Автор: Ефимова Татьяна Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Мбоу Сош №6
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа по ИЗО
Тема: "2 класс. Школа России"
Раздел: начальное образование
Аннотация к рабочей программе по изобразительному искусству
2 класс
Рабочая
программа
по изобразительному
искусству составлена в соответствии с
требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования (2009г.), на основе основной образовательной программы начального
общего
образования
МБОУ
СОШ
№6,
примерной
программы
начального
общего
образования
по изобразительному
искусству (М.:
«Просвещение»
2010г.)
с
учётом
авторской
программы В.С.Кузина
«Изобразительное
искусство.
1-4
классы»
(Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя /В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2010г.).
Цель учебного предмета:воспитание гуманиста, личности с духовно-эстетическими
потребностями, способной к творческому труду в любом виде деятельности, готовой
трудиться в новых условиях общественного и индивидуального производства.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования
направлено на достижение следующих задач:
развитие
способности
к
эмоционально-ценностному
восприятию
произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах
своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в
повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной
деятельности;
воспитание
эмоциональной
отзывчивости
и
культуры
восприятия
произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
нравственных
и
эстетических
чувств;
любви
к
родной
природе,
своему
народу,
Родине,
уважения
к
ее
традициям,
героическому
прошлому,
многонациональной культуре.
Программа
рассчитана
на
34
часа
в
год
(1
час
в
неделю). Промежуточная
аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ
№ 6 в форме выставки творческих работ.
Тематическое планирование
№
п/
п
Наименование раздела
Количество
часов
Контрольные
работы
1
Мы рисуем осень.
8
2
Мы рисуем сказку.
8
3
Мои друзья.
10
4
С чего начинается Родина.
8
1
Итого:
34
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
«Рассмотрено»
на заседании методического
объединения учителей
начальных классов
Протокол №
от «» 20 года
Руководитель методического
объединения: ______.
«Согласовано»:
Заместитель директора по
УВР___
от «»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 6
____________
Приказ от
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 2 д класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Авторы-составители:
учителя МБОУ СОШ №6
2017 - 2018 уч. Г.
Пояснительная записка
Рабочая
программа
по изобразительному
искусству составлена в соответствии с
требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования (2009г.), на основе основной образовательной программы начального
общего
образования
МБОУ
СОШ
№6,
примерной
программы
начального
общего
образования
по изобразительному
искусству (М.:
«Просвещение»
2010г.)
с
учётом
авторской
программы В.С.Кузина
«Изобразительное
искусство.
1-4
классы»
(Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя /В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2010г.).
Цель учебного предмета:воспитание гуманиста, личности с духовно-эстетическими
потребностями, способной к творческому труду в любом виде деятельности, готовой
трудиться в новых условиях общественного и индивидуального производства.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования
направлено на достижение следующих задач:
развитие
способности
к
эмоционально-ценностному
восприятию
произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
освоение
первичных
знаний
о
мире
пластических
искусств:
изобразительном,
декоративно-прикладном,
архитектуре,
дизайне;
о
формах
их
бытования
в
повседневном окружении ребенка;
овладение
элементарными
умениями,
навыками,
способами
художественной
деятельности;
воспитание
эмоциональной
отзывчивости
и
культуры
восприятия
произведений
профессионального
и
народного
изобразительного
искусства;
нравственных
и
эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее
традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и ориентирована на
использование
учебника:
Изобразительное
искусство.
2
кл.:
учебник
для
общеобразовательных учреждений / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. – 9-е изд., стереотип. –
М.:
Дрофа,
2014г.,
а
также
методических
пособий
для
учителя:
Изобразительное
искусство. 2 кл.: книга для учителя /В.С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного
искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других
людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а)
сформированность
первоначальных
представлений
о
роли
изобразительного
искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б)
ознакомление
учащихся
с
выразительными
средствами
различных
видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного
искусства;
г) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
д)
получение
детьми
представлений
о
некоторых
специфических
формах
художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с
компьютером,
элементы
мультипликации
и
пр.),
а
также
декоративного
искусства
и
дизайна.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться
совместно
с
учителем
и
другими
учениками
давать
эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться
в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать
полученную
информацию:
делать
выводы
в
результате
совместной работы всего класса.
Сравнивать
и
группировать
произведения
изобразительного
искусства
(по
изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в
учебнике и рабочей тетради алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие
задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б)
оформить
свою
мысль
в
устной
и
письменной
форме
(на
уровне
одного
предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно
договариваться
о
правилах
общения
и
поведения
на
уроках
изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
- о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору
(Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
- об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный,
оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная,
жёлтая, синяя);
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных
правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый – от
смешивания
жёлтой
и
красной
красок,
зелёный
–
от
смешивания
жёлтой
и
синей,
фиолетовый – от смешивания красной и синей).
