Напоминание

"Клуб Поиск"


Автор: Мышкина Наталья Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Кировская СОШ№2
Населённый пункт: п. Вороново, Целинский район, Ростовская область
Наименование материала: программа по дополнительному образованию
Тема: "Клуб Поиск"
Раздел: среднее образование





Назад




Российская Федерация

Отдел образования

Администрации Целинского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа №2

347763 п.Вороново, Целинский район, Ростовская область, ул. Озерская, 2

Тел. 8(863-71)9-43-33 E–mail: school2@celina.

donpac.

ru

Рекомендована Утверждаю

педагогическим советом Директор МБОУ Кировская СОШ №2

протокол № _____ ________ Коробкина Е. Г

от « » _________ 2016г. « » _________ 2016г.

Зам. директора по ВР

_________ Фомина Н.В

Направленность: социально – педагогическая

образовательная программа

дополнительного образования детей

Клуб «Поиск»

педагог дополнительного

образования: Мышкина Н.А

возраст обучающихся:

средний и старший школьный

срок реализации: 1 год

п. Вороново 2016 год

1

Образовательная программа по дополнительному образованию.

Составитель: Мышкина Наталья Александровна, учитель истории МБОУ

Кировская СОШ № 2

Методический материал предназначен для учителей - историков, краеведов,

руководителей школьных музеев. В пособии собраны нормативные и

программные материалы, охарактеризованы виды и формы образовательной и

воспитательной работы школьного музея, его ресурсы в изучении истории

основания, развития поселка и организации краеведческой работы в школе с

помощью музейных технологий, намечены возможные модели взаимодействия с

другими музеями и образовательными учреждениями.

2

Содержание

1.

Содержание проблемы и ее актуальность стр. 4- 8

2.

Перечень учебных тем стр. 9- 10

3.

Тематическое планирование стр. 12- 14

4.

Методическое обеспечение стр. 15

5.

Дидактический материал стр. 16

6.

Список используемой литературы стр. 17

3

1.

Содержание проблемы и ее актуальность.

На рубеже XX – XXI вв. вновь возникла необходимость воспитания

патриотизма у россиян. Интерес к нравственным качествам людей, нормам их

поведения к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам

приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в

духовном облике человека. Чувство гордости и патриотизма у юного гражданина -

это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся

эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором

его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Нельзя

допустить, чтобы наши юноши и девушки были безразличны к происходившему и

происходящему.

По данным социологических исследований, в российском обществе существенно

изменилось отношение к таким ценностям, как Отечество, патриотизм, долг,

честь, достоинство, знание своего народа, верность героическим традициям. При

этом необходимо помнить, что любовь и уважение к своей стране, своему

Отечеству начинается для каждого человека с любви и гордости за свой родной

город, поселок, со своей малой Родины, со знания ее истории, традиций. В

настоящее время одной из основных задач, стоящих перед учителем, является

воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному

краю. В нашей области, районном центре, селе есть свои особенности

исторического развития, специфика культуры и природы, составляющие тот

потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к

своей малой Родине. Поэтому учащихся необходимо знакомить не только с

достижениями страны, но и с успехами людей, проживающих рядом с ними.

Сведения краеведческого характера более близки и понятны учащимся и

способствуют формированию у них познавательного интереса к изучаемому

предмету. Для того, чтобы сделать школу конкурентной на рынке образовательных

услуг, школа должна производить продукт, нужный родителям учеников. Таким

продуктом может стать культура и грамотность учащихся и учителей,

возвращенная на утраченных в последнее время ценностях - Отечество,

патриотизм, верность, героизм, честь, долг, достоинство.

Приоритетным направлением воспитательной работы МБОУ Кировская

4

СОШ №2 является патриотическое воспитание детей, осуществляемое в ходе

реализации целевой программы «Формирование социально - активной,

творческой личности через приобщение к духовным ценностям и традициям

Малой Родины». А так же посредством преподавания учебных предметов, во

время внеклассных мероприятий, занятий в секциях, кружках, которые ребенок

посещает по своему личному выбору.

Основной базой для ведения патриотического и гражданского воспитания

является школьный музей. Современный учебно - воспитательный процесс уже

трудно представить без музея, так как

идет передача культурного опыта через

педагогический

процесс

в

условиях

работы

школьного

музея

и

непосредственного общения с подлинными памятниками истории, культуры и

искусства.

