Автор: Ширяева Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: Башкортостан г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальные кроссворды как средство расширения кругозора дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Музыкальные кроссворды для
дошкольников как средство
повышения познавательного
интереса к образовательной
деятельности
Современный
детский
сад
должен
пробуждать
у
детей
стремление
к
реализации
своих
способностей.
Необходимым
условием
развития
этого
является
активизация образовательной
деятельности
дошкольников.
Благодаря познавательному
интересу ребёнок
лучше
усваивает
знания
и
расширяет кругозор. И что очень важно: объём изучаемого материала должен
увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на воспитанников, а через
использование
инновационных
дидактических средств,
разработанных
с
использованием информационных технологий.
Для повышения эффективности
обучения
используются
элементы
занимательности, подавая материал необычным, нетрадиционным способом
– через игры, кроссворды, сканворды, занимательные задачи, ребусы.
Почему кроссворды
для
детей
–
самый
интересный способ
закрепить
полученные
знания?
Наверно,
потому
что
детские кроссворды являются
у в л е к а т е л ь н ы м
в р е м я п р о в о ж д е н и е м
и
д л я
д е т е й ,
и
д л я
взрослых. Кроссворды н е з а м е н и м ы
п р и
о б у ч е н и и
р е б е н к а .
Разгадывая кроссворд,
ребенок
закрепляет
слова
и
понятия
изучаемой
предметной области, у него начинает работать не пассивное запоминание,
а деятельное.
Это повышает уровень
эффективного
усвоения
материала
в
несколько раз. Не раз было подмечено, что именно тот материал, который
был подкреплен активными средствами обучения, оставался в памяти на всю
жизнь, а пассивно заученный – был утрачен через небольшой промежуток
времени.
Музыкальные кроссворды – это особый вид интеллектуальной игры. Такое
дидактическое средство не
только
увлечет
ребенка
красочными
яркими
иллюстрациями,
но
и
поможет
в
развитии.
Достоинство музыкальных
кроссвордов заключается в том, что они вносят в познавательный процесс
игровой
элемент,
активизируют
умственную деятельность,
стимулируют
сознательный поиск в изучаемой области. Кроме того, кроссворды являются
прекрасным средством для контроля знаний воспитанников.
Целью
создания
данного
дидактического средства является
рассмотрение
нетрадиционных
форм
обучения,
стимулирование
проявления
активности
в образовательной деятельности. Кроме того, кроссворды используются при
обучении с целью контроля знаний для повышения понимания изучаемых
понятий
Музыкальные кроссворды содержат игровые и учебные задачи:
•
расширить
кругозор,
овладеть
определенными
знаниями,
умениями,
навыками
• развить логику мышления
• тренировать зрительную память, сообразительность, интуицию, смекалку.
•
с близить
дет ско-родительские
отношения
при
с о вм е с т н ом
решении кроссворда
Кроссворды не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект
процессу
обучения,
но
и
способствуют
развитию
поисково-творческих
способностей
воспитанников,
умения
применять
свои
знания,
быстро
ориентироваться
в
приобретенных
сведениях.
Они
служат
превосходным
тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность
самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами, сообщая
тем
самым
заряд
душевной
бодрости.
Решение кроссвордов эффективно
после изучения определенного раздела, и музыкальный руководитель может
с т а в и т ь
р а з л и ч н ы е
з а д а ч и
п е р е д
в о с п и т а н н и к а м и
п р и
разгадывании кроссвордов.
Существуют музыкальные
кроссворды разной
тематики
–
из
раздела
во сприятия музыки,
пения, музыкальных
инст рументов.
Включая д о ш ко л ь н и ко в
в
и н т е л л е к т у а л ь н у ю
игру, музыкальный р у ко в од и т е л ь
в
н е т р а д и ц и о н н о й ( а
з н а ч и т
более интересной для воспитанников) форме проверяет их знания, прочность
и глубину усвоения пройденного материала, выявляет, какие именно вопросы
нуждаются в объяснении.
Использование кроссвордов
в
непосредственной
образовательной
деятельности целесообразно при соблюдении ряда условий:
• заранее проверить доступность кроссворда, учесть возрастные особенности
детей, уровень их подготовки
• создать на занятии ситуацию естественной игры
• включить в ходе решения элемент состязаний между детьми
• предусмотреть обсуждение ответов
Кроме того, чтобы не пропадал интерес у детей к разгадыванию кроссвордов,
надо разнообразить и х
ф о р м у
и содержание:
ч а с т ь
и з
н и х
д а в а т ь
индивидуально (тогда оценке подлежат успехи отдельного ребенка, а часть
коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее
количество слов). Некоторые кроссворды можно отгадывать всей группой,
учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого.
О ч е н ь
п о л е з н ы й
в и д
с а м о с т о я т е л ь н о й
р а б о т ы
д е т е й
–
составление музыкальных
кро ссвордов с амими
в о с п и т а н н и к а м и .
Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует хорошего
знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий.
При
этом
большое
внимание
уделяется
именно
формулировке
вопросов,
потому
что
проблема
постановки
вопросов
–
это
проблема
развития
высококачественного
мышления.
Ребенок
не
может
правильно
сформулировать
вопрос
о
процессе,
который
он
глубоко
не
осмыслил.
Поэтому,
при
анализе
составленных кроссвордов необходимо
учитывать
к ач е с т в о
п о с т а в л е н н ы х
в о п р о с о в .
Та к и м образом,
кач е с т в о
сформулированного
вопроса
свидетельствует
о
понимании
пройденного
материала. При изображении игрового поля кроссворда следует стремиться к
тому,
чтобы
оно
выглядело
цельным
рисунком,
было
привлекательно
и
эстетично. При анализе кроссворда оценивается красота, лаконичность всей
работы
–
свободного
пространства
на
поле кроссворда,
самого
поля.
Таким образом,
помимо
обучающей
цели
при
составлении кроссворда,
преследуется еще и цель эстетического развития личности ребенка. Нередко
решение, а тем более составление кроссворда требует
от
ребенка
умения
работать
с
книгой,
что
способствует
также
развитию
ценных
качеств
личности,
вырабатывает
настойчивость,
способность
сопоставлять,
обостряет сообразительность,
побуждает
к
расширению
и
углублению
знаний,
тренирует
память,
расширяет
кругозор,
вырабатывает
умение
доводить
дело
до
конца,
стимулирует интерес
к
музыке.
Составленные
детьми кроссворды должны «работать», их можно предлагать другим детям
в
группе,
что
возможно
только
после
тщательной
проверки,
анализа,
доведения до «ума». Анализируя сказанное, можно утвердительно заявить,
что музыкальный кроссворд – мощное дидактическое средство музыкального
руководителя,
соединяющее интеллектуальное
занятие
и
з а б а ву,
размышление
и
развлечение,
что
открывает
новые
подходы
к
обучению дошкольников
Использование музыкальных кроссвордов в образовательной деятельности –
это не просто новое веяние времени, это необходимость. Они позволяют
показать любой процесс, происходящий в музыкальном развитии, в действии;
наглядно отобразить объекты, изучаемые в образовательной деятельности и
многое другое.