К концу второго учебного года учащиеся научатся:
-
высказывать
простейшие
суждения
о
картинах
и
предметах
декоративно
-
прикладного
искусства
(что
больше
всего
понравилось,
почему,
какие
чувства,
переживания может передать художник);
-
верно
и
выразительно
передавать
в
рисунке
простейшую
форму,
основные
пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая
ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно
форме;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа
бумаги;
-
передавать
в
рисунках
на
темы
и
иллюстрациях
смысловую
связь
элементов
композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения:
изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше,
изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удалённых предметов;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно - обобщённых форм;
- лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта),
животных
с
натуры
(чучела,
игрушечные
животные),
фигурки
народных
игрушек
с
натуры, по памяти и по представлению;
- составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ СОШ № 6 в форме выставки творческих работ.
Содержание учебного предмета
Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 8 часов.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и
простых по очертанию предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек,
птиц,
цветов)
с
передачей
общего
цвета
натуры.
Развитие
умения
выражать
первые
впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и
эмоций
в
рисунках,
передавать
пропорции,
очертания,
общее
пространственное
расположение,
изображаемых
предметов.
Развитие
способности
чувствовать
красоту
цвета, передавать своё отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая наброски):
-
бабочек;
простых
по
форме
листьев
деревьев
и
кустарников
(вишня,
рябина,
сирень); цветов (садовые: незабудка, ландыш, фиалка и т.д.);
- книг, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец),
фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
- игрушек на ёлку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
- игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т.п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы – 8 часов.
Ознакомление
с
особенностями
рисования
тематической
композиции.
Общее
понятие
об
иллюстрациях.
Иллюстрирование
сказок.
Правильное
размещение
изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами
композиции.
Элементарное
изображение
в
тематическом
рисунке
пространства,
пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально-эстетическое
отношение
к
изображаемым
явлениям,
событиям,
поступкам
персонажей
в
детских
рисунках.
Развитие
зрительных
представлений,
образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания
- рисунки на темы «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями»,
«Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу»,
«Весёлые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
-
иллюстрирование
произведений
литературы:
русских
народных
сказок:
«Гуси-
лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
Декоративная работа – 8 часов.
Знакомство
с
видами
народного
декоративно-прикладного
искусства:
художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель),
русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов
применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной
композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию
симметрии, ритм, элементарные приёмы кистевой росписи.
Примерные задания
-
выполнение
простейших
узоров
в
полосе,
прямоугольнике
для
украшения
несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев; выполнение
орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
- выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного
изображения цветов, птиц для украшения школы;
-
выполнение
эскиза
украшения
для
коврика
из
декоративно
переработанных
бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
- раскрашивание изделий, выполненных на уроке труда.
Лепка – 3 часа.
Лепка листьев деревьев, фруктов. Овощей, предметов быта, птиц и животных с
натуры
(чучела,
игрушечные
животные),
по
памяти
и
по
представлению.
Лепка
простейших тематических композиций.
Примерные задания
-лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по
представлению;
- лепка птиц и животных (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по
памяти или по представлению;
- лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Лётчик в
комбинезоне»;
- лепка по мотивам народных игрушек несложной формы.
Аппликация – 3 часа.
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и
т.п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя,
слона). Использование в узоре аппликации трёх основных цветов и их смешивание.
Примерные задания
- рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных
форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист
картона или бумаги;
- составление сюжетной аппликации на темы: «Праздничный салют», «Моя любимая
игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
Основные темы бесед:
-
прекрасное
вокруг
нас
(натюрморты
художника
Ильи
Машкова
и
других
художников);
- родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве
художника-
пейзажиста
Николая
Ромадина,
звуки
дождя
в
живописи);
городские
и
сельские пейзажи;
- художественно-выразительные средства живописи и графики – цвет, мазок, линия,
пятно, цветовой и световой контрасты; композиция в изобразительном искусстве;
- художники-сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин); художники-анималисты
(творчество Василия Ватагина, животные на картинах и рисунках Валентина Серова и
других художников); выдающиеся русские художники второй половины 19 века: Илья
Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан;
- главные художественные музеи России;
-
русское
народное
творчество
в
декоративно-прикладном
искусстве
(Жостово,
Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная
игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Тематическое планирование
№
п/
п
Наименование раздела
Количество
часов
Контрольные
работы
1
Мы рисуем осень.
8
2
Мы рисуем сказку.
8
3
Мои друзья.