Образовательная

среда

музея

активно

влияет

на

формирование

творческих начал личности ребенка.

Образовательная деятельность и просветительская работа музея включает в себя:

лекции, дополнительные занятия, уроки истории, и т.д. Взаимодействие музея

школьного с другими музеями нередко воплощается в ярких, запоминающихся для

учеников событиях. Они закладывают основу сотрудничества и становятся

корневой системой. Ребята активно работают, и все хотят принять участие в

обсуждении увиденного, ответить на поставленные учителем вопросы. Эта

программа - возвращение к духовности, настоящей культуре, к воспитанию

мыслящих людей, умеющих анализировать информации, сопереживать. Дети

активно включаются в разговор о поселке, его красоте и его особенностях, что

характерно для интеллектуального роста учеников, расширение их кругозора,

желание посетить исторические музеи.

Программа клуба «Поиск» органично вписываются в образовательную

систему школы, закладывая основы для расширенного и углубленного восприятия

мира личностью, обогащая позитивный опыт ребенка, являясь средством

приобщения к духовным, гуманитарным достижениям человечества.

Особое место уделяется индивидуальной работе со школьниками, результатом

которой являются тематическое сообщение, сочинение, участие в дискуссиях.

Подготовка самостоятельных экскурсий по предложенным выставкам, проводимая

школьниками старших классов в начальных классах и среднем звене. Защита

рефератов помогают подростку творчески раскрепоститься и сосредоточиться на

определенных задачах, формируют умение грамотно формулировать мысли

педагогу, они дают возможность развивать мышление ребенка. В итоге эти дети

будут стремиться максимально разнообразить свой досуг, стремиться к общению с

людьми интеллектуального круга.

В эпоху всеобщей коммерциализации, активного насаждения далеко не лучших

образчиков пресловутой «массовой культуры» музеи остаются едва ли не

5

единственными островками духовной чистоты и надежды на возрождение.

Именно в музеях можно восхититься произведением рук человека, почувствовать

время, ощутить влияние эпохи на человека.

Образовательно - воспитательная функция музея огромна. В воспитании

детей роль музея определяется их основной функцией, заключающейся в

документировании объективных процессов, происходящих в жизни природы и

общества на основе вещественных памятников. Став элементами музейной

экспозиции предметы приобретают значение символа конкретной эпохи или

явления. Отсюда основная цель детских музейно-педагогических программ –

помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык.

Данная программа определяет эффективные и определенные способы решения

заявленных выше проблем.

Данная программа позволяет создать эффективную модель, в которой учебно ––

воспитательные задачи решаются на основе широкого подхода к воспитанию

посредством связи внеурочной деятельности с учебным процессом.

Основной

базой

для

ведения

патриотического

и

гражданского

воспитания

является школьный музей, который ведет свою работу по четырем направлениям:

1. История основания и развития конезавода имени Кирова.

2. Навечно в памяти народной (Великая Отечественная война, горячие

точки – Афганистан, Чечня).

3. Развитие основных отраслей хозяйства.

4.Школа – начало дорог.

Музей возник как результат работы поисковых отрядов и поисково –

краеведческих экспедиций. Каждый экспонат в музее обладает значительными

возможностями по нравственно – эмоциональному воздействию на школьников.

Поэтому программа клуба «Поиск» формирует социально - активную, творческую

личность через приобщение к духовным ценностям и традициям Малой Родины.

Новизна

данной программы состоит в том, что:

- в ее образовательном содержании превалирует подход к реализации творческих

способностей ребят, в котором особенности личности человека и его отношения

с другими людьми и миром в целом рассматриваются как результат

многомерного взаимодействия индивида, общества, культуры;

- в педагогическом плане, установки на глобальность сознания последовательно

сочетаются с позитивным эмоционально-ценностным отношением к отдельному

человеку и человеческим общностям – своему и другим народам, своей семье,

товарищам по учебной группе, к самому себе;

6

- в методическом плане активное приобщение учащихся к исследовательской и

проектной творческой деятельности на основе историко – краеведческого

материала, ребята овладевают основами журналистики и социального анализа.

Цели программы:

Создание условий для становления творческой, свободной личности,

способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к

окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру,

способной ее достойно наследовать и приумножать.

