Автор: Скульбеда Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: Мурманская область г. Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Скульбеда Е.С.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Театрализованная
деятельность,
к а к
о д и н
и з
в и д о в
игровой деятельности,
оказывает
существенное
влияние
на
ход развития
личности
ребенка
дошкольного
возраста,
н а
его художественно-эстетическое развитие.
Театрализованная
деятельность
как
средство
художественно-
эстетического развития детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными
возможностями
для
восприятия,
понимания
и
эмоциональной
отзывчивости
на
произведения
искусства,
которые
заставляют
волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Художественно-эстетическое
развитие
предполагает
развитие предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства:
словесного,
музыкального,
изобразительного,
мира
природы;
становление
эстетического
отношения
к
окружающему
миру;
формирование
элементарных
п р е д с т а в л е н и й
о
в и д а х
и с к у с с т в а ;
в о с п р и я т и е
музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания
персонажам художественных
произведений;
р е а л и з а ц и ю
с а м о с тоя т е л ь н о й
т в о рч е с ко й деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Театрализованная
деятельность является
неисчерпаемым
источником развития
чувств,
переживаний,
эмоциональных
открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является
важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого
для организации совместной деятельности детей.
Театр –
явление
социальное.
В театре общение
происходит
между
тремя
группами
людей:
драматургами
и
авторами,
исполнителями, аудиторией.
Одна из самых очевидных функций театрального искусства во
всех
его
формах
состоит
в
том,
что
бы
дать
человеку
дополнительную эмоциональную стимуляцию.
В театрализованной
деятельности
развиваются такие
психические
процессы
как
внимание,
память,
мышление,
воображение, восприятие и, конечно же, она оказывает большое
влияние на развитие связной речи детей.
В
п е р и о д дошкольного
детства
те ат ра л и зова н н а я
деятельность вступает в пору своего расцвета. В ней усложняются
сюжеты, она приобретает все более творческий характер.
О д н о й
и з
х а р а к т е р н ы х
ч е р т
р е б е н к а дошкольного
возраста является стремление воплотить в своей театрализованной
деятельности образы
своего
воображения,
фантазии,
что,
несомненно, способствует творческому развитию личности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая
возможность
раскрытия
творческого
потенциала
ребенка,
воспитания творческой направленности личности, художественно-
эстетического развития каждого ребенка.
Театрализованную игру
делят
на
две
группы:
игры
–
драматизации
и
режиссерские
игры.
К
режиссерским
играм
относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры.
П о д
п о н я т и е м « р еж и с с е р с к и е
и г р ы » подразумеваются
самостоятельные
игры
с
различными
мелкими
предметами,
которыми
ребенок
манипулирует
как
режиссер,
сам
создает
сюжеты, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании
сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования
игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр
состоит в том, что ребенок начинает переносить функции с одного
объекта
реальности
на
другой.
Сходство
игр
с
режиссерской
работой состоит в том, что ребенок сам придумывает мизансцены,
то есть организует пространство, исполняет все роли или просто
сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок –
режиссер
приобретает
умение «видеть
целое
раньше
частей»,
которое,
является
основой
для развития воображения
как
новообразования дошкольного
возраст а.
Таким
о б р а з о м ,
понятие « р е ж и с с е р с к а я
и г р а » с в я з а н о
с
понятием «театральность».
Игры
–
драматизации
предполагают
произвольно е
воспроизведение,
какого–либо
сюжета
в
соответствии
со
сценарием.
Они
основываются
на
действиях
исполнителя.
«Драматизировать
–
значит
разыгрывать
в
лицах
какое-либо
литературное
произведение,
сохраняя
последовательность
рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей».
Драматизация,
обе спечивающая
активно сть детей и
поддерживающая
их
внимание,
способствует
сознательному
усвоению учебного материала и развитию связной речи. Поэтому в
процессе
обучения
должны
широко
использоваться
постановка,
инсценировка рассказов и песен, игры, в которых дети воображают
себя кем–то, теневой театр, а так же мимика и жест в песне, при
чтении поэзии и литературных текстов.
Театр –
э т о
в с е о б ъ е м л ю щ и й
и
с и н т е т и ч е с к и й
вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец,
изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему
одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение
мира, в отличие от других видов искусства (живописи, музыки,
поэзии).
Театрализованная
деятельность,
как
один
из
видов
игровой деятельности,
оказывает
существенное
влияние
на
ход развития
личности
ребенка
дошкольного
возраста,
на
его художественно-эстетическое
развитие.
Характерными
особенностями т е а т р а л и з о в а н н о й
д е я т е л ь н о с т и являются
литературная
или
фольклорная
основа
содержания
и
наличие
зрителей.
Театрализованные и г р ы
п р е д с т а в л я ю т
собой «рубежный» вид деятельности,
связанный
с
литературным
и художественным
творчеством,
в
которой
происходит
перенос
а к ц е н т а
с
п р о ц е с с а
и г р ы
н а
е е
р е з у л ь т а т.
Э т о
разновидность художественной
деятельности,
состоящей
из
трех
этапов:
восприятия,
исполнения
и
творчества.
Участвуя
в театрализованной деятельности, дети дошкольники знакомятся с
окружающим
миром
через
образы,
краски,
звуки.
Большое
и
разностороннее
влияние театрализованной
деятельности на
личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не
навязчивое педагогическое средство.
Занятие театрализованной
деятельностью,
независимо
от
формы проведения, способствуют раскрепощению детей, снятию у
них
излишнего
психического
и
физического
напряжения,
поддерживают
ровное
положительно
эмоционально
окрашенное
настроение и хороший уровень работоспособности, а так же эти
занятия способствуют развитию правильной связной речи.
Художественно-эстетическое
восприятие д е т е й
в
театрализованной
деятельности,
не
сводится
к
пассивной
констатации
известных
сторон
действительности.
Ребенку
– дошкольного
возраста доступна
внутренняя
активно сть
содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в
в о о б р а ж а е м ы х
о б с т о я т е л ь с т в а х .
Д е т и дошкольного
возраста обладают также способностью понимать внутренний мир
персонажей
и
их
противоречивый
характер.
Это
позволяет
использовать театрализованную
деятельность и
в
нравственном
воспитании детей,
когда
разнополярные
эталоны
становятся
для
ребенка
значимыми
не
только
при
соотнесении
себя
с
положительным персонажем, но и отрицательным. Благодаря этому
зарождаются
социальные
чувства,
эмоциональные
отношения
к
событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка,
но и для окружающих.
В
рамках театрализованной игры
существуют
широкие
возможности
формирования
определенных
действий
для
выражения
эмоций,
то
есть художественного моделирования
эмоций.
Т а к и м
о б р а з о м ,
н е о т ъ е м л е м ы м
э л е м е н т о м
и
важнейшим средством художественно-эстетического развития детей
дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Это
обусловлено
тем,
что
ребенок,
занимаясь театрализованной
д ея тельн о стью ,
овлад евает
о сн ов н ы ми
к ул ьт у р н ы м и
способами д е я т е л ь н о с т и ,
п р о я в л я е т
и н и ц и а т и в у
и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании, художественно-эстетической деятельности.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.,
1991.
2.
Зворыгина
Е.
В.
Первые
сюжетные
игры
малышей
/
Зворыгина Е. В. - М., 2000.
3 .
К а р п и н с к а я
Н .
С .
И г р ы
–
д р а м а т и з а ц и и
в развитии творческих способностей детей // Художественное слово
в воспитании дошкольников. – М., 1972.
4.
Слепович
Е.
С.
Игровая деятельность
дошкольников
/
Слепович Е. С. – М., 1989.