Напоминание

"Музыкальные кроссворды как средство расширения кругозора дошкольников"


Автор: Ширяева Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: Башкортостан г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные кроссворды как средство расширения кругозора дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальные кроссворды для

дошкольников как средство

повышения познавательного

интереса к образовательной

деятельности

Современный

детский

сад

должен

пробуждать

у

детей

стремление

к

реализации

своих

способностей.

Необходимым

условием

развития

этого

является

активизация образовательной

деятельности

дошкольников.

Благодаря познавательному

интересу ребёнок

лучше

усваивает

знания

и

расширяет кругозор. И что очень важно: объём изучаемого материала должен

увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на воспитанников, а через

использование

инновационных

дидактических средств,

разработанных

с

использованием информационных технологий.

Для повышения эффективности

обучения

используются

элементы

занимательности, подавая материал необычным, нетрадиционным способом

– через игры, кроссворды, сканворды, занимательные задачи, ребусы.

Почему кроссворды

для

детей

самый

интересный способ

закрепить

полученные

знания?

Наверно,

потому

что

детские кроссворды являются

у в л е к а т е л ь н ы м

в р е м я п р о в о ж д е н и е м

и

д л я

д е т е й ,

и

д л я

взрослых. Кроссворды н е з а м е н и м ы

п р и

о б у ч е н и и

р е б е н к а .

Разгадывая кроссворд,

ребенок

закрепляет

слова

и

понятия

изучаемой

предметной области, у него начинает работать не пассивное запоминание,

а деятельное.

Это повышает уровень

эффективного

усвоения

материала

в

несколько раз. Не раз было подмечено, что именно тот материал, который

был подкреплен активными средствами обучения, оставался в памяти на всю

жизнь, а пассивно заученный – был утрачен через небольшой промежуток

времени.

Музыкальные кроссворды – это особый вид интеллектуальной игры. Такое

дидактическое средство не

только

увлечет

ребенка

красочными

яркими

иллюстрациями,

но

и

поможет

в

развитии.

Достоинство музыкальных

кроссвордов заключается в том, что они вносят в познавательный процесс

игровой

элемент,

активизируют

умственную деятельность,

стимулируют

сознательный поиск в изучаемой области. Кроме того, кроссворды являются

прекрасным средством для контроля знаний воспитанников.

Целью

создания

данного

дидактического средства является

рассмотрение

нетрадиционных

форм

обучения,

стимулирование

проявления

активности

в образовательной деятельности. Кроме того, кроссворды используются при

обучении с целью контроля знаний для повышения понимания изучаемых

понятий

Музыкальные кроссворды содержат игровые и учебные задачи:

расширить

кругозор,

овладеть

определенными

знаниями,

умениями,

навыками

• развить логику мышления

• тренировать зрительную память, сообразительность, интуицию, смекалку.

с близить

дет ско-родительские

отношения

при

с о вм е с т н ом

решении кроссворда

Кроссворды не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект

процессу

обучения,

но

и

способствуют

развитию

поисково-творческих

способностей

воспитанников,

умения

применять

свои

знания,

быстро

ориентироваться

в

приобретенных

сведениях.

Они

служат

превосходным

тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность

самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами, сообщая

тем

самым

заряд

душевной

бодрости.

Решение кроссвордов эффективно

после изучения определенного раздела, и музыкальный руководитель может

с т а в и т ь

р а з л и ч н ы е

з а д а ч и

п е р е д

в о с п и т а н н и к а м и

п р и

разгадывании кроссвордов.

Существуют музыкальные

кроссворды разной

тематики

из

раздела

во сприятия музыки,

пения, музыкальных

инст рументов.

Включая д о ш ко л ь н и ко в

в

и н т е л л е к т у а л ь н у ю

игру, музыкальный р у ко в од и т е л ь

в

н е т р а д и ц и о н н о й ( а

з н а ч и т

более интересной для воспитанников) форме проверяет их знания, прочность

и глубину усвоения пройденного материала, выявляет, какие именно вопросы

нуждаются в объяснении.

Использование кроссвордов

в

непосредственной

образовательной

деятельности целесообразно при соблюдении ряда условий:

• заранее проверить доступность кроссворда, учесть возрастные особенности

детей, уровень их подготовки

• создать на занятии ситуацию естественной игры

• включить в ходе решения элемент состязаний между детьми

• предусмотреть обсуждение ответов

Кроме того, чтобы не пропадал интерес у детей к разгадыванию кроссвордов,

надо разнообразить и х

ф о р м у

и содержание:

ч а с т ь

и з

н и х

д а в а т ь

индивидуально (тогда оценке подлежат успехи отдельного ребенка, а часть

коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее

количество слов). Некоторые кроссворды можно отгадывать всей группой,

учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого.

О ч е н ь

п о л е з н ы й

в и д

с а м о с т о я т е л ь н о й

р а б о т ы

д е т е й

составление музыкальных

кро ссвордов с амими

в о с п и т а н н и к а м и .

Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует хорошего

знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.

При

этом

большое

внимание

уделяется

именно

формулировке

вопросов,

потому

что

проблема

постановки

вопросов

это

проблема

развития

высококачественного

мышления.

Ребенок

не

может

правильно

сформулировать

вопрос

о

процессе,

который

он

глубоко

не

осмыслил.

Поэтому,

при

анализе

составленных кроссвордов необходимо

учитывать

к ач е с т в о

п о с т а в л е н н ы х

в о п р о с о в .

Та к и м образом,

кач е с т в о

сформулированного

вопроса

свидетельствует

о

понимании

пройденного

материала. При изображении игрового поля кроссворда следует стремиться к

тому,

чтобы

оно

выглядело

цельным

рисунком,

было

привлекательно

и

эстетично. При анализе кроссворда оценивается красота, лаконичность всей

работы

свободного

пространства

на

поле кроссворда,

самого

поля.

Таким образом,

помимо

обучающей

цели

при

составлении кроссворда,

преследуется еще и цель эстетического развития личности ребенка. Нередко

решение, а тем более составление кроссворда требует

от

ребенка

умения

работать

с

книгой,

что

способствует

также

развитию

ценных

качеств

личности,

вырабатывает

настойчивость,

способность

сопоставлять,

обостряет сообразительность,

побуждает

к

расширению

и

углублению

знаний,

тренирует

память,

расширяет

кругозор,

вырабатывает

умение

доводить

дело

до

конца,

стимулирует интерес

к

музыке.

Составленные

детьми кроссворды должны «работать», их можно предлагать другим детям

в

группе,

что

возможно

только

после

тщательной

проверки,

анализа,

доведения до «ума». Анализируя сказанное, можно утвердительно заявить,

что музыкальный кроссворд – мощное дидактическое средство музыкального

руководителя,

соединяющее интеллектуальное

занятие

и

з а б а ву,

размышление

и

развлечение,

что

открывает

новые

подходы

к

обучению дошкольников

Использование музыкальных кроссвордов в образовательной деятельности –

это не просто новое веяние времени, это необходимость. Они позволяют

показать любой процесс, происходящий в музыкальном развитии, в действии;

наглядно отобразить объекты, изучаемые в образовательной деятельности и

многое другое.



В раздел образования