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения

к прошлому и настоящему своего поселка;

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Реализация познавательных потребностей в сфере краеведения;

Развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой,

исследовательской работе;

Формирование чувства гордости за родной поселок, родную историю.

Эти цели соответствуют ФГОС и программе развития нашей школы:

«

Создание

условий

для

становления

творческой

личности,

адаптивной

и

адекватной на индивидуальном, личном и социальном уровнях, способной жить в

гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и

любящей свою культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать ».

Они помогут построить деятельность и общение в школьном сообществе на

принципах

выбора

и

самовыражения,

творчества

и

успеха, доверия

и

поддержки.

Для достижения приоритетной цели работы клуба «Поиск», необходимо

решить следующие задачи:

Сформировать у учащихся целостную систему знаний по истории

основания поселка Вороново, его культурном развитии, через духовно-

эмоциональную деятельность, через приобщение к общечеловеческим и

национальным ценностям;

Сформировать ориентацию учащихся на развитие стремления к духовному

совершенствованию и самосовершенствованию;

Продолжать воспитывать чувство гордости и любви к своему поселку, к

его культуре, людям, основавшим его.

Развивать навыки осмысленного участия в документировании истории

поселка.

Развивать творческие способности учащихся, коммуникативные умения.

Используемые современные педагогические технологии:

7

проблемное обучение;

технологи сотрудничества;

проектные методы в обучении;

алгоритмическая технология;

здоровьесберегающие технологии;

использование исследовательского метода в обучении;

информационно-коммуникационные технологии;

технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и

других видов обучающих игр;

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать / понимать:

Место и роль поселка в истории Донского края;

Источники комплексного изучения родного края, значимость культурного

наследия своей Малой Родины;

Этапы освобождения Целинского района от фашистских захватчиков;

Кто являлся защитником своей Родины в годы ВОВ;

Участников, выполнявших свой гражданский долг в союзных Республиках (Чечня

и Афганистан);

Восстановление хозяйства в послевоенный период;

Становление школы в поселке;

Виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения

поселка.

Уметь:

- Осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

- соотносить историю своей семьи и поселка;

- вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей

семьи, поселка;

- показывать на карте и описывать географическое положение п. Вороново.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с

людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной

среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в

пополнении музейного фонда в школе, учебных и общественных мероприятиях

по поиску и охране памятников истории и культуры);

- объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении

проблем местного сообщества.

8

Перечень учебных тем.

1.

История основания и развития

конного завода имени Кирова

(8 часов)

История основание поселка. Распашка земель и заселение людьми. Развитие

поселка до 1917 года. Размещение усадьбы конезаводчика Михайлюкова –

Воеводина. Переименование поселка в 1926 г .в конезавод «Сальский» , его

включение в состав военного конного завода им 1-й конной армии, как

производственное отделение по выращиванию конного молодняка. Изменения,

произошедшие в 1935 г. и переименование в военный конезавод им. С.М. Кирова.

Свидетельства архивных материалов, взятых из областного архива.

«Кировский конный завод» - многоотраслевое, высокорентабельное хозяйство,

включающее в себя продуктивное животноводство, развитое животноводство, а

также большой комплекс перерабатывающих и торговых предприятий.

2.Навечно в памяти народной (15часов)

События Великой Отечественной войны. Активная роль односельчан в защите

своего Отечества. Обелиски и братские могилы на территории поселка, где

умирали солдаты за свою Родину. Рассказы ветеранов ВОВ о страшных событиях

тех дней. Подарки ветеранов, в фонд школьного музея:

награды, полученные за защиту своего Отечества:

Амельченко Я.Н, Воробьев И.Ф.

3 тома книг Ивановой З.И.: «Защита Москвы», «Сталинградская

битва», «Курская дуга».

земля Подмосковная в гильзе 1941г, которую защищал Лопатин Ф.А.

События 80-90 - х гг. выполнение интернационального долга нашими земляками

в горячих точках. Оказание интернациональной помощи нашему соседу

Афганистану.

Достойное несение своей службы нашими земляками ( Бахолдин

Александр, Вакуленко Юрий, Горобец Валерий, Саяпин Сергей, Тютюнников

Сергей и другие).

9

3.

