Напоминание

Роль общения в жизни ребенка-дошкольника


Автор: Полякова Ольга Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: детский сад №34
Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль общения в жизни ребенка-дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад





РОЛЬ

ОБЩЕНИЯ

В

ЖИЗНИ

РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребенка, анализу процессов, влияющих на ее формирование.
Общение
- одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализации. Часто успех человека зависит не от интеллектуальных качеств, а от того, насколько он умеет строить отношения с людьми. Одним из важнейших личностных качеств являются коммуникативные способности, причем наиболее благоприятный период для их развития – старший дошкольный возраст, когда происходит освоение ребенком мира социальных отношений.
Коммуникативные

способности
– э т о и н д и в и д у а л ь н о - психологические особенности личности, которые обе спечивают эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативные способности включают в себя:  желание вступить в контакт с окружающими;  умение организовать общение: слушать, эмоционально сопереживать собеседнику, выражать свои потребности и чувства;  знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа “я”, нравственных ценностей смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Значение взаимоотношений ребенка со сверстниками огромно, и нарушение их – тонкий показатель отклонений психического развития, так как по мере взросления ребенка группа сверстников оказывает все большее влияние на его поведение и установки. Популярность ребенка в группе сверстников определяется рядом его индивидуальных особенностей – живостью в обращении, внешним видом,
успешностью в ведущей деятельности и др. Ребенок, который мало общается с детьми в группе и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах с окружающими, замкнутости. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, правильный образ “я” складывается у ребенка лишь тогда, когда в этом заинтересованы окружающие. Нарушение коммуникативности в системе взаимоотношений “ребенок – взрослый ” и “ребенок – сверстники” является одним из показателей неблагополучного развития ребенка Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. У дошкольников развивается мотивация общения, впервые открыто проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятыми и принятыми ими. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от этих оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.С детьми, которые не соблюдают правил в игре, демонстрируют отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает избирательность в общении, которая строится на осознаваемой, мотивированной основе. Неадекватные отношения со сверстниками в дошкольном возрасте являются важным индикатором неблагополучия в личностном развитии. Причины неэффективности общения детей могут быть связаны с низким уровнем развития коммуникативных навыков и умений; либо с несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения


В раздел образования