Утенок так внимательно наблюдал за звездами,

что

не

заметил,

как

уснул.

Так

закончилось

путешествие

любопытного

утенка.

Утенку

очень

понравилось

гулять

и

познавать

этот

огромный

и

интересный окружающий мир.

И теперь утёнок на многие вопросы он знал ответы:

1. Почему через банку с водой можно рассмотреть предмет?

2. Почему лодка не тонет?

3. Почему же распускаются кувшинки?

4. Как можно сделать звезду?

Вывод:

Знания,

добытые

самостоятельно,

всегда

являются

осознанными и более прочными. В результате в игре у детей:

- развивается познавательная активность;

3

- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- расширяется кругозор;

- знания о живой и неживой природы.

4



В раздел образования