Развитие основных отраслей хозяйства (5часов)

Выращивание лошадей тракенинской породы. Награды и победы лошадей -

выходцев из поселка Вороново, приносящих славу конезаводу и российскому

спорту. Стабильный спрос на питомцев завода. Выступления известных мастеров

спорта на кировских лошадях. Лошадей тракененской породы предпочитают и

ведущие спортсмены России – Наталья и Харлам Симонии. Проведение конкура

на своей территории. Развитие растениеводческой отрасли. Популярность

поселка, увеличение победителей на различных соревнованиях.

Занятие призовых мест лошадьми поселка на скаковых дорожках на

соревнованиях Ростовского ипподрома, Москвы, за границей. Приезд

покупателей лошадей коннозаводчиков из Дании, Англии, Франции, Америки и

других стран.

В 1973 году в заводе проходил международный аукцион, на котором

самой дорогой лошадью стал жеребец по кличке Хорлей, выращенный в нашем

хозяйстве. Его купил итальянец сеньор Лоторэс за 9 тыс. 100 долларов.

Тракененская порода лошадей была завезена в конезавод № 159 им.С.М.

Кирова в 1945 году.

Свиноводство.

Начало разведение свиней в 1940 году (белая крупная порода).

Отличие пород свиней по внешнему виду, величине, продуктивности,

скороспелости.

Животноводство.

Разведение красной степной породы коров (живой вес скота средней

величины коровы до 420-450 кг, быки 650-700кг).

Полеводство.

Увеличение посевной площади после постановления правительства о распашке

целинных и залежных земель. Выращивание

с/х культур: пшеница яровая и

озимая, ячмень, просо, овёс, рожь, кукуруза, травы на сено.

4. Школа – начало дорог (6 часов)

10

Первая (начальная) школа для детей степного хуторка 1936 г.

Преобразование школы в семилетнюю. Первый директор - Адамец Емельян

Федорович. Расположение классных комнат.

1952-1979 г. директор - Голубцов Феодосий Леонтьевич. Постройка нового трех

этажного здания школы в 1974г. Руководитель школы сегодня.

Оснащение школы техническими средствами обучения (это и компьютеры;

интерактивные доски; музыкальные центры; планшетники; МФУ; DVD; сканеры

и многое другое).

11

Учебно-тематическое планирование.

( основная школа 5-11 классы.)

п/п

Тема

дата

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

История основания и развития

конного завода имени Кирова

(п. Вороново).

8

5

3

2.

Навечно в памяти народной

15

7

8

3.

Развитие основных отраслей

хозяйства

5

2

3

4.

Школа – начало дорог

6

2

4

12

Дидактическ

ие единицы

региональног

о

компонента

ГОС по

истории

Кла

ссы

Ресурсы школьного краеведческого

музея

Формы

работы

История

основания

п. Вороново

5-11

Страницы

истории

5-11

1. Экспозиции Музея истории

основания поселка.

2. История развития коневодства

3.Имение Воеводина - Михайлюкова

Лекция

Экскурсия

Сбор

информации

Мой

любимый

поселок

5-11

1. Викторина об истории создания

поселка

2. Встреча с родственниками сторожил

поселка

Лекция.

Поисковые

задания.

Тематические

уроки

Музей

поселковый -

хранитель

исторического

наследия.

5-11

Информация о первых директорах

Конного завода им. Кирова

Экскурсия

Навечно в

памяти

народной.

5-

11

13

Конный завод

в годы ВОВ

5-

11

1. Великая Отечественная война

2. Поиск информации о людях –

односельчанах, принимавших участие в

войне.

3. Встреча с ветеранами, оказание

посильной помощи.

4. Экспозиции боевой славы.

5. Участие в митинге, посвященному

Дню Победы.

6. Акция: «Доброе утро Ветеран!»

Тематический

урок

Поисковая

деятельность.

Экскурсия

Участие в

митинге.

Поздравление

ветеранов

Праздник со

слезами на

глазах.

5-

11

1.Уборка Братской могилы.

2. Наведение порядка у Стеллы .

3. Возложение цветов к памятнику -

погибших.

Выполнение

интернациона

льного долга.

5-

11

1. Встреча с воинами –

интернационалистами.

2. «Юноши присягают Отчизне».

3. Оформление стендов, посвященных

памяти погибших в годы ВОВ и воинов

– интернационалистов , не

вернувшихся из Чеченской и

Афганской войн.

Внеклассное

мероприятие,

круглый стол.

