Автор: Полякова Ольга Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: детский сад №34 Населённый пункт: город Рыбинск Ярославская область Наименование материала: статья Тема: Роль общения в жизни ребенка-дошкольника Раздел: дошкольное образование
РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания,
кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях,
приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы
требованиям общества на современном этапе исторического развития. Вот
почему сегодня мы обращаемся к личности ребенка, анализу процессов,
влияющих на ее формирование.
Общение
-
одна
из
самых
важных
человеческих
потребностей,
основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и
в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять
самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально
ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни базовой
для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и
являющейся условием их успешной реализации.
Часто успех человека зависит не от интеллектуальных качеств, а от
того, насколько он умеет строить отношения с людьми. Одним из важнейших
личностных
качеств
являются
коммуникативные
способности,
причем
наиболее благоприятный период для их развития – старший дошкольный
возраст, когда происходит освоение ребенком мира социальных отношений.
Коммуникативные
способности
–
э т о
и н д и в и д у а л ь н о -
психологические
особенности
личности,
которые
обе спечивают
эффективность
ее
общения
и
совместимость
с
другими
людьми.
Коммуникативные способности включают в себя:
желание вступить в контакт с окружающими;
умение организовать общение: слушать, эмоционально сопереживать
собеседнику, выражать свои потребности и чувства;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими.
Предназначение дошкольного возраста заключается не столько в
овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его
личности: самооценки и образа “я”, нравственных ценностей смыслов и
установок,
а
также
социально-психологических
особенностей
в
системе
отношений с другими людьми.
Значение
взаимоотношений
ребенка
со
сверстниками
огромно,
и
нарушение их – тонкий показатель отклонений психического развития, так
как по мере взросления ребенка группа сверстников оказывает все большее
влияние на его поведение и установки.
Популярность ребенка в группе сверстников определяется рядом его
индивидуальных особенностей – живостью в обращении, внешним видом,
успешностью в ведущей деятельности и др.
Ребенок, который мало общается с детьми в группе и не принимается
ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим,
чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому
понижению самооценки, возрастанию робости в контактах с окружающими,
замкнутости.
В
общении
возникают
более
или
менее
устойчивые
представления
ребенка
о
самом
себе.
Общение
играет
весьма
существенную
роль
в
становлении и развитии самосознания, правильный образ “я” складывается у
ребенка лишь тогда, когда в этом заинтересованы окружающие.
Нарушение коммуникативности в системе взаимоотношений “ребенок
–
взрослый
”
и
“ребенок
–
сверстники”
является
одним
из
показателей
неблагополучного развития ребенка
Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника.
У
дошкольников
развивается
мотивация
общения,
впервые
открыто
проявляется
потребность
в
хорошем
к
себе
отношении
со
стороны
окружающих людей, желание быть понятыми и принятыми ими. Дети в
совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в
зависимости
от
этих
оценок
проявляют
или
не
проявляют
взаимные
симпатии.С детьми, которые не соблюдают правил в игре, демонстрируют
отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь
дело.
Возникает
избирательность
в
общении,
которая
строится
на
осознаваемой, мотивированной основе.
Неадекватные отношения со сверстниками в дошкольном возрасте
являются
важным
индикатором
неблагополучия
в
личностном
развитии.
Причины неэффективности общения детей могут быть связаны с низким
уровнем
развития
коммуникативных
навыков
и
умений;
либо
с
несформированностью
тех
видов
деятельности,
по
поводу
которых
дети
устанавливают самостоятельные активные отношения