Напоминание

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.


Автор: Скульбеда Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: Мурманская область г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Скульбеда Е.С.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Театрализованная

деятельность,

к а к

о д и н

и з

в и д о в

игровой деятельности,

оказывает

существенное

влияние

на

ход развития

личности

ребенка

дошкольного

возраста,

н а

его художественно-эстетическое развитие.

Театрализованная

деятельность

как

средство

художественно-

эстетического развития детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными

возможностями

для

восприятия,

понимания

и

эмоциональной

отзывчивости

на

произведения

искусства,

которые

заставляют

волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Художественно-эстетическое

развитие

предполагает

развитие предпосылок

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства:

словесного,

музыкального,

изобразительного,

мира

природы;

становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру;

формирование

элементарных

п р е д с т а в л е н и й

о

в и д а х

и с к у с с т в а ;

в о с п р и я т и е

музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование

сопереживания

персонажам художественных

произведений;

р е а л и з а ц и ю

с а м о с тоя т е л ь н о й

т в о рч е с ко й деятельности

детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Театрализованная

деятельность является

неисчерпаемым

источником развития

чувств,

переживаний,

эмоциональных

открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является

важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого

для организации совместной деятельности детей.

Театр –

явление

социальное.

В театре общение

происходит

между

тремя

группами

людей:

драматургами

и

авторами,

исполнителями, аудиторией.

Одна из самых очевидных функций театрального искусства во

всех

его

формах

состоит

в

том,

что

бы

дать

человеку

дополнительную эмоциональную стимуляцию.

В театрализованной

деятельности

развиваются такие

психические

процессы

как

внимание,

память,

мышление,

воображение, восприятие и, конечно же, она оказывает большое

влияние на развитие связной речи детей.

В

п е р и о д дошкольного

детства

те ат ра л и зова н н а я

деятельность вступает в пору своего расцвета. В ней усложняются

сюжеты, она приобретает все более творческий характер.

О д н о й

и з

х а р а к т е р н ы х

ч е р т

р е б е н к а дошкольного

возраста является стремление воплотить в своей театрализованной

деятельности образы

своего

воображения,

фантазии,

что,

несомненно, способствует творческому развитию личности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая

возможность

раскрытия

творческого

потенциала

ребенка,

воспитания творческой направленности личности, художественно-

эстетического развития каждого ребенка.

Театрализованную игру

делят

на

две

группы:

игры

драматизации

и

режиссерские

игры.

К

режиссерским

играм

относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры.

П о д

п о н я т и е м « р еж и с с е р с к и е

и г р ы » подразумеваются

самостоятельные

игры

с

различными

мелкими

предметами,

которыми

ребенок

манипулирует

как

режиссер,

сам

создает

сюжеты, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании

сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования

игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр

состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного

объекта

реальности

на

другой.

Сходство

игр

с

режиссерской

работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены,

то есть организует пространство, исполняет все роли или просто

сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок –

режиссер

приобретает

умение «видеть

целое

раньше

частей»,

которое,

является

основой

для развития воображения

как

новообразования дошкольного

возраст а.

Таким

о б р а з о м ,

понятие « р е ж и с с е р с к а я

и г р а » с в я з а н о

с

понятием «театральность».

Игры

драматизации

предполагают

произвольно е

воспроизведение,

какого–либо

сюжета

в

соответствии

со

сценарием.

Они

основываются

на

действиях

исполнителя.

«Драматизировать

значит

разыгрывать

в

лицах

какое-либо

литературное

произведение,

сохраняя

последовательность

рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей».

Драматизация,

обе спечивающая

активно сть детей и

поддерживающая

их

внимание,

способствует

сознательному

усвоению учебного материала и развитию связной речи. Поэтому в

процессе

обучения

должны

широко

использоваться

постановка,

инсценировка рассказов и песен, игры, в которых дети воображают

себя кем–то, теневой театр, а так же мимика и жест в песне, при

чтении поэзии и литературных текстов.

Театр –

э т о

в с е о б ъ е м л ю щ и й

и

с и н т е т и ч е с к и й

вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец,

изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему

одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение

мира, в отличие от других видов искусства (живописи, музыки,

поэзии).

Театрализованная

деятельность,

как

один

из

видов

игровой деятельности,

оказывает

существенное

влияние

на

ход развития

личности

ребенка

дошкольного

возраста,

на

его художественно-эстетическое

развитие.

Характерными

особенностями т е а т р а л и з о в а н н о й

д е я т е л ь н о с т и являются

литературная

или

фольклорная

основа

содержания

и

наличие

зрителей.

Театрализованные и г р ы

п р е д с т а в л я ю т

собой «рубежный» вид деятельности,

связанный

с

литературным

и художественным

творчеством,

в

которой

происходит

перенос

а к ц е н т а

с

п р о ц е с с а

и г р ы

н а

е е

р е з у л ь т а т.

Э т о

разновидность художественной

деятельности,

состоящей

из

трех

этапов:

восприятия,

исполнения

и

творчества.

Участвуя

в театрализованной деятельности, дети дошкольники знакомятся с

окружающим

миром

через

образы,

краски,

звуки.

Большое

и

разностороннее

влияние театрализованной

деятельности на

личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не

навязчивое педагогическое средство.

Занятие театрализованной

деятельностью,

независимо

от

формы проведения, способствуют раскрепощению детей, снятию у

них

излишнего

психического

и

физического

напряжения,

поддерживают

ровное

положительно

эмоционально

окрашенное

настроение и хороший уровень работоспособности, а так же эти

занятия способствуют развитию правильной связной речи.

Художественно-эстетическое

восприятие д е т е й

в

театрализованной

деятельности,

не

сводится

к

пассивной

констатации

известных

сторон

действительности.

Ребенку

– дошкольного

возраста доступна

внутренняя

активно сть

содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в

в о о б р а ж а е м ы х

о б с т о я т е л ь с т в а х .

Д е т и дошкольного

возраста обладают также способностью понимать внутренний мир

персонажей

и

их

противоречивый

характер.

Это

позволяет

использовать театрализованную

деятельность и

в

нравственном

воспитании детей,

когда

разнополярные

эталоны

становятся

для

ребенка

значимыми

не

только

при

соотнесении

себя

с

положительным персонажем, но и отрицательным. Благодаря этому

зарождаются

социальные

чувства,

эмоциональные

отношения

к

событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка,

но и для окружающих.

В

рамках театрализованной игры

существуют

широкие

возможности

формирования

определенных

действий

для

выражения

эмоций,

то

есть художественного моделирования

эмоций.

Т а к и м

о б р а з о м ,

н е о т ъ е м л е м ы м

э л е м е н т о м

и

важнейшим средством художественно-эстетического развития детей

дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Это

обусловлено

тем,

что

ребенок,

занимаясь театрализованной

д ея тельн о стью ,

овлад евает

о сн ов н ы ми

к ул ьт у р н ы м и

способами д е я т е л ь н о с т и ,

п р о я в л я е т

и н и ц и а т и в у

и

самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,

познавательно-исследовательской деятельности,

конструировании, художественно-эстетической деятельности.

Список литературы:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.,

1991.

2.

Зворыгина

Е.

В.

Первые

сюжетные

игры

малышей

/

Зворыгина Е. В. - М., 2000.

3 .

К а р п и н с к а я

Н .

С .

И г р ы

д р а м а т и з а ц и и

в развитии творческих способностей детей // Художественное слово

в воспитании дошкольников. – М., 1972.

4.

Слепович

Е.

С.

Игровая деятельность

дошкольников

/

Слепович Е. С. – М., 1989.



В раздел образования