Просмотр

фильма:

«Девятая

рота».

Оформление

папок –

раскладушек.

Школа –

начало

дорог!

5-11

Страницы

истории

школы.

5-11

Какой ты была школа, твои успехи и

проблемы.

Экскурсия.

Тематический

урок.

Школа, в

которой я

учусь.

5-11

Любимая школа – ты гордость моя!

Ближайшие родственники бывших

выпускников.

Тематический

урок.

Составление

коллажа

Школа – ты

гордость моя!

5-11

Моя школа – лучшая!

Дискуссия

14

Методическое обеспечение.

Методическое обеспечение программы включает: методику проведения

поисковых заданий, методику проведения индивидуальных заданий, методику

организации учебно – исследовательской деятельности учащихся, методику

сплочения учебной группы, методы личностного развития учащихся.

Формы занятий.

Поисковые задания ведутся в форме встреч, бесед с очевидцами разных событий,

групповых дискуссий.

Практическая часть заданий включает выполнение практических работ по

поиску различных фактов, с коллективной обработкой данных, учебно –

практические экскурсионные занятия.

Теоретические занятия проводятся в лекционной, дискуссионной или

исследовательской форме, включая самостоятельный библиографический поиск,

реферирование, подготовку интернет - обзоров, докладов и сообщений.

Контроль знаний учащихся идет не только в форме тестов и опросов, но и в форме

практической пробы сил – от выступлений на занятиях до защиты учебно-

исследовательский работ на классных часах. Индивидуальные занятия проводятся

по запросам учащихся, в основном с теми из них, кому требуется помощь в

подготовке, проведении и защите учебно-исследовательских работ. Данный вид

работы требует от педагога дополнительного образования специальной

подготовки, соблюдения прав ребёнка.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся

проводится в

разных организационный формах – от выполнения индивидуальный и групповых

учебных исследований, которые достаточно упрощенно моделирует

исследовательскую работу, до организации временной учебной «мини -

лаборатории».

15

Ребята получают возможность сокращенно познакомится с полным циклом

исследования – от знакомства с проблемой, замысла, постановки цели, разработки

плана и подбора методов до презентации и защиты полученных результатов.

Темпы роста отдельных учащихся в качестве юных следопытов – исследователей

индивидуальны. В работе могут принимать участие наиболее самостоятельные,

способные и ответственные из обучающихся.

Методика сплочения учебной группы включает методы формирования группы,

укрепления межличностных связей. Это поддержка неформального общения

между обучающимися, способствующие межличностному взаимодействию,

становлению эмоционального контакта.

Дидактический материал.

1.

Наглядные пособия: стенды; альбомы; учебные видеофильмы по истории

развития района; слайды.

2.

Дидактические разработки отдельных тем для педагога.

Техническое оснащение занятий:

- компьютер с периферическими устройствами (принтер, сканер, для

отдельных занятий – проекционный аппарат);

- оргтехника: ксерокс, цветовой ксерокс/ принтер, аудиомагнитофон, телевизор,

видеомагнитофон, видеокамера;

- помещение, оборудованное доской и экраном;

- расходные материалы: дискеты; CD-R и CD-RW диски; аудио и видеокассеты;

бумага для печати и размножения дидактических материалов; бумага писчая,

альбомные листы для рисования, карандаша простые и цветные, фломастеры.

Формы подведения итогов реализации программы.

Выступления обучающихся с мини - докладами на проведении классных часов

и их участие в конкурсах реферативных и исследовательских работ; оценка

содержания и формы выступлений всеми членами учебной группы и

педагогом.

Кроме того, существенными итогами можно считать выбор частью

обучающихся направления своего дальнейшего образования,

профессиональной деятельности или хобби в соответствии с направленностью

программы.

16

Список используемой литературы:

1.

Материалы Государственного Архива Ростовской области.

2.

Материалы Государственного Архива Целинского района

3.

Газетные публикации.

4.

Многочисленные беседы с очевидцами, участниками событий того

времени.

5.

Воспоминания пережитого современниками различных событий.

6.

С.К. Дебелый. Г.Ростов на Дону. 2003год. «Целина Донская»

(Документальная повесть).

7.

С.К. Дебелый. 2005год. Донской издательский дом. «Целина

Донская» (Документальная повесть).

17

18



В раздел образования