10
4
С чего начинается Родина.
8
1
Итого:
34
Календарно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Дата
по плану
по факту
Мы рисуем осень – 8ч.
1
Рисование на тему «Осень».
Беседа: «Красота летней и осенней природы русского
леса».
2
Рисование
с
натуры
осенних
листьев
деревьев
и
кустарников (вишни, рябины, сирени).
3
Лепка
фруктов,
овощей
(яблок,
груш,
помидоров,
огурцов) с натуры, по памяти или представлению.
Ознакомление
с
натюрморт ами
и з в е с т н ы х
художников (с изображением фруктов и овощей).
4
«Дары осени». Рисование с натуры овощей и фруктов:
помидоров, огурцов, яблок и груш (по выбору).
5-6
Выполнение
эскиза
игрушки-матрёшки
на
основе
декоративно-переработанных цветов и листьев. «Моя
любимая игрушка – матрёшка».
Беседа
на
тему:
«Русское
народное
творчество
в
декоративно-прикладном
искусстве»
(Хохлома,
Полхов - Майдан и др.).
7
Рисование на тему: «Богатый урожай».
Ознакомление
с
произведениями
изобразительного
искусства,
отражающие
трудовую
деятельность
человека.
8
Декоративная работа «Весёлые узоры».
Изделия Полхов-Майдана, посуда Гжели.
Мы рисуем сказку – 8ч.
9
Декоративная работа. «Мы рисуем сказочную птицу».
10
Рисование
с
натуры.
Мы
готовимся
к
рисованию
сказки» - выполнение набросков гуся или лебедя по
памяти.
Изображение
животных
в
декоративно
–
прикладном искусстве. Художники – анималисты.
11
Лепка птиц и животных (по выбору) по памяти или по
представлению.
12-13
Рисование
на
тему.
Иллюстрирование
русской
народной сказки «Гуси-лебеди». Выполнение рисунка
в
цвете.
Ознакомление
с
п р о и з в е д е н и я м и
изобразительного искусства. Беседа о красоте мира
сказок (творчество В.Васнецова, И.Билибина).
14-15
Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку».
Сказочный мир Городецких мастеров.
16
Ознакомление
с
произведениями
декоративно-
прикладного искусства. Беседа о красоте вокруг нас.
Изготовление эскизов игрушек, украшений для ёлки,
карнавальных принадлежностей.
Мои друзья – 10ч.
17-18
Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями».
Ознакомление
с
произведениями
изобразительного
искусства о красоте зимней природы.
19-20
Рисование с натуры игрушечных животных (собаки,
кошки, медведя, кролика, белки).
«Художники - анималисты».
21
Аппликация. «Моя любимая игрушка». Вырезание из
цветной
бумаги
силуэтов
игрушечных
животных
(зайца, кошки, собаки, медведя, слона) наклеивание
их на лист бумаги или картон (сюжетная композиция).
22-23
«Мои
лю би мы е
ж и вот н ы е »
-
в ы п о л н е н и е
орнаментальной
полосы
и
декоративной
работы
в
цвете. Беседа на тему: «Русское народное творчество
в
д е к о р а т и в н о - п р и к л а д н о м
и с к у с с т в е »
(филимоновские
глиняные
свистульки,
дымковские,
богородские деревянные игрушки, сергиевопосадские
игрушечные животные).
24
Лепка тематической композиции «Лыжник с лыжами
в руках» (пластилин).
25-26
Рисование на тему: «Мои друзья».
Беседа
на
тему:
«Родная
природа
в
творчестве
русских художников» (И.Шишкин, И.Левитан).
С чего начинается Родина – 8ч.
27
Рисование на тему: «С чего начинается Родина».
Беседа
на
тему:
«Любовь
русских
художников
к
России».
28
Рисование с натуры бабочек.
Беседа
на
тему:
«Выдающийся
русский
художник
второй половины 19 века – И.Репин».
29-30
Рисование с натуры «Цветы нашей Родины» (цветы
садовые и полевые – незабудки, ландыши, фиалки,
тюльпаны и т.п.). Беседа на тему: «Прекрасное вокруг
нас» – картины К.Коровина, И.Левитана и др.
31-32
Коллективная работа–фриза.
«Здравствуй, весна!»
Беседа
на
тему:
«Главные
художественные
музеи
России»
(Государственная
Третьяковская
галерея,
Государственный
Эрмитаж,
Государственный
музей
имени А.С.Пушкина).
Промежуточная аттестация.
33-34
Составление
сюжетной
аппликации
«Праздничный
салют».
Беседа
на
тему:
«Родная
природа
в
творчестве
русских
художников»
(И.Шишкин,
И.Левитан,
К.Маковский, Н.Ромадин).